Его уникальность заключается, прежде всего, в интересном и передовом решении систем вентиляции и кондиционирования, установленных компанией FUJITSU GENERAL (Япония).Но сначала несколько слов об объекте. Это высотное здание на 50 этажей, которое состоит из двух башен (рис. 1). Огромный комплекс включает в себя 333 гостиничных номера, 60 люкс апартаментов, многочисленные развлекательные и оздоровительные центры, магазины и рестораны, предприятия бытового обслуживания. Комфортный климат этой ?громады? обеспечивается системой VRFV, включающей 248 наружных и 1189 внутренних блоков. При кондиционировании этого здания инженерам компании FUJITSU GENERAL приходилось решать сложную задачу — найти вариант компактной, эффективной и малошумной системы, которая к тому же обладала бы минимальным энергопотреблением. И такое решение было найдено — смонтирована новая серия VRF системы— серия V FUJITSU GENERAL. Характеристики VRF системы кондиционирования GENERAL серииV: ? Мощность наружного блока—от 22 до 120 кВт холода с шагом 5 кВт; ? Максимальное количество внутренних блоков в пределах одного фреонового контура— 48; ? Допустимое превышение мощности внутренних блоков над мощностью наружного— до 150%; ? Максимальная длина магистралей от наружного до самого удаленного внутреннего— 150 м; ? Максимальный перепад высот между наружным и внутренними блоками— 50 м; ? Озонобезопасный фреон R410A.Инверторное регулирование мощности; ? Температурный диапазон работы наружного блока— от 43 до –20°С; ? Моделей внутренних блоков — 54; ? Типов внутренних блоков — 12. Конструктивное решение Фактически до конца XX в. при кондиционировании высотных зданий применялась следующая схема кондиционирования: источник холода и свежего воздуха (как правило, чиллер с воздушным конденсатором и центральный воздушный кондиционер) располагались на крыше здания. По вертикальным коллекторным воздуховодам охлажденный воздух подавался ко бслуживаемым помещениям. Также были необходимы трубопроводы, по которым подавалась охлажденная вода к фанкойлам. Данная схема кондиционирования обладает значительными недостатками: 1. Потеря площади на транзитные воздуховоды. Вертикальная шахта для воздуховодов и трубопроводов охлажденной воды, проходящая шпилем через все здание, ?съедает? на каждом этаже драгоценные метры полезной площади. 2. Необходимость дополнительной противопожарной защиты. Воздуховод, пересекающий противопожарную преграду— перекрытие этажа, нарушает ее целостность. Поэтому при реализации схемы вертикальных воздушных коллекторов дополнительно требуется установка противопожарных клапанов на всех перекрытиях. 3. Низкая энергетическая эффективность. Чем дальше располагается источник холода и воздуха от обслуживаемых помещений, тем больше потери холода при его транспортировке, тем больше требуется напор вентиляторов и насосов, тем больше энергопотребление системы кондиционирования. VRF-системы (мультизональные системы, системы с переменным расходом хладагента) — самый молодой класс систем центрального кондиционирования. Основная идея, заложенная в конструкции данного оборудования, заключается, с одной стороны, в его модульности, с другой стороны,— многозональности. Благодаря модульности (конструктивное преимущество), с помощью класса VRF возможно кондиционирование любого по величине здания.Из одинаковых наружных блоков ?набирается? требуемая мощность охлаждения объекта. При каком либо изменении характеристик объекта кондиционирования система может быть легко расширена с помощью новых блоков. Многозональность (функциональное преимущество) дает пользователю свободу выбора внутренних климатических параметров помещения. Каждый человек— индивидуальность, в т.ч. с точки зрения систем кондиционирования воздуха. Применение ?усредненных значений? неизбежно приводит ккомфорту только части людей в помещении. Другая часть, зачастую большая, будет недовольна воздухом в помещениях при его кондиционировании однозональной системой [1].Схема системы кондиционирования, реализованная в отеле RITZ CARLTON, является поэтажной, т.е. отдельный модуль системы кондиционирования обслуживает только один этаж. Благодаря этому удалось уйти от коллекторных воздуховодов и потери полезной площади здания. Размещение наружных блоков, обслуживающих один этаж, производится на специальных балконах. Фактически для оборудования класса VRF такое решение является идеальным, т.к.нет перепада высоты между внутренними и наружным блоком, следовательно нет проблем с возвратом масла в наружный блок. Для удаления теплого воздуха применяется Г-образный воздуховод в верхней части наружных блоков. В номерах отеля установлены внутренние блоки канального типа. Конструктивно канальный внутренний блок является самым предпочтительным для отелей с точки зрения дизайна по одной простой причине — он монтируется в скрытом исполнении, встраивается в фальшь-стену или подвесной потолок. Одно из преимуществ канальных внутренних блоков GENERAL — низкий уровень шума (табл. 1). Благодаря этой важнейшей характеристике системы кондиционирования серии V были выбраны из многих конкурсных предложений кондиционерных компаний для кондиционирования отеля. Дело в том, что в отелях класса А требуется обеспечить в номерах низкий уровень шума (звукового давления).На уровень шума внутреннего блока влияет значительным образом скорость вращения вентилятора. Естественно на максимальной скорости вентилятора уровень шума максимальный, но и производительность кондиционера подбирается исходя из расчетного режима работы — т.е. режима максимальной производительности. Часто производители климатического оборудования в рекламных каталогах приводят характеристики производительности при максимальном режиме, а уровень шума — при минимальной производительности. Естественно, это не совсем корректно, поэтому в табл. 1 приведены уровни звукового давления канальных внутренних блоков в расчетном режиме. Подготовка приточного воздуха Температура воздуха в Джакарте для теплого периода редко опускается ниже 35°С, при том что относительная влажность— около 80%. Поэтому для подачи приточного воздуха в номера отеля также используются канальные внутренние блоки VRFсистемы, но уже высоконапорного исполнения. Напор вентилятора достигает 300 Па, это позволяет прокачать элементы вентиляционной сети (наружный клапан, фильтр, приточные решетки, шумоглушители) и воздуховоды. Приточные установки построены по прямоточной схеме (без рециркуляции)— для VRF-системы серии V это один из возможных вариантов компоновки. После канального кондиционера приточный воздух с температурой +25°С подается в помещения отеля, а внутренние теплоизбытки снимаются канальными блоками, работающими на рециркуляцию. Воздуховоды для подачи приточного воздуха выполнены в теплоизоляции. Система управления Кроме стандартных проводных и ИК индивидуальных пультов управления серия V GENERAL позволяет использовать специальные пульты гостиничного типа. Пульт не имеет функции таймера и не содержит кнопки выбора режима работы кондиционера. Пользователь может только включить или выключить внутренний блок, выбрать комфортную температуру в помещении, установить требуемую скорость вентилятора. Особенностью данного пульта является экран с подсветкой. При нажатии любой кнопки включается встроенная лампа и выключается в течении пяти секунд после установки требуемых параметров работы. Легкий в эксплуатации, установке и обращении этот пульт позволяет управлять одновременно до 4 внутренними блоками. Система централизованного управления в отеле выполнена на базе персонального компьютера.


1.Бурцев С.И., Цветков Ю.Н. Тепловой и газовый комфорт с учетом индивидуальных особенностей человека. ?Теплоэнергоэффективные технологии?, №1/2002. 2.AIRSTAGE V SERIES. FUJITSU GENERAL LIMITED. Multi Air Conditioning System for Buildings. 2006.


* К гостиницам категории А относятся гостиницы, имеющие по международной классификации четыре и пять звезд, кк атегории Б — три звезды, ккатегории В— менее трех звезд.