Наряду со стандартными в общем-то процедурами для портов (обновлением причалов, закупкой кранов) применяются и новые решения в сфере обеспечения безопасности объектов и повышения производительности труда. Например, склад, открытый недавно на территории Сахалинского западного морского порта, уникален как по технологии строительства, так и по нововведениям в области организации работы. При его создании использовались самые современные материалы и технологии, способные выдержать значительное воздействие внешней среды; сейсмоустойчивость объекта составляет 10 баллов. Для облегчения работы персонала и клиентов компании будет задействована улучшенная система складского учета и поиска необходимого груза: оператор в любой момент может определить точное расположение груза, а также произвести инвентаризацию любого хранящегося оборудования. Грузообороты многих российских портов растут, и без автоматизации им уже трудно обойтись. Так, в мае этого года была проведена первая операция по обработке судна на новом автомобильном терминале ОАО «Морской порт СанктПетербург». Процесс транспортировки автомобилей производился с помощью информационной системы «СаrgоРrimе: Управление Автомобильным терминалом». В системе предусмотрена регистрация машин одновременно на нескольких параллельных линиях приемки. Была автоматизирована функция идентификации автомобилей на основе VINномера с помощью радиотерминалов сбора данных и беспроводных сканеров штрихкодов. В будущем в системе может быть реализована автоматическая оптимизация расстановки автомобилей в соответствии с планами их отгрузки с терминала. Эта и некоторые другие функции доступны благодаря интеграции СаrgоРrimе с внешними информационными системами, из которых поступают сведения о приходе новых машин и планируемой дате отгрузки конкретного автомобиля. Наряду с портами широкого профиля в России растет и количество специализированных, в частности, предназначенных для транспортировки нефти и нефтепродуктов. Одной из важнейших задач в этом случае — обеспечить безопасность объекта. За последнее время реализован целый ряд сложных проектов, одним из которых является порт в районе г. Приморска Ленинградской области, конечное звено Балтийской трубопроводной системы. «На этом объекте, в качестве основного технологического оборудования для насосных станций противопожарного водоснабжения, были применены насосы Grundfos типа SP, хорошо зарекомендовавшие себя на морских водозаборных сооружениях, — рассказывает Константин Тютин, начальник проектного отдела ЗАО «Промэнерго», компании, которая принимала участие в проектировании, поставке и наладке оборудования в порту. — Применение повысительных модулей типа ВМ, на базе этих насосов, позволило решить проблемы с компоновкой насосной станции, связанные с ограничением габаритов сооружений причальной зоны».Перекачка нефти, как и прочая деятельность любого порта, всегда должна увязываться с вопросами безопасности, в частности, защиты экологии. Эта статья расходов по традиции воспринимается как затратная, а ведь на практике защита природы может приносить прибыль. Например, к 2009 г. «Ванинский морской торговый порт» (Хабаровский край) планирует построить завод по утилизации отходов. Предприятие будет способно перерабатывать любые виды мусора. Завод также может использоваться как котельная, экологически безопасная, не загрязняющая атмосферу. Географическое положение России в Европе и Азии, на стыке различных транспортных путей, да и сам статус самого большого государства в мире просто обязывает страну быть сильной морской державой. Главное, не стоит надеяться, что можно просто «плыть по течению»; нужны активные действия, связанные с модернизацией портов, как и всего флота. И тогда праздник будет не только на суше, но и на море!