При строительстве метрополитена в самом центре Афин был обнаружен очередной участок коммунальной системы водоснабжения и канализации древнего города V–VI века до н.э., известного специалистам под названием Писистриан. Этой уникальной находке, свидетельствующей о высоком уровне технической и культурной цивилизации древних народов, была посвящена значительная часть экспозиции выставки The City Beneath The City*. Думаем, специалистам нашей отрасли будет небезынтересно узнать, что многие принципы организации водоснабжения и водоотведения принципиально с тех пор так и не изменились. Вашему вниманию предлагается фоторепортаж с комментариями Марины ПИРОГОВОЙ — большого любителя античной истории вообще и древнегреческой в частности, которой удалось лично наблюдать за ходом раскопок древнейшей системы водоснабжения. * Один из самых значительных градостроительных проектов современных Афин за последние 20 лет — строительство нового метрополитена в самом центре древнего города — ATTIKO METRO S.A. Проект был начат в 1992 г. и завершен с некоторыми перерывами в 2000 г. Столь долгое строительство относительно небольшого (особенно по московским меркам) количества станций обусловлено в первую очередь большой археологической ценностью и насыщенностью артефактами этого небольшого участка в центре Афин. Параллельно с метростроевцами работали археологи, постоянно извлекая из-под земли новые свидетельства былого величия Древней Греции. Уникальные находки, свидетельства материальной культуры разных периодов древней истории Афин стали содержанием специальной выставки The City Beneath The City, которая проходила в музее Кикладского искусства Афин с 29 февраля 2000 г. по 31 декабря 2001 г. Врайоне нынешней станции Акрополис (Acropolis) при раскопках на глубине 1,25–2,15 м был вскрыт хорошо сохранившийся водопровод, состоящий из тщательно подогнанных терракотовых труб, уложенных в канаву. Для отвода использованной воды и дренажа осадков вдоль другой стороны улицы был проложен еще один водопровод с трубами значительно большего диаметра и коллекторными отверстиями в средней верхней части каждой цилиндрической секции трубопровода сбора воды. На рисунке в центре отчетливо просматривается (вертикально по полю рисунка) уложенный в канаву водопровод — тонкие цилиндрические секции. На другой стороне этой же улицы (в левой нижней части картинки) видны уложенные в тоннель широкие цилиндрические секции водоотводной/дренажной системы. Для отвода стоков в водоотводную систему из домов на правой стороне улицы к дренажным отверстиям сделаны каменные стоки-лотки. Их конструкция и расположение позволяли избежать попадания сточных и использованных вод в водопровод питьевой воды. Один из этих лотков хорошо виден в центральной части картинки (он более светлого оттенка). Также хорошо просматриваются фрагменты трубопровода водоснабжения, уложенные в канаву и идущие вдоль остатков фасадов. В левой части снимка, прямо по границе фото, можно увидеть фрагмент трубопровода дренажа. Это типовые составные элементы водопровода. Каждая секция имеет узкую соединительную манжету на одном торце элемента и ответную широкую соединительную манжету с другой стороны. У горизонтального правого и вертикального центрального элементов трубопровода отверстия в центральной части, предназначенные для профилактической очистки участка водопровода. Уникальная археологическая находка была обнаружена при строительстве станции метро Синтагма (Sintagma) в районе площади Парламента — несколько фрагментов водопровода Писистриан, относящиеся к первой половине V века до н.э. Самый длинный из них достигает 70 м в длину. Три секции Писистриана. Материал — терракота. Соединение цилиндрических элементов зачеканено свинцом для предотвращения просачивания воды в местах соединения. Несколькими годами ранее в районе Национального парка был обнаружен еще более ранний фрагмент Писистриана. Эта его часть прекрасно сохранилась, так как здания римского периода строили над уровнем улицы и получилось так, что фрагменты водопровода оказались «законсервированы» под уровнем пола вновь возведенных зданий. Использование этой ветки Писистриана было прекращено в период римского владычества, когда в этой части размещалось кладбище. На фото видно, как секция Писистриана проходит под уровнем пола здания времен римского владычества. На найденных семи целых цилиндрических терракотовых сегментах была обнаружена маркировка красной краской в виде кольца на каждом из сегментов. Все они датируются второй половиной VI века до н.э. Еще один фрагмент Писистирана (датируемый второй половиной VI века до н.э.) был найден при раскопе Евангелисмос* (Evangelismos) на авеню Василисис Софиас (Vasilissis Sophias), 1995–2000 гг. Практически по всей оси современной улицы, на протяжении 62 м виден канал, образованный терракотовыми элементами, выходящий из цилиндрической печи. Для прокладки такого водопровода были прорублены щели в скальном основании . Восточная часть раскопа Евангелисмос с хорошо просматривающейся трассой и отдельными сегментами Писистриана. Раскопки на месте станции Керамикос (Kerameikos, строительство станции не завершено до сих пор, именно из-за обнаружения в ходе строительства слишком обширных и важных археологических находок) нового Афинского метро показали, что в древности этот район (район компактного проживания гончаров) был очень тесно интегрирован в сеть коммунальных служб античных Афин. Установлено, что многочисленные локальные дренажные водоводы района имели связь с общим каналом дренирования через специальный подземный туннель. Этот туннель пролегает от южного сектора Керамикос на север, в район болота и старого русла Эридана. В сечении он представляет собой прямоугольник со сторонами в среднем 1,7 м в высоту и 0,5 м в ширину. Туннель был проложен по территории, которую впоследствии (в V веке до н.э.) заняло кладбище Керамикоса. Расположение могил таково, что туннель под ними не функционирует, скорее всего из-за того, что при их устройстве его разрушили. * Расстояния между станциями Акрополис, Синтагма, Евангелисмос Панэпистимиу (Университет) — от 800 м до 1,5–2,0 км. Весь район только в границах этих станций около 8 км2. Итак, мы можем сделать вывод о том, что в античных Афинах уже в VI–V веках до н.э. существовала разветвленная единая (или, по крайней мере, единообразная) унифицированная система водоснабжения и водосброса. Базовым элементом этой системы являлись терракотовые цилиндрические сегменты с сервисными отверстиями в них. Все элементы трубопроводов соединялись друг с другом на основе безрезьбового соединения «муфта-штуцер» с возможным уплотнением известняковым раствором либо свинцовой зачеканкой. Обнаруженные в ходе археологических раскопок участки сохранившихся фрагментов трубопроводов свидетельствуют о том, что перемещение вод в них осуществлялось самотеком. Этот факт свидетельствует о наличии пускай и зачаточной, но для своего времени эффективной геодезическо-топографической городской службы в Афинах уже к V веке до н.э. Вот и говори после этого о семимильных шагах прогресса со времени античности! Публикация подготовлена по материалам каталога выставки «ATHENS. The City Beneath The City. Antiquities from the Metropolitan railway excavations». Greek Ministry of Culture — Museum of Cycladic Art, 2000 ФОТОГРАФИИ:1~1~;2~2~;