В России, в отличие от Европы и Азии, цивилизованное отношение к туалетной культуре, к сожалению, находится в зачаточном состоянии. И не столько из-за менталитета населения, сколько из-за неповоротливости служб ЖКХ и властных структур. По данным ООО «Биоэкология» (г. Санкт-Петербург), на согласование установки одного туалетного модуля-павильона, занимающего площадь 6 м2, уходит столько же времени, сколько на согласование постройки огромного офисного центра. Ну не абсурд?! А ведь модуль еще нужно подключить к электричеству — опять долгое согласование. Когда же срок адренды земельного участка под модулем закончится (от года до трех лет, и не более), процесс придется начинать заново! Разрабатывая программу помощи городам, «Биоэкология», обладающая парком из 1500 кабин американского и итальянского производства, наладила выпуск уникальных отапливаемых туалетных кабин California собственной разработки. Только в 2006 г. конструкторское бюро компании разработало четыре принципиально новых модификации туалетного модуля-павильона: сетевой (подключаемый к инженерным сетям), передвижной (на базе автоприцепа), эконом-класса и модуль для инвалидов (такой модуль будет установлен в московском парке «Сокольники»). Порадовала гостей выставки инжиниринговая компания «Сопро-инвест» (г. Москва), которая продемонстрировала работу автоматизированного самоочищающиегося туалета с дистанционным контролем. Принцип работы оригинального оборудования туалетов не имеет аналогов и защищен патентами. Применение автоматики и достижений высоких технологий позволяет полностью исключить влияние человеческого фактора на поддержание чистоты. Перерыв на санобработку не превышает 20 с, что обеспечивает большую пропускную способность. Такой самоочищающийся туалет успешно эксплуатируется в Москве с 2004 г. На выставке демонстрировались стационарные и мобильные туалеты, туалетные кабины, санитарнотехническое оборудование для туалетов и технологии очистки сточных вод. В программе мероприятия были туалеты как достопримечательность, туалетные шедевры в мировой архитектуре. В саммите приняли участие более 3000 специалистов из 18 стран, многие выступили с интересными докладами. В них прозвучала главная мысль: туалет больше не является табу. Мир начинает осознавать необходимость в лучшей архитектуре и обслуживании туалетов, санитарной инфраструктуре, очистке канализационных сточных вод, в развитии безопасных и надежных канализационных систем. В России же при содействии властей коммерческие структуры могли бы в короткий срок обеспечить население необходимым количеством туалетов. Если у служб ЖКХ много других проблем, почему бы не дать проявить себя коммерсантам? Тем более что у них есть и наработки, и опыт. Надеемся, нас услышат Любопытно В августе с.г. в интернете, а в сентябре — на канале EuroNews был анонсирована принципиально новая система смыва унитаза. Идея — глобальная экономия воды при соблюдении общепринятых норм гигиены. «Эко-эффективный унитаз может экономить в Великобритании до 1,85 млрд л воды ежедневно!». Цифра потрясающая, с учетом того, что пресной воды всегда не хватает. Проект назвали Propelair (так и хочется обозвать «пропеллером»), он разработан компанией Phoenix Product Development Ltd., расположенной в университете East London (UEL). В унитазе используется инновационная комбинированная система смывания воздухом и водой. Воды при этом используется менее 1,5 л за раз (иначе говоря, только 1/6 из «обычных» 9 л в день). Шестимесячные испытания убедили скептиков в том, что это и гигиенично, и экономично — снижает общий расход воды в стране чуть ли не на 10%. По другим же исследованиям (данным Центра исследования воды), система Propelair экономит лишь 140 млн л воды ежедневно. Впрочем, и эта цифра не маленькая!