Данный комплексный план включает целевые показатели и перечень мероприятий из 77 пунктов и охватывает четыре основных направления с наибольшим потреблением топливно-энергетических ресурсов — это электроэнергетика и теплоэнергетика, обрабатывающая промышленность, транспорт, а также здания и жилищно-коммунальное хозяйство.

В статье рассматривается, какие надо создать условия и какие выполнить приоритетные мероприятия для реализации повышения энергетической эффективности жилых и общественных зданий. Учитывая предыдущий десятилетний негативный опыт решения этой задачи, способствующий увеличению нашего отставания от стран Евросоюза и Северной Америки, по данным Минэкономразвития России, более чем в два раза (срыв сроков выполнения такого повышения, продекларированных в постановлении Правительства РФ от 25 января 2011 года №18, — с 1 января 2020 года не менее чем на 40% по сравнению с базовым значением, а также в предыдущем распоряжении Правительства РФ от 19 апреля 2018 года №703-р, взамен которого предлагается рассматриваемое), начнём с изучения целевых показателей комплексного плана и требований предыдущих решений Правительства РФ, которые в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» (постановление Правительства РФ от 29 июля 2020 года №1136) признаны утратившими силу.

В п. 4.2 Целевых показателей проекта комплексного плана записано, что «показатели теплопотребления на отопление жилых и общественных зданий в 2030 году должны быть снижены до 23 тонн условного топлива на 1000 м² площади в год по сравнению с фактически потребляемым 25 т.у.т. в 2017 году», или на (25–23)×100/25 = 8%. Следует отметить, что 8%-е снижение в 2030 году, по сравнению с 50%-м по постановлению Правительства РФ от 29 июня 2016 года №603 в 2028 году, — это очень мало, как и 25%-е снижение теплопотребления на отопление существующего жилищного фонда в 2030 году, предусмотренное по распоряжению Правительства РФ №703-р в предыдущем комплексном плане 2018 года.

Кроме того, выбор самого показателя теплопотребления на отопление жилых и общественных зданий не может быть одинаковым для нашей необъятной страны, расположившейся на 11-ти часовых поясах и в природных условиях от тундры и вечной мерзлоты до зоны влажных субтропиков, где суровость зимы колеблется от более 10000°C·сут. нормализованного отопительного периода в Якутии до 1250°C·сут. в Сочи. Так, по отношению к региону с 4000 градусо-сутками, в Якутии с учётом региональных коэффициентов, указанных в [1], базовое значение удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию будет в 10000×0,9/4000 = 2,25 раза выше, а в Сочи — в 4000/(1250×1,1) = 2,9 раз ниже. Поэтому из комплексного плана непонятно, какие значения показателя теплопотребления на отопление зданий принимать в каждом административном регионе России, более того, их нельзя и проконтролировать.

Из изложенного выше напрашивается вывод, что Минэкономразвития, как и Минстрой России (это было показано в [2]), вопреки требованиям Правительства Российской Федерации, не заинтересованы в повышении энергетической эффективности строящихся и капитально ремонтируемых зданий.

Только Минэнерго России продолжает поддерживать Правительство РФ в требованиях повышения энергоэффективности зданий — в заключении от 3 августа 2020 года это министерство отказалось согласовывать представленный Минстроем проект постановления Правительства РФ взамен признанных утратившим силу, в том числе из-за «отказа в этом проекте от установления долгосрочной динамики повышения требований к энергетической эффективности зданий».

Причём из-за постоянного срыва Минстроем России планов повышения энергоэффективности по ППРФ №18 и №603, а также срыва Минэкономразвития выполнения распоряжения Правительства РФ №703-р о снижении теплопотребления на отопление существующего жилищного фонда в 2019–2020 годах может показаться, что невозможно достичь запланированных результатов, так как на практике в большинстве случаев они выше тех значений, что заложены в проектах.

Одни «специалисты» оправдывают это тем, что теплопотребление на отопление МКД завышается из-за того, что неправильно приняты базовые показатели удельного годового теплопотребления (из-за принятия завышенных значений бытовых теплопоступлений в квартирах и офисах или заниженного нормируемого воздухообмена в них). Другие предполагают, что у жителей нет мотивации к энергосбережению из-за отсутствия индивидуальных приборов учёта тепловой энергии на отопление. ГБУ «Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве» заявляет в [3], что на 50% снижено фактическое сопротивление теплопередаче наружных стен по сравнению со значениями, заложенными в проекте.

1. Разоблачение утверждения, что на практике при реализации проектов энергоэффективных МКД не достигаются проектные значения удельного годового расхода тепловой энергии на их отопление и вентиляцию.

Работая в Мосгосэкспертизе начальником отдела «Энергоэффективность зданий и систем их инженерного обеспечения», автор интересовался, подтверждаются ли на практике те значения удельного годового расхода тепловой энергии, потребляемой системой отопления, которых мы добиваемся в проектах, чтобы они соответствовали установленным нормативами требованиям?

В 2000-е годы мы обращались с предложением к мэру Москвы Ю. М. Лужкову предоставить нам экспериментальную площадку для проведения соответствующих исследований. Такие исследования были выполнены нами в отопительном сезоне 2009–2010 годов при поддержке Департамента капитального ремонта жилищного фонда города Москвы и префектуры ЮЗАО на восьми жилых домах серии II-18–01/12 на ул. Обручёва, в шести из которых был выполнен комплексный капитальный ремонт, включающий утепление стен до Rст.пр = 3,06 м²·°C/Вт, а также замену окон на более герметичные с величиной Rок.пр = 0,55 м²·°C/Вт, замену системы отопления с отопительными приборами, оборудованными термостатами, а также установку автоматизированного узла управления (АУУ) подачи теплоты в систему отопления.

В процессе исследований обнаружилось, что эксплуатационные службы настраивают контроллер регулятора подачи теплоты в систему отопления по традиционному графику с нулевым расходом теплоты при tн = 18°C, полагая, что относительный расход теплоты на отопление Q_оттрад изменяется в зависимости от температуры наружного воздуха без учёта того, что не все составляющие теплового баланса дома подвержены зависимости:

где Qотт — расход теплоты в системе отопления при текущей наружной температуре tн; Qотр — расчётный расход тепловой энергии в системе отопления при расчётной для проектирования отопления температуре наружного воздуха tнр; tнр — расчётная для проектирования отопления температура наружного воздуха [°C], равная средней температуре наиболее холодной пятидневки обеспеченностью 0,92 по СП 131.13330.2012 «Строительная климатология»; tвр — расчётная температура внутреннего воздуха [°C], принимаемая для зданий, сооружаемых в регионах с расчётной зимней температурой наружного воздуха выше −30°C, равной 18°C, а при −30°C и ниже — 20°C.

В то же время тепловой баланс дома при расчётной температуре наружного воздуха включает составляющие:

где Qогр — теплопотери через наружные ограждения, кВт; Qвент — теплопотери на нагрев наружного воздуха для вентиляции квартир, кВт; Qбыт — внутренние или бытовые теплопоступления [ кВт], равные Qбыт = qбытA×10–3, здесь qбыт — удельная величина этих теплопоступлений [Вт/м²], отнесённая для жилых зданий к жилой площади квартиры (А = Аж), для общественных зданий — к полезной площади помещений (А = Апол) в м².

Удельную величину внутренних теплопоступлений в МКД в холодный период года следует принимать в зависимости от расчётной заселённости квартир Aкв/mж (где Aкв — площадь квартир, mж — количество жителей в доме):

  • при расчётной заселённости 20 м² общей площади квартир на человека и менее — qбыт = 17 Вт/м² жилой площади;
  • при расчётной заселённости 45 м² общей площади на человека и более — qбыт = 10 Вт/м² жилой площади;
  • при расчётной заселённости квартир более 20 м², но менее 45 м² площади на человека — по формуле:

далее, βтп — коэффициент, учитывающий дополнительные теплопотери системы отопления, связанные с теплопотерями трубопроводов, проходящих через неотапливаемые помещения, дискретностью номинального теплового потока номенклатурного ряда отопительных приборов, их дополнительными теплопотерями через зарадиаторные участки наружных ограждений здания, рекомендуемые значения:

  • βтп = 1,13 для многосекционных и других протяжённых зданий;
  • βтп = 1,11 для зданий башенного типа;
  • βтп = 1,07 для зданий с отапливаемыми подвалами или чердаками;
  • βтп = 1,05 для зданий с квартирными генераторами теплоты.

В соответствии со СНиП 23-02-2003, действующим в период составления раздела «Энергоэффективность проекта комплексного капитального ремонта испытываемых МКД», относительный расход теплоты на отопление Q_от, в зависимости от изменения которого выполняется автоматическое регулирование подачи теплоты на отопление, для температур наружного воздуха tн ниже расчётной температуры начала/окончания отопительного периода находится путём преобразования формулы (2):

где обозначения те же, что и в (1), (2).

По формуле (3), в зависимости от изменения наружной температуры, меняются, как и должно быть, только составляющие теплопотерь здания Qрогр + Qрвент, равные из формулы (2) (Qотр/βтп) + Qбыт, а потом из них вычитаются бытовые теплопоступления, которые остаются практически постоянными в течение каждых суток, из-за чего их доля в тепловом балансе дома с повышением температуры наружного воздуха увеличивается, что позволяет сдвинуть точку пересечения графика подачи теплоты в систему отопления с нулевым расходом при более низкой наружной температуре по сравнению с традиционной tн = 18–20°C.

За счёт этого возможно сокращение подачи теплоты на отопление домов муниципального типа с заселённостью от 20 до 25 м² на человека на 15–20% по сравнению с отпуском его по традиционному графику [формула (1)], осуществляемому по зависимости без учёта постоянства бытовых теплопоступлений.

Второй необходимой реперной точкой при построении оптимизированного графика регулирования подачи теплоты на отопление (первая — это Qотр при tнр) является температура наружного воздуха, при которой прекращается работа системы отопления с учётом конкретного для данного здания значения бытовых теплопоступлений.

Для этого уравнение (3) приравнивается к нулю и решается относительно tн при величине Q_от = 0, которая обозначает начало или окончание работы системы отопления:

В зависимости от состояния тепловой защиты здания прекращение отопления будет примерно при tн = 15°C в многоквартирных домах строительства до 1980 года и при tн = 12°C в многоквартирных домах, наружные ограждения которых соответствуют базовому значению энергоэффективности здания.

Следующим энергосберегающим решением является устранение перегрева зданий из-за имеющегося запаса тепловой мощности систем отопления, выявляемого сопоставлением расчётного расхода тепловой энергии Qотр.тр на отопление и вентиляцию, устанавливаемого в разделе проекта «Энергоэффективность», с проектной величиной Qотр.пр из раздела проекта «Отопление и вентиляция», пересчитанной из [Гкал/ч] в [ кВт] (умножением на 1,163). Как правило, у проектировщиков эта величина означает сумму расчётной теплоотдачи подобранных отопительных приборов, но измерение потреблённого расхода теплоты на отопление выполняется на вводе тепловых сетей в дом и включает ещё теплопотери трубопроводов системы отопления, проложенных в неотапливаемых помещениях в техподполье и чердаке, а также другие составляющие, перечисленные в обозначении коэффициента βтп (при определении Qотр.тр этот коэффициент учтён).

Поделив проектную величину на требуемую, полученную в результате расчёта, выявляем коэффициент запаса тепловой мощности системы отопления в процессе её проектирования:

Запас тепловой мощности стал возникать в 1990-х годах из-за нарушений при проектировании систем отопления домов, связанным с включением положений, увеличивающих расчётную мощность (повышением расчётной температуры внутреннего воздуха с 18 до 20°C, снижением удельной величины бытовых теплопоступлений и др.), и с исключением из СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» и последующих его актуализаций, обязательных в СНиП 2.04.05–91* Приложения 9 «Потери теплоты через ограждающие конструкции помещений», Приложения 10 «Расход теплоты на нагревание инфильтрующегося наружного воздуха через ограждающие конструкции помещений» и Приложения 12 «Расчёт теплового потока и расхода теплоносителя в системе водяного отопления», устанавливающих порядок и методы расчёта системы водяного отопления.

На практике оказалось, что подавляющее большинство зданий запроектированы с избыточным запасом тепловой мощности, как правило, вызванной завышением воздухообмена против расчётного значения и занижением удельной величины бытовых теплопоступлений, что приводит к увеличению поверхности нагрева при подборе отопительных приборов системы отопления, которая становится избыточной при расчёте на нормируемые параметры вентиляционного воздухообмена и бытовых теплопоступлений. А при сохранении в проекте расчётных параметров (например, 95–70°C) теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, при эксплуатации эти дома перегреваются примерно на такой же процент запаса мощности без превышения температуры возвращаемого теплоносителя, требуемой по графику теплосети.

Для исключения этого перегрева, при наличии запаса более 10%, следует пересчитать расчётные параметры теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, по следующим уравнениям:

где t1тp и t2тp — требуемые температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах системы отопления, соответственно, определяемые в зависимости от изменения Q_от; Q_от — относительный расход тепловой энергии на отопление при текущей температуре наружного воздуха tн, определяемый по формуле (3); t1p и t2р — расчётные температуры теплоносителя в подающем/обратном трубопроводах системы отопления, соответственно, без учёта запаса поверхности нагрева отопительных приборов (из проекта).

Для определения требуемых с учётом запаса расчётных температур теплоносителя, при расчётной для проектирования отопления температуре наружного воздуха, в формулы (6) и (7) необходимо подставить Q_от = 1. Тогда, например, при запасе поверхности нагрева отопительных приборов Кзап = 1,2 и расчётных температурах теплоносителя без запаса t1p = 95°C и t2р = 70°C, требуемые значения температур при расчётной для проектирования отопления температуре наружного воздуха будут следующими:

При устранении 20% запаса тепловой мощности системы отопления МКД и настройке контроллера регулятора подачи теплоты в эту систему на поддержание оптимизированного графика, с учётом увеличивающейся доли бытовых теплопоступлений в тепловом балансе дома с повышением температуры наружного воздуха, можно без дополнительных инвестиций получить экономию тепловой энергии на отопление до 40% и более.

В нашем эксперименте проектный расчётный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию домов серии II-18–01/12 составил Qотр.пр = 205,2 кВт. Требуемый расчётный расход с учётом проектных значений сопротивлений теплопередаче наружных ограждений, принятой норме воздухообмена в 30 м³/ч на человека (исходя из фактической заселённости дома в 20 м² площади квартир на человека) плюс дополнительные 5% на инфильтрацию воздуха в лестнично-лифтовом узле здания (без пожарных переходов через балкон) и удельной величине бытовых теплопоступлений 17 Вт/м² площади жилых комнат, составил величину Qотр.тр = 175,7 кВт. Соответственно, расчётный запас в поверхности нагрева отопительных приборов будет равным

С учётом этого запаса были пересчитаны расчётные параметры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах системы отопления для установления требуемого температурного графика, задаваемого для поддержания контроллеру АУУ дома №57.

18 ноября перенастроили контроллер дома №57 на поддержание оптимизированного графика, а в аналогичных домах №47, 49 и 61 той же серии, также прошедших капремонт с утеплением, контроллеры АУУ были включены на поддержание проектного традиционного графика температур. В домах №51 и 63 капитальный ремонт пока не проводился. Описание испытаний приведены в [4, 5], из которых мы свели в табл. 1 результаты измерений, полученных обработкой замеров домовых теплосчётчиков, список которых предоставила «МОЭК». Дома №53 и 59 были исключены из-за сбоев в работе АУУ.

Как следует из табл. 1, за отопительный период 2009–2010 годов удельный расход тепловой энергии на отопление, в пересчёте на нормализованный по СНиП 23-02-2003 отопительный период, составил в среднем по домам, автоматизированные узлы управления которых были настроены на проектный режим работы: (133,2 + 146,4 + 141,3)/3 = 140 кВт·ч/м² или на (140–95)×100/95 = 47% больше нормативного значения — 95 кВт·ч/м² при ГСОП = 4943 градусо-суток.

Если определять фактическое теплопотребление дома №57 только по периодам работы контроллера без отклонений от заданного режима длительностью в пять месяцев подряд, то удельный расход тепловой энергии на отопление за нормализованный отопительный период составил 99,5 кВт·ч/м². А если ещё учесть зафиксированное реальное увеличение поверхности нагрева отопительных приборов в отдельных квартирах по сравнению с проектом в целом по дому в размере 6%, то фактическое теплопотребление дома после устранения этого нарушения было бы даже ниже норматива, в то время как таких же домов, работающих в проектном режиме, на 47% больше. Это убедительно доказывает, что нормируемое значение энергетической эффективности в типовых домах достижимо.

Для реализации этих энергоэффективных мероприятий, не требующих дополнительных инвестиций, необходимо включить в состав проектной документации на отопление зданий подраздел «Рекомендации по настройке контроллера регулятора подачи тепловой энергии в систему отопления здания», а в п. 6.1.2 СП 60.13330.2016, говоря об «автоматическом регулировании подачи (а не потребления, как в тексте) тепловой энергии в системы отопления в зависимости от изменения температуры наружного воздуха» следует добавить также: «и с учётом теплового баланса здания и возможного запаса тепловой мощности системы отопления», что на 20–40% и более увеличивает энергоэффективность зданий в эксплуатации. Класс энергетической эффективности зданий следует определять после устранения выявленного их перегрева.

2. Возвращаясь к целевым показателям проекта комплексного плана, предложенного Минэкономразвития России, следует заменить подраздел 4.2 (так как представленные в нём показатели не соответствуют принятым в ГОСТ 31427–2010 «Здания жилые и общественные. Состав показателей энергоэффективности») на текст следующего содержания:

«Учитывая такое резкое отставание в области повышения энергоэффективности как не только жилых, но и общественных зданий, и чтобы соблюсти выполнение конечных требований к энергетической эффективности для зданий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации №18 в редакции ППРФ №603, комплексным планом предлагается установить следующие требования по повышению энергетической эффективности жилых и общественных зданий: начать снижение показателей теплопотребления на отопление этих зданий по отношению к базовому уровню с 2021 года сразу на 25%, следующее снижение, также по сравнению с базовым уровнем, с 2023 года ещё на 15% и с 2028 года ещё на 10%. Итого на 50% по отношению к базовому уровню, за который принимается 2003 год — год выхода СНиП 23-02-2003, в котором впервые на федеральном уровне были сформулированы требования и установлены показатели энергоэффективности зданий (по ППРФ №603 также планировалось снижение теплопотребления на отопление зданий на 50% к 2028 году)».

Требования эти не являются избыточными — такое снижение энергопотребления на отопление и вентиляцию, горячее водоснабжение и электроснабжение на общедомовые нужды при проектировании нового строительства, реконструкции и капитальном ремонте жилых, социальных и общественно-деловых зданий было установлено перед московской строительной отраслью постановлением Правительства Москвы от 5 октября 2010 года №900-ППМ. Постановлением Правительства Москвы от 3 октября 2011 года №460-ППМ при новом мэре города оно было подтверждено: «в результате модернизации производственной базы индустриального домостроения достигнуто производство трёхслойных панелей наружных стен и окон с повышенными теплотехническими показателями — приведённым сопротивлением теплопередаче наружных стен более 3,5 м²·°C/Вт, а оконных и балконных дверных блоков из ПВХ-профилей с двухкамерными стеклопакетами — более 0,8 м²·°C/Вт, удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию многоквартирных домов не превышает 71 кВт·ч/м²″ при ГСОП = 4943 градусо-суток [базовое значение показателя по МГСН 2.01–99 «Энергосбережение в зданиях. Нормы тепловодоэлектроснабжения» было равно 95 кВт·ч/м², следовательно, снижение теплопотребления составило ту же величину (71–95)×100/95 = −25%].

Расчётные показатели по основным сериям МКД приведены в табл. 2.

«Также необходимо сохранить требование снижения теплопотребления на отопление существующего жилищного фонда по Комплексному плану, утверждённому распоряжением Правительства РФ №703-р [пункт II. 6: «Динамика потребле-ния тепловой энергии на отопление многоквартирных домов (без учёта нового строительства) должна обеспечить снижение теплопотребления в 2030 году на 25% по отношению к фактическому значению базового 2016 года»].

Расчёты в [6], выполненные по Москве, показывают, что для обеспечения такого снижения теплопотребления жилищного фонда на отопление за счёт выполнения комплексного капитального ремонта с утеплением по энергоэффективному сценарию, который предполагает повышение теплозащиты зданий до базового уровня с 2021 по 2023 годы и на 40% выше базового уровня с 2023 по 2030 годы включительно, должно осуществляться ежегодно на 2,5% площади жилищного фонда по состоянию к 2020 году, что близко к объёмам нового строительства.

Кстати, при таком сценарии получается, что комплексному капитальному ремонту будут подвергнуты почти все МКД, построенные до 1980 года, и, следовательно, можно выйти в последующие за 2030 годы на расчётный срок в 50 лет между очередными капитальными ремонтами одного и того же дома».

3. В отношении раздела III Комплексного плана, пункты 3 и 4 «…об обязательной установке в квартирах МКД индивидуальных квартирных приборов учёта тепловой энергии на отопление или теплоизмерителей-распределителей, размещаемых на отопительных приборах, и снятия ограничений по способам индивидуального учёта тепловой энергии и обеспечению возможности индивидуального регулирования тепловой энергии в многоквартирных домах, в результате применения которых якобы осуществляется снижение объёма потребления тепловой энергии собственниками жилых помещений не менее чем на 15%», следует исключить.

В новом строительстве или при полной замене системы отопления при выполнении капремонта в проекте следует предусматривать установку перед каждым отопительным прибором в квартирах регулирующего крана без термостатической головки, которую собственники, желающие оборудовать отопительные приборы автоматическим управлением их теплоотдачи, могут приобрести в розничной торговле, самостоятельно ввернуть эти термоголовки в установленные регулирующие краны и настроить на автоматическое поддержание желаемой в каждой комнате температуры воздуха.

Тратить средства на организацию индивидуального поквартирного учёта тепловой энергии на отопление, как показывает опыт и расчёты, нерационально. Дело в том, что из-за малого сопротивления теплопередаче внутренних стен, полов и потолков, разделяющих квартиры (они на порядок ниже, чем у наружных стен), происходит значительное перетекание теплоты от смежных квартир с более высокой температурой внутреннего воздуха в квартиру с пониженной температурой воздуха, термостаты в этой квартире прикроются, и теплосчётчик в искомой квартире будет измерять заниженный по сравнению с реальными теплопотерями, потребляемый из системы отопления расход теплоты.

Так, выполненные нами расчёты [7] показывают, что для условий Москвы в типовой двухкомнатной квартире, при разнице в температуре воздуха в 2°C между смежными квартирами, теплосчётчик, установленный в квартире с температурой в 20°C, теоретически (если отработают термостаты) будет фиксировать при расчётной температуре наружного воздуха (tнр = −26°C) 67% требуемого расхода тепловой энергии для компенсации теплопотерь (то есть из системы отопления будет поступать 67%, а 33% — это теплопоступления из смежных квартир), а с повышением наружной температуры доля теплопоступлений от системы отопления будет уменьшаться, и теплопоступления полностью прекратятся при tн = +4,7°C. В то же время в смежных квартирах отопление будет продолжаться и фиксироваться в повышенных объёмах — разве это справедливо?

Получается, что житель квартиры с tв = 20°C фактически «подворовывает» тепло из смежных квартир. Говорить о соответствии измеренного прибором учёта в данной квартире количества теплоты и реально теряемого через наружные ограждения не приходится. При распределении того же количества теплоты, измеренного общедомовым теплосчётчиком (даже чуть меньшего из-за того, что теплопотери через ограждения квартир с tв = 22°C останутся те же, а в квартире с tв = 20°C уменьшатся), согласно площади квартир будет более справедливым — квартира с пониженной температурой будет платить всегда, а смежные квартиры с повышенной температурой переплачивать не будут.

Подтверждением вышесказанного являются обращения некоторых жителей в НП «АВОК» о содействии в их спорах с теплоснабжающей организацией — они в своих квартирах выполнили какое-то дополнительное утепление, после чего отключили батареи отопления, а с них продолжают брать деньги за отопление. Напоминаю, что в таких случаях такие собственники не только не оплачивают стоимость сжигаемого топлива, но и постоянную составляющую затрат на поддержание деятельности теплоснабжающей организации, которая хоть и включена в стоимость тарифа, но потребитель, отапливаемый за счёт перетекания теплоты из смежных квартир, всё равно не оплачивает эти затраты, за него переплачивают соседи — разве это правильно?

4. Пункт 5 «Введение в нормативную техническую документацию по проектированию многоквартирных домов требований к размещению индивидуальных приборов учёта потребления тепловой энергии и воды в помещениях общего пользования» — исключить, потому что при проектировании системы отопления МКД те стояки, которые проходят по лестничной клетке и отапливают её, не выделяются из общей системы, и на них затруднительно ставить прибор учёта потребляемой теплоты, да и не надо, так как при отсутствии индивидуального поквартирного учёта теплоты, когда общедомовый теплосчётчик измеряет расход теплоты на отопление всего дома без выделения помещений общего пользования, этот расход потом делится между квартирами согласно площади каждой. Тогда зачем отдельно измерять этот расход, если впоследствии его всё равно надо делить по квартирам по тому же принципу? Зачем лишние измерения и ненужные затраты?

В отношении измерения расхода воды в помещениях общего пользования, то она расходуется практически только на влажную уборку этих помещений, её расход настолько мал, что он не превышает погрешности измерения общедомовых приборов учёта при полном заселении дома. Другое дело, когда заселение дома только начинается, и часть квартир находится ещё у застройщика. При существующей методике расчёта коммунальной услуги на горячее водоснабжение (когда квартирные водосчётчики измеряют только количество расходуемой отдельно холодной и горячей воды, а общедомовые расходы на теплопотери трубопроводов системы горячего водоснабжения, включая теплоотдачу полотенцесушителей, входят в тариф стоимости горячей воды, как и на её нагрев при водоразборе) получается, что незаселённые квартиры, которые воду не разбирают, эти указанные общедомовые расходы не оплачивают, и они ложатся в большем объёме на жильцов заселённых квартир, в которых вода расходуется, что несправедливо.

Поэтому предлагается расчётным путём выделить норматив потребления тепловой энергии на общедомовые нужды в системе горячего водоснабжения, поделить его на количество квартир и установить, что он оплачивается каждой квартирой независимо от показаний квартирных счётчиков. Тогда, в зависимости от собственника незаселённой квартиры, его будет оплачивать собственник квартиры либо застройщик.

Содержание предлагаемых изменений сформулировано в письме НП «АВОК» от 24 июля 2019 года в Минэкономразвитие РФ и Минстрой России в Приложении 6 «Предложения к изменению Правил ППРФ от 23 мая 2006 года №306 по определению нормативов потребления коммунальных услуг на отопление, горячее водоснабжение и электроснабжение, в том числе на общедомовые нужды (пункты 29, 43 и 45 Правил и пункты 18, 19, 20, 23, 24, 26, 27 и 30–37 Приложения 1) и Правил ППРФ от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (пункт 42.1 Правил и пункты 3, 3.1–3.4, 3.6 и 4.2 Приложения 2).

5. В отношении пункта 24 «Внесение изменений в Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, утверждённых постановлением Правительства РФ №18, «Требования энергетической эффективности», утверждённые приказом Минстроя России от 17 декабря 2017 года №1550/пр, в части ужесточения требований к сопротивлению теплопередаче ограждающих конструкций» и пункта 25 «Совершенствование свода правил СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий…», в части ужесточения требований к сопротивлению теплопередаче ограждающих конструкций и снижения удельного потребления энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию» НП «АВОК» предлагало конкретные таблицы этих требований, но НИИ Стройфизики (автор СП 50), поддержанный Минстроем России, отвергал эти таблицы, в результате чего Россия продолжает строить здания, как указано в разделе I «Общее описание», «потребляющие вдвое больше энергии, чем их современные аналоги».

Предлагается для действительной реализации повышения энергоэффективности жилых и общественных зданий объединить пункты 24 и 25 в один следующего содержания: «Внести изменения в Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25 января 2011 года №18, и в СП 50 «Тепловая защита зданий», в части включения в них таблиц с конкретными параметрами в зависимости от года строительства повышения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций жилых и общественных зданий и снижения удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию этих зданий, а также новую таблицу классов энергетической эффективности не только многоквартирных домов, но и одноквартирных и общественных зданий, с учётом предлагаемого в Целевых показателях иного изменения диапазона отклонений показателей внутри классов, приведённых в [7]. Признать утратившими силу приказы Минстроя России от 6 июня 2016 года №399/пр «Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» и от 17 ноября 2017 года №1550/пр «Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», сосредоточив Правила и Требования в одном документе — акте Правительства Российской Федерации, исключив последующую разработку проектов ведомственных актов, посвящённых данному вопросу, как это делается при разработке актов Правительства РФ по определению нормативов потребления коммунальных услуг (ППРФ от 23 мая 2006 года №306)».

В колонке «ожидаемые результаты» для большей убедительности поставленной цели добавить слово «реализации», тогда целиком фраза будет: «Обеспечение реализации повышения энергоэффективности проектируемых зданий массовой застройки, в том числе многоквартирных домов», и поменять срок исполнения на первый квартал 2021 года.

6. Пункт 33 «Введение запрета на проектирование вертикальной разводки инженерных систем отопления в многоквартирных домах» — исключить, потому что он включён исходя из требований пунктов 3 и 4 рассматриваемого Комплексного плана для облегчения выполнения установки индивидуальных квартирных приборов учёта тепловой энергии на отопление, которые согласно пункту 3 наших замечаний признаны ненужными.

Вертикально-однотрубные системы отопления, широко распространённые в типовых муниципальных многоквартирных домах нашей страны, являются наиболее гидравлически устойчивыми и наименее металлоёмкими системами отопления, и нет никаких оснований пересматривать их применение, в том числе переделывать колоссальное количество типовых проектов и принятых металлозаготовок в строительстве.

7. В пункт 34 внести дополнение: «Введение запрета на строительство многоквартирных домов без автоматизированных узлов управления и регулирования подачи тепловой энергии в зависимости от изменения температуры наружного воздуха и с учётом всех составляющих теплового баланса здания и возможного запаса тепловой мощности системы отопления (что на 20–40% и более увеличивает энергоэффективность зданий в процессе эксплуатации)».

8. Во исполнение пункта 74 «Установление требований энергетической эффективности к показателям удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды и тепловой энергии на горячее водоснабжение многоквартирных домов, на охлаждение (включая кондиционирование) для всех типов зданий, строений, сооружений, за исключением многоквартирных домов», в колонке «ожидаемые результаты» следует записать: «утвердить на федеральном уровне Методическое пособие «Требования к содержанию и расчёту показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания» на базе утверждённого НОПРИЗ стандарта СТО НОП 2.01–2014 с таким же названием, разработанным НП «АВОК», со сроком исполнения в первом квартале 2021 года».

В этом документе приводится не только полный состав энергетического паспорта, но и методики расчёта всех составляющих теплового баланса здания, методики определения удельных расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию за нормализованный отопительный период для всех регионов России, на горячее водоснабжение, а также электрической энергии в целом на здание, для последующей возможности оценки энергопотребления по расходу первичной энергии [п. 16(1) ППРФ №18], и в том числе на общедомовые нужды для МКД, как в годовом исчислении, так и максимально часовые (расчётные) значения. Этот стандарт прошёл шестилетнюю апробацию, и НП «АВОК» готов обновить его и переработать в Методическое пособие для возможности утверждения федеральными органами.

Следует иметь в виду, что составление энергетического паспорта здания на основании проектной документации и по результатам энергетического обследования предусмотрено ч. 8 и 9 ст. 15 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ. Предлагаемый состав и содержание энергопаспорта, в отличие от приведённого в приказе Минэнерго РФ №400 от 3 декабря 2014 года, который в большей степени относится к промышленному комплексу, освобождён от излишней информации, так как он рассматривает отдельно стоящее здание, подключённое к сетям централизованного теплоснабжения, как наиболее массовое решение.

9. Дополнить рассматриваемый Комплексный план ещё одним пунктом следующего содержания: «Внесение изменений в Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, проект которых был представлен Минстроем России для утверждения постановлением Правительства РФ взамен ППРФ №18, о восстановлении экспертизы в перечне обязательных лиц (организаций), участвующих в строительном процессе».

В пункте 2 Правил установления требований энергетической эффективности зданий, утверждённых утратившим силу ППРФ №18, записано, что эти Правила: «подлежат применению при проектировании, экспертизе, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий».

Но в представленном Минстроем России проекте постановления Правительства РФ, заменяющем ППРФ №18, странным образом из перечня обязательных лиц (организаций), участвующих в строительном процессе, исчезла организация, осуществляющая экспертизу проектной документации в части энергоэффективности проекта. В результате получается, что экспертиза устранена от контроля за энергетической эффективностью строящихся и капитально ремонтируемых зданий, что фактически приводит к нелегитимности проектных показателей энергоэффективности.

Задача экспертизы в этой области проверить, соответствуют ли выбранные конструкции наружных ограждений требуемому приведённому сопротивлению теплопередаче, учтены ли все составляющие теплового баланса здания при определении удельного теплопотребления на отопление и вентиляцию, соответствуют ли заданным значениям исходные показатели, принятые в расчётах, соответствует ли запроектированное здание нормируемым требованиям энергетической эффективности и какой проекту можно присвоить класс энергоэффективности.

Утверждает класс энергетической эффективности построенного и капитально отремонтированного МКД или общественного здания согласно №261-ФЗ Госстройнадзор, но эта организация расчёты не проводит и не проверяет их, а должна ориентироваться на результаты заключения экспертизы по проектной документации и подтверждение застройщиком этих результатов с использованием инструментально-расчётных методов при вводе здания в эксплуатацию.

В своих подзаконных актах Минстрой России пошёл ещё дальше. В приказе Минстроя от 8 июня 2018 года №341/пр «О внесении изменений в Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации…» ни слова не говорится о требованиях к экспертизе оценивать энергоэффективность проекта вновь сооружаемого или капитально ремонтируемого здания. В статье «Как добиться повышения энергоэффективности зданий при проектировании и соответствия фактического теплопотребления проектным показателям» [8] приводятся предлагаемые изменения в этот приказ.

Также требуется внести изменения в ч. 3 ст. 49 №261-ФЗ, где указано, что «экспертиза проектной документации не проводится в отношении документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение экспертизы, применяемой повторно», но для оценки энергетической эффективности это неправильно.

Современные дома типовых серий являются типовыми только по принятой конструкции оболочки здания, они различны по этажности, количеству и типу секций (рядовая, торцевая, угловая) и набору квартир (две, три или четыре на этаже), поэтому удельные расходы тепловой энергии на отопление и вентиляцию для разных домов одной и той же типовой серии будут различны, и энергетические паспорта тоже будут разные. В экспертизу следует представлять энергетический паспорт каждого привязываемого по типовому проекту жилого дома, в том числе привязываемого по типовому проекту, ранее согласованному с экспертизой, а вместе с ним и раздел проекта «Отопление и вентиляция» с расчётной нагрузкой системы отопления.

Последнее важно для обеспечения расчётной экономии тепловой энергии от утепления здания при наличии запаса в поверхности нагрева отопительных приборов. Экспертиза проверяет правильность выбора требуемого температурного графика подачи теплоты на отопление в зависимости от установленного запаса поверхности нагрева отопительных приборов, а также соответствие проекту и изложенным выше требованиям автоматизированного теплового пункта. Это же следует и из постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации», в котором указывается:

«2. Установить, что проектная документация повторного использования, а также проектная документация, подготовленная в соответствии с частью 3 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, признаются экономически эффективной проектной документацией при условии их соответствия следующим критериям:

…б) объект капитального строительства, предусмотренный в проектной документации, имеет подтверждённый заключением государственной экспертизы класс энергетической эффективности не ниже класса C (нормальный по СП 50.13330.2012, теперь это класс D)».

Из приведённого следует, что следующим абзацем в пункте 9 настоящих предложений следует внести указание, что «до утверждения класса энергетической эффективности государственным строительным надзором в проектной документации на новое строительство, повторного применения и на капитальный ремонт должен указываться ожидаемый класс энергоэффективности, и он должен быть подтверждён экспертизой».