«Домодедово» — один из четырёх основных аэропортов Москвы и Московской области, второй в Российской Федерации по объёму пассажирских перевозок, функционирующий уже более полувека и более четверти века имеющий статус международного. Разумеется, за столь длительный срок объём авиаперевозок многократно вырос, и возникла необходимость в расширении. Строительство нового терминала началось в 2015 году.

Сдача объекта была приурочена к началу прошедшего в России Чемпионата Мира по футболу 2018 года, который, по словам президента Международной федерации футбола (ФИФА) Джанни Инфантино, оказался лучшим мировым футбольным чемпионатом в истории.

Реализация этого проекта сделала аэропорт «Домодедово» одним из крупнейших европейских терминалов, выполненных в концепции Under One Roof (единый терминал под одной крышей). Впрочем, тут стоит сделать оговорку — проект Т-2 включает в себя не только терминал, но и новую развязку, взлётнопосадочную полосу и другие объекты аэродромной инфраструктуры. Их сдача запланирована на более поздние сроки (приблизительно в 2020 году), так что сам проект пока ещё не завершён. Площадь нового терминала превышает 157 тыс. м², расчётная проектная пропускная способность — более 5 млн пассажиров в год.

С точки зрения инженерной инфраструктуры аэропорты имеют массу особенностей по сравнению с другими строительными объектами. Большая площадь, малая этажность, удалённость от городов и связанная с этим невозможность подключения к многим «централизованным» инженерным системам, имеющимся в городах, — всё это накладывает свои ограничения и даёт простор для фантазии проектировщиков и дизайнеров. Основная задача терминала — обеспечение достаточного уровня комфорта для персонала и путешественников. Это комплексная работа и один из её аспектов — оснащение терминала всеми необходимыми коммуникациями, разумеется, с учётом специфики объекта.

И в этом случае значительную часть оборудования, необходимого для сооружения коммуникаций, составила продукция концерна Grundfos. В частности, она использовалась при возведении систем водоснабжения, отопления, дренажа и канализации, а также холодоснабжения.

Насосное оборудование Grundfos для нового терминала аэропорта «Домодедово». 11/2019. Фото 1

Для обеспечения подачи воды на объекте использованы четыре установки повышения давления Grundfos Hydro MPC-E, отличающиеся великолепной адаптивностью под конкретные условия за счёт модульности конструкции. Установка состоит из нескольких (от двух до шести) насосов и шкафа управления. Здание нового терминала хотя и имеет сравнительно небольшую этажность, но при этом отличается большой протяжённостью, так что применение подобных устройств оправдано. Все эксплуатируемые установки снабжены системами частотного регулирования, благодаря чему удаётся обеспечить постоянное давление в системе независимо от расхода без дополнительных затрат на энергию.

Насосное оборудование Grundfos для нового терминала аэропорта «Домодедово». 11/2019. Фото 2

Теплоснабжение объекта обеспечивается отдельным индивидуальным тепловым пунктом (ИТП). Это значительно более сложная система — подачу тепла нужно организовать не только в здание терминала, но и во множество иных строений. Для обеспечения систем теплоснабжения выбраны насосы Grundfos серий NB и NBЕ — консольно-моноблочные, с горизонтально расположенным валом, одним рабочим колесом, осевым всасывающим и радиальными нагнетающими патрубками. Помимо насосов серии NB, в ИТП также установлены насосы серий TP и TPE вертикального исполнения, также с одним рабочим колесом. Впускной и выпускной патрубки на этих моделях расположены горизонтально, соосно (конструкция «инлайн»). Инженерные системы теплового пункта также оснащены и насосами Grundfos серии CR. Это серия вертикальных многоступенчатых насосов, снабжённых несколькими рабочими колёсами для увеличения напора. В общей сложности для решения задач по отоплению было использовано около 150 единиц оборудования указанных серий.

Холодоснабжение — это необходимая составляющая современного объекта. В системе также нашли применение насосы Grundfos серий TP, TPE, CR, CRE. Кстати, буква «E» в названии всех серий насосов означает наличие системы частотного регулирования.

Отдельная инженерная система, которая в данном случае получилась очень развитой, — это система дренажа и перекачивания сточных вод. Грандиозность этой задачи в масштабах объекта тоже легко представить, просто пересчитав количество задействованных насосов разных типов. Только однотипных погружных дренажных насосов Grundfos серии Unilift AP12 с производительностью до 36 м³/ч, способных перекачивать воду с твёрдыми включениями размером до 12 мм, в системе более 150 единиц.

Насосное оборудование Grundfos для нового терминала аэропорта «Домодедово». 11/2019. Фото 3

Кроме «переносных» погружных насосов, в систему входят ещё несколько разновидностей насосов других типов, несколько десятков стационарных насосных установок и насосных станций для сбора и перекачивания стоков различной степени загрязнённости. Они относятся к обширной группе насосного оборудования Grundfos серии Multilift. Для отвода стоков из санузлов применены более трёх десятков малогабаритных канализационных насосных установок Grundfos Sololift2. В городских условиях проблема отвода дренажных и сточных вод перед строителями встаёт нечасто или требует сравнительно простых решений: нужные функции обеспечиваются за счёт наличия централизованных городских систем сбора сточных вод и ливнёвки. За городом зачастую это невозможно, поэтому приходится решать вопрос с водоотведением отдельно для каждого объекта.

С этой задачей все вышеперечисленные дренажные насосы от Grundfos справляются «на отлично».

Большинство смонтированных в новом терминале аэропорта «Домодедово» насосов и установок выпущены на заводе «Грундфос Истра» в Подмосковье. Локальное производство ключевых моделей позволило реализовать масштабный проект в кратчайшие сроки, не затрачивая лишнее время на логистику