Чаще всего на экспертизу поступают изделия, вышедшие из строя, с целью определить причины их разрушения. В ходе работы специалисты сталкиваются с вопиющими проблемами — на рынок хлынул огромный поток некачественного оборудования и материалов, порой маскирующихся под марки известных фирм. Бывает, что застройщики закупают товар у надежных поставщиков, платят большие деньги за продукцию, произведенную солидной фирмой. А на деле получают контрафакт, который быстро выходит из строя и в результате приносит огромные убытки из-за аварий. На симпозиуме АВОК-EHI, а затем и в беседе с нашим корреспондентом, Борис Сергеевич рассказал о наиболее типичных случаях и тяжелых последствиях, связанных с использованием контрафактной продукции: Б.Х.: Более половины из числа исследованных в ОАО «НИИ сантехники» кранов оказались изделиями из цинковых сплавов. Они совершенно непригодны в эксплуатации из-за низкой механической прочности и недопустимости контакта с питьевой водой по гигиеническим соображениям. Срок службы таких изделий — от нескольких часов до нескольких лет в зависимости от качества сплава и монтажа. При проведении экспертизы арматуры из латуни выяснилось, что ее разрушение связано, в первую очередь, с недостаточной толщиной стенки, а также с низким качеством материала. Опытным путем установлено, что применение изделия с толщиной стенки около 2,5 мм (с учетом вершины резьбы) связано с высоким риском в процессе эксплуатации. Вторая категория по количеству некачественных изделий или же случаев неправильного использования материаловэто полимерные трубы, а также соединительные части и гибкие подводки. Наибольшее число дефектов встречается у металлополимерных труб — порядка 50 процентов. Причины в равной степени кроются в ненадлежащем качестве труб и ошибках при монтаже или в процессе эксплуатации. Дефекты, образующиеся в виде точечных разрывов, обычно появляются вследствие низкого качества труб или вызваны их использованием в режимах завышенных температур. Если происходит нарушение герметичности в соединительных частях металлополимерных труб, то это обычно связано с неквалифицированным монтажом. Могут быть не затянуты в должной мере фитинги, либо использован обжимной инструмент (в случае прессовых соединений), не рекомендованный производителем труб. Бывает, что соединяют фитинги и трубы изначально несовместимые. Также вызывают нарекание армированные полипропиленовые трубы, применяемые в отоплении. В системах отопления отмечены неоднократные случаи вздутий армированных труб. Причиной служит температура близкая к 90 °С и выше, что допускает СНиП, или резкий перепад температур (более 70 °C). Однако при таких условиях пар интенсивно проникает через стенку трубы, а на его пути оказывается алюминиевый слой, который должен препятствовать проникновению пара. При этом в случае некачественной склейки алюминиевого и полиэтиленового слоев или неверно выбранного клеящего состава образуются вздутия на поверхности трубы. Расскажите, пожалуйста, о методике лабораторных испытаний полимерных и металлополимерных труб. Б.Х.: В первую очередь качество труб со слоями из сшитого полиэтилена определяют проверкой степени сшивки. Испытания выявляют, насколько прочно сшит полимерный материал. Вторая часть испытаний — определение прочности склеивания слоев (адгезия). Когда производители экономят на оборудовании и материалах, не предают значения клею, то слои получаются склеенными недостаточно прочно. Третье — это усилие на разрыв. Если по этим трем параметрам трубы соответствуют нормам, переходят к испытаниям на длительную прочность (долговечность). Необходимо выяснить, соответствует ли изделие заявленному сроку эксплуатации. Для этого трубы испытывают под внутренним давлением в камере с горячей водой, как минимум 1000 часов. Поддерживается давление в трубах 14–20 атмосфер при температуре 95 °С. Если трубы проходят такое испытание, прогнозируемый срок службы следующий: на горячем и холодном водоснабжении — 50 лет; на отоплении (при максимальной температуре эксплуатации до 90 °С) — 25 лет; в аварийном режиме (до 100 °С) — 100 часов. Если труба выходит из строя менее, чем через 1000 часов, это означает, что реальный срок службы не соответствует заявленной производителем долговечности. Также подвергались экспертизе множественные случаи выхода из строя гибких подводок воды. Характерная причина аварий в том, что некачественные оплетки сделаны из алюминиево-цинковых сплавов или из весьма тонких нитей из нержавеющей стали (см. фото). Очень часто оплетка не выдерживает колебаний давлений из-за низкой прочности, а также из-за старения некачественной резины. В других случаях разламывается втулка по причине использования некачественного металла или слишком тонкой стенки (см. фото). Какое давление должна выдерживать гибкая подводка с качественной оплеткой? И сколько может выдержать резиновый шланг без оплетки? Б.Х.: Подводки с качественной оплеткой должны выдерживать рабочее давление не менее 10 атмосфер. Лучшие производители гарантируют 20 атмосфер. Как показали исследования, подводки с качественной оплеткой выдерживают многократно превышающее заявленное производителями давления. Резиновый рукав гибкой подводки (без оплетки) способен выдержать до разрыва не более одной атмосферы. На экспертизе рассматривалось несколько случаев выхода из строя колбовых фильтров из полимерных материалов. Одна из главных причин — некачественная пластмасса. То есть, использован материал, непригодный для воды, или же производители отступили от технологии изготовления — об этом свидетельствует наличие пузырей и холодный спай. Почему производители допускают такие оплошности? Б.Х.: На рынке очень большое количество контрафакта. В массовом порядке подделывают продукцию одной известнейшей фирмы. Подделки разрушаются, в основном, в соединениях металла с пластмассой. Также по числу случаев выхода из строя сантехнического оборудования выделяются регуляторы давления, которые в массовом порядке используют на новостройках. Характерным дефектом для них является потеря герметичности в узле штока. Такая ситуация сложилась, в частности, ввиду ошибок в проектировании системы водопровода в 34-этажном здании, где редукторы разместили повсеместно, включая верхние этажи, хотя СНиП рекомендует их установку в нижней части зоны, где давление выше. Очень настораживает и такой фактор. Регуляторы давления поставляет серьезная московская организация, которая предоставляет сертификаты известной итальянской фирмы и паспорт с фотографиями изделия. Однако на самой продукции имеется опознавательный знак, который не подтверждает принадлежность к фирме и не идентифицируется с сертификатом. Об идентичности сказано только в письме поставщика, которым он сопровождает свою продукцию. При этом регуляторы давления не выдерживают заявленного в паспорте условий герметичности. Стоит отметить, что редукторы относятся к 37-му классу классификации, поэтому подлежат обязательной сертификации в РФ. Почему так получается? Б.Х.: Известно, что многие фирмы выводят предприятия в азиатский регион. В данном случае нельзя исключить, что изделие действительно имеет отношение к итальянской фирме, однако произведено совсем в другой стране. В азиатском регионе, конечно, могут работать на совесть, но вот по качеству металла и умению выдержать его химический состав, там отстают от Европы. Да и в России качество металла выше. Соответственно изделия, сделанные из металла невысокого качества, не имеют надежного запаса прочности. С другой стороны, раз на изделии отсутствуют опознавательные знаки итальянской фирмы, то нельзя быть уверенным, что этот производитель имеет отношения к данному изделию. Обычно известные фирмы не стесняются указывать свое название (логотип на корпусе). Но бывает, что проблема заключается не в контрафакте, а в неправильном монтаже качественного оборудования и даже в просчетах проектировщиков. Уникальным случаем можно назвать обращение эксплуатирующей организации, у которой возникла проблема при вводе в эксплуатацию системы горячего водоснабжения и отопления высотного здания. В 25-этажной новостройке оказалась неработоспособной система отопления: тепло поступало выше 12–15 этажей лишь частично. Причина была выявлена в неправильной наладке (то есть не были выполнены условия проекта), а также в принципиальных ошибках при проектировании индивидуальных тепловых пунктов (ИТП). В проекте не учтены нормы МГСН 4.19.2005, пункт 4.14 о зонировании системы отопления. Горячее водоснабжение не доходило до наиболее отдаленных от ИТП стояков, где температура составляла от 19 до 40 °С. Причина заключалась также в ошибке проектировщиков, в частности, в неверном подборе мощности насосов. Качество арматуры на российском рынке Тему продолжает заместитель директора ООО «НИИ сантехники» и руководитель органа по сертификации санитарно-технического и отопительного оборудования «Санрос» Вячеслав ГОРБУНОВ: В.Г.: На сегодняшний день ситуация с качеством изделий на грани катастрофической. К нам на рынок хлынуло огромное количество продукции из азиатского региона по демпинговым ценам. Для примера: при нынешних ценах на латунь самый небольшой шаровой кран не может стоить меньше трех евро. А на рынке можно обнаружить краны по 60, и даже по 30 рублей (это данные за 2008 год). В результате применения подобных изделий участились случаи выхода из строя запорной арматуры и связанных с этим аварий. В нашем институте работает специальное подразделение, имеется аттестованный эксперт по судебным делам. Сейчас судебные иски достигают десятков тысяч долларов. Такие серьезные требования учреждения предъявляют проектировщикам, исполнителям или монтажникам. В течение последних четырех лет мы провели порядка 400 экспертиз. Какие изделия чаше всего требуют проведения экспертизы? В.Г.: Если разделить по процентам (по данным за прошедший год), получим, что порядка 25 процентов всех экспертиз мы проводим с шаровыми кранами. Трубы, соединительные части, фитинги — 33 процента; гибкие подводки для воды — 8 процентов; фильтры механической очистки — 4 процента; остальное (водоразборные смесители, унитазы, полотенцесушители и прочее) — 5 процентов; системы водоснабжения, отопления — 5 процентов. Случаи бывают самые вопиющие, страдают не только граждане. Когда был построен известнейший медицинский центр, его оснастили самым современным дорогостоящим оборудованием. И несколько десятков новых кранов благополучно полопались. Залило ценное оборудование, были значительные убытки. Экспертизу проводили в нашем институте. Что представляет собой сантехническая экспертиза? В.Г.: Экспертиза у нас включает следующие основные этапы. Наружный осмотр, анализ маркировки, определение мест повреждений, предварительная оценка материалов. Следующий этап — это определение химического состава методом спектрального анализа, — он проводится силами МИСиС. При необходимости мы проводим испытания и на прочность. Общий анализ причин выхода арматуры из строя показывает: она разрушается из-за низкой прочности, обусловленной применением некачественных материалов. Какие именно материалы пагубно влияют на прочность изделия? В.Г.: Стандарты России, США, многих стран Европы имеют примерно одинаковые допуски. Во всех ГОСТах очень жестко регламентируется количество свинца. Алюминий в составе вообще не допускается. Олово по нашему стандарту допустимо меньше 0,5 процентов, а по американскому стандарту его содержание может составлять не более 0,3 процента. В рамках экспертизы проводился спектральный анализ множества разрушенных кранов азиатских производителей. Только один из испытываемых образцов соответствовал норме по содержанию свинца — в остальных свинец выше нормы. По содержанию олова норме соответствовали только четыре образца. Поэтому не приходится удивляться тому, что такие краны разрушаются. Известно, что свинец и олово повышают хрупкость, кроме того, свинец влияет на качество воды и ее соответствие санитарным нормам потребления. То же самое можно сказать об анализе на алюминий и железо. Практически все образцы имеют содержание этих металлов выше нормы. Общее невыполнение стандартов по химическому составу металла приводит к серьезным дефектам. Вот, для примера, такой вопиющий случай. Кран сделан из цинкового сплава. По внешнему виду (он хромированный) ничего плохого не подумаешь. Только на вес можно определить, что слишком легкий. Толщина стенки во внутреннем соединении порядка 1 мм. Этот кран простоял около месяца, после чего разрушился. И, более того, по внешнему виду контрафактное изделие выглядит даже лучше, чем его прототип. Маркировка, как правило, нормальная: написано «Испания», «Италия», или другая европейская страна. Потому что его «вылизывают» в стране, где много рабочей силы. Проблема в том, что ни один наш стандарт не содержит требования, что кран должен быть сделан из латуни определенной марки. Удивительно, но это факт. Поэтому у нас возникают такие споры. Приходит изготовитель, и говорит: кран хороший, все крутится, вращается. На каком основании вы его бракуете? Ему отвечают: он сделан из цинкового сплава. А кто сказал, что кран нельзя делать из цинкового сплава? С другой стороны, даже если качество сплава будет строго регламентировано в стандарте, этого недостаточно. К сожалению, есть центры сертификации, которые работают крайне недобросовестно. У них продукция сертифицируется без должных испытаний, без анализа материалов, потому что у них даже нет оборудования, необходимого для проведения полноценных испытаний. К вам обращаются застройщики или поставщики с просьбой провести предварительные испытания, чтобы избежать возможных последствий? В.Г.: Конечно. В частности, обращаются добросовестные продавцы кранов, с просьбой определить качество изделий до поставки на рынок. Для этой цели мы разработали несколько стендов. Они позволяют нам разрушать кран: либо на изгиб, либо на скручивание — это наиболее типичные нагрузки, существующие для кранов. Напряжение кручения возникает при затяжке резьбовых соединений, а напряжение на изгиб может получиться из-за механического воздействия на трубу. Результаты испытаний на изгиб следующие: зарубежные краны известных фирм имеют предел прочности выше, чем у стандартной латуни. Прочность кранов азиатского происхождения значительно ниже стандарта. Причем получается примерно одинаковая картина при испытаниях на кручение, и на изгиб. Наша лаборатория оснащена широким спектром оборудования. Мы испытываем трубы, гибкие подводки, фильтры, различную арматуру и другое сантехническое оборудование. Расскажите о наиболее вопиющих случаях применения контрафактной продукции за последнее время. В.Г.: Недавно был такой случай: построили дом, в котором установили металлопластиковые трубы отопления. Да не просто установили, а замонолитили. А когда начали проводить гидравлические испытания, выяснилось, что трубы оказались настолько некачественными, что дом заселять нельзя — возникают множественные прорывы. Хорошо хоть людей туда еще не успели заселить. Когда мы провели экспертизу, выяснили, что используемые трубы по качеству вообще не подходят для горячей воды. Как такое могло получиться? В.Г.: Думаю, решили сэкономить — купили дешевые трубы. Там степень сшивки оказалась равной нулю, а по ГОСТу она должна быть не меньше 70. Ну, а в сопроводительных документах наверняка было все «грамотно» написано. ? Интервью подготовила Галина СВИНИНА.