Логика туалетной истории складывается из последовательности известных фактов. Собирая материал для своей книги о современных туалетах, я посетил много стран и почти все существующие туалетные музеи мира. Этот богатый материал позволяет мне высказать несколько «туалетных» гипотез. Например, увиденный мной в Индии туалет, датированный третьим тысячелетием до нашей эры, может дать повод для некоторых предположений.

Более точно о древних туалетах мы не можем говорить, поскольку рядом с ними инструкцию по эксплуатации найти пока не удалось. Индийский туалет, действительно, один из древнейших известных образцов, который можно увидеть воочию и даже потрогать. По внешним признакам отчетливо видно, что это двухкамерный туалет, а, точнее, унитаз. Для чего в те далекие времена понадобилось собирать отдельно урину и фекалии?

Возможно, уже тогда содержимое туалета использовали в качестве удобрения при производстве сельхозпродукции. В пользу этой версии говорит и найденный рядом кувшин с остатками золы. В более поздний период цивилизации на территории современных Вьетнама и Китая люди весьма успешно использовали отходы жизнедеятельности человека при выращивания риса. Для крестьян того времени признаком хорошего тона было приглашение соседей посетить свой сортир для того, чтобы иметь у себя большее количество удобрения.

А в Сирии до нынешнего кризиса на раскопках можно было увидеть другой подход к решению вопроса оборота отходов. Как и позднее в Англии, подход которой мы можем наблюдать до сегодняшнего дня, в Сирии применялась система «смыв-выброс», то есть отведение отходов за пределы города с помощью труб, без использования этих отходов. Современная туалетная отрасль — это миллиарды рублей дохода, это новые рабочие места, это новый уровень здоровья и экологии.

С одной стороны, это качественный сервис и чистота за умеренную плату, с другой — потенциальный доход от реализации дополнительных товаров и услуг. Но главный доход, который может формировать туалет, — это реализация ресурсов. Тенденции развития мировой экономики туалетной культуры и туалетных технологий сегодня позволяют с уверенностью прогнозировать в недалеком будущем революционный подход к использованию отходов жизнедеятельности человека. «Состояние современной агрохимии полностью зависит от того, как будут устроены туалеты, — утверждает один из современных немецких агрохимиков. — А всё потому, что туалет — это точка приема продуктов жизнедеятельности человека, а они, при правильном подходе, представляют собой ценный ресурс, а не отходы».

Чтобы представить себе его объемы, скажем, что город с населением 50 тыс. жителей за один год «производит» фекалий — 5,475 млн кг, а урины — 27,375 млн литров. Сегодня для их смыва уничтожается минимум 3,65 млрд л воды питьевого качества. Полезность данного объема продуктов жизнедеятельности человека может быть описана следующим образом: урина 50 тыс. человек (за один год) содержит азота — 191625 кг, фосфора — 19162,5 кг, калия — 95812,5 кг.

Этот объем достаточен для удобрения 1000 га пашни. Подготовленная урина может полностью заменить применение минеральных форм азотных удобрений. Фекалии 50 тыс. человек (за один год) содержат: азота — 25 т, фосфора — 10 т, калия — 8,5 т. В России игнорировать такой ежедневно возобновляемый ресурс можно только в том случае, если государство не осознает потенциал собственных инновационных возможностей в области ЖКХ.

Профильные и научные заведения, к сожалению, сегодня не владеют этой тематикой и никак не разрабатывают ее. В то же время, интерес к развитию инноваций проявляет бизнес и некоммерческие организации. Наиболее эффективно собирать ресурс можно при помощи двухкамерных унитазов. Такой унитаз позволяет за счет раздельного сбора урины и фекалий избежать образования отходов четвертой группы опасности (не происходит процесс гниения, а идет контролируемый процесс разложения).

 

 

При лишь незначительной обработке (пастеризации урины) она становится ресурсом, который можно использовать на полях в виноградарстве, выращивании риса и овощей. Не нужны очистные сооружения, экономится огромное количество питьевой воды. Фекалий по объему во много раз меньше, их можно перерабатывать в компост. Технология отработана в Краснодарском крае в Сочинском национальном парке на тестовых мероприятиях олимпиады в Сочи.

Использование отходов жизнедеятельности человека для производства сельскохозяйственных продуктов, добавки к топливу для отопительных котлов, добавки к дизельному топливу на электростанциях, добавка к системе дымоудаления позволяет влиять на экологию, поскольку при таком применении не образуются кислотные дожди. Добавка в ранцевые огнетушители позволяет более качественно бороться с огнем, так как смачиваемость урины лучше, чем у воды.

Стоимость таких проектов сложно просчитать, так как ни цена, ни право собственности на этот ресурс не назначены. Выгода же от его применения измеряется цифрами значительными для бюджета государства. Например, можно предположить экономический эффект от добавки 30 % урины в отработанные масла для отопительных котлов.

Как запустить эту идею и заставить ее работать?

Экономический, политический кризисы, экономические международные санкции — это, безусловно, шанс для дальнейшего развития различных отраслей. Недооценивать развитие туалетной отрасли ни в коем случае нельзя. В России существуют хорошие традиции и преемственность поколений. В космической отрасли ни американцы, ни другие аэрокосмические державы не смогли создать собственных космических туалетных систем.

На Земле на основе этих разработок создана новейшая туалетная система, не имеющая аналогов в мире: она позволяет экономить огромное количество питьевой воды использовать человеческие отходы в качестве ресурса. Для примера рассмотрим сегодняшнюю ситуацию с обеспечением людей туалетами в Крыму и на паромной переправе «Кавказ». Сегодня там работает два туалета павильонного типа непосредственно на самой переправе, на стоянке, один полустационар и до десятка туалетных пластиковых кабин по трассе за 3–5 км перед портом.

Из сообщений СМИ мы знаем, что на переправе скапливается до 6000 машин ежедневно. Если в среднем в одном авто едут по четыре человека, то в итоге примерно 24 тыс. человек ежедневно нуждаются в услугах туалета. Это можно сравнить с небольшим населенным пунктом. Представьте себе небольшой городок, где в домах ни у кого нет туалета, а соседи живут в общем многоквартирном доме протяженностью 4–5 км. Если обеспечить их, как сегодня, 30–40 унитазами, это 900 человек на один унитаз.

Сутки-другие без пищи можно прожить, а без туалета — никак. Возможно, в том числе поэтому от злости и раздражения люди переворачивают машины тех, кто желает проехать без очереди. Это 24 тыс. человек, а с персоналом и с людьми, которые едут на автобусах, — примерно 25 тыс. человек. Ежедневно мы имеем 37 т урины, 9 т фекалий. За год эта цифра составит 13500 т урины, 3000 т фекалий. Нетрудно посчитать, сколько будет не собрано и не переработано отходов за четыре года, пока не построят мост.

 

 

Строительство очистных сооружений неизвестно по какой причине не предусмотрено. Использование новейших туалетных систем не рассматривается. Всем предложено в кустиках засыпать песочком свое «добро». Воды на смыв рядом нет. Канализации, способной принять такое количество отходов, нет. Десять пластиковых кабин собирают со всего района, и каждый час моют их в две струи. Вот такой способ «решения» проблемы.

А если решить ее по-другому? Использовать схему «туалет–ресурс», обрабатывать собираемые продукты жизнедеятельности человека и направить этот ресурс на рисовые поля, расположенные рядом, и в виноградники. Установка биореакторов и средств дезинфекции для урины и фекалий, а также установок для переработки их в полезные грунты в сотни раз дешевле строительства традиционных очистных сооружений.

Вместо отходов — огромный дешевый ресурс! В этом случае деньги не пахнут. Более того, «туалет–ресурс» означает минимальное количество воды на смыв, не 6–7 л, а несколько грамм. Это означает, что вопрос дефицита воды на полуострове прежде всего можно решить не строительством трубопровода и ростом поставок воды, а сокращением втрое ее потребления, без всякого ущерба для удобства и здоровья. Снова экономика!

Деньги не пахнут. Используя российские «ноу-хау» туалетной технологии, мы можем успешно решить проблему, а источником дохода может стать сам туалет. Отходы жизнедеятельности человека становятся источником дохода. Решая туалетную проблему в целом по России или на отдельной территории, например, на паромной переправе «Кавказ» либо на территории ВДНХ или Парка Горького в Москве, необходимо понимание того факта, что для решения проблемы необходимо вкладывать серьезные средства, новейшие технологии и знания.

Средства могут выделить либо государство, либо бизнес-сообщество. У государства средств на современные технологии нет. Максимум, что продемонстрировали власти на той же переправе — это пластиковые кабины, которые установлены скорее для видимости проведенной работы и демонстрируют лишь какие-то потуги, а не конструктивное решение. В то же время бесплатной чистоты не бывает. Сколько стоит чашка чая в кафе в городе или в аэропорту? 30–100 руб.

 

 

А делов-то: в кипяток положить пакетик с заваркой. В туалетном бизнесе собрать и перелопатить фекалии — это не пакетик с чаем замочить в чашке, и аромат при этом распространяется далеко не самый приятный. Но отдавать на откуп решение проблемы только бизнесу тоже нельзя. Необходимо сформулировать требования и дать разрешение на несколько лет. Почему-то поступить так же как в Риме — сделать туалеты платными, пусть даже не по себестоимости, у российских чиновников даже в мыслях нет.

Думают, что бесплатный туалет — это как в СССР, незыблемо. Увы, бесплатный сыр только в мышеловке. На мой взгляд, никакой проблемы платных туалетов не существует. Считаю, что для государства сегодня важно сохранить льготы для незащищенных слоев, детей, пенсионеров, инвалидов. Остальным гражданам, если за них государство не готово платить, необходимо платить самим. Но процесс должен быть управляемым, и государство за собой должно оставить контроль. Хотя есть примеры в Англии, где контроль за туалетами осуществляют граждане.

Страна с грязными и дурно пахнущими туалетами не может претендовать на высококультурное государство. Туалетная культура — часть общей культуры. Полученные несколько миллиардов дохода от использования туалетных ресурсов, продажи туалетных аксессуаров, оказания туалетных услуг, продажи новейших туалетных технологий переработки никому не помешают — ни государству, ни коммерсантам.

 

 

Государство должно разрешить коммерческое освоение описанного сегмента на определенных условиях, а бизнес за короткий срок сможет организовать все в лучшем виде. Пока, к сожалению, государство отдает на откуп решение столь злободневного вопроса структурам совершенно не способным сделать что-либо стоящее, а способных — не допускает до конкурсов. Так и сидим — по уши в фекалиях, могущих приносить деньги...