Сергей БУЛКИН, руководитель группы технической поддержки направления «Инженерные системы» компании REHAU

Отраслевой обучающий центр компании REHAU называется «REHAU Академия». Его миссия — повышение профессиональных компетенций наших партнёров, то есть компаний, которые специализируются на производстве окон, монтаже инженерных систем и изготовлении мебели. Первая «REHAU Академия» открыла свои двери в 1999 году в Москве. Уже тогда мы предложили нашим клиентам курсы по всем трём направлениям: «Оконные технологии и светопрозрачные конструкции», «Инженерные системы» и «Мебельные комплектующие». В рамках каждого из них существует несколько тематических блоков. Например, для сотрудников оконных компаний «REHAU Академия» проводит мастер-классы по продажам и технические семинары, на которых рассказывается о конструктивных особенностях наших профильных ПВХ-систем и ключевых аспектах проектирования и монтажа окон. Программа для руководителей организаций, в свою очередь, затрагивает такие вопросы, как эффективный менеджмент на предприятии и оптимизация производства. Специалисты, работающие с нашими инженерными системами, помимо прочего, могут посетить семинары по электроинсталляции, программному обеспечению REHAU и интернет-маркетингу.

Ученье — свет. Компании отрасли и их образовательные проекты. 4/2018. Фото 1

Что касается курсов, посвящённых изготовлению мебели, то они ориентированы в основном не на «продажников», а на производственников. В ходе таких занятий мы рассказываем о наших мебельных комплектующих и способах их обработки на стандартном оборудовании. Отдельное внимание при этом уделяется использованию технологии бесшовного кромления, которая обеспечивает плавный переход от кромки к фасаду и придаёт детали визуальную монолитность. Что касается территориального охвата нашей образовательной деятельности, то на сегодняшний день учебные центры REHAU работают в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске. Мы также проводим выездные семинары, если от регионального офиса продаж поступает соответствующий запрос. В общей сложности наши занятия посещают более 4000 человек в год, причём это не только партнёры компании. Мы с удовольствием работаем и с другими участниками строительного рынка — от архитекторов, проектировщиков и дизайнеров до преподавателей и студентов профильных вузов. Таким образом, мы не только передаём свои знания и опыт тем, кто в них нуждается, но и превращаем «REHAU Академию» в центр для взаимного обмена ноу-хау между специалистами отрасли.

Стандартная форма обучения в нашей «Академии» — это одноили двухдневный семинар, который может включать в себя как отдельные модули, так и целые блоки, дополняющие друг друга по содержанию и структуре (например, вводный технический курс плюс тренинг по продажам). По специальной заявке программа может составляться индивидуально, в зависимости от потребностей заказчика. Впрочем, необходимости в этом обычно нет, так как референты «REHAU Академии» в любом случае не зачитывают информацию «по бумажке», а адаптируют свои занятия под профессиональный уровень и специфику бизнеса участников. В связи с этим стандартные семинары становятся ничуть не менее эффективными, чем индивидуальные мастер-классы.

Ученье — свет. Компании отрасли и их образовательные проекты. 4/2018. Фото 2

Все занятия, за исключением тех, которые проводятся на территории заказчика, проходят в учебно-методических кабинетах, оборудованных новейшей презентационной техникой. А чтобы восприятие материала было ещё более живым и увлекательным, референты центра используют различные наглядные пособия, дают поработать с образцами продукции и активно прибегают к игровым формам обучения. Так, на тренинге по продаже окон ведущий эксперт «перевоплощается» в покупателя, после чего обучающимся нужно убедить его приобрести более дорогую конструкцию.

Очень важный аспект образовательной работы — контроль полученных знаний. Сами по себе экзамены в «REHAU Академии» довольно сложные. Однако здесь важно понимать, что большинство тех, кто приходит к нам на обучение, это люди, у которых уже имеется солидный багаж знаний. Мы не сотрудничаем с фирмами-однодневками и компаниями, готовыми жертвовать качеством продукции и сервиса ради получения «быстрой» прибыли. Поэтому, когда специалисты партнёрской организации приходят на занятия (это обязательное условие сотрудничества), мы уверены, что имеем дело если не с профессионалами, то, как минимум, с людьми, готовыми учиться и заинтересованными в получении новых знаний.

Ученье — свет. Компании отрасли и их образовательные проекты. 4/2018. Фото 3

При таком подходе число пересдач обычно минимально, а отказы в выдаче сертификатов и вовсе становятся единичным явлением. Конечно, случается и такое, хотя потом обычно оказывается, что мы имели дело с незаинтересованным сотрудником, который поехал на семинар по приказу руководства и вообще хотел со дня на день менять работу.

Конечно же, мы отслеживаем общий уровень повышения квалификации обучаемых и общий эффект от обучения. Иногда можно даже оценивать этот эффект в конкретных цифрах. Например, когда речь идёт об обучении наших партнёров — тут видна картина «до» и «после». В прочих случаях — применительно к техническим и производственным семинарам — польза от наших занятий выражается в снижении числа рекламаций, которые получает сотрудничающая с нами компания от своих клиентов. В среднем, после прохождения курса «REHAU Академии» количество замечаний к работе уменьшается примерно на 30 %.

Каждому, кто успешно завершил обучение и сдал тест, мы выдаём сертификаты «REHAU Академии». Будучи маркером высокого профессионализма в работе с конкретной продукцией (в нашем случае — с решениями REHAU), этот документ также имеет вес, когда обладатель сертификата из одной партнёрской организации переходит в другую, сходного профиля.

Данное правило не прописано на официальном уровне, однако оно отлично действует в реальной жизни.

Такой образовательный инструмент, как тренинги по продажам, оказывает прямое влияние на бизнес REHAU — это один из тех инструментов повышения конкурентоспособности, эффект от применения которого выражен наиболее ярко. Пройдя стандартный курс, менеджеры оконных компаний начинают работать на 25–50 % эффективнее.

При этом растёт не только количество реализованной продукции в целом, но и доля реализации продуктов с высокой добавочной стоимостью — она возрастает на 5–10 %. Это данные наших партнёров, и мы им доверяем.

 

Ярослав Тополев, руководитель «Академии Uponor»

На сегодняшний день «Академия Uponor» предлагает обучение в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, а также в региональных учебных центрах (в том числе на базе партнёров компании). В прошлом году Uponor открыл новый учебный класс «Академии» в технопарке «Отрадное», в нём проводятся семинары, рассчитанные на дистрибьюторов, монтажников и проектировщиков. Все они могут получать необходимые знания и навыки для создания проектов и установки инженерных систем, а также работы с другими продуктами компании Uponor. Кроме того, мы разработали специальные семинары для монтажных, проектных и торговых компаний, которые регулярно проводятся на всей территории России. Место проведения обучения подбирается индивидуально: это может быть как учебный класс «Академии» или региональный учебный центр наших партнёров, так и территория дистрибьютора или конференц-зал бизнес-центра. При необходимости наши специалисты могут провести инструктаж даже на строительной площадке. Кроме того, специалисты «Академии Uponor» провели ряд лекций в нескольких строительных колледжах Москвы и в вузах МАрхИ и МАТИ. До сегодняшнего дня большинство мероприятий проводились по запросу учебных заведений, но, видя неподдельный интерес, мы будем развивать это направление образовательной деятельности Uponor.

Ученье — свет. Компании отрасли и их образовательные проекты. 4/2018. Фото 4

В «Академии Uponor» есть три формата обучения: образовательные семинары, тренинги для дистрибьютеров и онлайнвебинары по различным инженерным системам. Из них сложно выделить один наиболее популярный формат, так как все они пользуются спросом среди специалистов. Во время семинаров эксперты Uponor рассказывают участникам о работе с тем или иным решением, проводят испытания и мастер-классы по работе с оборудованием. Тренинговая форма привлекает тех, кто хочет в короткие сроки приобрести необходимые для работы навыки, программа построена таким образом, что теория сразу же превращается в практику. Сегодня многие люди выбирают интерактивные виды обучения. Это обуславливается и экономией времени, и доступностью. Посетители вебинаров получают полное представление о продукции Uponor: описание используемых материалов, компонентов, технических решений и основных нюансов при монтаже. Для удобства наших слушателей записи всех вебинаров остаются доступными на сайте в любое время. Тренд на рынке обу-чения сегодня — это онлайн-платформы для удалённого обучения. В прошлом году мы запустили такую платформу для собственных сотрудников, и сейчас проходит её тестирование. Летом она будет открыта для наших партнёров: монтажников и торгового персонала наших дистрибьюторов. Данная платформа позволит клиенту обучаться в режиме 24/7 365 дней в году и всегда быть в курсе последних новостей относительно продуктового портфеля компании, новинок и трендов строительного рынка.

Ученье — свет. Компании отрасли и их образовательные проекты. 4/2018. Фото 5

Несомненно, полученные знания обучаемых проходят проверку. По итогам семинара проводится краткое тестирование на усвоение пройденного материала. Но так как семинары «Академии» посещают люди, которые являются профессионалами в своей области, в нашем опыте не было такого, чтобы кто-то не получил сертификат. О нём — подробнее. По окончании семинаров все участники получают полный комплект необходимого раздаточного материала в соответствии с прослушанной темой, а также сертификат, подтверждающий их участие в семинаре (при выездном семинаре, сертификаты высылаются почтой). Работодатели отмечают, что от кандидата, имеющего сертификат, можно ожидать более высокой мотивации и дисциплины. Поэтому сертификат о прохождении обучения в «Академии Uponor», подтверждающий профессиональный статус монтажника, несомненно, даёт существенное конкурентное преимущество.

 

Денис Бернгардт, руководитель отдела по обучению и развитию концерна Grundfos

И наш, и весь отраслевой опыт показывает, что ныне преподавание в большинстве институтов ведётся по устаревшим программам, которые не включают никакой информации о современном оборудовании и технологиях, в особенности о передовых разработках, относящихся к «умным» насосам, таким как Grundfos серий Scala, ALPHA, Magna, об использовании инноваций в области частотного регулирования. Мы считаем, что у студентов должна быть возможность познакомиться с этими технологиями, чтобы быть более конкурентоспособными на рынке. Тем более, что перечисленные решения сейчас начинают применяться повсеместно.

Ученье — свет. Компании отрасли и их образовательные проекты. 4/2018. Фото 6

Поэтому мы предоставляем своё оборудование учебным лабораториям ряда вузов. В их числе — Московский энергетический институт (МЭИ), Челябинский государственный университет (ЧелГУ), учебные заведения из Белоруссии. Кроме того, мы принимаем активное участие в программах WorldSkills, в рамках которых сотрудничаем с профильными колледжами и техникумами. Для повышения эффективности передачи знаний периодически наши специалисты проводят семинары для студентов. Например, в Южноуральском университете это происходит регулярно. Здесь очень многое зависит от администрации вузов, от того, насколько она заинтересована в повышении уровня подготовки студентов и конкурентоспособности института.

Для каждого визита группы студентов к нам на завод разрабатывается программа посещения, которая базируется как на наших компетенциях, так и на заявленных преподавателями темах. Разумеется, она включает как теоретическую часть, которую подготавливают и ведут специалисты «Академии Grundfos» и инженеры, так и практическую: экскурсия по заводу, демонстрация работы оборудования.

Ученье — свет. Компании отрасли и их образовательные проекты. 4/2018. Фото 7

Поскольку «Академия Grundfos» — крупный образовательный проект, его реализует отдельный Департамент обучения компании. Он обеспечивает расширение «трансляции» знаний. Международная академия, которая расположена в Дании, обучает специалистов со всего мира. Российская «Академия» работает по всей территории России и Белоруссии.

Первая и основная категория слушателей — это проектировщики. Кроме них обучение в «Академии» проходят продавцы нашего бытового и промышленного оборудования, а также монтажники: специалисты, непосредственно работающие с оборудованием. Это три основные группы, однако помимо специалистов перечисленных профилей есть и другие. Например, это сотрудники служб эксплуатации водоканалов и теплосетей, крупных управляющих компаний.

Ученье — свет. Компании отрасли и их образовательные проекты. 4/2018. Фото 8

Для того, чтобы максимум желающих учиться могли получить требующиеся им знания, мы варьируем формы обучения. Основная форма — это семинары продолжительностью от одного до нескольких дней. Например, для проектировщиков мы проводим трёхдневные семинары, двухдневные для монтажников и однодневные для продавцов. Однако по желанию для отдельных клиентов мы проводим и более углублённое обучение, которое может продолжаться четыре-пять дней. Коллеги из соседних департаментов регулярно устраивают собственные вебинары или выступают привлечёнными экспертами, оказывают консультационную поддержку в наших социальных сетях.

В целях контроля полученных знаний мы устраиваем экзамены, которые точно не являются формальностью. Например, монтажники, чтобы получить сертификат, должны пройти тест и ответить примерно на 60 вопросов. Сертификат получают только те специалисты, которые сумели дать не менее 80 % правильных ответов. На практике с этой задачей справляется примерно треть слушателей. Тем, кто не добрал совсем немного, мы даём возможность сдать зачёт повторно, все остальные, если хотят быть допущенными к тестированию ещё раз, должны пройти курс заново. Правда, не у всех стоит задача стать сертифицированным специалистом Grundfos: иногда представители компаний-партнёров проходят обучение в ознакомительных целях.

Ученье — свет. Компании отрасли и их образовательные проекты. 4/2018. Фото 9

Во всяком корпоративном начинании должен быть бизнес-смысл. Есть он и в наших образовательных проектах. Полученные в процессе обучения знания позволяют специалистам не только повысить качество и производительность своей работы, но и аргументированно предлагать заказчикам более сложное и дорогостоящее оборудование. Ведь для того, чтобы продать более дорогую вещь, нужно уметь квалифицированно объяснить её преимущества.

Мы не проводили специальных исследований, но очевидно, что спрос на услуги сертифицированных специалистов выше. Думаю, и стоимость их работы отличается. В противном случае люди не стали бы тратить время на обучение и сложное тестирование. Мы заинтересованы в поддержке специалистов, которые стремятся развивать свои компетенции. Так, монтажники, получившие сертификат, получают право разместить свои контакты на нашем сайте. А это автоматически увеличивает число клиентов, ведь не секрет, что в первую очередь потребитель обращается к тем специалистам, которых рекомендует производитель оборудования.

Кроме того, серьёзной поддержкой является и дополнительный год гарантии на насосное оборудование (скважинные насосы серии SQ), который распространяется только на насосы, смонтированные сертифицированным монтажником Grundfos.

Мы уверены во взаимосвязи работы «Академии» с ростом продаж продукции, установок оборудования компании, но посчитать прямую конверсию обучения в продажи довольно сложно. Однако у нас есть множество отзывов руководителей компаний-партнёров из различных регионов, которые разом свидетельствуют об увеличении продаж оборудования Grundfos после обучения специалистов. Если приводить очень «грубые» цифры, то, в зависимости от ряда других факторов в розничных магазинах, например, после обучения продавцов продажи увеличиваются в два-пять раз.

 

Евгений Ерин, руководитель регионального учебного центра ООО «Данфосс», дивизион Юг

В Ростове-на-Дону сформировалась сильная школа подготовки инженерных кадров для строительной индустрии и предприятий ЖКХ. Для ознакомления студентов с современным энергосберегающим оборудованием «Данфосс» приняла участие в оснащении лаборатории на кафедре «Теплогазоснабжение и вентиляция» Донского государственного технического университета (ДГТУ). Здесь на стендах представлены работающие схемы по балансировке в однотрубных и двухтрубных системах отопления, а также решения по автоматизации индивидуального теплового пункта (ИТП).

Ученье — свет. Компании отрасли и их образовательные проекты. 4/2018. Фото 10

Подбор техники был обусловлен характеристиками и функционалом оборудования, обеспечивающего максимальную энергоэффективность при создании инженерных систем. Комплекс автоматики для ИТП реализован на основе погодозависимого регулирования температуры подаваемого в систему отопления теплоносителя. Электронный контроллер ECL 310 отвечает за соответствие заданных технических параметров в системе теплоснабжения реальной температуре окружающей среды. Система включает в себя регулятор перепада давления AFP/VFG, регулирующий клапан с электроприводом VB2/AMV23, набор температурных датчиков, запорно-регулирующий клапан JiP BaBv и ручной балансировочный клапан MSV-BD на коллекторе, а также насосы Grundfos с частотным регулированием Danfoss. Вся автоматика и запорно-регулирующая арматура собрана и подключена к действующей тепловой сети.

В решениях по отоплению показаны возможности автоматического ограничителя расхода AB-QM и автоматического регулятора давления ASV-PV. На нашем стенде продемонстрирована работа ручных балансировочных клапанов MSV-BD и USV-I, а также наглядно представлены преимущества термостатического радиаторного клапана RA-N. Оборудование позволяет моделировать работу системы отопления при переменном гидравлическом режиме, даёт возможность имитировать различные изменения и обеспечивать требуемое гидравлическое регулирование системы.

Ученье — свет. Компании отрасли и их образовательные проекты. 4/2018. Фото 11

 

Александр Носов, руководитель группы региональных учебных центров ООО «Данфосс»

Развитие партнёрства с учебными заведениями является частью большой образовательной системы. В «Данфосс» создана структура региональных учебных центров (РУЦ), в которых технические эксперты разрабатывают и реализуют программы обучения. Для направления «Тепловая автоматика» — это подготовка специалистов в области теплоснабжения и отопления.

В настоящее время региональные учебные центры работают в городах Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Ростовна-Дону, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск и Хабаровск.

Ученье — свет. Компании отрасли и их образовательные проекты. 4/2018. Фото 12

В первую очередь программы ориентированы на инженеров-проектировщиков, монтажников и сотрудников обслуживающих организаций. Ежегодно тепловой отдел компании проводит сотни различных семинаров, в том числе и выездных, как для работающих специалистов, так и для студентов.

Например, в Новосибирске в марте 2018 года была проведено обучающее мероприятие в Государственном архитектурностроительном университете «Сибстрин». Для этого в город был доставлен гидравлический стенд, моделирующий работу системы отопления с переменным расходом. Это пример разовой акции.

С ведущими вузами мы строим долговременные партнёрские отношения. Первой в Российской Федерации базой для повышения квалификации специалистов по энергосбережению стал для нас многопрофильный научно-технический центр при Казанском государственном энергетическом университете (КГЭУ).

В его состав входят несколько лабораторий, оснащённых технологиями «Данфосс» в таких направлениях, как теплоснабжение и индустрии холода, управление производственными процессами на предприятиях ЖКХ и энергетики, нефтехимии, транспорта и пищевой промышленности, в торговле.

Повсеместно известна присказка для выпускников: «забудь всё, чему тебя учили, — мы покажем, что на самом деле надо знать». Однако это вряд ли можно сказать в отношении специализированных учебных заведений и факультетов. Если мы говорим о кафедре теплогазоснабжения и вентиляции ДГТУ, то здесь готовят высококвалифицированные кадры, которые востребованы на рынке. Так же, как в КГЭУ, и у других наших партнёров.

Наше стремление — помочь в получении практических компетенций в энергоэффективности, познакомить студентов с современным оборудованием, применяемым на реальных объектах.

Например, инженеры теплового отдела «Данфосс» помогают в подготовке методических пособий и других материалов для обучения и проведения лабораторных работ. Это позволяет будущим проектировщикам и специалистам по инженерным коммуникациям использовать все возможности представленных технологий при создании высокоэффективных систем теплоснабжения и отопления. Периодически мы организуем в вузах лекции и презентации, на которые приглашаем экспертов из ведущих профильных компаний. В рамках живого общения происходит обмен опытом и обсуждение вопросов, связанных с практикой проектирования различных инженерных коммуникаций.

Ученье — свет. Компании отрасли и их образовательные проекты. 4/2018. Фото 13

Лаборатории и учебные стенды предназначены не только для студентов. На этой базе по согласованию с учебным заведением компания проводит переподготовку и повышение квалификации специалистов предприятий региона. В частности, практические навыки приобретают монтажники. Представителям управляющих компаний мы показываем нюансы эксплуатации систем теплоснабжения, которые они получают по программам капитального ремонта. Проектировщики знакомятся с эффективными решениями, которые апробированы на различных объектах.

При организации семинаров и обучающих мероприятий в РУЦ мы до 2016 года преимущественно выстраивали встречи по стандартной схеме «лектор — аудитория». Сейчас мы повсеместно отказались от привычного формата презентаций, сделав их интерактивными и практическими. Чаще всего предлагаем работать с демонстрационными стендами: самостоятельно сделать расчёт гипотетической системы, выставить настройки, получить результат, исправить его в случае ошибки и получить оптимальный эффект. При знакомстве с расчётным ПО процесс организует тренер-наставник. В семинары, проходящие в центральном офисе в Подмосковье, включено посещение завода и знакомство с производственным циклом.

По итогам каждого обучающего курса слушатели получают сертификат установленного образца. Для наших партнёров и клиентов этот документ является достаточным подтверждением полученных компетенций.

 

Алексей Быков, менеджер по маркетингу ООО «Вило Рус»

Учебный центр «Академия Wilo» предназначен для проведения тренингов по обучению сотрудников «Вило Рус». Используя полученные технические знания и навыки публичных выступлений, региональные сотрудники «Вило Рус» проводят обучающие семинары для проектных организаций, менеджеров торговых организаций, монтажников. На новом производстве в Ногинске размещены учебные классы «Академии Wilo», которые оборудованы современными средствами обучения, с возможностью проведения вебинаров через Интернет для сотрудников региональных филиалов. В двух других учебных помещениях для практических занятий установлены модели насосов в разрезе, а также насосное оборудование, подключённое к работающим инженерным системам.

Ученье — свет. Компании отрасли и их образовательные проекты. 4/2018. Фото 14

Подразделению «Академии Wilo» в РФ выпала честь первому среди всех дочерних предприятий внедрить новую централизованную систему обучения сотрудников — eAcademy. С 1 января 2018 года у каждого сотрудника компании появилась своя электронная страничка во внутренней сети, дающая доступ к систематическим занятиям по насосной технике и, в перспективе, к развитию «нетехнических» компетенций.

Обучение проводится по трём уровням: «базовый» — для новичков и работников непрофильных отделов, «продвинутый» — для сотрудников сбытовых подразделений и «экспертный» — для главных инженеров проектов, региональных тренеров, сотрудников Инженерного отдела. Требуемый уровень технической подготовки был определён для каждого работника индивидуально его руководителем. Весь 2017 год «Академия Wilo» активно занималась подготовкой учебных материалов. На первом этапе была проведена систематизация всех имеющихся презентаций, видеороликов и т.п. Собрано более тысячи различных материалов, и архив продолжает пополнятся.

Над подготовкой учебных материалов активно трудится коллектив региональных тренеров. Ежегодно проводится сбор тренеров в различных филиалах «Вило Рус». Целью этих встреч является не только рассмотрение текущих вопросов (итоги реализации программ внешних и внутренних обучений, подготовка новых материалов), но и мобилизация ресурсов для повышения знаний в области насосного оборудования и запуска eAcademy.

Ученье — свет. Компании отрасли и их образовательные проекты. 4/2018. Фото 15

В помощь региональным тренерам была создана новая команда молодых специалистов, которые также принимают участие в разработке учебных курсов, параллельно повышая свою квалификацию и нарабатывая навыки публичных выступлений.

Огромный вклад в подготовку и проведение учебных курсов вносят сотрудники инженерного отдела «Вило Рус». В настоящее время проводится настройка программного обеспечения eAcademy. Полномасштабное использование данного ресурса начнётся в июле 2018 года.

Очень важным направлением образовательной деятельности мы считаем сотрудничество с учебными заведениями. В марте 2018 года компания «Вило Рус» передала первый лабораторный стенд собственной разработки в Южно-Уральский государственный университет для обучения студентов строительных специальностей. Конструкция стенда разработана сотрудниками «Академии Вило Рус» специально для нужд высших учебных заведений в соответствии с существующими стандартами обучения инженеров, которым в будущем предстоит работать с насосным оборудованием.

Ученье — свет. Компании отрасли и их образовательные проекты. 4/2018. Фото 16

Установка оснащена двумя циркуляционными насосами: стандартным TOP-S и электронным Stratos, что позволит студентам вживую оценить все преимущества частотно регулируемых насосов. Наличие в составе стенда современного электромагнитного расходомера, манометров и ваттметров даёт возможность с высокой точностью снимать рабочие характеристики центробежных насосов: зависимости напора, потребляемой мощности и коэффициента полезного действия от производительности.

Насосная установка рассчитана на выполнение следующих видов работ:

1. Построение характеристик центробежного насоса.

2. Изучение влияния частоты вращения рабочего колеса на характеристики центробежных насосов.

3. Определение характеристики сети.

4. Совместная работа последовательно соединённых насосов, имеющих одинаковые или разные характеристики.

5. Совместная работа параллельно соединённых насосов, имеющих одинаковые или разные характеристики.

6. Работа электронного циркуляционного насоса в режиме Δр = const и т.д.

Студенты третьего курса специальностей «Водоснабжение и водоотведение» и «Теплогазоснабжение и вентиляция» уже приступили к выполнению работ на новом стенде. Первые отчёты показывают высокую точность снятия рабочих характеристик и их полное соответствие данным каталогов Wilo. В первый год работа предстоит творческая — параллельно производится разработка методического пособия и обкатка лабораторных работ.

Лабораторная установка передана университету безвозмездно по договору пожертвования и является первым шагом в систематической работе с вузами всех стран региона Азия в направлении их обеспечения самым современным насосным оборудованием в учебных целях.

В ближайшее время планируется изготовление второго стенда для учебного класса «Вило Рус» в Ногинске, на котором сотрудники компании смогут изучать методику проведения лабораторных работ и повышать квалификацию. Ближайшее очное обучение запланировано «Академией Wilo» на 18–19 сентября 2018 года.