Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

Шаровые краны: коррозия и способы защиты

(0) (5792)
Опубликовано в журнале СОК №11 | 2013

Одной из основных проблем, которая существенно снижает долговечность и надежность запорной арматуры в системах отопления, является образование отложений и коррозии на внешних поверхностях.

Шаровой кран с лакокрасочным покрытием

Шаровой кран с лакокрасочным покрытием

Рис. 1. Схема нанесения изоляции весьма усиленного типа (ВУС)

Рис. 1. Схема нанесения изоляции весьма усиленного типа (ВУС)

Табл. 1. Шкала общей коррозионной стойкости

Табл. 1. Шкала общей коррозионной стойкости

При эксплуатации и хранении оборудование подвергается негативному воздействию окружающей среды и промышленных выбросов. Это может привести к полному или частичному разрушению основных деталей оборудования. Для повышения устойчивости металла к коррозии используются различные виды покрытий: металлические и неметаллические, создающие защитную пленку на поверхности металла.

Рассмотрим способы защиты арматуры с помощью лакокрасочных покрытий.

Причиной разрушения металлов является термодинамическая неустойчивость материалов к воздействию веществ, присутствующих в окружающей среде. Скорость общей коррозии оценивают по динамике убыли металла с единицы площади [г/(м2⋅ч)], по скорости проникновения коррозии, уменьшению толщины нетронутого металла [мм/год], а также по другим показателям. По ГОСТ 13819–68 установлена 10-балльная шкала общей коррозионной стойкости.

Для защиты от коррозии часто применяются лакокрасочные материалы на основе эпоксидных, полиуретановых и др. видов смол.

Покрытие должно обладать достаточной износоустойчивостью на элементах, подверженных механическим взаимодействиям. Его нанесение может происходить по-разному: кистью, окунанием, воздушным и безвоздушным распылением, порошковым методом и т.д.

Так какие же этапы включает в себя полный процесс защиты металла от коррозии? Начальным действием является подготовка поверхности — обезжиривание, которое проводится с помощью специальных средств. Поверхность некоторых кранов может быть продробеструена.

Дробеструйная обработка осуществляется с целью зачистки поверхности и создания поверхностного напряжения. Это способствует повышению сопротивления усталостному разрушению, коррозионному разрушению и коррозионномеханическому растрескиванию. Важным этапом обработки материала является фосфатирование — создание на поверхности пленки из солей цинка, железа или марганца; толщина фосфатного слоя может быть от 2 до 50 мкм. Металл проходит промывку, обработку калием и становится готовым для пассивирования.

Следует отметить, что пассивирование может проводиться химическим или электрохимическим способом: это процесс образования адсорбционных или фазовых слоев. Металл взаимодействует с различными компонентами растворов или расплавов, в результате чего уже не может вступить в химическую реакцию. После пассивирования изделия подвергают сушке до полного высыхания.

Лакокрасочные покрытия наносятся на чистую поверхность при температуре от +5 °C. По опыту нашей компании, нанесение материалов (грунт-эмаль) на корпус кранов имеет смысл осуществлять на автоматизированной линии в электростатическом поле. Кроме того, в определенных случаях будет уместным нанесение на арматуру дополнительных видов покрытий, например, изоляции весьма усиленного типа (ВУС).

На рис. 1 графически показан порядок нанесения изоляции весьма усиленного типа (ВУС). Возможные дефекты покрытия исследуются с помощью таких приборов, как: адгезиметр (определяет степень соединения поверхности и покрытия), дефектоскоп (оценивает качество покрытия на предмет сплошности), толщинометр (измеряет толщину сухой пленки покрытия).

Все указанные параметры обязаны соответствовать спецификации и техническим нормам, предъявляемым к покрытиям. Очень важным является обеспечение защиты арматуры от коррозии во время хранения и транспортировки, во избежание сокращения срока эксплуатации.

Вся продукция должна проходить процедуру консервации с использованием специальных смазок, снабжаться заглушками на патрубках для защиты от попадания влаги во внутренние полости кранов. Каждый качественный шаровой кран должен иметь индивидуальную полиэтиленовую упаковку, или же упаковываться в деревянные ящики.

В современном мире вопрос антикоррозионной защиты трубопроводной арматуры стоит достаточно остро: экономические потери от вышедших из строя корродировавших металлических конструкций огромны. В разных государствах ущерб от коррозии может достигать до 4 % от ВВП. Именно поэтому применение защитных покрытий является не «роскошью», а необходимым решением, способным продлить срок эксплуатации арматуры.

 

(0) (5792)
Comments
  • В этой теме еще нет комментариев
Add a comment

Your name *

Your e-mail *

Your message