Сергей Александрович, как совместимы качество и не слишком высокая цена?

С. Б.: Качественный светильник не может быть дешёвым, но это не значит, что, если ставить целью приобрести достойное оборудование, надо брать самое дорогое. Скорее, рассуждать нужно от противного: цена не может быть единственным критерием выбора, ответственный потребитель всегда будет взвешивать оба показателя — и цену, и качество.

Мы как отраслевые аналитики постоянно отслеживаем, что происходит на рынке, и могу сказать, что ситуация медленно, но меняется. Потребители не хотят платить больше, но всё лучше понимают, что кажущаяся экономия на первом этапе оборачивается переплатами на протяжении всего жизненного цикла.

В понятие «качество», говоря о светотехнике, мы вкладываем сразу несколько параметров. Прежде всего это показатели энергетической эффективности: сегодня не рекомендовал бы выбирать оборудование с показателем меньшим, чем 120 люмен на ватт (лм/Вт). Отличный уровень светоотдачи на сегодня — 170–180 люмен на ватт. Во-вторых, в тех зонах, где важно корректно различать цвета, следует обратить внимание на коэффициент цветопередачи (Colour Rendering Index, CRI) — сегодня он в среднем составляет 80, в лучших образцах — до 97. В-третьих, это коэффициент пульсации — лучшие на сегодня образцы продукции показывают менее одного процента.

Кроме этого, составляющей качества является соответствие реальных показателей светильника заявленным, что происходит, к сожалению, не всегда. По отраслевым исследованиям, 61 процент протестированных светильников не соответствуют требованиям техрегламентов Таможенного союза, и ещё 20 процентов не выполняют параметры, заявленные в собственных паспортах. Это огромная проблема, но и она имеет решение.

Ну и, наконец, назвал бы надёжность на протяжении жизненного цикла.

Как это совмещается с ценой? Непросто, но совмещается. Добросовестные производители вынуждены конкурировать на одном рынке, в том числе с товарами, цены на которые откровенно демпинговые, и качество которых ничем не подтверждено. Это такое предложение — ловушка для невзыскательных, а точнее, ограниченных в средствах покупателей, но в результате «скупой платит дважды». Потому что далее обнаруживается, что светильники светят не так и неожиданно выходят из строя раньше срока, и хорошо, если безаварийно, ведь громкие случаи пожаров по причине некачественных светильников у нас всех, к сожалению, на слуху.

В результате производители с выстроенными брендами, с системами производства, дистрибуции, логистики ищут непростой баланс — как конкурировать в заданных ценовых диапазонах, но сохранять качество.

И как это удаётся? Есть ли надежда у потребителя на общение с брендами, которым можно доверять?

С. Б.: Методы разные. Если коротко — компании уходят в проектные продажи, предлагая всё больше сопутствующих услуг, удовлетворяя потребности клиента «под ключ». Это выгодно всем — производителю повышает маржинальность, хотя и требует новых компетенций, заказчик получает работу «в одно окно».

Ещё одна возможность — совершенствование маркетинга. Он становится всё более нацеленным на клиента, адресным и сложным. Это также даёт эффект.

Третьим я бы выделил цифровизацию всех этапов бизнеса. Она также приносит положительные эффекты, позволяя собирать и анализировать данные, доходить до новых сегментов и адресно работать с ними. Это непростой путь, и не каждый производитель имеет достаточный потенциал, чтобы его пройти, но тенденция налицо. Подобные новации, конечно, строятся на базе качественного продукта с характеристиками, интересными клиенту.

Можете ли вы наглядно показать на примерах, что актуально в сегменте проектов промышленного освещения?

С. Б.: Уверенно говорю не только как руководитель отраслевого аналитического агентства, но и как учредитель независимой отраслевой премии. Три года назад мы организовали конкурс на Евразийскую премию «Золотой Фотон» по светотехнике и электротехнике именно для того, чтобы помочь добросовестным производителям дифференцироваться на рынке и выделить их продукцию по качеству.

В свою очередь, для потребителя результаты премии — ориентир, шкала качества, позволяющая судить, что представляют собой достойные решения.

И проекты — победители и лауреаты премии «Золотой Фотон» 2018 года — могут быть прекрасными образцами. Хотел бы привести в пример три проекта:

1. Световое сопровождение строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий Океан (ВСТО)», исполнитель — Группа компаний «ЦЕРС». Проект победил в номинации «Промышленное освещение».

2. Освещение Абинского электрометаллургического завода (город Абинск Краснодарского края) от компании-производителя Ledvance — лауреата в номинации «Промышленное освещение».

3. Ещё один проект-лауреат, также от компании Ledvance, — освещение для строящегося завода «Грани Таганая» в городе Златоуст Челябинской области.

Освещение для промышленных предприятий: совмещаются ли энергоэффективность, экономия и качество. 11/2019. Фото 1

Так, проект освещения ВСТО демонстрирует как раз способность компаний осуществлять комплексные и очень сложные проекты — и по масштабу, и по сочетанию используемого оборудования, и по координации, и по условиям работы.

Заказчик закрыл все и очень разные потребности в освещении благодаря одному исполнителю. При этом всё разнообразие светотехнического оборудования имеет отличные технические характеристики, отвечающие самым современным требованиям.

Другой пример — Абинский электрометаллургический завод. Это более привычная и чаще встречающаяся задача.

Здесь специфика в том, что необходимо было разработать оптимальную систему освещения с учётом специфики различных зон, которая бы обеспечила не только качество света, надёжность, но и максимальную энергоэффективность.

То есть исполнитель должен был не просто поставлять светильники, а ещё и проводить моделирование освещённости, все необходимые расчёты, выбирать техническое решение и реализовывать его. Заказчик освобождается от подбора оборудования, он лишь составляет задание, исходя из своих функциональных потребностей.

Ещё один проект — освещение для строящегося завода по производству керамогранита в Златоусте. Этот проект разбит на этапы. На первом смоделировано и реализовано освещение производственных помещений. Учитывая, что в ряде случаев высота потолков составляет 20 метров, всё же удалось найти решение, чтобы выполнить нормы освещённости и обеспечить энергетическую эффективность в 135 люмен на ватт. Новое энергоэффективное освещение позволило снизить затраты на электроэнергию до 50 процентов. На последующем этапе будет реализовано освещение административно-бытового корпуса.

Получается, для потребителя это вопрос доверия? Как быть уверенным, что те или иные светильники этого доверия достойны?

С. Б.: Премия «Золотой Фотон» — это реальный и честный инструмент оценки продукции и качества проектов.

Во-первых, премия независимая, учреждена консалтинговой аналитической компаний «Лайтинг Бизнес Консалтинг», поддержана отраслевой Ассоциацией производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС), а также Евразийской экономической комиссией, Минэнерго России и другими важнейшими стейкхолдерами рынка.

Во-вторых, в рамках конкурса на премию «Золотой Фотон» все заявленные продукты проходят испытания в независимых аккредитованных лабораториях, чтобы эксперты могли удостовериться в том, что они соответствуют заявленным характеристикам. Только успешно прошедшие испытания продукты допускаются к конкурсу.

В-третьих, жюри премии составляют признанные эксперты как светотехнической отрасли, так и смежных отраслей, представители союзов потребителей, экспертных организаций, архитекторы, светодизайнеры, девелоперы и журналисты.

Наконец, процедура оценки со стороны жюри совершенно прозрачна, все критерии прописаны в Положении о премии, а протоколы жюри выкладываются в публичный доступ. Максимальная открытость работает на доверие.

11 сентября 2019 года состоялась торжественная церемония объявления и награждения победителей премии сезона 2019 года. На сайте премии «Золотой Фотон» можно найти всю информацию о победителях и лауреатах этого и прошлого сезонов, о процедуре их выбора, а также описания лучших продуктов и проектов. Так что у промышленного потребителя есть не только большой выбор, но и ориентиры, как этот выбор сделать оптимальным.

 

Справка: световое сопровождение ВСТО (Группа компаний «ЦЕРС»)

Освещение для промышленных предприятий: совмещаются ли энергоэффективность, экономия и качество. 11/2019. Фото 2

Трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий Океан» (ВСТО) — система для транспортировки нефти из Западной и Восточной Сибири на нефтеперерабатывающие заводы России и на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и в КНР. Протяжённость — более 6700 км. На протяжении ВСТО строятся нефтеперекачивающие станции и комплексы сопутствующих объектов (жилые здания, административно-бытовые корпуса, производственные и ремонтные здания, резервуарные парки, подстанции), требующие освещения. Осветительные системы смонтированы на хранилищах углеводородов, мощностях по их переработке, в логистике, на объектах энергетики.

ГК «ЦЕРС» специально для проекта выпустила сверхмощный светодиодный прожектор LZ-200H-PR, который имеет световой поток 116 тыс. лм, потребляя всего 750 Вт, и эффективность которого на 2016 год составляла 154 лм/Вт. Для потребителя важны и такие характеристики, как устойчивость к экстремально высоким и низким температурам (от −60 до +45°C), а также сейсмоустойчивость (до восьми баллов).

Всего в рамках проекта было установлено свыше 30 тыс. светильников разной модификации, в том числе: порядка 12 тыс. светильников для офисного освещения с эффективностью на 2016 год более 120 лм/Вт; около 8000 промышленных светильников с эффективностью на 2016 год более 140 лм/Вт; около 2000 светильников для освещения периметра и проездов эффективностью 135 лм/Вт; порядка 2000 светодиодных прожекторов (световой поток от 25 тыс. лм для локального освещения и до 116 тыс. лм для мачт высотой 32 м); около 2000 светильников специального назначения, эффективность которых на 2016 год была выше 120 лм/Вт; а также свыше 4000 светильников для ремонтных бригад, светодиодные световые указатели и другая осветительная техника различного назначения.

Сегодня, учитывая временной лаг такого масштабного проекта, в компании возможно изготовление светотехнического оборудования с эффективностью до 220 лм/Вт.

 

Справка: освещение Абинского ЭМЗ (Ledvance и «Русский свет»)

Освещение для промышленных предприятий: совмещаются ли энергоэффективность, экономия и качество. 11/2019. Фото 3

Установлено 580 светодиодных светильников Ledvance:

1. Светильники High Bay для высоких пролётов, обладающие мощным световым потоком и разными формами светового пучка (монтажная высота от 6 до 14 м). Их применение позволяет сократить годовые затраты на электроэнергию более чем в три раза.
2. Пылевлагозащищенные прожекторы заливающего света Floodlight LED, которые заменили прожекторы с галогенными лампами (до 1,5 кВт). Одно из их преимуществ — большой диапазон рабочих температур (от −20 до +50°C) и высокая ударопрочность (IK07 и IK08). Прогноз по экономии энергии здесь составляет до 90%.
3. Пылевлагозащищенные светильники линейки Damp Proof со степенью защиты IP65, которые могут использоваться в условиях с повышенным уровнем пыли, высокими температурами и вибрациями.

 

Справка: освещение завода «Грани Таганая» (Ledvance и «Русский свет»)

Освещение для промышленных предприятий: совмещаются ли энергоэффективность, экономия и качество. 11/2019. Фото 4

Стояла задача: разработать и реализовать проект по освещению рабочих мест внутри корпусов завода. Общая площадь завода — около 15 тыс. м², высота потолков в ряде помещений превышает 20 м.

Установлено 400 светильников High Bay мощностью 95 и 200 Вт. Следующий этап — разработка наружного освещения и системы света для административного корпуса.