
Экологическая ответственность является глобальным трендом развития, который положил своё начало при основании Организации Объединённых Наций и далее при принятии «Повестки дня на XXI век». Экологическая ответственность характеризуется осознанным стремлением действовать в соответствии с принципами сохранения окружающей среды и минимизации негативного воздействия на окружающий мир. Современное понятие экологической ответственности начинает развиваться в середине XIX века, так как в данный период обостряются проблемы загрязнения воздуха и воды, ухудшения состояния почвы, а также проявления негативного влияния технологического прогресса на окружающую среду. В ответ на эти вызовы стали появляться движения и организации, призывающие к экологической ответственности.
Организация Объединённых Наций (ООН) была создана в 1945 году после окончания Второй мировой войны с целью обеспечения мира и международной безопасности, сотрудничества между нациями, содействия по решению экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем, а также поощрения уважения к правам и основным свободам человека. В конце Второй мировой войны стало очевидным, что интенсивные боевые действия нанесли серьёзный ущерб окружающей среде, что до сих пор имеет долгосрочные негативные последствия.
После начала развития природоориентированных программ и проектов во всём мире и основания ООН в Советском Союзе также произошло немалое количество изменений в области охраны окружающей среды. С 1957–1963 годов активно принимаются законы, направленные на сохранение природы. К концу 1960-х годов советским правительством начинают разрабатываться основы общесоюзного законодательства в области охраны природы и использования ресурсов, также кодекс охраны окружающей среды пополняется новыми законами, что приводит к судебной практике.
Далее в 1973 году на Первой сессии Совета управляющих Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), в которой принял участие и Советский Союз, были установлены принципы международного сотрудничества, ставшие основными для «Плана действий в области окружающей среды». Именно в данный период экологическая безопасность стала восприниматься как международный долг каждой страны, а проблемы экологии и охраны окружающей среды стали рассматриваться как целостный глобальный вектор развития для всех государств.
В 1974 году вышел Указ Президиума Верховного Совет РСФСР «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР» (ст. 167.1, 223.1) [1], в котором предусматривалась уголовная ответственность за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря.
В период 1971–1991 годов в Советском Союзе подписывалось немалое количество договоров и соглашений, проводился целый ряд конференций, направленных на природоохранную политику.
В 1992 году была проведена Конференция ООН по окружающей среде и развитию (UNCED), также известная как «Саммит Земли», которую принято считать значимым событием для сегодняшнего времени. По итогам проведения конференции была принята «Повестка дня на XXI век», чем сформировалось новое русло социального, природоориентированного пути развития. Данная конференция оказала огромное значение для международного сотрудничества по проблемам окружающей среды, поскольку поспособствовала созданию «Целей тысячелетия» и впоследствии «Целей устойчивого развития». «Повестка дня на XXI век» и стала отправной точкой масштабного партнёрства государств, бизнеса и человека в мировой практике.
Также в 1992 году, согласно ст. 167.2 Федерального закона №2540-I [2], была введена уголовная ответственность за самовольную добычу (и продажу) янтаря с месторождений или мест его промышленной разработки.
В 1995 году заканчивается работа над проектом «Международного пакта по окружающей среде и развитию», куда были вписаны следующие положения:
- обеспечение соблюдения законов и норм охраны окружающей среды;
- рациональное использование природных ресурсов и экологическое обоснование;
- обеспечение экологической безопасности;
- международно-правовая ответственность за нанесение вреда экологии.
В 1996 году Федеральный закон №30-ФЗ [3] представил в Уголовный кодекс РСФСР перечень преступлений в области окружающей среды.
В 2000 году в рамках Саммита тысячелетия ООН были приняты «Цели тысячелетия» (Millennium Development Goals, MDGs) в ответ на глобальные вызовы в области развития, бедности, здравоохранения, образования, гендерного равенства, окружающей среды и других аспектов, которые были запланированы к выполнению к 2030 году. Главной задачей принятия «Целей тысячелетия» была фокусировка мирового внимания на конкретных мерах, необходимых для улучшения качества жизни людей по всему миру и стимулирования устойчивого, всестороннего развития.
«Цели тысячелетия» ООН включали следующие аспекты:
- устранение крайней нищеты и голода;
- достижение общеобразовательной политики;
- продвижение гендерного равенства и эмансипации женщин;
- снижение детской и материнской смертности;
- обеспечение устойчивого окружающего среды;
- борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими болезнями;
- обеспечение глобального партнёрства для развития.
В 2012 году в Рио-де-Жанейро прошла очередная Конференция ООН по устойчивому развитию под названием «Рио+20», которая была посвящена устойчивому развитию и борьбе с глобальными экологическими и социальными проблемами. На конференции члены организации начали разработку структуры и способов реализации принципов, указанных далее в «Целях устойчивого развития» (Sustainable Development Goals, SDGs).
В 2015 году была принята «Повестка дня в области устойчивого развития». «Цели устойчивого развития» были приняты как глобальный ориентир до 2030 года, направленный на содействие в экономическом, социальном и экологическом развитии стран. Они состоят из 17 значимых целей, которые можно разделить на пять основных групп:
1. Потребность — окончательное устранение бедности во всех её формах и проявлениях.
2. Благосостояние — обеспечение безопасности продовольствия, здоровья и образования для всех людей.
3. Процветание — гармоничное развитие экономики, обеспечивающее устойчивый рост и достойный уровень жизни.
4. Планета — эффективное управление ресурсами и борьба с изменением климата для сохранения экологической устойчивости.
5. Мир — создание инклюзивного и мирного общества, обеспечение справедливости и сильных институтов.
Таким образом, учреждение Организации Объединённых Наций послужило катализатором и надёжной опорой для формирования международной экологически ориентированной стратегии развития. При изучении хронологии принимаемых решений ООН в области экологической безопасности отмечается, что после проведения конференций ООН РСФСР вносила немалое количество поправок и корректировала своё законодательство в соответствии с требованиями и рекомендациями ООН в области охраны природы.

В настоящее время наблюдается повышенная значимость «экологической безопасности». С каждым днём угрозы для окружающей среды и человеческого здоровья возрастают из-за различных видов загрязнения, изменений климата, вырубки лесов и непоследовательного использования природных ресурсов. Для более глубокого понимания значения экологической безопасности стоит рассмотреть трактовку термина в различных лексикографических словарях (табл. 1).
Экологическая ответственность является одним из ключевых элементов социальных корпоративных норм и тесно переплетена с этическими требованиями делового сообщества. Государство, бизнес-сектор и частные лица несут полную ответственность перед другими участниками общества. По причине того, что компании, независимо от размера, могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду, становится необходимым проанализировать роль экологической ответственности в российском законодательстве, а также рассмотреть трактовку экологической ответственности экспертами данной области (табл. 2).

Итак, после анализа данных табл. 1–2, определилась единая трактовка экологической ответственности и экологической безопасности, которые будут ключевыми в данной работе.
Экологическая безопасность представляет собой комплекс мер, включающий политические, правовые, экономические и технологические подходы, направленные на защиту окружающей среды и важных интересов людей от возможного отрицательного воздействия различных видов хозяйственной деятельности. Она предполагает добровольное активное участие компаний и предприятий в снижении или предотвращении негативного воздействия на окружающую среду в результате их деятельности. Эти меры, предпринимаемые бизнес-сообществом для обеспечения экологической безопасности, подчиняются законам, определенным правительством.
Эколого-правовая ответственность, гарантирующая обеспечение экологической ответственности, представляет собой одну из форм юридической ответственности, применяемую для предотвращения отрицательного воздействия на окружающую среду. В рамках данного контекста организации обязываются соблюдать все экологические нормы и ограничения, связанные с их деятельностью, и нести полную ответственность за любые неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть при их нарушении.
Основываясь на данных о поисковых запросах Google Trends об уровне заинтересованности общества в экологической ответственности, наблюдается стабильно низкий показатель запросов в России на период 2016–2022 годов. Количество иностранных запросов (США, Канада, страны африканского континента) оказалось значительно выше, и с 2015 года наблюдается положительная динамика в заинтересованности общества экологическим направлением.
Несмотря на то, что экологическая ответственность ориентирована на безопасную для экологии и населения деятельность, организации продолжают следовать своим основным целям. Крупные организации и компании должны балансировать между основополагающими задачами, возникающими перед ними на рынке, и природоохранной политикой.
Фундаментальными целями компаний и некоторых организаций, функционирующих на рынке со свободной конкуренцией, считаются:
- максимизация прибыли;
- увеличение объёмов выпуска;
- рост конкурентоспособности;
- увеличение доли рынка и т. д.
Экологическая ответственность является немаловажным фактором, стимулирующим конкурентоспособность компаний. Соблюдение экологической ответственности и внедрение безопасных для природы технологий при производстве помогает компаниям улучшить свою репутацию, а также позволяет снизить расходы на энергию и ресурсы, что способствует экономической эффективности компании.
Успешная реализация принципов экологической ответственности является не только необходимой для компаний, но и морально-этически важной задачей, способствующей благополучному развитию общества.
Успешность соблюдения экологических норм компаниями определяется по выполнению и качеству реализации следующих функций:
1. Компенсационная функция направлена на стоимостную и количественную оценку нанесённого компаниями ущерба на экологию. Данная функция характеризуется оценкой величины вреда и стоимости компенсации имущественных и прочих потерь.
2. Превентивная функция ориентирована на контроль и учёт экологической обстановке в регионе или местности хозяйствования. Также превентивная функция прогнозирует динамику экологических изменений и нацелена на организацию мер, минимизирующих негативные последствия от какой-либо деятельности на окружающую среду.
3. Стимулирующая функция отвечает за привлечение различных финансовых, правовых, экономических и информационных рычагов в проблемы экологии, а также направлена на рост спроса на экологические инновации.
4. Бюджетная функция корпоративно экологической ответственности связана с реализацией важных экологических инициатив за счёт собственного бюджета компаний.
5. Культурно-просветительская функция направлена на освоение новых методов управления, где бизнес формирует высокий уровень корпоративной культуры путём воздействия экологических, энергетических факторов на поведенческое поведение.
Основные направления экологической ответственности включают в себя совокупность действий и мер организаций в области охраны природы в соответствии с принципами устойчивого развития, такие как:
- уделение должного внимания экологическим последствиям в ходе предпринимательской деятельности, с целью снижения нагрузки на окружающую среду и климат;
- использование в бизнес-процессах всех видов ресурсосберегающего оборудования и инноваций;
- поиск и принятие управленческих решений, направленных на достижение целей по энергои ресурсосбережению;
- переориентация производства на альтернативные источники энергии;
- выпуск товаров и услуг, отвечающих экологическим стандартам;
- направленность на снижение уровня загрязнений и выбросов, включая правильную утилизацию отходов.
В соответствии с основными направлениями и функциями экологической ответственности важно рассмотреть механизмы и подходы, которые могут быть использованы при реализации экологической ответственности организациями:
1. Трансформация негативных для экологии эффектов. Введение выплат за допущенные инциденты, оказавшие вредоносное влияние на окружающую среду.
2. Обеспечение экологически устойчивого социально-экономического развития. Организации должны следовать социально-экологическим обязательствам перед будущими поколениями и заинтересованными сторонами в сохранении окружающей среды.
3. Экономико-правовые методы ответственности включают экологическое страхование для рисковых секторов экономики и применение административных и уголовных наказаний через судебные разбирательства.
4. Участие бизнеса в торговле квотами на выбросы парниковых газов через формирующиеся межгосударственные механизмы, чтобы решать глобальные экологические проблемы.
5. Добровольные экологические соглашения и партнёрства (между бизнесом и государством, бизнесами между собой и бизнесом и неправительственными организациями) являются гибким инструментом для преодоления норм экологической безопасности и рационального природопользования, а также для решения ресурсно-экологических проблем. Они также могут быть применимы для решения проблем с высокой степенью неопределённости и асимметричным распределением информации.
Энергосбережение стало одним из ключевых направлений экологической ответственности в России, особенно на фоне глобальных вызовов, связанных с изменением климата и истощением природных ресурсов. Начало системной работы в этой области можно отнести к 1990-м годам, когда после распада СССР перед страной встала задача модернизации энергетического сектора. В 1996 году был принят закон «Об энергосбережении», который заложил основы государственного регулирования в этой сфере. Однако реальный импульс развитию энергосберегающих технологий придал Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» [9], который ввёл обязательные требования к энергоэффективности зданий, промышленных предприятий и транспорта, а также стимулировал внедрение инновационных технологий.
Важным этапом стало включение энергосбережения в стратегические документы, такие как «Энергетическая стратегия России на период до 2035 года» и «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года». Эти документы подчёркивают необходимость снижения энергоёмкости валового внутреннего продукта (ВВП), перехода на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и внедрения «зелёных» технологий в промышленности. Например, к 2024 году доля ВИЭ в энергобалансе страны должна достичь 4,5%, что свидетельствует о постепенном, но уверенном движении в сторону устойчивого развития.
Таким образом, было определено, что учреждение ООН сыграло важную роль в разработке международной стратегии развития с экологическим направлением.

Понятие экологической ответственности обозначено в различных словарях, но её сущность остаётся неизменной. Оценивая понятия экологической ответственности с точки зрения экологии, экономики и деловых терминов, можно заключить, что экологическая ответственность означает активное участие предприятий в снижении или предотвращении негативного воздействия своей деятельности на окружающую среду.
Экологическая ответственность включает в себя ряд аспектов, функций и механизмов, которые оказывают влияние на репутацию компании на национальном и международном рынке, могут усилить или ослабить её позицию среди конкурентов. Значительно отметить, что экологическая ответственность, помимо защиты окружающей среды, охватывает экономическую и социальную составляющие жизнедеятельности компаний.
Несмотря на прогресс, остаются вызовы, такие как высокая зависимость от традиционных энергоносителей и недостаточная мотивация бизнеса к внедрению энергосберегающих решений. Тем не менее, меры государственной поддержки, включая налоговые льготы и субсидии, а также растущее осознание экологической ответственности среди корпораций, способствуют постепенному переходу к более эффективной и устойчивой энергетической модели. Можно констатировать, что экологическая ответственность и энергосбережение в России развивается в русле общемировых тенденций, сочетая законодательное регулирование, технологические инновации и социально-экономические инициативы.