Рассмотрим эту проблему на примере такой продукции, как фильтры предварительной очистки, заранее оговорив, что сказанное можно распространить на всю продукцию китайского производства. Перед вами (см.фото) стандартные фильтры с магистральной колбой. В качестве фильтрующего элемента в них используются полипропиленовые картриджи. Все эти три колбы — китайского производства. Внешне они практически одинаковы, однако сделаны из пластика разной толщины, в результате чего их вес, мягко говоря, неодинаков: 460, 390 и 355 г. Это отличие трудно заметить с первого раза, особенно неподготовленному человеку. Кроме того, уплотнительное кольцо должно быть изготовлено из качественной резины, а часто его изготавливают из силикона — материала, который для данной продукциии использовать просто недопустимо. Важно и то, что уплотнительное кольцо должно быть смазано, иначе при замене (закручивании-раскручивании) оно порвется. Таким образом, все колбы называются колбами, но на деле лишь одна деталь — весом 460 г с резиновым смазанным уплотнительным кольцом— может по праву называться колбой. Колбы же весом 355 и 390 г— это подделка, на них сэкономили как минимум 30% сырья — о чем это говорит? О цене готовой продукции, качестве, уровне профессионализма и в конечном итоге о степени безопасности использования. Идем далее: полипропиленовое волокно для изготовления картриджей. Его наматывают кому как придет в голову, кто сколько захочет. Один картридж получается порой толще другого в два раза, а по внешнему виду— вроде бы оба 10-дюймовые. 30; 55; 100 микрон… Это не значит, что китайцы не умеют производить качественную продукцию— это значит, что экономят заказчики. «Вы можете поменьше (потоньше и т.д., и т.п.) сделать?»— «Можем!». Данный полипропилен должен иметь длину волокон 75 мм — это норма.«Носик» полипропиленовой нити должен «сидеть» глубоко внутри, нить не должна выниматься с легкостью, вымываться потоком воды. Если же она вымывается, то куда попадает? В лучшем случае в воду, а в худшем? Ответ очевиден: внутрь человеческого организма. Нельзя навивать нить из волокон длиной менее 75 мм, а китайцы навивают и по 40,и по 30–20мм… Китайцы все время соглашаются с заказчиками. Заказчик — главный виновник, он провоцирует. Он часто не понимает— «О! Дешевле!»— а ведь речь идет о профессионализме. И все это позиционируется на российском рынке как эконом-вариант, т.к.цена, безусловно, очень важна для российского покупателя. Дальше еще хуже: возьмите полифосфатный картридж. Настоящий гранулированный полифосфат из картриджа вымывается медленно. Китайцы же стали засыпать в фильтры вместо гранулированного полифосфата порошок для стиральных машин Calgon! Он вымывается моментально, за 10 минут от него ничего не останется. Но беда даже не в этом. Если фильтром некоторое время не пользоваться, такой порошок растворяется в воде и представляет собой очень концентрированную взвесь, которая при первом же использовании фильтра поступает в воду. О каких санитарных нормах тут можно говорить? Порой даже сами китайцы не знают, что именно, продукт какого качества они привозят на продажу в Россию. Ионообменные смолы просто нельзя привозить из Китая, т.к. невозможно определить их безопасность. А ведь привозят сколько угодно! Осторожней! Китайцы нацелены на продажи. Их провоцируют заказчики, требуя понижения технических характеристик и минимизации цены. На примере полипропилена становится понятно, почему цена на одну и ту же продукцию может отличаться в два-три (!) раза. Но кто это знает из покупателей? Надо напомнить, что по закону о защите прав потребителя на территории РФ ответственность за качество продаваемой продукции несет компания-продавец, а не изготовитель. Но, к сожалению, немногие задумываются об этом, профессионализм является большой редкостью, повсеместно наблюдается очень низкий уровень квалификации. Поднебесная сегодня — это стремительно развивающаяся страна, она показывает впечатляющие темпы экономического роста благодаря инвестиционному буму. В последнее 10-летие Китай значительно увеличил траты на НИОКР. Если в 1994 г. эта страна вкладывала в разработки ученых только 0,6%ВВП, то в 2005 г.— уже 1,2%.По предварительным данным, китайское правительство в течение 2006 г.выделит на поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ $136 млрд.Таким образом, Китай обгонит по этому показателю Японию и выйдет на второе место в мире после США. Об этом говорится в материалах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР,OECD). Если речь идет о крупной китайской компании, имеющей свою политику, она как правило всегда отвечает за качество. Именно к таким производителям и идут под OEM-проект*. Теоретически это нормально, если компания технически поддерживает, это легитимно. Китай — страна контрастов. Проблем у нее множество, самых разных. В частности, отсутствует квалифицированная рабочая сила, производство осуществляется в отсутствии экологических норм, за счет чего себестоимость продукции невысока. Однако уже сейчас в Китае растет стоимость рабочей силы: в среднем, рабочий получает $400 в месяц. В 2005 г. экспорт континентального Китая (не включая Гонконг) составил $762 млрд, а вместе с Гонконгом— $1000 млрд.Из них более 90% продукции было выпущено не под своими марками, из-за чего китайские производители получают небольшую прибыль, оставляя львиную часть прибыли европейским и американским ОЕМ-заказчикам с известными брендами. Что касается изготовителей ОЕМ-подрядчиков, то наибольшее количество ОЕМ-подрядчиков наблюдается в странах Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР).Из них 90%—континентальный Китай, затем следуют Индонезия, Таиланд, Филиппины. Такая региональная концентрация вызвана, прежде всего, теплым климатом, экономической и политической ситуацией в странах этого региона. С одной стороны, у фирм-подрядчиков есть доступ к необходимому сырью, оборудованию, технологиям и дешевой рабочей силе. С другой стороны, сложности, связанные с низким уровнем научно-исследовательских разработок, самостоятельным выходом на зарубежные рынки сбыта, вызванные как внутренними проблемами стран АТР, так и различными таможенными барьерами, возведенными государствами Европы и США, препятствуют развитию китайских национальных брендов до уровня международных. Всего несколько фирм из этого региона, таких как Haier,Midea, BBK, Lenovo,Asus,Acer, FIC,Tatung, Primax, смогли с успехом выйти на мировой рынок и продавать товары под собственной торговой маркой. Примечательно, что большинство этих брендов из экономически благополучного Тайваня (с производством в континентальном Китае),и основной их продукцией является компьютерная техника. Как правило, ОЕМ-подрядчики так и остаются в тени и известны в основном специалистам и заинтересованным лицам, которые не склонны делиться подобной информацией с потенциальными конкурентами. Западные «брендовые» компании далеко не всегда афишируют страну производства. Товары, выпущенные ими, мы знаем под известными марками транснациональных компаний, таких как Compaq, Panasonic, Motorola и General Electric,HP, Siemens AG, Phillips Alcatel. Качество китайских товаров нестабильно. Со временем они будут изготавливать и продавать продукцию под своими марками, это обеспечит им уверенность в конкурентоспособности товаров, возможность нести отвественность за их качество и в результате получение хорошей репутации. Европейскому производителю пора понять необратимость этого процесса. Тем же, кто торгует продукцией китайского производства, хочется еще раз сказать: будьте осторожней, думайте о своем профессионализме и безопасности потребителя! Инфо Что такое OEM? ОЕМ — это система взаимоотношений между фирмами, в которой одна из фирм (ОЕМ-подрядчик) производит продукцию по заказам и спецификациям сторонних фирм (ОЕМ-заказчиков), а конечная продукция затем продается под маркой заказчика. ОЕМ-заказ — это услуга, позволяющая любой фирме произвести товар, точно соответствующий ее запросам в области потребительских качеств, дизайна и т.д., без каких-либо капитальных вложений. От обычного производства эта услуга отличается тем, что заказчик продукции не является владельцем средств производства и имеет минимальное отношение к процессу производства своего изделия — только в части внедрения научно-технических разработок, согласования некоторых процедурных моментов и контроля производственного процесса. Однако OEM не является типичным случаем купли-продажи, т.к. заказчик (покупатель) получает продукцию не из производственной программы производителя, а в соответствии с его дизайном, упаковкой, технологическими чертежами, собственной спецификацией и имеющую его торговую марку. ОЕМ-производство не ограничено какой-либо определенной группой товаров, не зависит от географического расположения заказчика и, следовательно, данная система производства применима в любой сфере деятельности.