Все эти задания были сорваны, а правительственные постановления признаны «утратившими силу», и практически с 2003 года, когда был утверждён СНиП 23-02-2003 [4] и мы сравнялись по нормативам на энергоэффективность зданий с передовыми странами мира, в последующие годы мы ни на йоту не повысили энергетическую эффективность строящихся и реконструируемых зданий, а во всём мире за это время прошли три волны повышения энергоэффективности.
Поэтому, разочаровавшись в Своде Правил (СП) 50.13330.2012 [5] (далее СП 50), авторский коллектив которого радикально изменился по сравнению с создавшим СНиП 23-02-2003 [4] (далее СНиП 23–02), Правительство РФ своим Постановлением №963 [1] решило озадачить повышением энергоэффективности зданий уже СП 60.13330.2020 [6] (далее СП 60), по которому выполняется проектная документация, указанная в подразделе «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети» раздела 5 [1] «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения», включив в этот подраздел новые требования (закрепляющие наши предложения) «…о необходимости включения в проектную документацию этого подраздела подпункты: …о. 3) сведений о показателях энергетической эффективности объекта капитального строительства, в том числе о показателях, характеризующих годовую удельную величину расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию в объекте капитального строительства {здесь и в пункте о. 4 было ошибочно указано «расхода теплоносителей», а надо, конечно, «расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию», так как расход теплоносителя не нормируется, его изменения связаны с изменением потребности отопления, с чем согласился ФАУ «ФЦС» согласно [7]. — Прим. автора}, и …о. 4) сведений о нормируемых показателях удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию и максимально допустимых величинах отклонений от нормируемых показателей…», по которым устанавливается класс энергоэффективности зданий.
А это означает, что данные положения должны отражаться в СП 60 [6], которые ранее излагались в СП 50 [5], в целом относящемся к разделу 4 [1] Положения «Конструктивные решения», согласно подпункту «л» содержащие «обоснование проектных решений и мероприятий, обеспечивающих: …соблюдение требуемых теплозащитных характеристик ограждающих конструкций».
Ниже даются предложения, как надо изменить нормативно-техническую базу реализации повышения энергоэффективности зданий в нашей стране, чтобы реанимировать требования ППРФ №603 [3] о достижении в 2030 году уровня «здания с низким потреблением энергии», то есть на 50% ниже по сравнению с базовым уровнем годового теплопотребления системами отопления и вентиляции в новом строительстве и капитальном ремонте существующих зданий (вместо планируемых ранее к 2028 году), а в последующие годы согласно новой «Климатической доктрине РФ», утверждённой Указом Президента России №812 [8], предполагается к 2060 году в новом строительстве повышение энергоэффективности зданий до «уровня потребления энергии, близкой к нулевому».
Только в журнале СОК проблеме повышения энергоэффективности зданий за последние три года были посвящены мои статьи под названиями:
1. «В отношении энергоэффективности зданий в России завтра нас ждёт позавчера» [9].
2. «Новая редакция СП 60.13330.2020 не позволяет правильно рассчитать тепловую нагрузку и годовое теплопотребление системы отопления зданий» [10].
3. «Методика расчёта графиков регулирования подачи теплоты в систему отопления» [11].
4. «Предлагаемые изменения к новым решениям Минстроя России об энергоэффективности зданий и определения их теплопотребления» [12].
5. «О температурном графике центрального авторегулирования местных систем водяного отопления зданий» [13].
6. «Уточнение величин внутренних теплопоступлений в зданиях для периодов отопления и охлаждения» [14].
7. «Методика и примеры расчёта годового расхода холода на охлаждение и вентиляцию кондиционируемых помещений» [15].
8. «Об истинных причинах срыва заданий Правительства Российской Федерации по повышению энергоэффективности зданий» [16].
9. «Новый взгляд на проект постановления Правительства РФ от 27 сентября 2021 года №1628» [17].
10. «Уточнение целевых индикаторов повышения энергоэффективности зданий в России» [18].
В этих статьях анализируются причины невыполнения требований перечисленных выше постановлений Правительства РФ о повышении энергоэффективности зданий по отношению к базовому уровню, установленному СНиП 23–02 [4], и даны предложения по изменению ППРФ №1628 [19] и №963 [1], реализующих приведённое выше ППРФ №603 [3], для осуществления намеченного повышения энергоэффективности зданий к 2028 году и в последующие годы, а также даны рекомендации с обоснованиями для изменения и дополнения нормативных документов СП 50 [5] и СП 60 [6], указанных выше, ГОСТ 31168–2014 [20], ГОСТ 31427–2020 [21] и СП 124.13339.2012 [22] (далее СП 124) в части табл. В. 1 «Удельные показатели максимальной тепловой нагрузки на отопление и вентиляцию жилых домов» Приложения В к СП 124 [22], по которым осуществляется проектирование энергоэффективных зданий и оценка показателей их энергетической эффективности, как в новом строительстве, так и при выполнении комплексного капитального ремонта (реконструкции) зданий, с учётом новых положений о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию, утверждённых ППРФ №963 [1]: «…с расширением распространения принятых в проектной документации технических решений на возможность их реализации при эксплуатации объекта капитального строительства» (см. Изменения №2 к пункту 3 «Состав разделов проекта»).
Подытоживая приведённое в перечисленных статьях и подготовленных к печати Рекомендаций НП «АВОК» [23] (считаю целесообразным издать эти Рекомендации в виде отдельного СП или «Методического пособия» к СП 60 [6]), доказывается возможность и указываются необходимые мероприятия для выполнения ППРФ №603 [3] о повышении к 2030 году (вместо 2028 года, согласно тексту Послания Президента РФ В. В. Путина от 29 февраля 2024 года [24], по ППРФ №603 [3] из-за отставания в начале реализации) энергоэффективности всех гражданских зданий нового строительства на 50% по отношению к базовому уровню, достигнув уровня теплопотребления на отопление и вентиляцию «зданий с низким потреблением энергии». А многоквартирных домов (МКД) существующего жилищного фонда, построенных до 1980 года, до того же уровня «с низким потреблением энергии» при осуществлении комплексного капитального ремонта к тому же 2030 году (что реализуется ежегодным выполнением такого ремонта с утеплением МКД площадью, составляющей 2,5% от площади жилищного фонда в 2020 году — это близко к объёмам нового строительства в этом году).
Причём уровень «зданий с низким потреблением энергии», соответствующий 50%-му снижению удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию по сравнению с базовым, обеспечивается за счёт дополнительного утепления наружной оболочки здания в соответствии с табл. 2 (в приведённой выше статье [17] и обоснованного И. Н. Ковалёвым и Ю. А. Табунщиковым в статье [25]), и осуществления автоматического регулирования подачи теплоты в систему отопления по оптимизированным графикам с учётом увеличивающейся доли бытовых теплопоступлений в тепловом балансе дома с повышением температуры наружного воздуха, подтверждённых теоретическими расчётами и натурными испытаниями, в том числе в статьях [12] и [25], без дополнительных инвестиций, а путём перенастройки контроллера имеющегося регулятора. И на данном этапе без использования возобновляемых источников энергии, которые всё ещё дороже элементарного утепления здания, а также проблематичны по утилизации отработанного оборудования.
После 2030 года во исполнение «Климатической доктрины РФ» (согласно табл. 1 [18]) в новом строительстве за счёт применения возобновляемых источников энергии и утилизации теплоты выбросов или поверхностного слоя земли предполагается постепенное повышение тепловой энергоэффективности зданий до уровня потребления энергии сначала «энергопассивного» к 2040 году, а затем «близкого к нулевому» к 2050 году. Комплексный капитальный ремонт МКД жилищного фонда города следует продолжать на том же уровне повышения теплозащиты и с тем же ежегодным объёмом производства (на площади 2,5% от площади жилищного фонда в 2020 году), пока к 2050 году не будут выведены на уровень «зданий с низким потреблением энергии» все МКД жилищного фонда городов России, построенные до 2020 года, что снизит их теплопотребление в четыре-пять раз. Всегда выгодней выполнить капитальный ремонт двух зданий, снизив их теплопотребление на отопление в четыре раза, чем за те же деньги — одного здания, доведя его до уровня «энергопассивного», снизив его теплопотребление в пять раз, но увеличив длительность ремонта.
Исходя из содержания перечисленных выше статей, для реализации заявленных планов в практику проектирования новых и подлежащих капитальному ремонту зданий необходимо:
1. В отношении включения в своды правил изменений, касающихся энергетической эффективности зданий, следует сохранить, как рекомендовано в статье [12], самостоятельным отдельный раздел проекта «Энергоэффективность зданий и систем их инженерного обеспечения», а не «размазывать» требования по энергетической эффективности по другим разделам проектной документации. Требования же ППРФ №18 [2] и №603 [3] о повышении энергоэффективности зданий не были включены в СП 50 [5] и в последующие редакции этого нормативного документа, из-за чего они и не были реализованы в проектах строящихся и капитально ремонтируемых зданий.
Более того, в качестве показателя энергоэффективности в СП 50 [5] принят не удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию, отнесённый к 1 м² пола площади квартиры в [ кВт·ч/м²] или её объёму [ кВт·ч/м³], используемый в предшествовавшим ему СНиП 23–02 [4] с тем же названием, и который СП 50 [5] должен был актуализировать, как и в ГОСТ 31427–2010 [27], и в упоминаемом выше ППРФ №18 [2], а выдуманная новыми авторами*1 НИИСФ РААСН «удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания» в размерности [Вт/( м³·°C)], не имеющей отношения к годовому теплопотреблению.
*1 Так получилось, что возглавлявший авторский коллектив СНиП 23-02-2003 [4] заведующий лабораторией энергосбережения и микроклимата зданий НИИСФ РААСН, член-корреспондент Академии ЖКХ, к.т.н. Юрий Алексеевич Матросов (1933–2010) и директор НИИСФ РААСН, академик РААСН, д.т.н., профессор Георгий Львович Осипов (1929–2008), к сожалению, ушли из жизни, и мне, как автору раздела «Энергоэффективность», было предложено новым авторским коллективом подготовить эту часть СП, которую я передал в НИИСФ. Однако новые авторы, не будучи специалистами в области энергоэффективности зданий, переделали мой текст на приведённую выше бессмыслицу, и я вынужден был снять свою фамилию под этим документом (в письме на имя директора НИИСФ РААСН, члена-корреспондента РААСН, д.т.н. Игоря Любимовича Шубина) и выступить с разоблачением несостоятельности готовящегося нормативного документа в интервью «Строительной газете» [28], в статье [29] в той же газете с такой же критикой выступило руководство ЦНИИЭП жилища.
Ошибочность такого решения авторов СП 50 [5] заключается в том, что, согласно пункту 7 «Правил установления требований энергетической эффективности для зданий», утверждённых упомянутым ранее ППРФ №18 [2], «к показателям, характеризующим выполнение требований энергетической эффективности, относятся показатели, характеризующие годовые удельные величины расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания», а удельная характеристика этого расхода согласно пункту 3.32 «Термины и определения» СП 50 [5] означает «количество теплоты, равное потребностям в тепловой энергии единицы отапливаемого объёма здания в единицу времени при перепаде температуры в 1°C», что никакого отношения к годовому теплопотреблению зданием, как «показателю требований энергетической эффективности», не имеет ещё и потому, что не может быть сопоставлено с измеренным фактическим расходом тепловой энергии на эти цели за указанный период времени.
Более того, нормируемые значения этой удельной характеристики расхода, представленные в табл. 14 СП 50 [5], были взяты из табл. 9 СНиП 23–02 [4], что следует из примера в Приложении П данного СП, однако в СНиП 23–02 [4] нормируемый удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию МКД относился к площади квартир или их объёму, а при пересчёте в удельную характеристику расхода авторы СП 50 [5] отнесли её к отапливаемому объёму всего здания, который, помимо квартир, включает также лестнично-лифтовые узлы (ЛЛУ), внутренние перегородки и перекрытия и оказывается как минимум на 35% больше площади квартир [по данным типовых проектов Московского научно-исследовательского и проектного института типологии, экспериментального проектирования (МНИИТЭП)]. В результате при определении расчётной удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания (п. Г. 1 Приложения Г СП 50 [5]) и отнесении рассчитанного в проекте годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию дома к большему объёму получаем настолько же меньшие искомые величины в сравнении с нормируемыми по табл. 14 СП 50 [5].
А поэтому сразу же, без выполнения каких-либо энергосберегающих мероприятий, удельное годовое теплопотребление системы отопления дома в проекте снизилось на те же 35% и более, и в сравнении с требованиями ППРФ №18 [2] повышать энергетическую эффективность запроектированного по СП 50 [5] здания не надо, хотя годовое теплопотребление не изменилось! И жильцам такого «энергоэффективного» дома легче не стало.
Это же подтверждается примером расчёта (который был исключён при переиздании СП 50 [31] в 2024 году), приведённым в Приложении П СП 50.13330.2012 [5], где при утеплении наружных ограждений проектируемого МКД до базовых значений приведённого сопротивления теплопередаче и принятом нормативном значении воздухообмена в квартирах (30 м³/ч на одного человека) расчётная удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию согласно п. 8
Приложения П получилась равной 0,219 Вт/ ( м³·°C) при требуемой по табл. 14 — «менее или равной» 0,319 Вт/( м³·°C) [5], то есть ниже на величину (0,219–0,319)×100/0,319 = −31%!
Из чего делается ложный вывод, что класс энергетической эффективности проекта здания в соответствии с табл. 2 приказа Минстроя России №399/пр [30] — «высокий» В, а при расчёте по удельному годовому расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию, отнесённому к площади квартир, класс энергоэффективности только «нормальный» D! При этом годовой расход тепловой энергии остаётся в обоих случаях неизменным — реальной экономии энергии нет!
Возвращение к показателю энергоэффективности зданий, провозглашённого в СНиП 23–02 [4] и ППРФ №18 [2] в виде удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, позволит, как это и требуется, оценивать по этому показателю, сопоставляя проектные значения с нормируемыми на данный период времени, соответствие проекта по энергоэффективности существующим нормам, а по соотношению фактически измеренного удельного расхода тепловой энергии за какой-то период времени, пересчитанного на нормализованный отопительный период, и нормируемого значения — достигнутый класс энергетической эффективности в условиях эксплуатации, а также сопоставляя с проектным значением — оставшуюся величину резерва энергосбережения.
Кстати, при переиздании СП 50 [31] в 2024 году исчезла и «Таблица классов энергоэффективности зданий» (так она называлась в ППРФ №18 [2], но в СП 50.13330.2012 [5] была переименована в «классы энергосбережения»), после чего по действующему СП 50.13330.2024 [31], являющемуся единственным нормативным документом для проектирования энергоэффективных зданий, не представляется возможным проектировщикам, экспертизе и государственному строительному надзору оценивать класс энергоэффективности запроектированного и построенного здания. Но, из-за описанных выше ошибок, такую оценку нельзя было выполнять и по СП 50 [5] 2012 года издания, поскольку, как показывает приведённый выше пример, все МКД, запроектированные по предыдущему СНиП 23–02 [4] (актуализируемому в СП 50 [5]), с теплозащитой, соответствующей базовому уровню сопротивления теплопередаче наружных ограждений, становятся МКД с энергетической эффективностью класса В или А («высокий» и «очень высокий» согласно приказу Минстроя России №399/пр [30]), хотя по годовому теплопотреблению на отопление и вентиляцию соответствуют в лучшем случае «нормальному» классу D.
На фоне перечисленного удивительно утверждение Аналитического центра «ДОМ. РФ» (в сообщении от 28 января 2025 года), что в РФ «на начало 2025 года строится почти 3700 многоквартирных домов с энергетической эффективностью А, А+ и А++… Это на 14% больше, чем годом ранее» [32]. «По подсчётам «ДОМ. РФ», в начале 2025 года по строительству энергоэффективного жилья лидировали Москва (12,4 млн м²), Московская (4,4 млн м²) и Тюменская (2,4 млн м²) области. Далее следуют Свердловская область (2 млн м²), Приморский край (1,8 млн м²), Санкт-Петербург (1,7 млн м²) и Красноярский край (1,1 млн м²)». «За год география строительства энергетически эффективного жилья расширилась и сегодня охватывает 82 региона. Доля «зелёных» (энергоэффективных) среди всех домов на этапе стройки также поступательно растёт — с 24,5% в 2021 году до 32% на начало 2025 года» [32]. Я доказываю, и по отсутствию отрицательных комментариев читателей видно, что никто не оспаривает мою правоту в данном вопросе, что строящиеся здания не отличаются высокой энергоэффективностью. Даже наоборот — тот факт, что не все построенные после введения в действие СП 50.13330.2012 [5] здания ложно признаны Аналитическим центром «ДОМ. РФ» «энергоэффективными», свидетельствует о том, что остальные здания построены с нарушением требований СП 50 [5] по теплозащите, то есть с пониженным по отношению к базовому уровню сопротивлением теплопередаче наружных ограждений оболочки здания.
И эта неразбериха является следствием того, что, несмотря на указание в СНиП 23–02 [4]: «11.1 Контроль нормируемых показателей при проектировании и экспертизе проектов тепловой защиты зданий и показателей их энергоэффективности на соответствие настоящим нормам следует выполнять в разделе проекта «Энергоэффективность», включая энергетический паспорт согласно разделу 12 и Приложению Д», в Градостроительном кодексе РФ, утверждённом 29 декабря 2004 года [33], отсутствовали эти требования, в том числе в статье 53 «Строительный контроль» главы 6 «Архитектурно-строительное проектирование».
Далее, в «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утверждённое 16 февраля 2008 года ППРФ №87 [26], не вошли требования о контроле нормируемых показателей энергоэффективности при проектировании зданий, а в готовящемся проекте Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» раздел «Энергоэффективность» был включён в состав проектной документации, но только до рассмотрения в третьем чтении. В утверждённом 23 ноября 2009 года №261-ФЗ [34] опять этот раздел кем-то был исключён, несмотря на то что несколько месяцев до этого Президентом России проблема повышения энергоэффективности экономики была названа одним из приоритетных направлений. Кому это понадобилось идти против Президента?
И только Постановлением Правительства РФ №235 [35] указанное «Положение» было дополнено пунктом 27 (1) раздел 10 (1) «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащённости зданий, строений и сооружений приборами учёта используемых энергетических ресурсов». Но в этих мероприятиях опять ни словом не упоминается необходимость разработки энергетического паспорта проекта, по которому рассчитывается показатель энергоэффективности — удельный годовой расход потребляемой энергии зданием. И для проектировщиков вопрос повышения энергоэффективности зданий так и остался нереализованным, поскольку в нормах проектирования отсутствовали необходимые нормативно-правовые рекомендации: что должен включать этот перечень мероприятий, кто должен контролировать энергоэффективность зданий и по каким параметрам.
В развитие восстановленных требований повышения энергоэффективности зданий было принято ППРФ №18 [2], подтвердившее, что эти требования «подлежат применению при проектировании, экспертизе, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации построенных, реконструированных и прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий» (пункт 2 «Требований…»); «…к показателям, характеризующим выполнение требований энергетической эффективности, относятся показатели, характеризующие удельные годовые величины расхода энергетических ресурсов в здании» (п. 7); «…показатели, указанные в пункте 7, включаются в энергетический паспорт здания» (п. 10) и согласно пункту 15 «…предусматривается их уменьшение в итоге с 1 января 2020 года — не менее чем на 40 процентов по отношению к базовому уровню; …а путём сравнения (определения величины отклонения) проектных или фактически измеренных и базовых значений показателей, отражающих удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания, определяется его класс энергетической эффективности» (пункт 5 «Правил»), «…который также включается в энергетический паспорт многоквартирного дома» (п. 7 «Правил»).
Более того, работая на опережение, Правительство Москвы своим постановлением №900-ПП [36] (в составлении которого я принимал участие) при проектировании нового строительства, реконструкции и капремонте жилых и общественных зданий поставило задачу снижения удельного годового потребления тепловой энергии на отопление и вентиляцию на 25% по сравнению с действующим на 1 июля 2010 года по СНиП 23–02 [4] базовым нормативам. А постановлением №460-ПП [37] подтвердило: «в результате модернизации производственной базы индустриального домостроения достигнуто производство трёхслойных панелей наружных стен и окон с повышенными теплотехническими показателями — приведённым сопротивлением теплопередаче наружных стен более 3,5 м²·°C/Вт, а оконных и балконных дверных блоков из ПВХ-профилей с двухкамерными стеклопакетами — более 0,8 м²·°C/Вт, удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию многоквартирных домов не превышает 71 кВт·ч/м² в год», что на 25% ниже базового — 95 кВт·ч/м², согласно МГСН 2.01–99 «Энергосбережение в зданиях» [38].
Казалось бы, всё разложено по полочкам и подтверждено на практике, можно и «на покой» (в 2011 году я ушёл на пенсию в 72 года), но с выходом СП 50.13330.2012 [5] всё вновь перевернулось, с чем я пытаюсь бороться уже 15-й год. Помимо перечисленных выше замечаний к СП 50.13330.2024 [31], в нём до сих пор не указывается, как повышать теплозащиту эксплуатируемых зданий при выполнении их капитального ремонта и как осуществлять «контроль нормируемых показателей при проектировании и экспертизе проектов». Понятия «экспертиза» и «повышение теплозащиты при капитальном ремонте зданий» в тексте СП 50.13330.2024 [31] отсутствуют! Хотя в противоположность этому документу в Изменениях к «Положению о составе разделов проектной документации», утверждённому ППРФ №963 [1] и вышедшему ранее СП 50.13330.2024 [31] на два года, первый пункт этого «Положения» применительно к зданиям начинается со слов: «1. Настоящее положение устанавливает состав разделов проектной документации, подлежащей экспертизе [в предыдущей редакции документа ссылки на экспертизу не было. — Прим. автора] в соответствии со статьёй 49 Градостроительного кодекса РФ, и требования к их содержанию при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте». Авторы СП 502024 года издания [31] опять проигнорировали постановления Правительства РФ.
2. Обобщая изложенное в предыдущем пункте и выполняя Постановление Правительства РФ №963 [1], следует исключить из СП 50.13330.2024 «Тепловая защита зданий» [31] тексты, связанные с задачей определения энергетической эффективности зданий и расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию.
Для реализации этого надо исключить соответствующие термины из раздела 3 (3.15; 3.21–3.24; 3,33; 3.36; 3.40; 3.42–3.44) и следующие фразы из пунктов текста: 4.1 — «эффективности расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию»; 4.2 — «расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий»; 5.2 — «Допускается снижение значения коэффициента mp в случае, если при выполнении расчёта удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания по Приложению Б выполняются требования пункта 10.1 к данной удельной характеристике. Значения коэффициента mp при этом должны быть не менее: mp = 0,63 — для стен, mp = 1,0 — для всех светопрозрачных конструкций, а также покрытий и перекрытий для зданий второй и третьей категорий (по табл. 3), mp = 0,8 — для остальных ограждающих конструкций».
Следует также исключить раздел 10 «Требования к расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий», исключить Приложение Б «Расчёт удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий» и Приложение В «Форма для заполнения энергетического паспорта здания», перенеся всё, что касается энергоэффективности зданий, в более близкий по содержанию СП 60.13330.2020 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» [6], где уже есть раздел 13 «Требования энергетической эффективности и рациональное использование природных ресурсов», как и то, что касается отопления и вентиляции.
3. Заменить в СП 50.13330.2024 [31] содержание табл. 3 «Нормируемые значения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций» на табл. 1, из данной статьи, доведя базовые значения требуемого сопротивления теплопередаче окон детских садов, школ, интернатов и медицинских организаций до уровня, рекомендуемого для жилых домов, гостиниц, других общественных и административных зданий, как это было в СНиП 23–02 [4], и добавив требование повышения сопротивления теплопередаче ограждающих несветопрозрачных конструкций зданий как нового строительства, так и существующих, с 2025 года примерно в полтора раза по сравнению с базовым уровнем в соответствии с рекомендациями статьи [25], упомянутой выше, а светопрозрачных конструкций — в соответствии с достигнутыми отечественной промышленностью планками качества в изготовлении энергоэффективных окон.
4. Испытания инструментально-расчётным методом проводить в соответствии с ГОСТ 31168–2003 «Здания жилые. Метод определения удельного потребления тепловой энергии на отопление» [39]. Действующий ГОСТ 31168–2014 [20], подготовленный новым коллективом того же института НИИСФ РААСН, повторяет текст предыдущей редакции 2003 года, к которой они не имели отношения, даже со ссылкой на ГОСТы того же периода до 2003 года, но с заменой показателя энергоэффективности опять на «удельную характеристику расхода тепловой энергии на отопление» вместо приведённого в СНиП 23–02 [4] удельного годового расхода тепловой энергии на отопление, и с заменой понятия на класс энергосбережения со ссылкой на приведённое в СП 50.13330.2012 [5] в разделе 10, который по п. 2 настоящего документа исключается из этого СП, на класс энергоэффективности из СП 60 [6]. Соответственно, следует возобновить действие ГОСТ 31168–2003 [38], признав утратившим силу ГОСТ 31168–2014 [20]. По той же причине возобновить действие ГОСТ 31427–2010 «Здания жилые и общественные. Состав показателей энергетической эффективности» [40], признав утратившим силу ГОСТ 31427–2020 [21].
5. В соответствии со статьёй 17 и согласно ППРФ №963 [1], в подразделе «Отопление, вентиляция, кондиционирование…» раздела 5 появились новые требования (закрепляющие наши предложения) «о необходимости включения в проектную документацию этого подраздела», а значит в СП 60 [6], которые ранее излагались в СП 50 [5]:
«о. 3) сведений о показателях энергетической эффективности объекта капитального строительства, в том числе о показателях, характеризующих годовую удельную величину расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию в объекте капитального строительства…», далее по тексту и «о. 4) сведений о нормируемых показателях удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию и максимально допустимых величинах отклонений от таких нормируемых показателей (за исключением зданий, строений, сооружений, на которые требования энергетической эффективности не распространяются».
6. В связи с изложенным и с учётом переноса раздела энергоэффективность зданий из СП 50 [5] в СП 60 [6] дополнить раздел 13 «Энергоэффективность» следующим содержанием:
Пункт 13.1 — записать второй абзац в следующей редакции: «В проектной документации должно быть предусмотрено повышение тепловой защиты зданий в соответствии с табл. М. 1 Приложения М и оснащение зданий и сооружений приборами регулирования и учёта используемых энергетических ресурсов».
Пункт 13.2 записать в следующей редакции согласно изменениям к ППРФ №18 [2], утверждённым ППРФ №603 [3]:
«13.2 Энергоэффективность зданий характеризуется достигнутыми в процессе проектирования следующими показателями:
а) показатель удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию для всех типов зданий;
б) для многоквартирных домов также показатель суммарного удельного годового расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и электрической энергии, потребляемой в квартирах и на общедомовые нужды;
в) показатель удельного годового расхода энергетических ресурсов на охлаждение (включая кондиционирование)».
Вставить дополнительные пункты 13.3–13.8 следующего содержания:
«13.3 Показатель удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий, отнесённый к 1 м² отапливаемой площади пола квартир или полезной площади пола отапливаемых помещений общественных зданий [или к 1 м³ отапливаемого объёма этих помещений при высоте этажа от пола до потолка более 3,6 м], qот+вентгод.расч [Вт·ч/( м²·°C·сут.)] или [Вт·ч/( м³·°C·сут.)], определяется по Приложению М [23].
Этот показатель должен быть меньше или равен нормируемому значению qот+вентгод.тр [Вт·ч/( м²·°C·сут.)] или [Вт·ч/( м³·°C·сут.)], и определяться путём выбора теплозащитных свойств ограждающих конструкций здания, объёмно-планировочных решений, ориентации здания по сторонам света и эффективностью авторегулирования используемой системы отопления и вентиляции, а также применением других энергосберегающих решений, до удовлетворения условия:
qот+вентгод.расч ≤ qот+вентгод.тр, (13.1)
где qот+вентгод.тр — нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания за отопительный период, определяемый для многоквартирных домов (МКД) в [ кВт·ч/м²] по табл. М. 2 Приложения М, для одноквартирных домов и общественных зданий различного назначения — в [Вт·ч/( м²·°C·сут.)] или [Вт·ч/( м³·°C·сут.)] по табл. М. 3 и М. 4 того же Приложения М.
13.4 Для оценки достигнутой в проекте здания тепловой энергоэффективности (по показателю ожидаемого удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период), а в эксплуатируемых МКД ещё и по показателю суммарного удельного энергопотребления на отопление, вентиляцию, кондиционирование (охлаждение), горячее водоснабжение, использования электроэнергии на освещение, бытовые приборы и кухонное оборудование в квартирах и для общедомового инженерного и лифтового оборудования, установлены классы энергоэффективности зданий.
13.5 Обозначение класса энергетической эффективности зданий, строений, сооружений осуществляется латинскими буквами по шкале от A до G по величине отклонения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового показателя δ согласно табл. 13.1.
Величину отклонения δ [%] определяют по формуле:
где qот+вентгод.расч — расчётный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию [ кВт·ч/м²], определяемый по Приложению М [23], причём если базовый (нормируемый) расход тепловой энергии представлен в [Вт·ч/( м²·°C·сут.)] или [Вт·ч/( м³·°C·сут.)], то расчётный расход в [ кВт·ч/м²] надо умножить на 1000 и разделить на ГСОП региона строительства, и только после этого сравнивать с базовым расходом; qот+вентгод.баз — базовый удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию, для многоквартирных домов по табл. М. 1 Приложения М принимают [ кВт·ч/м²], для одноквартирных домов и общественных зданий принимают [Вт·ч/( м²·°C·сут.)] или [Вт·ч/( м³·°C·сут.)] по табл. М. 2 и М. 3 того же Приложения М [23].
13.6 При соответствии класса энергоэффективности проекта здания требуемому полученный показатель тепловой энергетической эффективности и достигнутый класс энергоэффективности записывают в энергетический паспорт проекта здания, форма и содержание которого приводится в стандарте НОП (ныне НОПРИЗ) СТО НОП 2.1.2014 «Требования к содержанию и расчёту показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания» [41] (до замены его «Методическим пособием» или СП [23]).
13.7 Для общественных зданий после проверки соответствия уровня энергетической эффективности теплозащиты, с целью регламентации расхода потребляемой тепловой энергии на вентиляцию, исходя из проектной производительности системы выполняют расчёты, заменяя задаваемые величины расхода наружного приточного воздуха, принятыми в проекте значениями согласно рекомендациями Приложения Н [23].
13.8 Для обеспечения в условиях эксплуатации комфортного микроклимата в помещениях при расчётном теплопотреблении системой отопления здания необходимо установить фактический запас в поверхности нагрева отопительных приборов, вызванный особенностями использования теплового баланса помещения при подборе этого оборудования, пересчитать расчётные параметры теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, в соответствии с Приложением А [23].
Бывший пункт 13.3 станет 13.9 (с соответствующим изменением нумерации последующих за ним пунктов) и внести дополнительную вставку после первого абзаца: «применения в ИТП или АУУ (при теплоснабжении от ЦТП или квартальной котельной) автоматического регулирования подачи теплоты в систему отопления в зависимости от изменения температуры наружного воздуха с учётом увеличивающейся доли бытовых теплопоступлений в тепловом балансе дома с повышением наружной температуры и учётом выявленного запаса тепловой мощности системы отопления; в общественных зданиях с периодическим режимом работы — дополнительно с автоматическим отключением подачи теплоты в нерабочее время, с контролем снижения температуры воздуха в помещении не ниже допускаемого по п. 5.2 СП 60.13330 и последующим «натопом» для обеспечения расчётной температуры воздуха в помещениях перед началом работы; …далее по тексту «применение вентиляционного и холодильного оборудования…».
7. Добавить следующие пункты, связанные с показателями энергоэффективности зданий, в раздел 3 «Термины и определения» СП 60.13330.2020 [6]:
3.1.33 тепловая энергетическая эффективность здания: Показатель минимального теплопотребления зданием, обеспечиваемое нормативные параметры внутреннего воздуха по температуре и воздухообмену в отапливаемых помещениях, характеризуемый удельным годовым расходом тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания за нормализованный отопительный период.
3.1.34 удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания: Количество тепловой энергии, необходимое для поддержания в здании нормируемых по соответствующим сводам правил в зависимости от назначения здания температуры и воздухообмена за отопительный период, отнесённое к единице площади квартир или полезной площади помещений здания, или объёму этих помещений при высоте этажа от пола до потолка более 3,6 м.
3.1.35 нормализованный отопительный период: Расчётный период времени работы системы отопления здания, представляющий собой среднее статистическое число суток в году, когда средняя суточная температура наружного воздуха ниже установленной температуры начала/окончания отопительного периода, принимаемой по СП 124 {имеется в виду СП 124.13330.2012 [22]. — Прим. ред.}.
3.1.36 градусо-сутки отопительного периода (ГСОП): Показатель, равный произведению разности расчётной температуры внутреннего воздуха в помещении, принимаемой по соответствующим сводам правил в зависимости от назначения здания, и средней температуры наружного воздуха за расчётный отопительный период на продолжительность этого периода, принимаемые по СП 131 {то есть СП 131.13330.2020 [42]. — Прим. ред.}.
3.1.37 средняя температура наружного воздуха отопительного периода: Температура наружного воздуха, осреднённая за отопительный период по средним суточным температурам наружного воздуха.
3.1.38 суммарное удельное годовое энергопотребление многоквартирным домом: Сумма удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию (пересчитанные на нормализованный отопительный период), на горячее водоснабжение и электрической энергии на общедомовые нужды и квартирами.
3.1.39 базовый уровень требований энергетической эффективности зданий: Определяется нормируемым показателем удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, относительно которого в законодательном порядке повышаются требования энергетической эффективности, и по степени отклонения от которого (рассчитанного в проекте значения или фактически измеренного по результатам энергетического обследования и пересчитанного на нормализованный отопительный период) устанавливается класс энергетической эффективности запроектированного или находящегося в эксплуатации здания. Для общественных зданий и одноквартирных отдельно стоящих и сблокированных домов — по удельному годовому расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию, отнесённого ещё и к градусо-суткам нормализованного отопительного периода.
3.1.40 класс энергетической эффективности здания: Характеристика здания, отражающая его энергетическую эффективность и определяемая величиной отклонения суммарного удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового уровня.
8. Заменить следующие пункты:
Пункт 6 — термин «Внутренние системы теплоснабжения и отопления» и в последующем тексте всего документа на «Внутридомовые системы теплоснабжения и отопления», поскольку термин «внутренние» всё же больше относится к медицинской сфере (например, «внутренние органы»), а не инженерной. Такое же написание «внутридомовое» приводится в статье 166 Жилищного кодекса РФ [43] в редакции, утверждённой Федеральным законом №200-ФЗ [44].
Пункт 6.1.2 изложить в следующей редакции: «Системы отопления зданий различного назначения следует присоединять к тепловым сетям централизованного теплоснабжения или автономного источника теплоты через индивидуальные тепловые пункты (ИТП) с автоматическим регулированием подачи теплоты в систему отопления в зависимости от изменения температуры наружного воздуха и с учётом теплового баланса здания и возможного запаса тепловой мощности системы отопления, а также поддержание заданной температуры и давления горячей воды в системах горячего водоснабжения. В зданиях с периодическим режимом работы следует предусматривать автоматическое снижение подачи теплоты в систему отопления этого здания в нерабочее время.
Автоматическое регулирование подачи теплоты в систему отопления многоквартирных домов должно осуществляться отдельно в каждом доме (части дома при расчётной нагрузке на отопление, превышающей 0,7 МВт) в ИТП или в АУУ (автоматизированном узле управления системой отопления) при подключении группы домов через существующий ЦТП. При возникновении в условиях эксплуатации необходимости замены внутриквартальных сетей теплоснабжения от ЦТП или замены основного оборудования в ЦТП следует узлы приготовления горячей воды, преобразования параметров теплоносителя для отопления, авторегулирования и учёта теплоты переносить в ИТП каждого дома. Допускается при централизованном теплоснабжении группы малоэтажных домов (до трёх этажей включительно) присоединять к тепловым сетям через ЦТП с автоматическим регулированием подачи теплоты во внутриквартальные сети отопления и параметрами теплоносителя, циркулирующего в этих сетях, требуемыми для систем отопления подключённых к ним зданий.
Индивидуальный тепловой пункт жилых и общественных зданий следует размещать в обслуживаемом здании, здесь же размещается узел учёта тепловой энергии, измеряющий суммарное теплопотребление зданием, и подводомер холодной воды, направляемой на горячее водоснабжение. В АУУ, как правило, измерение расхода тепловой энергии осуществляется раздельно на отопление и горячее водоснабжение дома.
Системы отопления потребителей следует присоединять к двухтрубным водяным тепловым сетям по независимой или зависимой схеме в соответствии с требованиями СП 124 [22] (п. 6.14*2). При наличии калориферов приточной вентиляции или секций подогрева кондиционеров система внутридомового теплоснабжения их подключается к тепловым сетям по зависимой схеме с обеспечением автоматической защиты от повышенного давления».
*2 В соответствии с Изменениями №1 к СП 124.13330.2012 «Тепловые сети» [22], утверждёнными приказом Минстроя России от 31.05.2022 №434/пр [45]: «6.14 Системы отопления потребителей при централизованном теплоснабжении должны присоединяться к двухтрубным водяным тепловым сетям по независимой схеме. Использование зависимой схемы подключения регулируется СП 60.13330…» Авторы СП 60 [6] перенесли эту часть в СП 510.1325800.2022 «Тепловые пункты и системы внутреннего теплоснабжения» [46] (далее СП 510), утверждённые приказом Минстроя России от 25 января 2022 года №42/пр [47], но у меня есть серьёзные замечания к этому документу в части нарушения принципов гидравлической устойчивости описываемой системы централизованного теплоснабжения и игнорирования требований повышения энергоэффективности при осуществлении в тепловых пунктах автоматического регулирования подачи теплоты в системы отопления зданий. Поэтому предложения по изменению СП 510 [46] вынесены в отдельную статью [48].
9. Добавить следующие приложения в СП 60.13330.2020 [6] из [23]:
- Приложение А (обязательное) «Расчёт тепловых нагрузок систем отопления и вентиляции» (внести изменения и дополнения) [10, 11];
- Приложение В — в примечании «1)» вместо слов «…по требованиям соответствующих нормативных документов» написать: «…в соответствии с табл. В. 2″ — имеется в виду табл. В. 2 «Минимальные нормы воздухообмена в основных помещениях общественных зданий различного назначения, исключая медицинские учреждения {из ASHRAE 62.1–2016. — Прим. автора}, гармонизированные к российским нормам плотности размещения работающих или учащихся в этих помещениях» из статьи [49] (с полной таблицей можно ознакомиться в библиотеке научных статей АВОК в рубрике «Вентиляция», красным шрифтом помечено дополнение автора);
- Приложение М (обязательное) «Определение удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания за отопительный период для оценки его энергетической эффективности»;
- Приложение Н (обязательное) «Особенности расчёта расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию общественных зданий за отопительный период с механической системой приточной вентиляции и периодическим режимом работы»;
- Приложение О (обязательное) «Нормирование теплопотребления приточной вентиляции общественных зданий»;
- Приложение П (рекомендуемое) «Методика определения бытовых теплопоступлений в жилых и общественных зданиях за периоды отопления и охлаждения и примеры расчёта годового расхода холода на охлаждение и вентиляцию кондиционируемых помещений»;
- Приложение Р (рекомендуемое) «Форма энергетического паспорта проекта здания».
Предлагается также альтернативный проект Постановления Правительства РФ под названием: «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности и Требований к правилам определения класса энергоэффективности многоквартирных и одноквартирных домов, а также общественных зданий», с которым можно ознакомиться в статье [17], в развитие ППРФ №1628 [19] с учётом «Климатической доктрины Российской Федерации», утверждённой Указом Президента России В. В. Путина №812 [8] и предполагающей к 2060 году в новом строительстве повышение энергоэффективности зданий до уровня потребления энергии, близкого к нулевому. С включением динамики повышения энергоэффективности жилых и общественных зданий нового строительства и существующего жилищного фонда, основанной на требованиях ППРФ №603 [3], «Климатической доктрины РФ», перенесённой по повышению энергоэффективности зданий в СП 60 [6], а по повышению тепловой защиты зданий — в СП 50 [5].
Выводы
В данной статье обосновывается возможность достижения к 2030 году в новом строительстве повышения энергоэффективности всех строящихся гражданских зданий до уровня здания с низким потреблением энергии, соответствующим классу энергетической эффективности А — «очень высокий». Для этого необходимо повысить теплозащиту зданий до уровня на 50% выше базового (что по сопротивлению теплопередаче наружных стен окупается в течение шести-семи лет [25], но остаётся ниже нормируемого в странах Скандинавии, несмотря на то что по градусо-суткам отопительного периода центрально-европейский регион России превышает скандинавский в полтора раза), и осуществлять автоматическое регулирование подачи теплоты в систему отопления по оптимизированным графикам с учётом увеличивающейся доли бытовых теплопоступлений в тепловом балансе дома с повышением температуры наружного воздуха и с учётом выявленного запаса тепловой мощности, подтверждённых теоретическими расчётами и натурными испытаниями, что позволяет сократить годовое теплопотребление от 15 до 45% и более по сравнению с традиционным решением, применяемом в нашей стране и за рубежом, без дополнительных инвестиций, а путём перенастройки контроллера имеющегося регулятора [13].
Также к 2030 году возможно реализовать подобные энергосберегающие мероприятия в многоквартирных домах существующего жилищного фонда, построенных до 1980 года, до того же уровня «с низким потреблением энергии» при осуществлении их комплексного капитального ремонта с утеплением и оборудованием систем отопления регуляторами подачи теплоты. Для этого необходимо выполнять такой ремонт МКД ежегодно на площади, составляющей 2,5% от площади жилищного фонда в 2020 году — это близко к объёмам нового строительства в этом году, что позволит сократить подачу теплоты в систему отопления каждого отремонтированного дома в четыре-пять раз от прежнего годового теплопотребления, сократив сроки окупаемости такого ремонта до трёх-четырёх лет.
В последующие годы в существующем жилищном фонде следует продолжить комплексный капитальный ремонт на том же уровне и в тех же ежегодных объёмах, что позволит к 2050–2060 годам (в зависимости от региона России) вывести на уровень «зданий с низким потреблением энергии» все МКД жилищного фонда городов России, построенные до 2020 года. И это без использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ), которые всё ещё дороже элементарного утепления, а также проблематичны по утилизации отработанного оборудования. Для контроля параметров энергетической эффективности эксплуатируемых зданий разработан алгоритм экспресс-оценки показателей энергопотребления, полученных расчётным путём и по результатам измерений [50].
В новом строительстве после 2030 года за счёт применения возобновляемых источников энергии и утилизации теплоты вентиляционных выбросов или поверхностного слоя земли предполагается постепенное повышение тепловой энергоэффективности зданий до уровня потребления энергии сначала «энергопассивного» к 2040 году, а затем «близкого к нулевому» к 2060 году.
Всё это можно реализовать, если выполнить предлагаемые в статье изменения в СП 50.13330.2024 [31], СП 60.13330.2020 [6], СП 124.13330.2012 [22], СП 510.1325800.2022 [46], ГОСТ 31168–2014 [20], ГОСТ 31427–2020 [21] во исполнение Постановления Правительства РФ №963 [1] о включении в состав проектной документации подраздела «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети» раздела 5 «сведений о показателях энергетической эффективности зданий», принять предлагаемый альтернативный проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности и Требований к правилам определения класса энергоэффективности многоквартирных и одноквартирных домов, а также общественных зданий» [17] вместо ППРФ №1628 [19], а также утвердить в качестве «Методического пособия» к СП 60.13330.2020 [6] подготовленные НП «АВОК» Рекомендации: «Реализация требований повышения энергетической эффективности зданий и систем их инженерного обеспечения. Энергетический паспорт зданий. Примеры расчёта энергоэффективности проекта зданий» [23], которые содержат необходимые для проектировщика методики расчёта энергоэффективности зданий, вместо требующего замены СТО НОП 2.1.2014 «Требования к содержанию и расчёту показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания» [41], который автор разрабатывал от НП «АВОК».
*3 Анатолий Алексеевич Магай, доктор архитектуры, профессор, директор по науке ЦНИИЭП жилища.
*4 Владимир Сергеевич Беляев, к.т.н., профессор, заведующий лабораторией теплового и воздушного режима зданий, окон и дверей ЦНИИЭП жилища.