Игорь Леонидович, какие мероприятия планировались Ассоциацией ЕВРАРОС на выставке Aquatherm Moscow? Все ли выставочные планы удалось реализовать? Какие выводы были сделаны по итогам этих деловых встреч?

- ЕВРАРОС участвовал в выставке Aquatherm во второй раз. В прошлом году наша программа была ориентирована на представление членов Ассоциации и экспертного совета. Им была дана возможность показать своё видение рынка и рассказать о правилах работы на нём.


Игорь Прудников, генеральный директор Ассоциации ЕВРАРОС, на «Дне ЕВРАРОС», прошедшем на международной выставке Aquatherm Moscow 2023 14 февраля 2023 года

В этом году мы пошли другим путём и построили программу, интересную уже большему кругу участников и посетителей выставки, а также игрокам рынка в целом. Мы вывели нашу закрытую работу, которую вели в течение года с органами государственной власти, в открытый дискуссионный формат. Это произошло на нашей площадке в первый день работы выставки. Отрадно, что при этом присутствовали, пожалуй, все органы власти, способные оказать влияние на наш рынок. Высокий уровень гостей сделал мероприятие по-настоящему представительным и результативным.

Все участники могли прямо высказать своё мнение и услышать ответ чиновников. Во встрече принимали участие заместитель руководителя Росстандарта, заместитель руководителя Роспотребнадзора и директор департамента государственного регулирования Минпромторга, коллеги из Минстроя. Нам было очень важно, чтобы высокопоставленные чиновники своими глазами увидели и услышали представителей бизнеса.

Ведь в течение года регуляторы получают информацию о нас — общественных организациях. И у них могло сложиться впечатление, что всё нами доносимое отраслевой власти — некая «придумка надстройки». Чиновники увидели саму выставку, а значит, по сути, рынок. И были по-хорошему удивлены — и масштабом мероприятия, и активностью её участников. Встретились с членами ЕВРАРОС, нашими экспертами.

Всё это стало возможным благодаря серьёзной подготовительной работе. Подчеркну — нам было очень важно из первоисточников получить ответы на злободневные вопросы. Это реально необходимо в нынешнее непростое время, когда не все понимают, как регулируется наш рынок отопительного оборудования. И это важно, чтобы исключить из сферы серьёзного делового общения всякого рода «фантазии», порождаемые отдельными компаниями, ассоциациями, органами по сертификации, испытательными лабораториями (к сожалению, некоторые организации иногда пытаются что-то трактовать так, как им выгодно).

Мы попросили лиц, принимающих решения, чётко ответить на ряд вопросов, касающихся нюансов действия нормативных документов. Один из таких вопросов, на который Ассоциация ЕВРАРОС хотела получить ответы от правительственных чиновников, касался объявленного моратория на проверки. Данное решение означало прекращение государственного надзора за 13-ю регламентами и в целом постановлением, определяющим перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Однако на выставке Aquatherm была представлена новая редакция ГОСТ 31311–2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия», и во время обсуждения этого и других документов участники выставки получили ответы на все свои вопросы. Это даёт надежду на то, что после этого попытки толковать законодательство неправильным образом будут прекращены.

Позиция Ассоциации ЕВРАРОС в отношении государственного контроля совершенно ясна — он должен быть восстановлен на новом уровне, в полном объёме. Однако некоторые структуры и лица не понимают, что рынок не может функционировать безнадзорно. Ассоциация сожалеет об этом и надеется, что единое мнение всех добросовестных производителей будет услышано и учтено при принятии решений.

Думаю, такой подход сможет оказать решающее влияние на создание здоровой конкуренции, обеспечить защиту отечественных производителей от иностранных продуктовых интервенций…

- Именно так. Возвращаясь к теме масштабных интервенций, которую я затронул выше: мы обязаны защищать свой рынок. Современный государственный надзор — это один из инструментов такой защиты. Важная тема — это синхронизация разрабатываемых документов. Нельзя разрабатывать один документ, его принимать и потом устраивать нормативный коллапс, как это произошло с редакцией ГОСТ 31–311 версии 2022 года. В этой редакции был введён ряд понятий, которые противоречат даже другим, уже действующим ГОСТам 53–583 и 58–065, определяющим, как проходит сертификация. ГОСТ 53–583, соответственно, регламентирует методы испытаний. Чтобы избежать противоречий, мы активно работаем с коллегами над ГОСТ 53–583, блокируя попытки некоторых отраслевых структур запутать ситуацию ещё больше. Это не наш метод, поэтому мы идём другим путём.

Ассоциация ЕВРАРОС включена сегодня как ассоциация и разработчик межгосударственных стандартов в план межгосударственной стандартизации при Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ. Надеюсь, что мы сумеем оптимально выстроить работу со всеми структурами, не только российскими, но и всех шести стран, входящих в этот Межгосударственный технический комитет (МТК).

Следует отметить, что, кроме пяти стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в МТК как полноправный член входит Республика Узбекистан. Для нас это особенно важно, потому что Узбекистан на сегодняшний день является производителем больших объёмов и широкой номенклатуры отопительного оборудования.

Нам необходимо устанавливать понятные правила работы на нашем рынке, пытаясь прийти к консенсусу со всеми силами, оказывающими влияние на отрасль. Только так мы можем избежать противоречий с приказами Минэнерго и строительными правилами, а также — охватить ещё больший круг профессионалов, прежде всего проектировщиков.

Каковы планы ЕВРАРОС на 2023 год? Какое позитивное влияние их реализация может оказать на отрасль?

- Планов у нас много. В целом мы продолжаем двигаться ранее намеченным курсом. Собственно, генеральный план был обозначен в сентябре 2021 года, когда мы проводили первую презентацию Ассоциации. Тогда были объявлены основные её принципы. Прошло полтора года.

Ни один из этих принципов нарушен не был. Это касается прежде всего внутренней тематической структуры, с которой работает ЕВРАРОС. Напомню: после первой же презентации к нам обратились несколько компаний с идеями расширить наш продуктовый охват. Мы честно ответили, что начнём с понятной нам сферы радиаторов и конвекторов отопления. А дальше, действительно, будем расширять охват в соответствии с названием Ассоциации — до систем отопления в широком смысле этого слова. Первый шаг — это тепловентиляторы. Также сейчас мы всерьёз прорабатываем вопрос взаимодействия с компаниями — производителями котлов отопления. Таким образом Ассоциация отрабатывает технологию представления и защиты интересов компаний. Мы понимаем, какие органы власти какими нормативными документами регулируют сегмент систем отопления.

Например, в секторе тепловентиляторов возникла проблема включения оборудования в перечень Постановления Правительства РФ от 17 июля 2015 года №719, подтверждающий производство промышленной продукции на территории Российской Федерации. Мы на радиаторах эту проблему отработали, теперь решим её с тепловентиляторами. И неважно, что это другой департамент Минпромторга. Технология — та же, контакты со всеми департаментами Минпромторга в России у нас отработаны очень чётко, имеется полное взаимодействие. Таким образом, всё решаемо, и мы уверенно движемся вперёд, рассматривая всё новые сегменты рынка.

Ещё один важный аспект. Мы опираемся не только на мнение членов Ассоциации, но и формируем независимый экспертный совет. Сегодня он включает в себя 13 экспертов. Это кандидаты и доктора наук, которые работают в разных сферах, включая металлургию, химию и теплоносители, что позволяет расширять сферу работы с нормативными документами. Химики и структуры, занимающиеся эксплуатацией, а именно теплоснабжающие организации, занимаются темой теплоносителей. Они отрабатывают инструменты и механизмы, а также серьёзно занимаются разработкой государственных стандартов, включая межгосударственные и национальные.

В план межгосударственной стандартизации включены четыре стандарта, включая пересмотр 31-го и разработку нового — по методам испытаний. Сюда же входит разработка стандартов по внутрипольным конвекторам, а также документы, касающиеся полотенцесушителей (общетехнические условия и методы испытаний). На национальном уровне ведётся работа по разработке стандартов по теплоносителям, включая блоки, связанные с водоподготовкой и антифризами. Работа над этими документами выполняется профессиональными экспертами, которые имеют широкий взгляд на вопросы стандартизации, а также привлекают технических экспертов из компаний.

Если какая-либо новация в одном документе требует коррекции или изменения в других документах, мы тут же берёмся за дело, чтобы избежать временных разрывов, которые недопустимы. Если такие разрывы необходимы, они должны быть чётко узаконены.

Мы понимаем, что важным направлением для Ассоциации является контроль ситуации на рынке. В прошлом году ЕВРАРОС запустил программу «Народный контроль», которая позволяет получать информацию о возможных нарушениях из разных регионов страны. Наши эксперты реагируют на каждый сигнал, после чего проводятся экспертизы и испытания оборудования в лабораториях. Мы фиксируем нарушения и информируем о ситуации органы надзора, хотя пока не можем сказать, что довольны реакцией регулирующих органов на наши сигналы. Тем не менее, наша Ассоциация продолжает работать в этом направлении, поскольку мы понимаем, что наши возможности ограничены.

В прошлом году ЕВРАРОС подписала соглашение с Российской системой качества (Роскачество). Это структура, созданная Правительством Российской Федерации. Она является независимой автономной некоммерческой организацией.

Недавно мы запустили программы исследования рынка внутрипольных конвекторов. Это была наша первая инициатива. Далее Ассоциация намерена продолжить исследования и по другим товарным группам уже совместно с Роскачеством. Мы используем все каналы продвижения и распространения информации, включая профильные сайты, которые суммарно посещают миллионы пользователей. Кроме того, поскольку Роскачество — структура, созданная правительством, у неё есть каналы влияния на принятие решений органами власти. Благодаря этому мы активно работаем во всех общественных институтах, созданных в этой сфере.

Недавно мы обновили межведомственные рабочие группы в рамках Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Я вошёл в одну из этих групп вместе с представителями органов государственного надзора. Нами был сформирован план и в него включены необходимые документы.

Также Ассоциация активно работает с Минстроем, который является официальным разработчиком технических регламентов по безопасности строительных материалов и изделий, а также — технического регламента Евразийского экономического союза. Мы надеемся, что к концу следующего года будет подготовлена редакция, которая будет утверждена. Этот документ сильно изменит рынок строительных материалов и отопительного оборудования.

ЕВРАРОС взаимодействует с органами власти всех стран Евразийского экономического союза. Мы строим отношения с Министерством экономики Республики Киргизия и органами надзора, чтобы продукция, производимая в странах ЕАЭС, могла свободно перемещаться по всей его территории и при этом соответствовать всем нашим строгим нормам, стандартам и правилам. Например, мы обеспокоены качеством и состоянием производства в Киргизии, где в особой экономической зоне был построен большой китайский завод по производству алюминиевых изделий.

У нас много направлений работы, и все они очень важны для нас. В 2023-м и в последующие годы Ассоциация ЕВРАРОС продолжит расширять свои компетенции и активно работать над совершенствованием регуляторных инструментов, а также — над обеспечением здорового конкурентного климата на отечественном рынке систем отопления. Всё это очень важно.