На представленный Минстроем России рассматриваемый проект постановления Правительства Российской Федерации пришёл резко отрицательный отзыв Минэнерго России от 3 августа 2020 года №ИА-9023/04 «…о невозможности согласования этого проекта постановления в связи с отсутствием обоснования предлагаемых изменений к существующему подходу к повышению энергетической эффективности в сфере недвижимости и оценки возможных последствий, а также очевидным несоответствием целям и задачам государственной политики в области повышения энергетической эффективности.

Особую озабоченность вызывает отказ от установления долгосрочной динамики повышения требований к энергетической эффективности зданий…».

Действительно, в утратившем силу по постановлению Правительства РФ от 29 июля 2020 года №1136 и постановлениях Правительства РФ от 25 января 2011 года №18 и от 20 мая 2017 года №603 устанавливались требования уменьшения показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в зданиях, по ППРФ №18: с 2011 года — не менее чем на 15%, с 2016-го — на 30% и с 2020-го — на 40% по отношению к базовому уровню. Все эти сроки Минстроем России были сорваны. И тогда по ППРФ №603 сроки были пересмотрены: с 2018 года — не менее чем на 20%, с 2023-го — на 40% и с 2028-го — на 50% по отношению к базовому уровню. Но и сейчас повышения энергоэффективности зданий нет по причинам, высказанным в прошлой публикации. Конечно, зачем Минстрою России с каждым постановлением устанавливать новые сроки повышения энергоэффективности, если он не намерен их выполнять?

Неприемлемость в проекте постановления отказа от установления долгосрочной динамики повышения требований к энергоэффективности зданий

Поэтому в рассматриваемый проект постановления Минстрой России сроки повышения энергоэффективности зданий не включает, обосновывая это «исключением дублирования требований энергетической эффективности, поскольку в настоящее время действуют утверждённые Минстроем России приказы от 6 июня 2016 года №399-пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов», от 17 ноября 2017 года №1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», в которых указанные требования установлены (в том числе определена динамика уменьшения удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию)».

В отношении этих приказов следует напомнить, что в них присутствуют ошибки, рассмотренные в первой части данной статьи, и уже сорван срок выполнения первого этапа повышения энергоэффективности зданий с 2018 года. Как раз для того, чтобы «исключить дублирование требований», основные показатели энергетической эффективности, в том числе с учётом динамики их изменения, надо сформулировать в постановлении Правительства Российской Федерации, и не требовать интерпретации этого акта в приказах, а сослаться на методические рекомендации по расчёту этих показателей и других необходимых величин, основой которых должен быть цитируемый ранее стандарт СРО НОП 2.01–2014 (при необходимости он может быть доработан к концу нынешнего года в виде Методического пособия).

Поскольку ранее было принято решение, что, для сохранения преемственности с ППРФ №603 динамики уменьшения удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, следует начать снижение показателей энергопотребления этих зданий по отношению к базовому уровню с 1 января 2021 года сразу на 25%.

Тогда должна быть изменена таблица классов энергоэффективности из приказа Минстроя №399-пр, как не только для применения в МКД, но и в зданиях общественного назначения, а также следует пересмотреть заданный диапазон отклонения значений расчётного (фактического) удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового уровня. Ранее, чтобы перейти из «нормального» класса в «повышенный», достаточно было 15% снижения рассчитанного удельного годового расхода теплоты на отопление и вентиляцию МКД, но тогда не будет выполнено новое требование о 25%-м снижении этого расхода на первом этапе.

По новой рекомендуемой динамике изменения энергопотребления для «нормального» класса D диапазон отклонений должен быть от 0 до −25%, для «повышенного» класса С от −25 до −40%, для «высокого» класса B от −40 до −50%, для «очень высокого» класса А+ от −50 до −60%, для класса А++ от −60 до −70%, для класса А+++ от −70% и ниже. По результатам фактических измерений существующих МКД следует расширить пределы отклонений низших классов: для «пониженного» класса Е от +35 до 0%, для «низкого» класса F от +70 до +35%, «очень низкого» класса G — выше +70%.

В противном случае, если оставлять уровень «самого низкого» класса выше +50%, как в приказе №399, то при указании, что капитальному ремонту подлежат все здания класса энергоэффективности G, под него подпадут все здания, построенные до 2000 года. Сказанное отражено в табл. 3, которая прилагается (как и предыдущая табл. 2 [1]) в качестве Приложения к проекту постановления Правительства РФ.

Кроме того, следует устранить ошибку в п. 23 существующей редакции приказа Минстроя №399-пр, где в «заселение 20 м² общей площади помещения на одного жителя» надо вместо «помещения» записать «квартиры», а в «удельным бытовым внутренним теплопоступлениям 17 Вт/м² общей площади» записать «жилой» вместо «общей». В противном случае бытовые теплопоступления будут неоправданно завышены на 55–65%.

Необходимо отдельно конкретизировать, что класс энергоэффективности устанавливается:

а) для жилых и общественных зданий нового строительства и реконструкции, подлежащих государственному строительному надзору, — органом государственного строительного надзора на основании проектной документации с заключением экспертизы, и указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии;

б) для многоквартирных домов, находящихся в эксплуатации, — органом государственного жилищного надзора на основании проектной документации с заключением экспертизы, а также путём сопоставления ожидаемого проектного значения удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию дома с фактически измеренным и пересчитанным на нормализованный отопительный период, и указывается в акте проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергоэффективности.

Также необходимо указать, что класс энергетической эффективности определяется на стадии:

а) проектирования для строящихся и капитально ремонтируемых жилых и общественных зданий — исходя из сравнения (определения величины отклонения) рассчитанного в проекте удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, подтверждённого экспертизой, и базового значения аналогичного показателя для тех же климатических условий региона строительства [при этом следует определить коэффициент проектного запаса тепловой мощности системы отопления по отношению к расчётной тепловой нагрузке системы отопления в разделе проекта ОВ и разделе «Энергоэффективность», причём при величине коэффициента запаса kзап ≥ 1,1 следует пересчитать требуемые расчётные параметры теплоносителя, циркулирующего в системе, и в зависимости от соотношения величины бытовых теплопоступлений к расчётной нагрузке системы отопления рассчитать угол наклона температурного графика, поддерживаемого контроллером регулятора подачи теплоты в систему отопления, установленного в АИТП или на автоматизированном узле управления (АУУ) при теплоснабжении от ЦТП, в соответствии с рекомендациями методического пособия «Требования к составу, содержанию и расчёту показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания…»];

б) ввода строящегося здания в эксплуатацию — исходя из сравнения фактического расхода, определённого инструментально-расчётным методом в незаселённом здании (но с подключённой системой авторегулирования отопления и настройкой контроллера на определённый по методическому пособию график), пересчитанного на нормализованный отопительный период, и ожидаемого (принятого в проекте) с учётом исходных данных по нормируемому воздухообмену, удельной величине бытовых теплопоступлений, степени автоматизации регулирования подачи теплоты в систему отопления и с учётом накопленной в период строительства влаги в ограждающих строительных конструкциях, удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию и проектного значения аналогичного показателя;

в) ввода в эксплуатацию прошедшего капитальный ремонт здания и при установленном превышении запаса тепловой мощности системы отопления (kзап ≥ 1,1) — следует пересчитать требуемые расчётные параметры теплоносителя, циркулирующего в системе, и в зависимости от соотношения величины бытовых теплопоступлений к расчётной нагрузке системы отопления установить угол наклона температурного графика, поддерживаемого контроллером регулятора подачи теплоты в систему отопления, в соответствии с рекомендациями методического пособия (причём только после включения контроллера на заданный график, исходя из сравнения фактически измеренного за период не менее 14 суток, пересчитанного на нормализованный отопительный период и переведённого в удельную величину годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, и базового значения аналогичного показателя).

Базовый и нормируемый с 2021 года удельный годовой расход энергоресурсов, потребляемых зданиями

Одним из основных показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности МКД, в соответствии с ППРФ №603 является удельный годовой расход тепловой энергии на их отопление и вентиляцию. Базовые значения данного показателя в табл. 9 СНиП 23-02-2003 приведены по отношению к 1 м² площади квартир и градусо-суткам отопительного периода (ГСОП) в размерности кДж/( м²·°C·сут.).

В Требованиях к правилам определения класса энергетической эффективности МКД (согласно изменениям ППРФ от 9 декабря 2013 года №1129) в п. 4 г. указано, что «базовые значения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме должны отражать также суммарный удельный расход энергетических ресурсов на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на электроснабжение в части расхода электрической энергии на общедомовые нужды».

Но удельные годовые расходы тепловой энергии на горячее водоснабжение, а также электрической энергии на общедомовые нужды назначаются в размерности кВт·ч/м² (см. ГОСТР 31427–2010). Отсюда возникла задача пересчёта для разных регионов базового расхода на ОВ из кДж/( м²·°C·сут.) в кВт·ч/м². В СНиП 23-02-2003 такой задачи не стояло, потому что по Приложению Г определялся расчётный расход в кВт·ч/м² с учётом изменённых в зависимости от ГСОП региона сопротивлений теплопередаче наружных ограждений, а затем он делился на ГСОП этого региона с пересчётом кВт·ч в кДж/( м²·°C·сут.) и сравнивался с требуемым базовым значением по табл. 9, приведённым в той же размерности. Здесь всё было правильно.

Но для определения базового суммарного удельного годового расхода энергетических ресурсов МКД базовый расход тепловой энергии на ОВ требуется предварительно пересчитать в кВт·ч/м². При этом многие, в том числе и авторы приказа Минстроя от 6 июня 2016 года №399, ошибочно полагали, что для установления базового или нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию МКД в каком-то регионе надо табличные значения умножать только на ГСОП этого региона.

Ошибка заключалась в том, что при этом не учитывалось изменение нормируемого сопротивления теплопередаче наружных ограждений (в соответствии с табл. 4 того же СНиП), также зависящего от ГСОП, и меняющееся вследствие этого соотношение составляющих теплового баланса здания.

Наряду с составляющими, зависящими от изменения температуры наружного воздуха (теплопотери через наружные ограждения и на нагрев воздуха, инфильтрующегося через окна), в уравнение теплового баланса проектируемого объекта входят также внутренние (бытовые) теплопоступления, удельная величина которых не зависит от климатических условий региона и практически постоянна для всех регионов в диапазоне широт 45–60°.

Это означает, что относительные теплопотери здания, приведённые к 1°C перепада температур внутреннего и наружного воздуха, будут понижаться с повышением ГСОП (из-за повышения сопротивления теплопередаче наружных ограждений), а потому при умножении значений, представленных в табл. 9 СНиП 23–02, на ГСОП надо вводить коэффициент, учитывающий данное обстоятельство, а также принимающий во внимание изменения в тепловом балансе здания.

Такой региональный коэффициент kрег был нами найден (обоснование величин базового удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий для разных регионов России приводится в статье «Обоснование величин базового удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий для разных регионов России» [2]). Он составляет: при ГСОП = 4000°C·сут. kрег = 1,0; при ГСОП = 3000°C·сут. и менее kрег = 1,1; при ГСОП = 5000°C·сут. и более kрег = 0,9; в диапазоне ГСОП от 3000 до 5000°C·сут. значения находятся с помощью линейной интерполяции.

Исходя из изложенного, в новой таблице пересчитаны показатели базового удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию МКД для каждого региона строительства с соответствующими значениями градусо-суток отопительного периода, основываясь на табл. 9 СНиП 23-02-2003.

Кроме того, отметив равномерный характер изменения в данной табл. 9 базовых показателей в зависимости от этажности здания, можно сделать вывод, будто бы все многоквартирные дома запроектированы с современным решением чердачного пространства в виде сборной камеры удаляемого вытяжной вентиляцией воздуха с выбросом его наружу через вытяжную шахту (так называемый «тёплый чердак»). Такие дома на 5–7% потребляют меньше теплоты, чем дома с совмещённым бесчердачным покрытием.

Но такое решение применяют только для домов с семью этажами и выше. Поэтому показатели табл. 9 СНиП 23–02 для домов этажностью шесть и менее должны быть пересчитаны с учётом этого обстоятельства.

Одновременно отметим, что по сравнению с табл. 9 было признано целесообразным включить двухэтажные секционные многоквартирные дома, широко распространённые в малых городах, показателей которых нет в табл. 9 СНиП 23-02-2003.

Построенная с учётом изложенного табл. 4 представлена ниже и вместе с последующими табл. 5 (для малоэтажных одноквартирных домов) и табл. 6 (для общественных зданий различного назначения) должна быть включена в качестве Приложения к проекту рассматриваемого постановления Правительства РФ.