Итоги года. «Лемакс» — о потребительских критериях, опасности перепроизводства и нежелательности законодательных потрясений. 1/2020. Фото 1

Чего сегодня хочет потребитель?

При подборе оборудования потребитель, кроме технических характеристик, ориентируется на бренд производителя, дополнительные опции, повышающие удобство управления, а также цену, которая включает не только стоимость самой продукции, но и стоимость её обслуживания и, возможно, ремонта. Отдельное внимание клиент обращает на энергоэффективность оборудования. Здесь, помимо оценки снижения затрат на коммунальные расходы, потребитель следует мировой тенденции по сбережению сырьевых ресурсов в целом. По крайней мере, хочется в это верить.

В то же время потребительские предпочтения чётко движутся в направлении двух ключевых критериев — цена и бренд. В первом случае покупатели смещаются в сторону более дешёвого сегмента, в другом случае — выбирают известную торговую марку с положительной репутацией по более дорогой цене, главным образом предполагая, что платят за безопасность, энергоэффективность, беcпроблемность использования. То есть делают такой выбор, чтобы минимизировать вероятность разочарования от дальнейшего использования. Покупателей, выбирающих что-то «среднее», становится всё меньше.

Исходя из этого происходит и корректировка нашей продуктовой матрицы на ближайшую перспективу, которую можно выразить фразой «каждому типу потребителя — свой модельный ряд».

Итоги года. «Лемакс» — о потребительских критериях, опасности перепроизводства и нежелательности законодательных потрясений. 1/2020. Фото 2

Потребитель и эксплуатация техники

В вопросе предпочтений потребителя относительно набора услуг, сопутствующих эксплуатации приобретённого оборудования, изменений в последнее время не произошло. Доступный гарантийный и послегарантийный сервис, развитая сеть авторизованных сервисных центров с наличием запасных частей, техническая поддержка для клиента, скорость реакции на неисправность — все эти факторы по-прежнему являются желаемыми при выборе оборудования для потребителей и ключевыми факторами обеспечения конкурентоспособности производителя.

Итоги года. «Лемакс» — о потребительских критериях, опасности перепроизводства и нежелательности законодательных потрясений. 1/2020. Фото 3

Потребитель и энергоэффективность

Энергоэффективность, как критерий выбора, пока ещё не стала в один ряд с ценой и брендом. Судить могу по продажам наших конденсационных котлов Prime-C.

Вероятно, ситуация изменится с принятием законов, направленных на повышение энергоэффективности, или, возможно, при существенном повышении стоимости газа. При этом различные цифровые помощники контроля и управления отопительным оборудованием уже вызывают интерес у потребителей, но пока ещё остаются приятным дополнением, а не функциями первой необходимости. Думаю, что в ближайшие несколько лет поддержка различных видов удалённого контроля с использованием приложений станет обязательной при создании новых моделей котлов. Сегодня наш потребитель пока ещё не использует большое количество дополнительных опций, повышающих удобство управления оборудованием, однако нам стоит работать на опережение и беспокоиться о том, чтобы функции оперативного контроля и управления в нашей продукции опережали запросы покупателей и не уступали лучшим зарубежным аналогам.

Итоги года. «Лемакс» — о потребительских критериях, опасности перепроизводства и нежелательности законодательных потрясений. 1/2020. Фото 4

О рисках при инвестировании в производство

Инвестиции в производственные мощности, как и любые другие, всегда рискованны, если, конечно, мы не говорим об уникальном продукте с гарантированным, финансово подтверждённым заказом на весь инвестиционный срок проекта. При принятии решения об инвестициях мы, с одной стороны, оценивали потенциал рынка в целом, ближайшую перспективу, появляющиеся конкурентные логистические преимущества перед импортируемой продукцией, а с другой — риски. Я имею в виду риски, связанные с локальным внутрироссийским ростом стоимости сырья и энергоносителей, снижающие конкурентоспособность и экспортный потенциал, а также связанные с ростом объёмов выпускаемой аналогичной продукции других заводов на территории РФ — вплоть до угрозы перепроизводства и связанного с ним демпинга.

Слово в адрес регуляторов рынка

Когда речь заходит о законодателях, регулирующих органах, первое пожелание к ним, которое приходит в голову, простое и важное: «Хорошо бы без потрясений». А если помечтать, то была бы полезна поддержки производителей на уровне налоговых преференций, например, предоставление 10%-й ставки НДС. Также дали бы толчок к развитию отечественной отрасли законы, ограничивающие использование оборудования, проработавшего больше срока эксплуатации, определённого производителем.

Небольшой комплексный прогноз

Что касается экономической части, то какого-то существенного изменения экономического климата не ожидаем, чего не скажешь о конкурентной среде, которая станет агрессивней и жёстче. Технологический потенциал производства будет находиться в области автоматизации и роботизации. Сама продукция благодаря цифровизации будет иметь тренд на снижение потребления энергоресурсов и повышение комфорта использования.

Наши успехи…

Для нашего предприятия 2019 год сложился удачно. Были запущены в серийное производство котлы серии CLEVER L мощностью 150, 180 и 200 кВт, подготовлена к выпуску серия напольных котлов Classic, пришедшая на замену котлам серии КСГ. Также нам удалось удвоить объём произведённых и проданных стальных панельных радиаторов, полностью загрузив производственные мощности запущенного в марте 2018 года завода по производству этой продукции. Весной будет введена вторая очередь, и новая цель — выйти в течение трёх лет на полную мощность, а это около 1,1 млн радиаторов в год.

…и наши планы

В планах следующего года — дифференциация модельных рядов внутри нашей собственной продуктовой матрицы, постоянное совершенствование выпускаемой продукции, направленное на поддержание различных периферийных устройств и систем контроля, что в итоге повысит удобство использования.

В работе с нашими партнёрами продолжим совершенствовать автоматизированную систему заказов. Удвоим ресурсы, направляемые на удобство работы конечных потребителей с нашей технической поддержкой. Без внимания не останутся и прямые интернет-продажи, а также многое другое.