Конституция РФ (ст. 71) устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени. Таким образом, эти положения Конституции РФ закрепляют централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии (единицы величин, эталоны и связанные с ними другие метрологические основы). В этих вопросах исключительное право за законодательными органами и государственными органами управления Российской Федерации. В 1993 году был принят закон РФ «Об обеспечении единства измерений», который определяет:
  • основные метрологические понятия (единство измерений, средство измерений, эталон единицы величины, нормативный документ по обеспечению единства измерений, метрологическая служба, метрологический контроль и надзор, поверка средств измерений, калибровка средств измерений и другие);
  • компетенцию Госстандарта России в области обеспечения единства измерений;
  • компетенцию и структуру Государственной метрологической службы и других государственных служб обеспечения единства измерений;
  • метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц (предприятий, организаций);
  • основные положения о единицах величин Международной системы единиц, принято Генеральной конференцией по мерам и весам;
  • виды и сферы распространения метрологического контроля и надзора;
  • права, обязанности и ответственность государственных инспекторов по обеспечению единства измерений;
  • обязательное создание метрологических служб юридических лиц, использующих средства измерений в сферах распространения государственного контроля и надзора;
  • условия использования средств измерений в сферах распространения государственного контроля и надзора (утверждение типа, поверка);
  • требования к выполнению измерений по аттестованным методикам;
  • основные положения калибровки и сертификации средств измерений;
  • источники финансирования работ по обеспечению единства измерений.
Рассмотрим некоторые статьи этого закона применительно к энергетике жилищно-коммунального хозяйства. Это статья 12 и 13 закона. На основе статей 12 и 13 закона все средства измерений, используемые в котельных, подлежат обязательной поверке и должны быть сертифицированны в установленном порядке. Как показали проверки состояния и применения средств измерений при оказании жилищно-коммунальных услуг, проведенные в IV квартале 2001 года инспекторами Саратовского СЦСМ — 60 % средств измерений не пригодны к эксплуатации, и это в разгар отопительного сезона. Более того, у части средств измерений не нашелся хозяин. На предприятиях отсутствует метрологическая служба или лица ответственные за метрологическое обеспечение, нет перечней применяемых средств измерений, нет графиков поверки средств измерений. Руководителям проверенных предприятий выданы главным государственным инспектором предписания по устранению замечаний, однако до настоящего времени нарушения не устранены. За невыполнение предписаний руководители предприятий будут привлечены к административной ответственности в виде штрафа до 10 000 рублей. Ответственность за правильность отнесения средств измерений к сфере государственного контроля и надзора несет руководитель предприятия. Конкретные перечни средств измерений, подлежащих поверке, составляются предприятиями-пользователями средств измерений и утверждаются территориальными органами Госстандарта России. На основании этого перечня владельцем средств измерений составляется график поверки и согласовывается с территориальным органом Госстандарта. На сегодняшний день предприятия ЖКХ не представили ни одного перечня и графика, тем самым грубо нарушая законодательство РФ. До сих пор не внедрен ГОСТ 51617–2000 г. «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», который обязателен к исполнению на всей территории Российской Федерации как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Юридические и физические лица, а также государственные органы управления Российской Федерации, виновные в нарушении метрологических правил и норм, несут в соответствии с действующем законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность. Многих проблем, связанных с обеспечением единства измерений и метрологического обеспечения производства, можно было избежать, если бы на предприятиях ЖКХ были организованны метрологические службы. Рассмотрим другую статью указанного выше закона ст. 11. При выполнении работ в сферах распространения государственного контроля и надзора создание метрологических служб или иных организационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным. Метрологическая служба предприятия, как правило, самостоятельное структурное подразделение, которое возглавляется главным метрологом, и осуществляет следующие основные функции:
  • анализ состояния измерений на предприятии;
  • внедрение современных методов и средств измерений, методик выполнения измерений;
  • внедрение методических и нормативных документов в области метрологического обеспечения производства;
  • контроль работоспособности средств измерений в процессе их эксплуатации (помимо поверки);
  • обслуживание СИ в эксплуатации в соответствии с указаниями эксплуатационной документации;
  • текущий ремонт средств измерений; надзор за состоянием и применением средств измерений;
  • учет средств измерений на предприятии.
Грамотно поставленный учет состояния средств измерений дает данные, которые обеспечивают:
  • формирование потребности предприятия и отдельных его цехов в средствах измерений;
  • формирование перечней средств измерений, подлежащих поверке, в том числе и списанию;
  • планирование поверки средств измерений и фиксирование ее результатов;
  • планирование ремонтов средств измерений;
  • расчеты за поверочные и ремонтные работы;
  • анализ работы ремонтного персонала.
Для решения поставленных задач по обеспечению единства измерения, внедрения ГОСТ 51617–2000 г. и связанных с ним мероприятий, предлагаем разработать областную целевую программу, направленную на обеспечение оказываемых жилищно-коммунальных услуг требованиям соответствующих стандартов, на безопасность услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и охраны окружающей среды. Саратовский центр готов принять непосредственное активное участие в разработке целевой программы. Необходимо провести инвентаризацию средств измерений, находящихся в эксплуатации в ЖКХ. Важный вопрос — поверка средств измерений. Ее необходимость определена законодательством РФ и правилами безопасности в газовом хозяйстве. Что такое техника безопасности, и какие последствия могут быть, я думаю, говорить излишне. Поверка средств измерений — это совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения соответствия СИ установленным техническим требованиям. Основной показатель качества измерений — точность измерений. Без знания точности измерений невозможно оценить достоверность результатов контроля, обеспечить эффективное управление технологическим процессом, обеспечить достоверный учет материальных и энергетических ресурсов, принять правильные решения на основе результатов измерений. Поверку СИ осуществляет Саратовский центр, который имеет два отделения в городах Балаково и Балашове. Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению. Если средство измерений по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него наносится оттиск поверительного клейма и (или) выдается «Свидетельство о поверке». Если средство измерения по результатам поверки признано непригодным к применению, оттиск поверительного клейма гасится, «Свидетельство о поверке» аннулируется, выписывается «Извещение о непригодности». Поверка производится на основании графика поверки через межповерочный интервал, который устанавливается при проведении государственных испытаний и сертификации средств измерений. Как правило, межповерочный интервал указывается в паспорте на прибор. Не допускаются к применению средства измерения, у которых отсутствует пломба или клеймо, просрочен срок проверки, имеются повреждения, стрелка при отключении не возвращается к нулевому делению шкалы на величину, превышающую половину допускаемой погрешности для данного прибора. Эксплуатация газового оборудования с отключенными контрольно-измерительными приборами, предусмотренными проектом, блокировками и сигнализацией запрещается. Приборы, снятые в ремонт или на поверку, должны немедленно заменяться на идентичные, в том числе и по условиям эксплуатации. В этом году в соответствии с «Инструкцией по оценке готовности муниципальных образований, обеспечивающих энергоснабжение предприятий, организаций, населения и объектов социальной сферы к работе в осенне-зимний период» при составлении «Акта проверки готовности к работе в осенне-зимний период» будет производиться запись о наличии клейма или свидетельств о поверке контрольно-измерительных приборов, в т.ч. систем индивидуального контроля загазованности. В соответствии с «Правилами учета газа», утвержденными Минтопэнерго РФ 14 октября 1996 г., в условиях жилищно-коммунального хозяйства необходим учет расхода природного газа. Измерение и учет количества газа производится по методикам выполнения измерения, аттестованным в установленном порядке. Постановлениями Госстандарта России от 13.02.96 г. и от 02.02.99 г. введены в действие правила по метрологии ПР 50.2.019–96 «Методика выполнения измерений при помощи турбинных и ротационных счетчиков» и взамен РД 50–213–80 ГОСТ 8.563.1.3 «Методика выполнения измерений с помощью сужающих устройств» и ПР 50.2.022–99, регламентирующие требования к проектированию, монтажу, оснащению и эксплуатации измерительных комплексов (узлов учета). Введение этих документов требует проведения ряда мероприятий, связанных с приведением состояния и применения действующих узлов учета в соответствии с требованиями, установленными в указанных выше нормативных документах. Так как газ является сжимаемой средой, то весь объем потребленного газа в РФ приводится к нормальным условиям. Поэтому необходимо контролировать параметры газа, температуру, давление. В правилах любого типа. Считаем необходимой на узлах учета с большим потреблением газа установку электронного корректора. На каждом узле учета с помощью СИ должны определяться:
  • время работы узла учета;
  • расход и количество газа в рабочих и нормальных условиях;
  • среднечасовая и среднесуточная температура газа;
  • среднечасовое и среднесуточное давление газа.
Особое внимание следует обратить на проектирование узлов учета (вновь вводимых или реконструированных). Проектные организации разрабатывают проекты с нарушением требований действующего законодательства. Даже если согласовал Межрайгаз, это не значит, что проект годен, т.к. они согласуют только место врезки. Поэтому необходима метрологическая экспертиза технической документации. Эту экспертизу может делать метрологическая служба предприятий или орган государственной метрологической службы (Центр). В целях обеспечения единства измерений расхода количества природного газа необходимо:
  • привести в соответствие средства измерений и их монтаж в соответствии с требованиями нормативных документов; обратить внимание на изоляцию прямого участка трубопровода, где установлен термометр;
  • оснастить узлы учета средствами измерений параметров газа (температуры, давления);
  • оформить техническую документацию по приложенной форме до срока очередной поверки 2002 г., но не позднее начала отопительного сезона.
При предъявлении счетчиков газа и расходомеров газа на очередную поверку свидетельство о предыдущей поверки и паспорт на измерительный комплекс иметь обязательно. Выводы:
  • Необходимо разработать целевую программу по обеспечению единства измерения, внедрения ГОСТ 51617–2000 г. и связанных с ним мероприятий.
  • Провести инвентаризацию средств измерений на предприятиях ЖКХ.
  • Организовать метрологическую службу.
  • Обеспечить представление графиков и перечней.
  • Провести поверку всех СИ до начала отопительного сезона.
  • Привести узлы учета природного газа в соответствие с требованиями действующих стандартов.