Что хочет потребитель

Нюансы потребительских запросов разнятся в зависимости от сегмента, к которому можно отнести того или иного потребителя. Очевидно, что в последнее, непростое для российской экономики время происходит ещё больший разрыв между разными по уровню дохода слоями населения и, соответственно, сегментами рынка. Увеличивается его контрастность. Экономичный сегмент потребителей желает ещё больше доступных решений, премиальный — увеличивает свои требования к дополнительным опциям, и, безусловно, для этого сегмента важна престижность бренда. Конечно, запрос на энергоэффективность оборудования есть во всех сегментах потребления — в экономичном и премиальном, так как эта потребность зависит больше от уровня знаний в области отопления конкретного потребителя или его консультанта-монтажника, степени погружённости потребителя в тему энергосбережения.

Эксплуатационный период

Россия — страна преимущественно северная, климат у нас холодный, поэтому отопительная техника здесь является необходимым во всех жилищах оборудованием жизнеобеспечения. Гарантия надёжности и бесперебойной работы отопительного оборудования в зимнее время является важнейшим для потребителя фактором. Эта гарантия обеспечивается комплексом услуг производителя и его партнёров. К данным услугам относится профессиональное консультирование или проектирование для корректного подбора оборудования, квалифицированный монтаж, запуск и эксплуатация оборудования, а также максимально оперативное решение запроса на сервисное обслуживание и ремонт.

Кому-то — цена, а кому-то — энергоэффективность

Принято считать, что сейчас в нашей стране сложная экономическая ситуация. На мой взгляд, говорить об этом «вообще» не вполне корректно, так как экономические проблемы наблюдаются, в основном, только среди населения, но не у среднего и крупного бизнеса.

По технике Viessmann в этом году бытовой сегмент оборудования демонстрировал сдержанный рост. При этом объём продаж оборудования Viessmann средней и большой мощности вырос на десятки процентов.

Выбор потребителя между стоимостью и энергоэффективностью делится так же. То есть потребители бытовых котлов при выборе руководствуются ценой, а клиенты, покупающие технику коммерческого и промышленного диапазона мощностей, руководствуются параметром энергоэффективности. Потребителю из этого мощностного диапазона важнее высокий и правдивый коэффициент полезного действия и, как следствие, выгодная долговременная эксплуатация, несмотря на более высокие первоначальные затраты.

Риски и инвестиции в локализацию

Общеизвестная макроэкономическая зависимость «больше риска — выше доходность» работает во всём мире и во всех областях. Российский рынок по-прежнему остаётся с высоким уровнем риска. Капитализму «второго пришествия» в России пока только 30 лет, и рынок остаётся волатильным, плюс, как мы видим, действия государства не добавляют инвестиционной привлекательности стране. Инвестиции для Viessmann в наш завод в Липецке оказались своевременными, выгодными, и по результатам загруженности завода в течение двух лет можно предварительно говорить о планах по расширению производства в России.

Регуляторам есть к чему стремиться

В первую очередь хотелось бы видеть больше профессионализма в вопросах подготовки строительных правил. Вызывает озабоченность ситуация, когда выпускаются СП, существенно меняющие порядок работы целой индустрии, и при этом они содержат технические, грамматические и смысловые ошибки. Противоречия существующих норм друг другу, законам логики, современной общепринятой практике, отсутствие контакт-центров у Федерального центра нормирования, Росстандарта и Минстроя. Нечёткие и размытые ответы на официальные запросы, сложная схема изменений и утверждений правил, участие нескольких организаций и ведомств в процессе утверждения и изменения нормативных документов. Обсуждения таких правил среди экспертов проводится в закрытом виде, и если специалистам и удаётся высказаться, то их мнение не всегда учитывается.

Но внушает оптимизм, что в нормирование постепенно вносится порядок, и в целом видно хоть и незначительное, но продвижение вперёд к решению накопленных проблем. Вектор движения правильный, но скорость, к сожалению, мала.

Прогноз на будущее

При отсутствии глобальных экономических и политических потрясений мы ожидаем незначительный рост рынка отопительного оборудования в бытовом сегменте и продолжение существенного роста в сегменте средней и большой мощности. Разница в темпах роста различных технологий прослеживается последние годы между традиционным и конденсационным оборудованием. Если в последние годы рынок традиционных настенных котлов растёт на проценты в год, то объём рынка конденсационных котлов в прошлом году вырос почти на 30%. Разумеется, это к гораздо меньше базе, чем в традиционных сегментах, но темп роста того сегмента рынка, в котором Viessmann традиционно занимает лидирующие позиции, всё равно радует.

Всё больше потребителей выражают заинтересованность к управлению отопительными системами через Интернет, в конце 2019 года у нас стартовали продажи систем управления нашим оборудованием с системой Vitoconnect.

Управление осуществляется посредством Интернета и протокола OpenTherm. Хотелось бы подчеркнуть, что данный продукт представляется в полном соответствии с законодательством, касающимся размещения персональных данных граждан РФ на серверах, расположенных на территории России.

Достижениями довольны

Свои достижения в 2109 году мы оцениваем положительно. Результаты хорошие, но всегда можно сделать лучше. Из особенно ярких достижений — бодрый старт продаж стальных панельных радиаторов Viessmann, часть производства которых размещена на российском заводе (это в дополнение к разделу об инвестициях в российское производство). Отмечался и существенный рост продаж промышленного оборудования, заставляющий задуматься о расширении нашего производства в Липецке.

Обширные планы

Наши планы на следующий год весьма обширные. Наш ассортимент пополнится новым сегментом отопительного оборудования — электрокотлами Viessmann Vitotron, новыми системами дистанционного управления, будем работать над продолжением существенного роста продаж конденсационных котлов.

Наши партнёры, поясняя своим клиентам уровень бренда Viessmann, часто сравнивают нас с другим немецким брендом — Mercedes. И новое поколение конденсационных котлов Vitodens 200, который пришёл на российский рынок под конец 2019 года, заслуженно можно назвать «Mercedes S-класса в отопительном сегменте». Данная модель является квинтэссенцией всех передовых научно-технических технологий, разрабатываемых в собственных исследовательских центрах компании Viessmann.

Наши партнёры на протяжении многих лет высоко ценят данный класс котлов, и в следующем году, с выходом новой модели, перед нами стоят амбициозные планы, которые мы намерены реализовать.