Сегодня мотив написания статьи — совсем другой. Наши оптовые покупатели из разных регионов стали упрекать нас, что мы сильно завышаем отпускные цены на выпускаемые теплоносители «Тёплый дом». Мол, вот другое дело — теплоносители марки PrimoClima Antifrost на этиленгликоле (-65°C) и пропиленгликоле (-30°C), которые активно продвигаются крупной московской компанией «МТК-Групп» по очень даже невысоким ценам, а ведь они сделаны по новым технологиям, с импортными присадками!

Пришлось закупить несколько образцов «продвинутой» продукции непосредственно в офисе…

Оказалось, что на этикетках этих канистр, в нарушение требований ГОСТ, отсутствует информация о том, кто является производителем, о месте производства, а также не указано, по каким ТУ изготовлен продукт, и ничего не говорится о наличии сертификатов. Но нанесённый на этикетке QR-код однозначно указывал на то, что данный бренд принадлежит ООО «МТК-Групп», что подтверждалось ещё и телефоном данной фирмы.

Затем мы попытались получить документы на данные теплоносители. Только после расспросов вроде «а кто вы такие, а зачем вам это надо?» были предоставлены почему-то сертификаты соответствия на теплоносители ЭГ-65 и ПГ-30, выпускаемые по ТУ от 2011 года и принадлежащие ООО «ЭкоТепло» из города Электросталь Московской области.

Правда, объяснить, какая тут связь с нанесённым на канистры логотипом PrimoClima, нам не смогли. За назойливость наш телефон и электронную почту попросту заблокировали.

То есть реальным производителем содержимого оказалось ООО «ЭкоТепло», а «МТК-Групп», как заказчик и продавец в одном лице, выдумало красивое название, которое не подтверждается ни одним документом (ТУ, свидетельство о госрегистрации, сертификат соответствия, паспорт безопасности). Но это не самое страшное!

Проведённая лабораторная проверка теплоносителей PrimoClima Antifrost на пропиленгликоле (-30°C) и этиленгликоле (-65°C) показала, что в обоих случаях, скорее всего, использовалось сырьё или некондиционное, или восстановленное после применения. О наличии большого количества лишних компонентов, а также глицерина свидетельствовала нереально высокая плотность — 1,112 и 1,057 г/см³, соответственно, и, разумеется, показания хроматографа.

Что скрывается за красивой этикеткой? Анализ рынка теплоносителей. 1/2020. Фото 1

В обоих образцах отсутствуют антикоррозионные и антинакипные присадки, на что указывают показатели щёлочности — 0,3–0,4 см³ при норме не менее 10 см³. Нормальные компании обычно делают этот ресурс не менее 18–20 см³, что существенно продлевает срок эксплуатации теплоносителей. Температура кристаллизации ЭГ-65 оказалась всего лишь −57°C, а его водородный показатель рН был тоже ниже нормы.

И даже этой «бурды» (извините за грубость) в канистры не доливается в размере примерно 4–10% от указанной массы. В общем, для Роспотребнадзора — широкое поле деятельности!

Вывод: мы имеем дел с очередным «мыльным пузырём», ложью. А как хорошо всё начиналось: красивые канистры, громкое импортное название, увлекательная реклама, низкие заманчивые цены…

Для чего же всё так детально рассказано на данном примере?

Ответ прост: проведённая последующая проверка закупленных на рынках и в магазинах образцов теплоносителей показала, что он далеко не единичен. Показатели исследованных теплоносителей с серьёзными отклонениями от норм приведены в табл. 1.

Что скрывается за красивой этикеткой? Анализ рынка теплоносителей. 1/2020. Фото 2

Три года назад мы тщетно искали в лианозовских гаражах раскручиваемую в Интернете марку Kräft. Сейчас нам «повезло»: каким-то чудом удалось купить её на рынке «Славянский мир», и мы не обманулись в своих мрачных предчувствиях. Вместо −65°C образец показал лишь −34°C, присадки вообще отсутствовали, недолив составил 4%.

Попытались через офис получить сертификаты на Kräft, но, кроме рекламного буклета о прекрасных показателях «теплоносителя нового поколения», больше нам ничего не дали. А в прямом разговоре с не представившимся официальным лицом фирмы выяснилось, что реальным производителем оказалось всё то же ООО «ЭкоТепло». Это, мол, «они такие плохие и нас обманывают…».

Что скрывается за красивой этикеткой? Анализ рынка теплоносителей. 1/2020. Фото 3

Продолжаем расследование. Теперь его объектом будет марка «Комфортный дом», известная с прошлой проверки наличием метанола. Ныне в буклете одноимённой компании эта марка преподносится «как одна из лучших на российском рынке, применяющая самые современные технологии…» Посмотрим, какие же показатели этих «технологий»: температура кристаллизации составила −53°C, что на 12°C ниже заявленного параметра, присадок нет вообще, показатель рН — в кислой среде, из-за добавленного глицерина — повышенная вязкость.

А теперь угадайте, кто же реальный производитель? Не поверите, но это уже отличившаяся многостаночностью компания «ЭкоТепло», что прямо указано на этикетке! При этом на сайте продавца громко заявлено: «Ответственность производителя застрахована на 100%».

Быть может, действительно найдутся обманутые такой рекламой принципиальные люди и фирмы, и они призовут «великих комбинаторов» к ответу?

После вышеописанных событий уже не было большого желания выяснять, кто же является истинным производителем марок под брендом TermoTactic. Дело в том, что сама форма канистр, однотипные наклейки с датой выпуска, а также показанные результаты явно свидетельствовали, кто это (конечно же, «ЭкоТепло»). На этикетке канистры было скромно написано «Сделано в России».

Сами результаты один в один совпадают с Primoclima: присадок нет, недолив — 4–9%, из-за добавленного глицерина — повышенные плотность и вязкость.

Марка Hot Point, кажется, находится в состоянии постоянного поиска. Три года назад теплоносители выпускались по ТУ старого казанского тосола, а сейчас, оказывается, производятся уже по «технологии Pipal Chemicals». Только вот результаты особенно не улучшились… В Ultimate eco-30 вместо экологичного пропиленгликоля оказалась ядовитая смесь, показатель рН — в кислой среде (6,41), а присадки точно не карбоксилатные.

Налицо явный общий тренд: выдумать покрасивее название несуществующего теплоносителя (лучше — похожего на импортный) и раскрутить его в Интернете. Но обязательным условием при этом должны быть низкие цены, а то как его продвинешь?

Думаю, что вы сами понимаете, за счёт чего это делается:

  • обман по температуре;
  • другое исходное сырьё;
  • недолив продукции;
  • отсутствие присадок;
  • выдуманные свойства.

Реального производителя жидкости с такими отклонениями найти нетрудно. Ведь честным трудом при высокой конкуренции на рынке теплоносителей маленькой фирме пробиться нелегко, а объединиться с желающими заработать на обмане доверчивых людей — всегда пожалуйста. Ведь это так удобно: на этикетках громкие импортные названия, а ты как бы и в стороне…

Если к солидным оптовым продавцам или на значимый объект многим таким маркам попасть трудно, то частнику в Интернете голову заморочить можно.

Поэтому и создаются десятки «бумажных» фирм, за которыми стоят одни и те же люди, предлагающие со всех сторон подобные «новинки».

Конечно, российский рынок теплоносителей состоит не только из последователей Остапа Бендера. На наш взгляд, они составляют примерно пятую-шестую часть продаж. И именно на таких фирмах и брендах заострено внимание в данном материале: может быть, приводимые примеры кому-то позволят избежать последующих проблем с системой отопления или кондиционирования (табл. 1).

Но, к счастью, пока всё же львиная доля продаж принадлежит добросовестным производителям с марками «Тёплый дом» («Химавто»), Thermagent («Обнинскоргсинтез»), Hot Stream («Техноформ»), Dixis (от «Гелис-Инт»).

Нужно отметить, что на этот раз нет претензий и к Dixis от ГК «Импульс», сменившему производителя.

Только вот простому обывателю купить сейчас качественный Dixis и не попасть на подделку будет совсем непросто. ГК «Импульс» об этой проблеме вообще молчит, а «Гелис-Инт» хотя и говорит об этом на своём сайте, но предпринимает ли что-то в практическом плане — неизвестно. От взаимодействия с нами по этому вопросу они отказались.

Наша служба безопасности вместе с органами МВД проводит постоянные рейды по выявлению контрафакта теплоносителя «Тёплый дом», которые завершаются для нарушителей судом, конфискацией и солидными штрафами. Кроме того, подделку нашего бренда очень легко определить визуально по оригинальной канистре с выдавленным логотипом. Благодаря этому продажи контрафакта сведены к минимуму.

Мы всегда с разрешения сотрудников полиции на точках, где проводились контрольные закупки, брали для экспертизы и образцы Dixis. Результаты показали, что там, где были подделки нашего бренда, там же на 100% были и подделки Dixis на метиловом спирте. И если мы жёстко добивались прекращения продаж своего бренда, то продажи поддельного Dixis продолжались.

В заключение хотелось бы сказать, что вовсе не напрасно мы правдиво «выносим на свет» проблемы рынка теплоносителей. Три года назад метиловый спирт был представлен в большом количестве, а сейчас — ни в одном из проверенных образцов!

Уверен, что немалую роль сыграла и аналитическая статья [1], упомянутая в начале материала.

Мы считаем, что наши потребители вправе знать правду, а мы сами имеем полное право и обязаны донести эту правду до людей!

Возможно, что приведённые данные будут полезны и некоторым «производителям», которые сами порой не знают, что же они реально продают, и витают в иллюзиях от собственной рекламы.

 

Наши рекомендации по выбору теплоносителя

Рекомендуем вам меньше верить красивым словам, обещаниям, импортным названиям и ярким этикеткам, которыми изобилует Интернет. Делайте выводы по реальным делам и результатам.

Самостоятельно проверьте:

  • как давно этот теплоноситель на рынке;
  • есть ли своё производство, где оно находится;
  • есть ли какая-то положительная история (перечень объектов);
  • какие отзывы на данную марку;
  • где и как продаётся (не только по Интернету);
  • наличие сертификатов и допусков (именно на это название);
  • как защищён от подделки.

Доверчивость и невнимательность может привести не только к потере денег и времени, но и послужить причиной выхода отопительного оборудования из строя и нервотрёпки, связанной с решением этих проблем.

P. S. Уже всё было написано, но опять назойливо лезет в глаза реклама всё новых теплоносителей. Особенно отличаются этим «производители» из Нижнего Новгорода и Дзержинска. И вроде даже сертификаты у них имеются. Вот только одной бумажкой могут сразу освидетельствовать не один десяток наименований (теплоноситель, тосол, антифриз, ПГ, ЭГ, ВГР, ВРП и т. д.), которые удивительным образом все разом могут делаться по одному и тому же ТУ, несмотря даже на разные основы!