Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

«Зелёный» дайджест

(0) (1072)
Опубликовано в журнале СОК №3 | 2016

Представляем вниманию читателей очередную подборку новостей из области «зеленых» технологий.

«Зелёный» дайджест . 3/2016. Фото 1

«Зелёный» дайджест . 3/2016. Фото 2

«Зелёный» дайджест . 3/2016. Фото 3

«Зелёный» дайджест . 3/2016. Фото 4

«Зелёный» дайджест . 3/2016. Фото 5

«Зелёный» дайджест . 3/2016. Фото 6

«Зелёный» дайджест . 3/2016. Фото 7

В Липецке начнут производить солнечные батареи

С подобной инициативой выступил германский инвестор. Представители компании Energie mit System, занимающаяся изучением возобновляемых источников энергии, работой над технической часть её получения и аккумулированная, посетили Липецк. Бизнесменам региона было предложено наладить выпуск солнечных электрогенераторов. Использовать энергию, накопленную в погожие дни, в первую очередь рекомендовано для отопления домов, а также обеспечения их горячей водой.

Известно, что подготовка площадки под будущее предприятие уже идёт полным ходом. Компания «Солинком», широко известная на рынке, планирует в скором времени запустить здесь производство мультикристаллического кремния для фотовольтаических панелей. Их коллеги из «АВТ» намереваются выпускать проволоку, способную резать подобные кристаллы для дальнейшей работы с этим сырьём.

«Зелёный» дайджест . 3/2016. Фото 8

Революция в сфере электротранспорта может оказаться радикальнее, чем ожидалось

Революция в сфере электротранспорта может оказаться радикальнее, чем ожидалось. Такой вывод сделало агентство Bloomberg в опубликованном исследовании. Продажи электрокаров изменят не только авторынок, но и рынок энергоносителей. Из информации, приведённой на сайте Energyland.info, революция в сфере электротранспорта может оказаться более радикальной, чем кажется многим правительствам и нефтяным компаниям.

В новом исследовании американское агентство Bloomberg New Energy Finance (BNEF) предполагает, что из-за снижения цен на аккумуляторы в течение 2020-х годов в большинстве стран электромобили станут более экономичными, чем бензиновые или дизельные. В исследовании прогнозируется, что продажи электромобилей достигнут 41 млн к 2040 году, что составит 35 % от продаж новых легковых автомобилей. Это почти в 90 раз больше аналогичного показателя 2015 года, когда в мире было продано 462 тыс. электромобилей, на 60 % больше, чем в 2014-м.

Рост продаж электромобилей повлияет не только на авторынок. Исследования показывают, что рост продаж приведёт к тому, что к 2040 году четверть машин на дорогах будут электромобилями. Вместо потребления 13 млн баррелей сырой нефти в день, они будут потреблять 1,9 ТВт-ч электроэнергии, что составляет 8 % мирового потребления электроэнергии в 2015 году. Уже к 2023 году спрос на нефть из-за электромобилей может упасть на 2 млн баррелей в сутки.

Колин МакКэрракер (Colin McKerracher), аналитик BNEF: «В основе этого прогноза лежит наше исследование цен на автомобильные батареи. Цены на литий-ионные батарея уже упали на 65 % с 2010 года, достигнув $350 за кВтч в прошлом году. Мы ожидаем, что цены на аккумуляторы будут значительно ниже $ 120 за кВт-ч в 2030 году и продолжат падать после появления новых технологий в химии аккумуляторов».

Салим Морси (Salim Morsy), старший аналитик и автор исследования, отметил: «Наш основной прогноз основан на восстановившейся цене на сырую нефть в $ 50, с дальнейшим трендом обратно до $70 за баррель или выше к 2040 году. Если цена на нефть упадёт до $20 и останется на этом уровне, это лишь отсрочить массовое распространение электромобилей в начале 2030 годов».

Рынок электромобилей в настоящее время сильно зависит от стремления людей опробовать новые технологии и их заботы об окружающей среде, а также от правительственного стимулирования в таких странах, как Китай, Нидерланды и Норвегия. И хотя к настоящему времени в мире продано уже более 1,3 млн электромобилей, они всё ещё составляют менее 1 % от новых продаж легкового транспорта.

Электромобили можно разделить на два типа — чистые электромобили, использующие для движения лишь запасённую в аккумуляторах энергию, и гибриды, имеющие резервный двигатель для подзарядки. Лидеров продаж автомобилей первого типа последние шесть лет остаётся Nissan Leaf, а самым продаваемым гибридом — Chevrolet Volt.

Исследования показывают, что на рынках без дополнительного стимулирования совокупная стоимость владения электромобилем станет ниже чем для автомобиля с двигателем внутреннего сгорания к середине 2020 годов, даже если последние будут продолжать повышать экономичность на 3,5 % в год. Предполагается, что электрокары с батареей в 60 кВт-ч смогут проезжать 200 миль на одной зарядке, а их стоимость будет в пределах $ 30-50 тыс. Первое поколение таких электромобилей станет хитом продаж в ближайшие 18 месяцев с момента запуска Chevy Bolt и Tesla Model 3.

Автор исследования также добавил: «В ближайшие несколько лет стоимость владения электрокарами будет падать, но всё ещё будет превышать показатели для традиционных автомобилей. Поэтому мы ожидаем что продажи электромобилей не превысят 5 % на большинстве рынков, за исключением тех, где государство доплачивает людям разницу. Тем не менее, разница в стоимости владения кардинально изменится в 2020 годах».

«Зелёный» дайджест . 3/2016. Фото 9

Тенденции рынка труда в «солнечной» индустрии США

Уже сейчас в «солнечной» отрасли США занято больше специалистов, чем в отрасли добычи газа и нефти, при этом каждый год количество людей, работающих в сфере фотовольтаических технологий увеличивается на 20 %. Так, в 2015 году в солнечную индустрию были привлечены 200 тыс. работников.

По данным последней шестой ежегодной переписи сотрудников, которую проводит Solar Foundation, в 2015 году более 1 % всех рабочих по США было занято в отрасли солнечной энергетики. В ноябре эта цифра достигла 208859, что на 123 % больше, чем в 2010 году.

В то же время в газовой и нефтяной отрасли по состоянию на декабрь 2015 года было занято 185 тыс. человек, что почти на 15 тыс. ниже, чем январский показатель. Для сравнения, за тот же период в «солнечную» индустрию пришли на работу 35 тыс. сотрудников.

Две трети от общего числа специалистов заняты в жилом секторе, чуть меньше трети в промышленном, а остальные в коммерческом. Большинство рабочих мест за монтажными организациями, на втором месте по количеству специалистов непосредственно производственная отрасль.

В 2016 году ожидается, что «солнечная» энергетика США примет в свои ряды ещё 30 тыс. рабочих. Однако уже сейчас ощущается значительная нехватка в квалифицированных кадрах.

«Зелёный» дайджест . 3/2016. Фото 10

Новые виды финансирования ВИЭ в США

Финансовые схемы развития ВИЭ переживают быструю эволюцию. Из класса новых активов они постепенно переходят в класс активов проверенных временем. Финансовая группа Renew Finanicial увеличила объём капитала предназначенного для развития ВИЭ и повышения энергоэффективности на $ 70 млн.

В Окленде (штат Калифорния) новый проект предлагает несколько видов финансирования, включая поддержку частной собственности в рамках специальной программы Property-Assessed Clean Energy (PACE) и льготные кредиты под улучшение энергоэффективности. Генеральный директор Renew Financial Циско де Врис говорит, что новые виды финансирования призваны преодолеть недоверие собственников и найти широкое применение по всей стране.

В прошлом году Renew Financial получили $ 100 млн от банков New York Green Bank и City для расширения программы льготного кредитования потребителей в целях повышения энергоэффективности. Кроме того были выпущены облигации на $ 50 млн для частных домовладельцев в рамках программы PACE. Программа PACE утверждена на законодательном уровне приблизительно в 30 штатах, но только в треть штатов по-настоящему реализует программу. Пальму первенства традиционно занимает Калифорния. В этом штате с прошлого лета финансовая группа Renew Financial активно сотрудничает в области установки крышных фотовольтаических панелей для небольших предприятий с компанией SolarCity.

Renew Financial — не единственная компания, реализующая программу PACE. В Нью-Йорке банки поддерживают дешёвыми кредитами бизнесменов, желающих добиться лучших показателей энергоэффективности систем ОВиК.

«Зелёный» дайджест . 3/2016. Фото 11

Использование солнечных батарей в Казахстане сделают более выгодным

В Казахстане разрабатывается законопроект, благодаря которому использование солнечных электростанций в стране станет более выгодным. В настоящий момент рынок солнечных электростанций в Республике Казахстан делится на три сегмента. Первый тип — энергопроизводящие организации. Это представители крупного бизнеса, юридические лица, которые вкладывают деньги на строительство солнечных станций с мощностью от мегаватта и выше, а после продают электроэнергию государству по фиксированным тарифам. Второй тип — нетто-потребители, то есть физические лица, обеспечивающие полностью или частично собственное потребление электроэнергии от солнечных батарей. Третья категория — те люди, у которых нет возможности подключения к центральной электросети. Зачастую они пользуются генераторами либо альтернативными источниками энергии. В основном это фермеры. В соответствии с Законом «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», данной категории государство возвращает 50% от стоимости установок солнечных батарей суммарной мощностью не более 5 кВт.

По информации Жаната Бегайдарова, начальника управления маркетинга и логистики компании ТОО «Астана Солар», занимающейся производством солнечных батарей, рассматривающийся сейчас в парламенте закон в основном нацелен на устранение в законодательстве тех моментов, которые мешают развитию возобновляемых источников энергии среди населения второй категории.

«Сейчас вносятся изменения в закон, где к нетто-потребителям приравниваются как физические, так и юридические лица. Вместе с тем планируется увеличить номинальную мощность солнечной электростанции. То есть физическое лицо приобретает солнечную электростанцию для себя, использует выработанную энергию для своих нужд, а излишки может поставлять в сеть и продавать распределительной электрокомпании (РЭИ) по тому же тарифу, по которой она продаёт электричество. Ранее было ограничениефизическое лицо могло поставлять только 500 киловаттчасов в месяц. Теперь это ограничение убирают и будут ограничивать лишь мощностью самой станции. Изменения позволят казахстанцам на более выгодных условиях устанавливать солнечные батареи. Пользователь, изыскав средства на покупку солнечной станции, уже будет вести так называемый бизнес. Он будет понимать, что чем больше он сэкономит электроэнергии, тем больше он поставит её в сеть», — рассказал Бегайдаров.

По его словам, изменение в законодательстве повысит интерес у казахстанцев к солнечным батареям. Установка солнечных электростанций, по словам Бегайдарова, процесс не очень сложный. Процесс выглядит так — для начала необходимо обратиться в компанию для приобретения необходимого оборудования из расчёта потребляемого количества энергии. Всего имеется два типа солнечных электростанций: сетевая, которая вырабатывает энергию только тогда, когда есть солнце, и автономная, которая имеет аккумуляторы, подающие энергию в тёмное время суток. Затем необходимо направить заявку в РЭК, заключить договор и установить двухсторонний счётчик, который будет показывать объём проданной электроэнергии.

Энергообувь. Ходи и генерируй энергию

Ранее недосягаемая и обладающая неограниченным потенциалом энергия скоро станет доступна каждому, причём вырабатывать её можно будет во время обычной прогулки по парку. Исследователи Висконсинского университета в Медисоне обуздали кинетическую энергию ходьбы. Профессор Том Крупенкин (Tom N. Krupenkin) убеждён, что ходьба содержит большое количество энергии.

Теоретические выкладки говорят о 10 Вт на каждый ботинок, а это 20 Вт энергии, которые каждый человек расходует попусту на трение, переходящее в теплоту. Учитывая небольшой уровень потребления современных гаджетов, эти 20 Вт — не такая уж незначительная мощность. Такая обувь могла бы стать интересным решением для удалённых местностей, где нет возможности подключения к сети.

Однако всё не так просто. Большая энергия поступи вкупе с маленьким пространством для размещения оборудования поставила перед изобретателями непростую задачу. На первых порах она казалась просто невыполнимой. Профессор Крупенкин рассказал, что его группе исследователей пришлось разработать инновационные методы непосредственной конвертации механической энергии в электрическую. Один из таких методов получил название «электросмоченного» — в этой технологии для выработки электроэнергии используется токопроводящая жидкость, вступающая в реакцию с поверхностью, покрытой наноплёнкой.

Чтобы разместить все элементы внутри ботинка, группе исследователей пришлось разработать устройство, названное «баббер», в котором находятся две пластины, разделённые токопроводящей жидкостью. Через микроскопические отверстия сжатый газ попадает в «баббер», который создаёт пузырьки, проходящие через жидкость к верхней пластине и вырабатывающие электрический заряд.

Члены исследовательской группы полны энтузиазма. Профессор Крупенкин считает, что устройства типа «баббера» в будущем продемонстрируют небывалые характеристики, связанные с выработкой электроэнергии.

Для продвижения этой технологии Крупенкин и Дж. Ашли Тейлор создали программу-стартап InStep NanoPower, направленную на поиск инвестиций для перехода новой разработки непосредственно в индустриальную фазу.

«Зелёный» дайджест . 3/2016. Фото 12

Нью-Йорк утвердил план развития Фонда чистой энергии

Комиссия государственной службы штата Нью-Йорк утвердила в конце января 10-летний план развития Фонда чистой энергии, объём общих инвестиций в который составит порядка $ 5 млрд. Как ожидается, фонд будет решать проблемы изменения климата и укрепления устойчивости перед лицом экстремальных погодных условий.

Он также будет поддерживать агрессивную политику в области продвижения возобновляемых источников энергии, проводимую губернатором штата Нью-Йорк Эндрю Куомо, который призывает удовлетворить 50 % своих потребностей в электроэнергии с возобновляемых источников к 2030 году.

Губернатор сказал в своём заявлении, что фонд размером в $ 5 млрд будет в ведении правительства штата Нью-Йорк и станет действовать в четырёх основных направлениях. Они включают в себя мероприятия по стимулированию потребительского спроса на экологически чистые энергетические установки. Также фонд будет финансировать долгосрочные обязательства для отрасли солнечной энергетики и капитализировать NY Green Bank. Наконец, фонд будет «стимулировать инновации через исследования и развитие технологий, которые будут стимулировать рост чистых технологий для бизнеса», — сказал Эндрю Куомо в своём заявлении.

Куомо изложил агрессивную политику в области климата и возобновляемых источников энергии на своей повестке дня 13 января 2016 года, подтвердив планы по сокращению вредных выбросов в Нью-Йорке на 40 % к 2030-му и на 80 % к 2050 году. В этом предложении он также рассказал о планах постепенного закрытия трёх действующих государственных угольных электростанций на территории штата в течение ближайших четырёх лет.

Угольная ТЭС Хантли электрической мощностью 380 МВт, как ожидается, будет закрыта уже в конце марта этого года, в то время как угольные ТЭС Саюга на 312 МВт и ТЭС Ниагара Каунти на 668 МВт будут ожидать своего будущего закрытия.

Электрический водный транспорт

Как известно, на долю транспорта приходится порядка 65 % потребления мировой нефти, и эта доля постоянно растёт, поскольку использование нефти в других секторах (таких как тепло- и электроэнергетика), за исключением нефтехимии, сокращается.

Ещё вчера казалось, что, в отличие от наземного легкового и общественного транспорта, в секторе морских и речных перевозок перспективы нефти стабильны и устойчивы. Оказывается, это уже не так. С мая 2015 года в Норвегии работает паром Ampere, оснащённый электродвигателями и литий-ионными (Li-ion) аккумуляторами. Проходя свой шестикилометровый маршрут 34 раза (!) в день, паром «накатал» уже полтора экватора. На одну поездку затрачивается 150 кВт-ч электроэнергии. Технические решения и оборудование разработаны Siemens. Как известно, практически вся электроэнергетика Норвегии — это ГЭС, поэтому в данном случае судно является на 100 % экологически безопасным транспортным средством.

Паром размерами 80 м в длину и 20 м в ширину приводится в движение двумя электромоторами мощностью 450 кВт каждый. Судно изготовлено из лёгкого алюминия, а не из стали, обычно используемой в судостроении. Это делает его вполовину легче обычного, несмотря на 10 тонн батарей и солидную вместимость 360 пассажиров и 120 автомобилей. Алюминиевый корпус также имеет двойной срок службы по сравнению со сталью.

Поскольку энергосистема в регионе относительно слаба, Siemens и оператор парома Norled решили установить три комплекта аккумуляторных батарей: один на борту парома и по одному на каждом пирсе. Аккумуляторные станции на берегу (260 кВт-ч), размещённые в небольших зданиях размером с газетный киоск, выполняют роль буфера. Они быстро заряжают паром во время посадки-высадки, после этого медленно заряжаются от сети, пока судно не приходит снова. Во время длительных стоянок (ночью) бортовые батареи заряжаются непосредственно от сети. Паром Norled потребляет около двух миллионов киловатт-час электроэнергии в год, в то время как традиционный дизельный паром — миллион литров дизельного топлива, выбрасывая 570 тонн углекислого газа и 15 метрических тонн окислов азота. Экономия на топливе в денежном выражении составляет 60 %.

Сегодня получен заказ на поставку аналогичного парома в Финляндию для местного оператора FinFerries, который начнёт выполнять рейсы протяжённостью 1,6 км летом 2017 года. Проведённое совместно с Bellona исследование Siemens показало, что для Норвегии в настоящее время целесообразно заменить семь из десяти действующих паромов (а всего их более 180) на электрические или гибридные (использующие электродвигатель и аккумуляторы в дополнение к дизельной или газовой силовой установке). Экономически оправдывают себя электрические паромы, оперирующие на коротких дистанциях. Такая трансформация позволит экономить 100 тыс. тонн дизельного топлива и сократить выбросы на 300 тыс. тонн СО2 в год.

Паромы — это не всё. Морские просторы уже бороздит Karoline, первое рыболовецкое судно на электрической тяге. Оператором судна является норвежская рыболовная компания O/ra AS. Судно небольшое и предназначено для выходов в море продолжительностью 8-12 часов. Для этого, как правило, достаточно ёмкости батареи из двух модулей по 97,5 кВт-ч. Разумеется, в целях безопасности установлен резервный дизельный генератор мощностью 50 кВт.

«Зелёный» дайджест . 3/2016. Фото 13

ВИЭ обеспечили основной прирост мощностей в США

В стране в прошлом году были введены в строй энергогенерирующие мощности на основе возобновляемых источников энергии на 16 ГВт. 68 % всех новых мощностей пришлось именно на долю «чистой энергетики», сообщает Bloomberg. Таким образом, новые мощности «чистой энергетики» второй год подряд составляют большую часть всех новых мощностей электроэнергетики в Соединённых Штатах Америки.

Наиболее значительным был рост в сегменте ветряной энергетики — в прошлом году заработали турбины на 8,5 ГВт. Разработчики торопились со строительством ради налоговых кредитов. Впрочем, в декабре 2015 года этот срок был продлён Конгрессом США.

Инвестиции в «чистую энергетику» в Соединённых Штатах Америки выросли в 2015 году на 7,5 % — до $ 56 млрд. Из этой суммы $ 30,2 млрд было потрачено на солнечную энергетику, $ 11,6 млрд — на ветряную, $ 11,1 млрд — на развитие сетей и общее повышение эффективности.

В 2015 году в США также было закрыто рекордное число ТЭС на угле, их совокупная мощность составляет 11 ГВт.

(0) (1072)
Comments
  • В этой теме еще нет комментариев
Add a comment

Your name *

Your e-mail *

Your message