Повышение энергетической эффективности МКД нового строительства

На фоне такого удручающего положения со снижением энергоёмкости ВВП России слишком оптимистичными представляются достижения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), потребляющих значительный объём энергетических ресурсов. Согласно госдокладу «О состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации» (далее — «госдоклад»), доля введённых МКД с повышенными классами энергоэффективности в России в 2018 году составила 27% по сравнению с 2017 годом*2 или 3636 домов от суммарно вводимого по стране количества (13457 единиц), а доля таких зданий в существующем жилищном фонде страны на конец 2018 года*3 составляла 46% или 512247 домов из общего количества 1110977 единиц.

Относительно приведённых данных следует отметить, что, во-первых, неправильно представлять данные о вводе МКД и их объёме в жилищном фонде по количеству зданий. Росстат приводит эти показатели в квадратных метрах площади жилых единиц (квартир), что более представительно, так как дома могут быть разные по этажности, по числу секций, а соответственно, по количеству и площади квартир. Это подтверждает сравнение по показателю соотношения объёма вводимого жилья в 2017 году к жилищному фонду (по состоянию к концу этого года) по суммарной площади квартир, из данных Росстата в [1]: 46/2528 = 0,018, и то же по количеству зданий (в докладе): 13457/1110977 = 0,012.

Естественно, более правильно первое соотношение, потому что в последние годы здания строят более высокоэтажные, чем построенные в прошлом веке и находящиеся в подавляющем большинстве в составе жилищного фонда.

Во-вторых, приведённое в докладе количество МКД с повышенными классами энергетической эффективности — это ошибочное представление некоторых регионов, в которых экспертиза проектной документации строящихся зданий и Госстройнадзор запутались в противоречивых нормативно-технических актах, издаваемых Правительством России и его Минстроем, о чём подробно разъяснено в предыдущей публикации [2]. Так, в связи с изменениями к постановлению Правительства РФ №18 постановлением от 20 мая 2017 года №603, требования энергетической эффективности должны предусматривать уменьшение показателей, характеризующих удельную величину годового расхода энергетических ресурсов для вновь создаваемых зданий с 1 января 2018 года не менее чем на 20% по отношению к базовому уровню, с 1 января 2023 года — ещё на 20% и с 1 января 2028 года — всего не менее чем на 50% по отношению к базовому уровню, за который принимается 2003 год, год утверждения СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий».

В этом нормативном документе впервые в нашей стране были сформулированы требования к показателю энергетической эффективности строящихся и проходящих капитальный ремонт отапливаемых зданий, и в соответствии с этими требованиями выполнялось их проектирование. А в Своде Правил 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» (далее СП 50), вышедшем взамен СНиП 23-02-2003 и утверждённым Минстроем России после публикации постановления Правительства РФ от 25 января 2011 года №18, в котором устанавливалось требование повышения энергоэффективности с 2011 года на 15% по отношению к базовому уровню, вопреки этому постановлению данное требование пропущено.

Это привело к тому, что проектировщики вообще не могли предусматривать повышение энергоэффективности строящихся зданий сверх нормального класса. Повышение энергоэффективности капитально ремонтируемых зданий хотя бы до уровня нормального класса, предусматриваемое по СНиП 23–02, также исключается, потому что в СП 50 такие здания не рассматриваются, а СНиП 23–02 с выходом СП 50 уже не действует.

Отсюда следует парадоксальный, но при этом, увы, отражающий реальность, вывод: ни один из вводимых в нашей стране многоквартирных домов, начиная с 1 июля 2015 года (дата ввода в действие СП 50.13330.2012), не может иметь повышенную энергетическую эффективность.

Предложения по повышению энергоэффективности жилищного фонда МКД

В госдокладе в качестве основного направления государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в 2018 году приводится реализация положений «Комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации» (утверждён распоряжением Правительства РФ от 19 апреля 2018 года №703-р*4) в части снижения потребления энергетических ресурсов МКД (без учёта нового строительства), что означает распространение мероприятий плана только на существующий жилищный фонд.

Установлены следующие целевые показатели: «6. Снижение потребления тепловой энергии на отопление, по отношению к фактическому базовому теплопотреблению 2016 года в 397497,47 тыс. Гкал (или 462290 ГВт?ч) в 2025 году на 10% и в 2030 году — ещё на 15% (в целом на 25%)» и «7. Снижение потребления электрической энергии на общедомовые нужды по отношению к фактическому базовому в 8358,68 ГВт?ч на те же 10 и 15% в те же годы».

В отношении целевых показателей снижения теплопотребления МКД, устанавливаемых этим распоряжением, считаю неправильным планирование данного снижения для зданий каждого региона строительства в процентах от фактического теплопотребления в 2016 году, потому что, как будет показано далее, это приводит к неопределённости, не конкретно и не контролируемо.

Более того, это снижение теплопотребления МКД, реализуемое, во-первых, в основном за счёт утепления стен, замены окон на более энергоэффективные. Во-вторых, оно реализуется путём оборудования систем отопления автоматическим регулированием подачи и учёта теплоты на отопление и вентиляцию.

Как первое, так и второе противоречит всё ещё действующему приказу Минстроя России от 17 ноября 2017 года №1550/пр, по которому в п. 8, наоборот, подчёркивается, что при капитальном ремонте МКД запрещается их утепление: «Для реконструируемых или проходящих капитальный ремонт зданий (за исключением многоквартирных домов) удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию уменьшается с 1 июля 2018 года на 20% по отношению к базовому значению».

Тем не менее, оценка в [1, 2] количества МКД, которые должны быть подвергнуты капитальному ремонту с утеплением, проведённая для того, чтобы выполнить требование «Комплексного плана» о снижении потребления тепловой энергии на отопление в существующем жилищном фонде на 25% в 2030 году, показала, что такой ремонт должен происходить ежегодно в МКД площадью 2,5% от площади жилищного фонда к 2020 году, что близко к объёмам нового строительства. Кстати, при таком сценарии получается, что комплексному капитальному ремонту будут подвергнуты почти все МКД, построенные до 1980 года.

Как было показано ранее, одновременно с повышением теплозащиты МКД, построенных до 1980 года во всех регионах Российской Федерации, для реализации «Комплексного плана» снижения теплопотребления на отопление многоквартирного дома при их капитальном ремонте необходимо оборудовать все системы отопления домов автоматическим регулированием подачи и учёта теплоты на отопление и вентиляцию. Это предусмотрено существующими нормами при подключении этих систем к тепловым сетям централизованного теплоснабжения через автоматизированный индивидуальный тепловой пункт (АИТП) или автоматизированный узел управления (АУУ), при теплоснабжении от центрального теплового пункта (ЦТП) либо от квартальных котельных.

При этом для достижения максимальной экономии энергии при обеспечении нормируемой комфортной температуры воздуха*5 +20°C и нагрева наружного воздуха для вентиляции не ниже минимально нормируемого воздухообмена, необходимо настроить контроллер регулятора подачи теплоты в системы отопления в зависимости от изменения температуры наружного воздуха по графику, с учётом увеличивающейся доли бытовых теплопоступлений в тепловом балансе дома при повышении температуры наружного воздуха и выявленного запаса тепловой мощности системы отопления данного дома*6.

В госдокладе констатируется также, что в 2018 году доля МКД, оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП) с автоматическим погодным регулированием температуры теплоносителя, возросла на 1% по сравнению с 2017 годом и составила*7 5% в целом по жилищному фонду страны. При указанных темпах (прирост 1% в год) только 22% вводимого в эксплуатацию жилья к 2035 году будет оснащено ИТП*8 с автоматическим погодным регулированием по оптимизированному графику — одной из современных и наиболее энергоэффективных технологий в теплоснабжении (экономия энергии при настройке контроллера регулятора по «графику Ливчака»*6, как доказано, достигает не менее 20%). Ежегодные темпы ввода МКД с подобной технологией необходимо увеличить в пять-шесть раз, чтобы с 2035 года 100% вводимых МКД были оснащены ИТП или АУУ с автоматическим погодным регулированием.

Непонятно, почему в государственном докладе такое большое внимание уделяется обязательности устройства АИТП в МКД. Установка автоматизированных ИТП не является панацеей при массовом распространении в нашей стране централизованного теплоснабжения с ЦТП, к которым подключаются до десяти и более МКД, системы отопления которых присоединяются к внутриквартальным сетям отопления, как правило, через элеватор. При сохранении ЦТП для достижения указанных целей экономически выгоднее устанавливать в домах не АИТП, а автоматизированный узел управления системой отопления (АУУ).

По установке АУУ также необходимо отчитываться, как и по АИТП, и совмещать их установку с общедомовыми приборами учёта теплоты. АИТП следует устанавливать в новом строительстве, потому что отказ от ЦТП способствует повышению надёжности и экономии энергоресурсов, в том числе и электроэнергии для перекачки горячей воды как в системах отопления, так и горячего водоснабжения, а также при реконструкции ЦТП и квартальных сетей от них до домов, когда реконструкция вызвана их расширением или приближением срока капитального ремонта.

Оценка потребления электроэнергии МКД

Показатели удельного годового расхода электрической энергии, потребляемой населением, приводимые в госдокладе в расчёте на одного человека*9, должны представляться на 1 м² площади квартир, в соответствие с постановлением Правительства РФ №1129*10, согласно которому в п. 4 «Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов», добавляется подпункт «г», где сказано, что «суммарный удельный расход энергетических ресурсов на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на электроснабжение в части расхода электрической энергии на общедомовые нужды указывается в размерности кВт?ч/м²».

В госдокладе, вероятно, приводится расход электроэнергии*11, потребляемой не только на общедомовые нужды, но и квартирами. Поэтому для оценки энергоэффективности, подобно тому, как с тепловой энергией требуется выделять отдельно потребляемую на отопление, из общего потребления МКД также следует отдельно выделять и электрическую энергию на общедомовые нужды. Но электроэнергию, потребляемую квартирами, как и на общедомовые нужды, также надо относить не на одного человека, а на 1 м² площади квартир.

Это следует делать в соответствии с требованиями «Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений» (п. 16)*12, где выдвигаются требования о включении нормируемого удельного суммарного расхода первичной энергии в нормируемые показатели, характеризующие годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании.

А в первичную энергию составной частью входит электрическая энергия, потребляемая и квартирами; для того, чтобы её суммировать с другими видами энергии, она должна быть представлена в размерности кВт?ч/м².

В отношении удельного годового расхода горячей и холодной воды населением, вероятно, надо разделять потребление МКД и индивидуальным жилфондом, у которого добавляется расход воды на сельскохозяйственные или приусадебные нужды. И сравнивать это потребление не только между субъектами РФ, но и с нормируемыми значениями СП 30.13330.2012*13 для оценки эффективности потребления воды.

Об удельных годовых расходах тепловой энергии на отопление

В отношении табл. Г8 «Удельные годовые расходы энергетических ресурсов субъектами Российской Федерации в 2018 году» и одного из положений Основных выводов госдоклада на основании рис. 18*14: «Удельное потребление тепловой и электрической энергии в жилищном секторе в регионах со схожими климатическими условиями различается до трёх раз» следует сказать, что в потреблении тепловой энергии на отопление МКД такого не может быть физически.

Дело в том, что, если здание систематически недогревается, жители этого не потерпят и заставят увеличить подачу теплоты на отопление. А чтобы в три раза увеличилась теплоотдача системы отопления, надо пропустить через неё раз в шесть больше теплоносителя, что потребует в 62 = 36 раз больший напор перед системой отопления, что практически невозможно!

Такая разбежка в показателях среднего фактического удельного годового теплопотребления на отопление МКД между субъектами РФ связана с непониманием этими субъектами, что и как надо представлять!

Здесь могут быть следующие нарушения системного порядка:

1. Нет чёткости в отделении многоквартирных домов от всего количества других жилых домов. При том, что Жилищным кодексом понятие многоквартирного дома не определено, данное определение предусмотрено п. 6 постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым…», на основании которого письмом Минэкономразвития России от 17 октября 2011 года №ОГ-Д23–1694 признается «многоквартирным домом совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Кроме того, подразумевается, что многоквартирный дом имеет общее имущество помещений общего пользования, в том числе собственников помещений в таком доме». Таким определением таунхаусы и сблокированные дома объединяются с многоквартирными, но в них общее только то, что они, как правило, строятся одним и тем же подрядчиком, а обслуживанием они не отличаются от индивидуального семейного дома, поскольку также имеют самостоятельные выходы на земельный участок, прилегающий к дому.

В том же определении обнаруживается существенное отличие многоквартирных домов от таунхаусов и сблокированных домов. Ведь «многоквартирный дом имеет помещения общего пользования», поскольку квартиры такого дома выходят в общую лестничную клетку, которая требует совместного обслуживания. Но этого нет в таунхаусах и сблокированных домах.

Поэтому таунхаусы и сблокированные дома не следует включать в состав МКД, а фразу «имеющих самостоятельные выходы на земельный участок, прилегающий к жилому дому» из определения МКД в письме Минэкономразвития России следует исключить.

2. Нет чёткости в определении «расхода тепловой энергии в МКД» в табл. Г8. Как показало последующее сопоставление, под этим расходом имелся ввиду расход тепловой энергии на отопление, включая вентиляцию отапливаемых квартир и помещений общего пользования. Но многие могли предполагать, что это расход тепловой энергии не только на отопление, но и на горячее водоснабжение, тем более что нередки случаи, когда расчёты за теплопотребление выполняются по единому теплосчётчику, измеряющему суммарный расход тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, не разделяя его. В будущем необходимо помимо удельного годового расхода тепловой энергии на отопление МКД приводить и фактические средние за год удельные расходы тепловой энергии на горячее водоснабжение. Как и расход электрической энергии, удельный годовой расход тепловой энергии должен вычисляться не в [Гкал/м²] и не на одного человека, а как во всех европейских странах и в действующих нормах России (ГОСТ 31427–2010 «Здания жилые и общественные. Состав показателей энергоэффективности») — в кВт?ч/м². В частности, это необходимо для последующего сложения с расходом электрической энергии при определении расхода конечной энергии, потребляемой МКД (также это надо отдельной колонкой включать в табл. Г8), и первичной энергии, потребляемой на источнике.

3. При представлении в госдокладе значений удельного годового расхода энергетических ресурсов, потребляемых МКД, не указано, что в соответствии с тем же ГОСТ 31427–2010 они относятся к единице площади квартир без летних помещений и полезной площади нежилых помещений (при их наличии; не путать с площадью помещений на общедомовые нужды). Это очень важно, так как специалисты часто их путают с общей площадью здания, состоящей из суммы площадей отапливаемых этажей, измеряемых в пределах внутренних поверхностей наружных стен, включающей помимо площади квартир, площадь лестнично-лифтовых узлов и других помещений общедомового назначения, а также площади, занимаемые внутренними стенами. Поэтому общая площадь здания в 1,35–1,5 раза больше площади квартир, что при её использовании вместо площади квартир уменьшит во столько же раз показатели фактически измеренного удельного расхода энергетического ресурса. А ещё используют понятие «жилая площадь, включающая только площади жилых комнат квартир», которая по величине равна 0,5–0,65 от площади квартир, и при использовании такой «жилой площади» вместо площади квартир, показатели фактически измеренного удельного расхода возрастут от полутора до двух раз. Поэтому в табл. Г8 по каждому субъекту РФ должна быть указана площадь квартир как вводимых в отчётном году МКД, так и прошедших комплексный капитальный ремонт с утеплением.

4. При определении средней величины из всех представленных значений фактически измеренного удельного годового расхода любого энергетического ресурса следует исключить недостоверные значения, которые могут быть связаны с неполным измерением за какой-то месяц. То есть этот неполный расход мог быть учтён как за полный месяц. Кроме того, могут быть сбои, резко увеличивающие показания теплопотребления по сравнению с предыдущими измерениями из-за перенастройки контроллера регулятора подачи теплоты в систему отопления, не замеченные оператором, возможна ошибка, связанная с «человеческим фактором», и др.

Поэтому необходимо исключить из представленного перечня показателей измерения теплопотребления на отопление МКД за рассматриваемый год недостоверные значения, которыми могут быть показатели с отклонениями ниже 20% от нормируемых значений и более 50%.

Для этого следует по каждому зданию, вошедшему в перечень, определить удельную величину ожидаемого теплопотребления на отопление фактически или взять этот показатель из Энергетического паспорта проекта, если вы ему доверяете. Либо — рассчитать по стандарту СТО НОП 2.01–2014 «Требования к содержанию и расчёту показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания» эту величину в соответствии с геометрическими параметрами рассматриваемого МКД, проектными значениями приведённого сопротивления теплопередаче наружных ограждений, нормируемыми значениями вентиляционного воздухообмена и удельной величины внутренних теплопоступлений при стандартной заселённости квартир 20 м² площади квартир без летних помещений на одного человека и с учётом поддержания температуры внутреннего воздуха в квартире на нижнем пределе комфортного уровня в 20°C.

Далее нужно пересчитать фактически измеренный расход теплоты на отопление за период не менее трёх месяцев на нормализованный отопительный период по обычному уравнению для зданий с авторегулированием подачи теплоты на отопление в зависимости от изменения температуры наружного воздуха по стандартному графику с Qот = 0 при tн = 18°C. Для зданий же, контроллер регулятора которых настроен на оптимизированный график с учётом увеличивающейся доли бытовых теплопоступлений в тепловом балансе здания с повышением температуры наружного воздуха и с учётом выявленного запаса тепловой мощности системы отопления, — с введением в обычное уравнение регионального коэффициента пересчёта из [4]. Далее полученное значение следует сравнить с рассчитанным по выше цитируемому стандарту. После отсечения недостоверных данных необходимо провести осреднение показателей по всем домам, вошедшим в перечень введённых в рассматриваемом году.

Так, в [1] на примере табл. 3 оценки фактического удельного теплопотребления на отопление за 2007 год МКД, построенных в Москве до 1980 года, после отсеивания из 10346 домов осталось 7748, и в результате было установлено среднее удельное годовое теплопотребление на отопление, пересчитанное на нормализованный отопительный период, в размере 193 кВт?ч/м² для многоквартирных зданий, построенных до 1980 года.

Кстати, руководствуясь той же статьёй [1], можно посчитать, какой должен быть средний фактически измеренный удельный расход теплоты на отопление МКД, введённый в 2018 году в Москве и указанный в табл. Г8 госдоклада равным 0,313 Гкал/м² (364 кВт?ч/м²). В 2018 году, по данным Мосгорстата, ввели в эксплуатацию жилые дома общей площадью 3541,2 тыс. м², в том числе МКД площадью 0,85×3541,2 = 3,021 млн м², из них 40% — панельных с расчётным удельным годовым расходом тепловой энергии на отопление и вентиляцию 71 кВт?ч/м² и 60% с расходом базового уровня — 95 кВт?ч/м². Теоретически средний расчётный расход теплоты на отопление:

0,4×71 + 0,6×95 = 85,4 кВт?ч/м².

С учётом того, что подача теплоты в эти дома выполняется не по оптимизированному графику, фактический расход теплоты будет на 35% выше — 1,35×85,4 = 115 кВт?ч/м², что более чем в три раза ниже отчётного показателя в табл. Г8–364 кВт?ч/м².

Возникает справедливый вопрос: «Откуда такие недостоверные сведения по Москве в государственном докладе?»

Думаю, что, помимо перечисленных выше возможных нарушений системного порядка, на недостоверность представляемых показателей удельных годовых расходов энергетических ресурсов, потребляемых МКД, влияет и тот факт, что часть вводимых в эксплуатацию зданий оказывается ещё не заселена, не организована ещё полноценная эксплуатация этих зданий. Либо не ушла вся строительная влага из конструкций, из-за чего расходуется дополнительная тепловая энергия на их просушку. В домах, где капитальный ремонт выполняется без выселения жителей, эти нюансы должны оказывать меньшее влияние.

Предложения по ведению отчётности показателей, включённых в госдоклад в табл. Г8

Как сейчас перед субъектами РФ устанавливаются ежегодные планы ввода жилья по метражу площади квартир МКД с соответствующими требованиями по их энергоэффективности, так и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 апреля 2018 года №703-р «Комплексным планом мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации», на который есть ссылка в госдокладе, следует устанавливать такие же планы выполнения комплексного капитального ремонта МКД существующего жилищного фонда в части снижения потребления тепловой энергии на отопление. В соответствии с провозглашёнными целевыми показателями, как показали приведённые выше расчёты, комплексный капитальный ремонт с утеплением надо проводить ежегодно на МКД площадью, близкой к площади вводимого жилья.

Для контроля за реализацией этих решений субъекты РФ должны представлять следующие две таблицы, на основании которых будет наполняться искомая табл. Г8 «Удельные годовые расходы энергетических ресурсов субъектами РФ».

В результате для каждого МКД можно оценить существующий запас тепловой мощности запроектированной системы отопления по соотношению расчётного расхода теплоты на отопление из проекта ОВ и из проекта энергоэффективности; установить причину этих расхождений по отклонению принятых в проекте ОВ удельных показателей бытовых теплопоступлений и вентиляционного воздухообмена в квартирах; сопоставить между собой проектный и фактически измеренный, пересчитанный на нормализованный отопительный период удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию построенного МКД, и каково их отклонение от нормируемого значения; также (для капитально отремонтированного МКД) оценить отклонение достигнутого такого же расхода от нормируемого и количественную экономию тепловой энергии по разности теплопотребления на отопление до и после выполнения капитального ремонта; сопоставить фактическое потребление тепловой энергии на горячее водоснабжение и электрической энергии в квартирах и на общедомовые нужды с нормируемыми значениями, как и по потреблению конечной энергии.

Просуммировав площади квартир всех домов, представленных в каждой таблице, получим в количестве пронумерованных строк площадь квартир всех домов, законченных новым строительством и комплексным капитальным ремонтом в отчётном году каждым субъектом Российской Федерации. При осреднении показателей энергопотребления МКД, вынужденно принятых из проекта, полученные результаты необходимо в каждой строке в колонках 15, 17, 18 и 19 табл. 1 и в колонке 14 обеих таблиц отдельно умножить на площадь квартир из колонки 7, сложить по всем строкам отдельно для каждой колонки и полученную сумму разделить на сумму площадей квартир домов в каждой таблице.

Для получения итоговых результатов осреднения при измерении показателей энергопотребления следует, как указывалось выше, исключить из перечня МКД те дома, которые имеют отклонения в теплопотреблении на отопление (колонка 16) от нормируемых значений (колонка 14) на величину ниже 20% и выше 50%. Далее, по каждой таблице необходимо полученные результаты в каждой оставленной строке в колонках 16, 17, 18 и 19, а также в колонке 15 табл. 2, отдельно умножить на площадь квартир из колонки 7, сложить по всем строкам отдельно для каждой колонки и полученную сумму разделить на сумму площадей квартир домов, оставленных в каждой таблице.

В результате получим средние удельные годовые расходы энергетических ресурсов, потребляемых МКД субъекта РФ отдельно по каждому направлению и суммарно по показателю потребления конечной энергии, которые записываются в итоговой строке таблиц в колонках 14, 15, 16, 17, 18 и 19, которые переносятся в сводную табл. Г8 из госдоклада. Ниже в тех двух таблицах пишется фраза, что осреднение выполнено по показателям такого-то количества зданий с площадью квартир (приводится сумма всех оставшихся в перечне домов) из такого-то количества зданий с такой-то площадью квартир (приводятся все здания из первоначального перечня с их площадью квартир).

Если понадобится, можно установить, насколько в существующем жилищном фонде увеличится теплопотребление после ввода жилья в МКД в отчётном году. Для этого следует показатели колонок 16 и 17 в итоговой табл. 1 сложить и умножить на площадь квартир всех вводимых домов. А если надо узнать, насколько уменьшится теплопотребление в существующем жилищном фонде после выполнения комплексного капитального ремонта в отчётном году, следует разность показателей колонок 16 и 15 табл. 2 сложить с разностью показателей расхода тепловой энергии на горячее водоснабжения до и после капитального ремонта и умножить на площадь квартир всех капитально отремонтированных в этом году многоквартирных домов.

Тогда табл. Г8 «Удельные годовые расходы энергетических ресурсов субъектами Российской Федерации» госдоклада должна иметь следующую форму, представленную в данной статье (табл. Г8).

Необходимые изменения в федеральные нормативно-технические документы

Для безусловной реализации повышения энергетической эффективности строящихся и капитально ремонтируемых МКД необходимо внести следующие изменения и дополнения:

1. В СП 50.13330.2012 (п. 16 Комплексного плана предусмотрено «совершенствование свода правил СП 50.13330.2012»), касающиеся исключения раздела 10 «Требования к расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий» (постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 года №1521 он признан необязательным для данного СП) и фразы из п. 4.1 «как одну из целей обеспечения эффективности расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию», а из п. 4.2, что «в нормах устанавливаются требования к расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий».

Также следует исключить:

1. Приложение Г, на которое есть ссылка в разделе 10 и по которому определяется удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания, не относящаяся к показателям, характеризующим выполнение требований энергетической эффективности зданий (согласно п. 7 Правил установления требований энергетической эффективности зданий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25 января 2011 года №18).

2. Приложение Д «Форма для заполнения энергетического паспорта здания».

3. Приложение П «Пример составления раздела Энергоэффективность проекта жилого дома».

Положение раздела «Требования к расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий», как и методика его расчёта, форма и расчёт показателей энергетического паспорта проекта здания и примеры расчёта, уже приведены в стандарте, разработанном НОП (ныне НОПРИЗ) СТО НОП 2.01–2014 «Требования к содержанию и расчёту показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания» и прошедшем шестилетнюю апробацию. Поэтому в нём следует только заменить таблицы «Базовый удельный годовой расход энергетических ресурсов в многоквартирном доме», отражающую суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на электроснабжение в части расхода электрической энергии на общедомовые нужды [ кВт?ч/м²], и таблицу «Классы энергетической эффективности зданий» — на приведённые в статье В. И. Ливчака в этом же номере журнала [5, табл. 3 и 4–6]. Для обязательности исполнения стандарт необходимо утвердить на федеральном уровне.

СП 50.13330.2012 следует дополнить табл. 3 «Базовые значения приведённого сопротивления теплопередаче наружных ограждений для зданий показателями, нормируемыми с 2020 и 2023 годов согласно предложениям НП «АВОК» к проекту изменения приказа Минстроя России №1550 от 17 ноября 2017 года» [2].

Также надо внести изменения и дополнения*15: в постановления Правительства России от 25 января 2011 года №18 (с изменениями от 20 мая 2017 года по ППРФ №603) и от 16 февраля 2008 года №87 (с изменениями от 8 сентября 2017 года); в приказ Минстроя России от 8 июня 2018 года №341, а также в цитируемые выше приказы Минстроя №399 и №1550.