Конструктивные и функциональные характеристики объекта кондиционирования — торгового центра Количество этажей — пять этажей плюс один подземный. Площадь кондиционируемых помещений — 12 тыс. м2. Назначение кондиционируемых помещений: ❏ первый этаж: продовольственный супермаркет, магазин бытовой техники; ❏ второй этаж: торговые отделы одежды, обуви, мобильных телефонов; ❏ третий этаж: магазины детских и спортивных товаров, ресторан быстрого питания; ❏ четвертый этаж: офисные помещения, ресторан; ❏ пятый этаж: офисные помещения; ❏ подземный этаж: автостоянка. Высота этажа — 4 м. Торговые площади, примыкающие к фасаду здания Для помещений, примыкающих к фасаду здания, характерно влияние на тепловой режим солнечной радиации. Хотя зачастую стараются ограничить количество солнечных лучей, поступающих в помещения — товар лучше смотрится при фиксированном, заранее подобранном искусственном освещении. Поэтому устанавливают различные жалюзи и шторы, по минимуму пропускающие солнечный свет. Но если свет задержать шторами возможно, то тепловая энергия, переносимая солнечными лучами, практически вся остается на шторах (а значит, в кондиционируемом помещении) и частично (до 50 %) отражается от жалюзи. Торговые площади в центре здания На величину теплопоступлений главным образом влияют величина освещения и теплопоступления от людей. Характер изменения теплоизбытков совершенно отличается от теплопоступлений в помещения, находящиеся близко к фасаду здания — отсутствуют теплопритоки от солнечной радиации летом и нет теплопотерь через ограждающие конструкции зимой. На величину теплопоступлений в большей степени оказывает влияние количество посетителей. Фактически в любой период года из этих помещений необходимо отводить тепло. Давайте внимательно посмотрим на график, изображенный на рис. 1. Кривые теплопоступлений не совпадают, функциональные зависимости разные. Поэтому если мы применим общую систему кондиционирования воздуха с регулировкой температуры по одному контрольному помещению (однозональную), то получим в результате несбалансированную систему, которая не может дать поддержание температуры в обслуживаемых помещениях даже в пределах ±2 °С. Для комфортного микроклимата в торговых центрах необходимо применять многозональные системы кондиционирования воздуха комбинированного типа. Например, фреоно-воздушные (VRF-система и воздушный кондиционер) или водовоздушные (система «чиллер–фанкойл» и воздушный кондиционер). Выбор типа и мощности внутренних блоков Существуют четыре основных типа внутренних блоков: настенные, кассетные, канальные и напольно-потолочные. В торговых центрах оптимально применение именно кассетных внутренних блоков, т.к. они обладают следующими преимуществами: 1. не требуют привязки к внутренним или наружным стенам помещения, т.к. встраиваются в подвесной потолок; 2. не занимают полезной площади помещения, т.к. встраиваются в подвесной потолок; 3. обладают четырехсторонним распределением воздуха, что создает комфортное равномерное охлаждение помещений, без эффекта «сквозняков» и холодных потоков воздуха; 4. стандартно содержат встроенный дренажный насос, что позволит разместить все дренажные трубопроводы в пространстве подвесного потолка. Мощность охлаждения внутренних блоков при уменьшении температуры внутреннего воздуха падает. Это является следствием уменьшения градиента температуры на теплообменнике, что в свою очередь приводит к потерям мощности по холоду внутреннего блока. Примечательно, что потери мощности внутренних блоков для систем «чиллер– фанкойлы» значительно больше, чем потери VRF-систем. Одно из основных преимуществ внутренних блоков VRF-систем — стабильность холодопроизводительности. Шумовые характеристики внутренних блоков Система кондиционирования торговых центров по назначению относится к комфортному кондиционированию. Шум — бесспорно негативный для человека результат работы кондиционера. Поэтому важнейший фактор комфортности — уровень звукового давления внутренних блоков. Чем меньше уровень шума кондиционера, тем лучше. Важно, что сравнение систем кондиционирования воздуха нужно производить в одинаковых условиях, при одинаковой производительности по холоду. Еще нужно отметить тот факт, что расчетным режимом работы внутреннего блока является режим максимальной скорости вращения вентилятора, т.к. именно при максимальной скорости кондиционер может выдать расчетную (максимальную) производительность. Поэтому вызывает удивление, что в некоторых каталогах (как правило, рекламных) приводится мощность кондиционера при большой скорости вентилятора, а уровень шума при малой. Уровень звукового давления кассетных внутренних блоков двух типов систем приведен в табл. 1. Уровень звукового давления внутренних блоков AUGA кассетного типа VRF-системы серии V General (Japan) значительно меньше, чем уровень шума кассетных фанкойлов CWC Lennox. Теперь давайте посмотрим на предельные уровни звукового давления для различных помещений нашего торгового центра — см. табл. 2. С точки зрения максимальной величины уровня шума, подходят для установки как внутренние блоки VRF-системы серии V, так и фанкойлы Lennox. Но не надо забывать, что в табл. 2 приведен именно максимальный уровень шума, который идет не только от системы кондиционирования, а суммируется от многих различных источников. К тому же в пределах одного помещения устанавливаются несколько внутренних блоков. Поэтому для рассматриваемого торгового центра внутренние блоки AUGA кассетного типа VRF-системы V General (Japan) предпочтительнее. Расход электрической энергии За счет отсутствия циркуляционных насосов и потерь холода по длине трубопроводов максимальный расход электроэнергии (установочная мощность) для VRF-систем значительно меньше, чем для систем «чиллер– фанкойлы» даже при использовании высокоэффективных чиллеров, при одинаковой полезной холодопроизводительности систем. Заключение Таким образом, в рассматриваемом торговом центре оптимально использование именно VRF-системы серии V General (Japan) в связи со следующими ее преимуществами: 1. Особенности теплового и воздушного режима помещений торговых центров показывают оптимальность применения комбинированных (например, VRF V и система вентиляции) систем центрального кондиционирования для подобных объектов. 2. Для кондиционирования помещений со свободной компоновкой торговых площадей удобнее с точки зрения размещения и воздухораспределения использовать внутренние блоки кассетного типа серии AUGA. 3. Уровень шума кассетных внутренних блоков системы V General (Japan) значительно меньше аналогичных по мощности моделей фанкойлов. 4. Энергопотребление всего объекта при использовании VRF-системы нового поколения V General (Japan) значительно меньше, чем при использовании системы «чиллер–фанкойл» даже при использовании высокоэффективных чиллеров с винтовыми компрессорами. 5. Стоимость 1 кВт холода (оборудование, материалы и монтаж) при кондиционировании торгового центра с помощью VRFсистемы V General (Japan) составила около $ 730. В пересчете на 1 м2 кондиционируемой площади (140 Вт/м2) стоимость систем составляет около $ 100/м2. Это практически равно капитальным затратам для чиллерных систем.