Нельзя сказать, что об энергоэффективности не размышляли в СССР, но системно этот вопрос был поставлен Указом Президента РФ №889 в июне 2008 года [1]. Напомним, цель этого Указа, формулируя её не к экономике в целом, а в приложении к строительной отрасли, — к 2020 году необходимо снизить энергоёмкость новых и капитально ремонтируемых зданий и сооружений не менее чем на 40 %, принимая за базовые решения нормативную практику 2007 года.

Из Указа напрямую следует, что проектируя сегодня, например, в 2016 году, новое здание, мы в первую очередь определяем его энергоёмкость в годовом эксплуатационном цикле, условно считая, что действуют нормы 2007 года. Определяем годовое потребление тепла системами отопления, системами вентиляции, системами ГВС, и определяем годовое потребление электроэнергии системами кондиционирования и системами искусственного освещения.

Возвращаясь в 2015 год, вводим в проект здания какие-либо улучшения. Например, повысим термическое сопротивление ограждений, в системах вентиляции применим рекуператоры теплоты, проконтролируем герметичность монтажа светопрозрачных ограждений, в системах ХВС и ГВС применим водоэффективную арматуру и душевые насадки, введём в проект энергоэффективные стекла или плёнки, применим современные осветительные приборы и т.д.

Введя эти и другие усовершенствования, ещё раз определяем энергоёмкость систем здания в годовом цикле. Получаем новые значения годовых расходов тепла и электроэнергии.

По разности расходов тепла и электроэнергии вариантов проекта 2007 и 2015 годов определяем достигаемое снижение энергоёмкости, а затем и энергоэффективность объекта. Расчёты покажут — исполнены или нет требования Указа Президента №889.

Из Указа №889 прямо следует, что проектируя сегодня, например, в 2016 году, новое здание, мы в первую очередь определяем его энергоёмкость в годовом эксплуатационном цикле, условно считая, что действуют нормы 2007 года

Казалось бы, всё достаточно понятно и логично: было обычное здание, в него ввели комплекс специальных улучшений, и оно стало энергоэффективным. Если глубина улучшений велика, то и энергоэффективность велика, например, 50 или 60 %, а может быть и 70 %, за которой находятся так называемые «пассивные здания». Если объём и глубина улучшений невелики, то и энергоэффективность будет небольшой — 15-20 %. Но, в любом случае, это всегда конкретное число, соотносимое с нормативным требованием Указа №889. Следуя такому подходу, в Великобритании уже 25 лет работает система BREEAM [2], а в США 17 лет работает система LEED [3].

В профессиональную проектно-строительную практику энергоэффективность вводится Постановлением Правительства РФ №87-ПП [5] уже как удельная величина расхода энергоресурсов (раздел 10(1), пункт а), то есть обратная энергоэффективности по №261-ФЗ. Свод Правил 50.13330.2012 [6] определяет, что показателем энергоэффективности служит нормируемая (базовая) удельная характеристика расхода тепловой энергии с размерностью Вт/(м3-°С). Отметим, что входящий в размерность градус Цельсия [°С] даёт некую климатическую привязку объекта строительства.

Мы видим, что отказ от целей Указа №889 ведёт к умножению сущностей, которые затуманивают процесс достижения результата и, более того, делают результат недостижимым.

Российская проектно-строительная практика идёт иным путём и опирается на Федеральный закон №261-ФЗ [4], принятый в ноябре 2009 года, то есть через полтора года после вступления в силу Указа Президента №889.

Законодатель проигнорировал Указ №889 и дал ошибочное, на наш взгляд, определение понятию «энергоэффективность». Авторы №261-ФЗ утверждают, что энергоэффективность — это размерная характеристика, определяемая как отношение полезного эффекта к его энергетическим затратам (глава 1, статья 2, пункт 4).

Вместе с тем общеизвестно, что любая эффективность должна определяться как безразмерная величина, например, в экономике это отношение выручки к издержкам, в механике — полезная работа к затраченной и т.д.

Указ №889 требовал снижения энергоёмкости на 40 % и предполагалось, что владельцы недвижимости — граждане и бюджеты, имеющие на своём содержании стадионы, ледовые арены, театры — получат при исполнении Указа как минимум 40 %о-е снижение своих затрат на ресурсообеспечение зданий, а получают бумажный документ — энергопаспорт

Работая с размерной величиной, необходимо определять площадь (или объём) здания, и здесь возможны варианты. Если это жилое здание, то брать ли его общую площадь или только площадь квартир, или жилую площадь квартир; включать ли площадь подземного паркинга, а коммерческие помещения на первом этаже следует исключать и т.д.?

Отдельный документ с названием «Форма для заполнения энергетического паспорта проекта здания», оформленный как справочное Приложение Д к СП 50.13330.2012 своими пунктами 2 и 5 разъясняет, что если разработчик считает паркинг производственным помещением, то при tH < 12 °C энергопаспорт разрабатывать не нужно, а если коммерческие помещения имеют площадь более 20 % площади квартир, то для них создаётся свой энергопаспорт.

Так, шаг за шагом, цель — снижение энергоёмкости здания на 40 % и более — подменилась формальным энергопаспортом его проекта. Указ №889 требовал 40 %-го снижения энергоёмкости и предполагалось, что владельцы недвижимости — то есть граждане и бюджеты, имеющие на своём содержании стадионы, ледовые арены, театры — получат при исполнении Указа как минимум 40 %-е снижение своих затрат на ресурсообеспечение зданий, а получают бумажный документ — энергопаспорт.

На наш взгляд, в ходе разработки нормативных документов произошло выхолащивание идей Указа №889, а логика системы нормативов — Указ №889, №261-ФЗ, Постановление 87, Свод Правил 50.13330.2012 и приложение Д — содержит изъяны. Причём центральную ошибку содержит №261-ФЗ и заключается она в неверном определении понятия энергоэффективности.

Выход из ситуации видим в возвращении к Указу Президента №889, так как из него прямо следует, что энергоэффективность — это процентное снижение энергоёмкости нормативного здания (нормы 2007 года) после использования в нём комплекса специальных энергосберегающих решений. Из Указа со всей очевидностью следует, что должны быть созданы две энергетические модели: нормативного и энергоэффективного здания, описывающие энергетику своего годового эксплуатационного цикла.

В техническом плане это реализуется с помощью специальных программных продуктов, которых в мировой практике насчитывается несколько десятков [7].

Опираясь на Указ №889 и опыт мировой практики, мы можем восстановить логику расчётов и дать обществу понятный и финансово осязаемый результат: достигнутая энергоэффективность здания, например, 30 % означает, что затраты на оплату его ресурсов снижены на 30 %.

В таком подходе появится и логика в определении классов энергоэффективных зданий — табл. 15 СП 50.13330.2012. Если в соответствии с Указом E > 40 %, то здание относится к классу А, если здание обычного нормативного исполнения, то E = 0. Отсюда логично назначить переход из класса в класс через интервал в 10 % энергоэффективности:

  • класс А — Е > 40 %;
  • класс В — Е = 30-40 %;
  • класс С — Е = 20-30 %;
  • класс D — Е = 10-20 %;
  • класс E — Е = 0-10 %.

Такой подход применим к любым зданиям и сооружениям: стадионам и жилым домам, гипермаркетам и складам, театрам и музеям, ледовым дворцам, а также отелям.

Выводы

1. Нельзя согласиться с тем, что цели Указа Президента РФ №889 оказались отвергнуты в ходе разработки документов для проектно-строительной практики.

2. Указ Президента РФ №889 является документом с большим потенциалом к развитию экономики и, в частности, развитию проектно-строительной практики страны. Его исполнение потребует от профессионалов определённых интеллектуальных усилий.

3. Профессиональное сообщество должно переосмыслить тему энергоэффективности объектов строительства и, вернувшись к Указу №889, откорректировать документы профессиональной практики, отказавшись от размерного характера энергоэффективности.

4. Рассматривая здание в двух вариантах его исполнения — обычном нормативном и энергоэффективном — энергопаспорт даёт представление о будущих финансовых затратах в эксплуатационном периоде, указывает пути возможного усовершенствования здания, позволяет контролировать службы эксплуатации.

5. Движение по Указу №889 позволяет проводить сопоставительный анализ качества зданий с различным функционалом расположенных в различных климатических районах.

6. Проектные коллективы, умеющие создавать энергоэффективные здания с сохранением обычного уровня инвестиционных затрат, приобретают конкурентные преимущества, а их работа становится полезна для общества и государства.

7. Необходимо разрабатывать и системно вести реестр рекомендаций, позволяющих повышать энергоэффективность и экологичность зданий. Заметим, что системы LEED и BREEAM содержат в себе около 80 рекомендаций, российская система GREEN ZOOM — около 50.

СПРАВКА

Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»

В целях снижения к 2020 году энергоёмкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом, обеспечения рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) в 2008-2009 годах:

  • принять меры по техническому регулированию, направленные на повышение энергетической и экологической эффективности таких отраслей экономики, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт;
  • обеспечить переход к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

б) до 1 октября 2008 г. подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих экономические механизмы, стимулирующие хозяйствующих субъектов, применяющих энергосберегающие и экологически чистые технологии;

в) до 1 октября 2009 г. подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, направленных на усиление ответственности хозяйствующих субъектов за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в целях стимулирования перехода на энергосберегающие и экологически чистые технологии;

г) при формировании тарифной политики и проектов федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, а также на последующие годы предусматривать бюджетные ассигнования, необходимые для поддержки и стимулирования реализации проектов использования возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий;

д) учитывать в качестве критерия выделения бюджетам субъектов Российской Федерации отдельных видов субсидий из федерального бюджета применение на территории субъекта Российской Федерации энергосберегающих и экологически чистых производственных технологий;

е) рассмотреть вопрос о включении в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования основ экологических знаний.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев