В настоящее время Минстроем России подготовлен проект приказа «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». (В настоящее время действует Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 8 апреля 2011 года №161 «Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома», который не определяет нормируемый (базовый) уровень расхода энергетических ресурсов.) Однако, по мнению экспертного сообщества, в текущем состоянии этот приказ требует доработки.

В частности, в документе (в его текущем виде) указано, что присвоение класса энергоэффективности вновь вводимым в эксплуатацию зданиям возможно по расчётным данным. Однако специалистам понятно, что расчётные и фактические данные, к сожалению, в значительной степени расходятся. Выходом из этой ситуации является условие — присвоение класса после подтверждения проектных данных, полученных с помощью натурных измерений (фактические данные).

Кроме этого, Минэнерго России считает, что присвоение того или иного класса энергоэффективности зданию должно основываться не только на основании объёма потребления энергетических ресурсов, но и на энерговооруженности объекта. Отправной точкой такой инициативы стало убеждение, что многоквартирный дом, в котором отключены лифты, лампочки и заложены окна, конечно, ощутимо меньше потребляет энергии, но при этом превращается в «энергоэффективное гетто». То есть нужно всё время помнить, что мы с вами занимаемся именно повышением энергоэффективности, а не только энергосбережением в чистом виде.

Присвоение класса энергоэффективности вновь вводимым в эксплуатацию зданиям возможно по расчётным данным. Однако специалистам понятно, что расчётные и фактические данные, к сожалению, в значительной степени расходятся

Хотя Министерство энергетики и не является органом, готовящим законы в строительной сфере, однако мы пытаемся в меру своего понимания о верности происходящего контролировать ситуацию. Например, по нашему мнению Минстрой должен отвечать не только за количество построенных квадратных метров, но и за их качество, за объёмы энергопотребления на квадратный метр. В этом же заинтересован и Ростехнадзор.

Кроме этого, Минэнерго России в прошлом году направило в Минстрой предложения, подготовленные в инициативном порядке по введению требований направленных на повышение энергетической эффективности при проведении капитального ремонта. Осуществление ремонта зданий без внедрения ресурсосберегающих технологий и мероприятий на десятилетия отодвигает шансы жилого фонда на снижение потребления энергетических ресурсов и повышение их энергетической эффективности.

Отраслевые организации оказывают Минстрою поддержку и помощь в поиске наилучших подходов к решению вопроса повышения энергоэффективности. Будем надеяться, что помощь эта будет Министерством подобающим образом оценена и принята.

Министерство энергетики Российской Федерации в рамках Государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее — ГИС «Энергоэффективность») не так давно ввело в эксплуатацию модуль предоставления информации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Введённый в эксплуатацию модуль, не только позволяет обеспечивать сбор информации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности со всего объёма учреждений бюджетной сферы, органов муниципального самоуправления и органов государственной власти, но и предоставляет инструментарий для анализа данных об энергопотреблении на всех уровнях (учреждение, муниципалитет, субъект Российской Федерации, Российская Федерация).

Кроме этого, Минэнерго России в рамках модуля ГИС «Энергоэффективность» реализована методика предварительной оценки уровня энергоэффективности здания, которая предназначена для предварительной качественной оценки уровня энергоэффективности зданий бюджетной сферы.

Упрощённый подход к оценке направлен на получение начальных сведений об уровне тепловых потерь через ограждающие конструкции зданий, уровне оснащённости зданий энергоэффективным оборудованием.

Целью предварительной оценки является классификация зданий с точки зрения эффективности использования энергетических ресурсов, выделение из большого количества зданий, строений, сооружений объектов с наибольшим реализуемым потенциалом энергосбережения с точки зрения уменьшения потерь тепловой, электрической энергии и воды, градация зданий от низкого до высокого уровней энергоэффективности.

Конечно же, мы не склонны идеализировать этот метод — данные получаются недостаточно точными, но при этом доступной степени точности достаточно для того, чтобы понять — плохие или приемлемые удельные показатели энергопотребления у того или иного здания и, соответственно, принять решение о необходимости повышения энергоэффективности здания (включение его в программу капитального ремонта (реконструкции), необходимости приглашать специалистов, для того чтобы показатели улучшать.

Надеюсь, что документы, о которых шла речь выше в ближайшее время, всё- таки, будут приняты и станут обязательными для всех, а ответственные лица в регионах начнут отчитываться не о «выданных на-гора» квадратных метрах, а именно — об энергоэффективных площадях. В итоге, это должно привести как к снижению стоимости жилья, так и к снижению стоимости жизненного цикла зданий. Последнее высвободит финансовые средства, которые всем сейчас так необходимы. •