Запросы потребителя

Сегодня, в условиях кризиса, для потребителя главное — цена. Остальные параметры уходят, увы, на второй и третий план. Однако современный покупатель привык сравнивать при покупке большое количество факторов, которые условно можно разделить на три группы:

  • технические (функционал);
  • эксплуатационные (удобство управления, обслуживание);
  • сервисные (гарантийное, постгарантийное, техподдержка и сервис).

Важные для потребителя услуги

Как показывает практика, для клиента в период эксплуатации приобретённой техники важны:

  • удобное управление (через телефон или другие средства удалённого быстрого взаимодействия);
  • возможность как самостоятельного обслуживания, так и возможность обратиться в службу сервиса для регулярного сервисного обслуживания;
  • скорость реагирования технической поддержки в случае возникновения проблем и возможность оперативно получить консультацию;
  • возможность модернизации и обновления приобретённой техники без замены на новую модель, как со стороны софтверной, так и аппаратной частей (перепрошивка улучшенным ПО с бóльшими возможностями, услуги доработки и обновления аппаратной части);
  • гарантийное обслуживание и доступность недорогого ремонта по окончании гарантии — если стоимость ремонта составляет 80% и более от стоимости самого прибора, то пользование такой услугой становится невыгодным для потребителя, особенно если речь идёт об импортированном оборудовании.

Именно поэтому в нашей компании мы стараемся повышать сервисную составляющую и, являясь производителем, пытаемся уменьшить стоимость восстановительных работ, стремясь к значениям 1–10% в стандартных случаях.

Хочется отметить ещё один показатель — стоимость владения. Стоимость владения и проектный срок службы являются обязательными параметрами к рассмотрению в сегменте B2B, но не всегда учитываются в B2C. Хотя в условиях спада как раз чрезвычайно выгодно обращать внимание на стоимость владения товаром: замену расходных составляющих (например, в нашей индустрии это АКБ), возможность и стоимость обновления данной модели без замены на новое устройство, а также предоставляемый сервис и гарантийное обслуживание.

В условиях нестабильного рынка

В условиях финансовой нестабильности потребителям и многим игрокам рынка сложно осуществлять долгосрочное планирование, важен «результат сегодня».

Особенно уязвимыми в такой ситуации становятся частные лица, малый и средний бизнес. При существующей законодательной и тарифной политике государства (например, тарифы на покупку электроэнергии и стоимость продажи электрической энергии в промышленную сеть для частных лиц) трудно говорить о коммерческих выгодах, так как срок окупаемости проектов, основанных на возобновляемых источниках энергии, пока, к сожалению, данная группа потребителей оценивает как долгий, что не согласуется со стратегией «здесь и сейчас», применяемой ими в условиях нестабильности.

С другой стороны, «пускать всех потребителей под одну гребёнку» было бы не совсем корректно. Для разных клиентов — разные шкалы ценностей. Крупные игроки стараются поднимать имиджевую составляющую за счёт следования важнейшим трендам, таким как энергоэффективность и энергосбережение.

Про инвестиции

В связи с нестабильной политической и экономической ситуации в стране инвестиции в российские компании могут быть рискованными. Наблюдается отток иностранного капитала. Прямые инвестиции в Россию сократились в три раза (с 2017 по 2018 годы) [1], что не может не волновать и отечественных инвесторов.

Регуляторный климат

Законодательная, регуляторная сфера в России переживает непростые времена. Многие законопроекты вызывают вопросы и недоумение, как в профессиональной среде, так и у простых потребителей.

При этом доля конкурентоспособной продукции российского производства (относительно общего количества необходимого стране оборудования) мала. И, хотя применяются решения для поддержки российского производителя в виде повышения таможенных пошлин на импорт товаров в страну, условия для развития российского производства всё ещё остаются нелёгкими.

Но есть и хорошие новости. Одна из них — принятие в конце прошлого года закона, регулирующего производство электроэнергии на объектах микрогенерации [2]. Государственная Дума ФС РФ приняла в третьем, окончательном чтении инициированный Правительством РФ закон, регулирующий производство электроэнергии на объектах микрогенерации, что даёт надежду на положительную динамику на рынке возобновляемых источников энергии.

Прогноз

В связи с последними событиями, как в нашей стране, так и на мировой арене, трудно делать долгосрочные прогнозы — слишком много меняющихся факторов, создающих ситуацию высокой неопределённости. Как долго продлиться эпидемия коронавируса в мире и России, какова будет политическая ситуация к лету этого года, как поведет себя рынок…

Для нашей компании важно, что продукция «Микроарт» состоит на 80% из отечественных компонентов (печатные платы, корпус, трансформатор и другие элементы низковольтного оборудования).

Мы более 25 лет работаем на рынке силовой электроники и смогли найти качественных российских поставщиков. Конечно, исключение составляет микроэлектроника. К сожалению, пока отечественного производства требуемой микроэлектронной элементной базы нет, а мы используем только высококачественные элементы для своих приборов, поэтому выбираем бренды европейских и американских производителей микроэлектроники. Хотелось бы, чтобы ситуация была иной, особенно в связи с возможностью существенного подорожания импортной продукции.

Принятый в декабре закон [2] даёт надежду на новую веху в сегменте микрогенерации, а также дальнейшую поддержку от государства для развития отрасли ВИЭ.

Наши итоги

Спрос на оборудование для альтернативной энергетики падает с 2018 года не только в традиционно «неотзывчивых», но и в ключевых регионах страны, однако нам удалось разработать несколько технологических новинок в сфере силовой электроники, а также расширить свою деятельность в смежном сегменте рынка климатического оборудования.

Планы 2020

В планах компании «Микроарт» — вывод на рынок новых моделей приборов, расширение ассортимента с выходом в новую нишу. Ещё — будем заниматься улучшением сервиса, работой над «клиентским счастьем».