Системно к внедрению электричества в жизнь россиян приступило "Общество Электрического освещения", учрежденное в 1886 г. "Вильманстрандским и временным С.-Петербургским 1 гильдии купцом Карлом Федоровичем Сименсом, торгующим под фирмою "Торговый дом "Сименс и Гальске". Общество было создано в Петербурге, однако на первом же заседании его правления был поднят вопрос о необходимости подготовить почву для деятельности компании в Москве. Практическая деятельность по электрификации Москвы началась летом 1887 г., после того, как 31 июля правление Общества одобрило контракт на устройство электрического освещения пассажа Постникова на Тверской улице. Эту дату принято считать днем рождения энергосистемы Московского региона. Главной задачей общества на первом этапе было строительство первой центральной электростанции. В конце 1888 г. эта задача была успешно реализована: дала ток первая центральная электростанция "Георгиевская". 28 ноября 1897 г. торжественно открылась новая Московская городская электростанция (МГЭС-1) "Раушская" (сейчас - ГЭС-1), а 15 февраля 1907 г. - МГЭС-2, "Трамвайная". Следующим важным этапом развития московской энергосистемы стало решение о сооружении вблизи Москвы мощной электростанции на местном топливе, предложенное и осуществленное директором-распорядителем Московского отделения Общества Робертом Эдуардовичем Классоном. В те годы почти вся российская промышленность работала на привозном топливе, и выгода разработки и применения местного торфяного топлива на электростанциях представлялась очевидной. Однако для получения количества торфа, достаточного для обеспечения топливом электростанций, требовалось внедрение новых способов добычи. Таким образом, строительство электростанции, предназначенной для работы на новом виде топлива, превращалось в масштабный проект с разработкой и использованием новейших технологий и устройством целого торфяного хозяйства. В 1912 г. было начато строительство первой в мире районной электростанции на торфе в Богородском районе, а в апреле 1913 г. учреждено "Акционерное Московское общество "Электропередача" для экплуатации мощности новой станции. Сама станция была введена в строй в 1914 г., а в 1915 г. ее перевели на параллельную работу со станцией "Раушская". Акционерные общества "Электрического освещения 1886 года" и "Электропередача" успешно функционировали до октября 1917 г. После революции они были национализированы и в декабре 1917 г. закончили свою деятельность в прежнем качестве. Управление государственными электростанциями было возложено на Электроотдел Высшего Совета Народного Хозяйства. Тогда же, в декабре 1917 г., впервые были озвучены предложения по дальнейшему развитию московской энергетики, разработанные Иваном Ивановичем Радченко и Александром Васильевичем Винтером. Эти предложения и легли в основу первого государственного плана электрификации всей страны - плана ГОЭЛРО. В декабре 1920 года план ГОЭЛРО был принят VIII Всероссийским съездом Советов. Согласно этому плану за 10-15 лет объем мощности московской энергосистемы намечалось увеличить почти в четыре раза. Установленная мощность должна была возрасти с 93 тыс. до 340 тыс. кВт. В Московском регионе по плану ГОЭЛРО были построены Каширская ГРЭС (сейчас ГРЭС-4) и Шатурская ГРЭС (ГРЭС-5), введены в эксплуатацию Краснопресненская ТЭЦ (сейчас филиал ТЭЦ-12), ТЭЦ-6 и ТЭЦ-8). Одним из значимых событий этого периода стало завершение строительства первой в стране линии электропередачи напряжением 110 кВ на участке Кашира-Москва и двухцепного кольца линий электропередач и подстанций вокруг Москвы напряжением 115 кВ - с его вводом столица получила надежную схему электроснабжения. К 1931 г. план ГОЭЛРО был выполнен. К середине 30-х годов установленная мощность реконструированных и построенных по плану станций достигла 820 тыс. кВт. К этому времени по выработке электроэнергии страна занимала второе место в Европе и третье в мире. В 1937 г. установленная мощность энергосистемы впервые превысила 1 млн кВт. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СТУЛ Электрический стул появился в результате анекдота. В начале ХХ века известный изобретатель и бизнесмен (создатель компании General Electric) Томас Эдисон (Thomas Edison) пытался заинтересовать потребителей полностью электрофицированным стулом для работы - с встроенной лампой, электродвигателем, подогревом, устройством для автоматического изменения наклона спинки и т.д. Один из главных конкурентов Эдисона, изобретатель и бизнесмен Джордж Вестингауз (George Westinghouse) прибегнул к необычному способу конкурентной борьбы. Он предложил использовать электрический стул для казни преступников, рассчитывая отпугнуть потенциальных покупателей чудо-стульев Эдисона. Расчет Вестингауза оправдался. В результате, в английском языке на время появилось выражение: "преступник был вестингаузирован" (о казненном с помощью гильотины говорят, как о "гильотинированном"). Любопытно, что позже Вестингауз тайно нанял адвоката, чтобы спасти жизнь преступнику, впервые в мировой истории приговоренному к смерти на электрическом стуле. Вестингауз проиграл.