Но сам перелет — лишь вершина огромного айсберга авиаперевозок, который включает в себя десятки тысяч компонентов. И одними из наиглавнейших среди них стали аэропорты. Сегодня они — сложнейшие информационные и логистические инфраструктуры, включающие множество служб, как наземных, так и воздушных. Это, в конце концов, заметный культурный феномен, со своей историей и мифологией, вдохновляющий на создание литературных и киношедевров — достаточно вспомнить Артура Хейли1 и его культовый роман «Аэропорт». Мы попытаемся в этой статье рассказать о некоторых из них — самых необычных, самых деловых и, наконец, самых нужных. Самый необычный …Уже строятся циркообразные аэропорты — вроде пирога с начинкой, с автомобильными стоянками, расположенными внутри самого аэровокзала, а не за его стенами; там пешее передвижение пассажиров по аэровокзалу сокращено до минимума с помощью скоростных горизонтальных эскалаторов, а кроме того, самолеты подъезжают к пассажирам, а не наоборот…». А. Хейли. «Аэропорт» С тех пор, когда Хейли писал эти строки, прошло уже 40 лет. Современные аэропорты с многоуровневыми внутренними паркингами, «рукавами» к самолетам, горизонтальными пассажирскими транспортерами давно уже стали обыденностью. Но даже на этом высокотехнологичном поле есть действительно удивительные объекты. Странные настолько, что еще несколько лет назад они казались просто фантастическим вымыслом. Забавный факт: большинство этих уникальных сооружений располагается в Восточной Азии — видимо, молодым и старым «тиграм» и «драконам» свойственно стремление к необычному… Таков, например, японский международный аэропорт Кансай возле Осаки — одного из крупнейших городов мира. Этот проект по праву считается одной (если не самой) из величайших строек в истории человечества. Чтобы построить новый терминал, когда старый перестал справляться с пассажиропотоком, японцы просто… создали огромный искусственный остров. Собственно, такое «землестроение» применялось и раньше — взять хотя бы аэропорт Чикаго на озере Мичиган. Но масштабы Кансай поражают воображение: впервые в мире аэропорт был размещен на морской воде, в двух километрах от побережья, где глубина превышает 20 м, да к тому же в сейсмо- и ураганно-опасной зоне. Строительство началось в 1987 г. и продолжалось семь лет. В результате были построены самые большие в мире искусственный остров, двухъярусный мост и самое длинное здание. Всего для создания трех рукотворных гор, возвышающихся на 10 м над уровнем моря, было «перелопачено» 21 млн т земли, уложено более 48 тыс. гигантских каменных и бетонных блоков. Разработкой проекта занимался всемирно известный итальянский архитектор Ренцо Пиано, лауреат Прицкеровской премии, автор знаменитого парижского Centre Georges Pompidou. Гладко строительство не шло. В 1990 г. выяснилось, что остров погружается в воду значительно быстрее, чем ожидалось. Чтобы устранить проблему, пришлось дополнительно насыпать еще 4 м почвы. Кроме того, было установлено дополнительно 900 массивных бетонных столбов, поддерживающих всю структуру. Кстати, эти колонны — не только дань прочности. Они являются основой стабильности аэропорта даже при сильном землетрясении. Гидравлические подушки в основании колонн поднимают и опускают их для того, чтобы здание терминала оставалось на постоянном уровне. 4 сентября 1994 г. терминал был открыт, а уже через несколько месяцев произошла настоящая проверка детища Пиано. 17 января 1995 г. случилось страшное землетрясение в Кобе, превысившее 7 баллов по шкале Рихтера и унесшее жизни 6500 человек. Его эпицентр находился всего в 20 км от нового аэропорта. Однако благодаря уникальной конструкции рукотворный остров с честью выдержал испытание — даже стекла в окнах остались целы. Еще через три года, в 1998 г. Кансай без потерь перенес страшный тайфун, скорость ветра в котором превышала 200 км/ч. Сегодня аэропорт Кансай является не только одним из главных международных «хабов» — перевалочных пунктов в Тихоокеанском регионе, но и настоящим памятником человеческому гению и упорству. Неслучайно 19 апреля 2001 г. он был удостоен престижной награды «Американского общества гражданских проектировщиков» — звания «Памятник тысячелетия». Самые деловые …Аэровокзал из сверкающего стекла и хрома был просторен и производил внушительное впечатление… Дожидаясь своего рейса, пассажир мог, не покидая аэровокзала, купить все необходимое, снять комнату в гостинице или койку, сходить в турецкую баню с массажистом, постричься, отутюжить костюм, вычистить ботинки и даже умереть и быть похороненным фирмой «Бюро святого духа», которая имеет свое отделение на нижнем этаже…». А. Хейли. «Аэропорт» Став неотъемлемой частью повседневной жизни, аэропорты приобрели все черты обычного человеческого существования. Из скромных ангаров они превратились в настоящие дворцы, а некоторые из них — в целые футуристические города со своей мэрией, банками, центрами развлечений, магазинами и полицией. Немудрено — ведь здесь пассажиры проводят много времени, иногда — больше, чем тратится на полет. Сегодня аэропорт — в значительной степени бизнес-предприятие. Но если большинство из них отводит «деланию денег» второстепенное место, довольствуясь статусом придатка к авиаперевозкам, то некоторые оказались вполне способными к активной самостоятельной деловой жизни. Безусловно, одним из самых потрясающих воображение проектов такого рода стал новый аэропорт эмирата Дубаи (ОАЭ). О его интерьерах, квадратных километрах магазинов «дьюти-фри», развлекательных комплексах и технических чудесах уже ходят рассказы, сравнимые со средневековыми легендами о сокровищах Магриба. Аэропорт, получивший название Международный аэропорт Аль-Мактум (Al Maktoum International Airport) — в честь правящей семьи Дубаи, стал центральным звеном нового экономического района — Авиационного городка Дубаи (Dubai Aviation City), который расположен в новом районе Джебель Али. В 750-тысячный город, помимо аэропорта, входят свободные экономические зоны и зоны традиционной экономики. Этот гигант, оснащенный шестью параллельными взлетными полосами и множеством залов ожидания, способен принимать 120 млн пассажиров в год и более 12 млн т грузов. Чтобы правильно организовать безопасное воздушное движение, понадобились новые технические решения, поскольку плотность транспортного потока здесь временами напоминает час пик на оживленном городском шоссе. Британской компании NATS, обеспечивающей безопасность таких гигантов, как Хитроу и Глазго, понадобилось два года, чтобы разработать решение этой сложнейшей задачи! Столь же сложным оказалось обеспечение безопасности пассажиров. Немудрено, что одними из первых в мире здесь были установлены скоростные системы обнаружения взрывчатых веществ, позволяющие в несколько раз снизить время работы с одним пассажиром. Компания GE Security Inc. подписала с правительством Дубаи контракт на $9 млн на монтаж таких установок в новом аэропорту — еще один мировой рекорд. Но, несмотря на все чудеса, арабы лишь повторили опыт предшественников. А настоящим пионером в таком бизнес-строительстве стала старая Европа… Построенный около 15 лет назад Мюнхенский аэропорт им. Ф.Й. Штрауса давно уже стал самостоятельным бизнес-проектом. В результате прибыль от «непрофильных» услуг уже превысила 50 % от инвестиционных средств, направленных на развитие порта. При этом четкость работы авиаперевозчиков отнюдь не страдает — на сегодняшний день время стыковки рейсов здесь (важнейший показатель качества работы аэропортовских служб), в среднем, 40 минут — европейский рекорд! Естественно, что это очень привлекательно для авиакомпаний, и в результате в Мюнхенский аэропорт «слетелись» более 100 перевозчиков, в т.ч. «Уральские Авиалинии» (сегодня есть уже два прямых рейса из «Кольцово» в Мюнхен). Мюнхенский аэропорт — рай для «шопоголика». Цены здесь не выше городских, а плотность бутиков на единицу площади впечатляет. Есть тут и совсем уж экзотические развлечения — например, тренировочный центр автогиганта BMW, где можно погонять на новейших машинах компании. Наличествуют собственная клиника, отель, ресторанчики и, как и полагается правильному немецкому развлекательному центру, традиционная баварская пивоварня. Отведав свежесваренного пива, можно, не покидая аэропорта, потанцевать (здесь есть и своя дискотека) или послушать концерт (выступлениями в конференц-центре «Мюникон» не брезгуют и звезды мировой величины), или даже покататься на коньках — в здании присутствует и ледовый центр. Лететь при этом куда-то совсем не обязательно… Самые необходимые …Для авиации не существует не только идеологических, но и географических границ…Весьма существенную роль тут играет международная торговля. Переброска грузов по воздуху, уже и сейчас достигшая большого размаха, неизбежно будет возрастать…» А. Хейли. Аэропорт Действительно, без авиаперевозок сегодня невозможно развитие экономики. Особенно заметно это в России, где до недавних пор основными воздушными воротами были лишь Москва и в меньшей степени Питер. Поэтому строительство крупных аэрокомплексов в других регионах считалось делом архиважным. Но, как известно, у России свой, особый путь. Несмотря на все разговоры и проекты, серьезных «хабов» на Востоке страны до последнего времени не было. Именно поэтому начало инвестиций в реконструкцию екатеринбургского аэропорта «Кольцово» вызвало серьезный интерес нерегионального накала. Еще бы! Самый центр страны, географическая середина, главный перекресток путей с Запада на Восток наконец-то получит серьезный транспортный узел, способный легко решать не только проблемы пассажиров, но и сложные логистические задачи. Это тем более важно в наши дни, когда город и область стали одними из самых бурно развивающихся субъектов России. На сегодняшний день уже введены в строй два новых терминала: внутренних линий и международных. Окончательное обновление международного аэропорта «Кольцово» запланировано к 2009 г., когда Екатеринбург примет представительный саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). К этому времени будет закончено возведение еще одного терминала внутренних воздушных линий (ВВЛ). Это неслучайно. «Большая часть пассажиров «Кольцово» летают внутри России, и именно поэтому строительство нового терминала ВВЛ — наша первоочередная задача, — отметил на прессконференции 12 июля прошлого года директор комплекса К. Шубин. — Пассажиропоток в «Кольцово» за последние полгода уже вырос более чем на 30 % и, если такая тенденция роста сохранится, через пару лет мы достигнем отметки в 3 млн пассажиров в год. В связи с этим было принято решение о начале проектирования следующей, третьей очереди аэровокзала…» Поскольку стратегическая цель реконструкции «Кольцово» — это превращение его в сравнимый с главными мировыми центрами «хаб», запланировано и строительство крупнейшего и одного из первых на Урале логистического комплекса класса «А» для обслуживания воздушных грузов. Площадь этого гиганта превысит 100 тыс. м2. Впрочем, есть у «Кольцово» своя особенность. Он является градообразующим для соседнего пос. Кольцово. И вся инфраструктура небольшого городка «завязана» на аэропорт. Естественно, что при реконструкции это было необходимо учесть. Например, для того, чтобы обеспечить канализацию поселка и аэропорта (они связаны единым коллектором), были установлены огромные насосы, способные без труда «переварить» стоки не только от порта, но и от 20-тысячного городка. Эти гиганты (а один насос Grundfos серии S1 без труда может перекачать более 9 млн литров за сутки — небольшое озеро!) способны легко справиться с возросшей нагрузкой, да к тому же экономят электроэнергию — старые насосы потребляли 55 кВт против 17 кВт сегодня. Решается и транспортный вопрос. Сегодня прорабатывается проект прямого железнодорожного сообщения с поселком и аэропортом. Это не только «приблизит» их к столице Урала, но и позволит серьезно расширить спектр логистических услуг. Не менее насущной необходимостью для нашей страны является и реконструкция аэропорта в Сочи. Олимпиада 2014 неуклонно приближается, и создание современного авиацентра в ее столице — задача первостепенной важности. Естественно, что под этот проект инвестиции нашлись без особых проблем. Главный соперник в этом соревновании на сегодняшний момент — время. Впрочем, судя по динамике строительства, финиш не за горами. Наиболее важным моментом в осуществляемой реконструкции аэропорта является строительство нового аэровокзального комплекса, который рассчитан в перспективе на одновременное обслуживание 27 авиалайнеров и 2500 пасc/ч. Это должно с лихвой покрыть нужды популярного курорта. А для удобства пассажиров ОАО «РЖД» начато строительство железнодорожной ветки от вокзала до крытого перрона, переходящего в новый аэровокзал. …Аэропорты, — писал А. Хейли, — это не роскошь и не уступка вкусам публики. Почти все они самоокупаются, дают доходы и работу многим людям…» Это было верно 40 лет назад, осталось актуальным сегодня и проявится еще ярче в будущем. Современные аэропорты стремительно превращаются в нечто совершенно уникальное — сложнейшие структуры, связывающие воедино людей, грузы, самолеты, поезда — перечислять можно бесконечно. И, кто знает, может быть уже совсем скоро они перестанут быть вечными спутниками городов и станут самостоятельными географическими объектами?