Воснове высоких эксплуатационных качеств шаровых кранов от лучших мировых производителей, лежит совершенство их конструкции, точное следование требованиям технологии производства и строгий контроль химического состава материалов. Цель же любой подделки — прикрываясь маркой известного бренда, при минимальных затратах создать внешнее подобие предмета подделки. Первое, на чем экономят подпольные дельцы, это — материалы. Корпуса кранов и шаровые затворы должны изготавливаться из специальных марок латуни, химический состав которых в РФ регламентируются ГОСТом, а за рубежом — национальными стандартами. Эти стандарты предусматривают содержание меди 57–60 %, цинка — до 60 %, свинца в пределах 0,8–1,9 % (свинец необходим для придания латуни поверхностной твердости). Нелегальные производители, как правило, используют лом цветных металлов, содержание примесей в которых не контролируется. В результате производятся краны, процент содержания свинца в которых, как показывают исследования, доходит до 5–7 %. Хорошо известно, что переизбыток свинца в воде очень вреден для здоровья. Другой способ фальсификации материалов — использование для изготовления корпусов более дешевого металла — цинка. Это тоже опасная подделка. Кран из цинка имеет повышенную хрупкость и может треснуть от механических и гидравлических воздействий. Кроме того, содержащийся в водопроводной воде хлор, вымывает цинк из корпуса, корпус со временем истончается и становиться еще менее надежным. Вдобавок, цинк и хлор в воде образуют раствор хлористого цинка, который является канцерогеном. Встречаются шаровые краны, изготовленные из силумина (алюминиевого сплава). Надежность их еще ниже. Экономия металла побуждает нелегальных производителей изготавливать корпуса кранов с толщиной стенки от 1 до 0,5 мм. Это чрезвычайно снижает их надежность — для сравнения, авторитетнейший производитель Giacomini производит краны с толщиной стенок 2 мм. Корпуса и шаровые затворы в изделиях ведущих производителей изготовляются методом горячего прессования или горячей ковки. Мелкие производители не тратятся на покупку таких технологий и изготавливают свои изделия методом литья. Такие изделия отличаются неровной поверхностью корпуса, наплывами, могут иметь неоднородную структуру материала и, как следствие, низкую надежность. Шаровые затворы (шары) фальсифицированных кранов часто изготавливаются не из латуни, а из стали, с покрытием или, даже без него. Стальные шары быстро корродируют и перестают быть герметичными. Кроме того, «недовложение» латуни в корпус крана делает его подозрительно легким. Стальной шар компенсирует этот недостаток веса, маскируя наличие у корпуса недопустимо тонких стенок. Кстати, о шарах. Ведущие производители придают большое значение качеству поверхности шаровых затворов. Латунные шары подвергаются алмазной шлифовке, на них наносится антикоррозионное покрытие из никеля или хрома. В результате, шар получает идеальную зеркальную поверхность. Признак изделий низкого качества — тусклая, мутная или шероховатая поверхность шара. Специалисты выделяют ряд конструктивных приемов, упрощающих и удешевляющих (в ущерб качеству) конструкцию кранов. Нелишне сказать, как фальсифицированные краны маскируются под оригинальные. Один из приемов — неправильное написание названия известной фирмы, например, Bogati вместо Bugatti; написание названия страны, например, «ITALY» вместо принятого «Made in Italy»; искажение известного логотипа, помещением его, например не в ромб, а в квадрат или в круг. Свидетельством фальсификации может служить отсутствие тех или иных элементов маркировки, обязательных для конкретных производителей. При про даже газовых кранов встречается и такая примитивная форма обмана, как замена на водопроводном кране родной ручки на желтую — газовую (газовые краны стоят дороже). Обычному покупателю трудно отличить поддельный шаровой кран от оригинального. Вот несколько простых советов, как в некоторых случаях это можно сделать. Прежде всего, определите для себя степень риска от установки ненадежных шаровых кранов. Если это система отопления в загородном доме, то подделка среднего качества будет не так уж опасна — давление в системе не больше трех атмосфер, скачков нет, температура воды не выше 85 °С. Низкая цена таких кранов сможет компенсировать определенный риск от их эксплуатации. Другое дело, если запорная арматура устанавливается в системах водоснабжения, газоснабжения, а также в любых сантехнических системах многоквартирных жилых домов. Цена экономии может оказаться слишком высокой, поэтому выбирать шаровые краны надежней всего из ассортимента признанных мировых производителей, таких как: FAR, RBM, F.I.V. Покупая шаровые краны у официальных дистрибьюторов этих фирм, вы будете застрахованы от подделок. Если нет возможности купить изделия непосредственно у дистрибьютора, можно связаться с ним по телефону и уточнить, является ли он официальным поставщиком интересующего вас продавца. Некоторые производители на интернет-сайтах размещают рабочие чертежи своих изделий. Нелишне будет узнать все о маркировке, размерах, весе, других признаках интересующего вас изделия, и по ним определить его подлинность. Если на такие организационные мероприятия у вас нет времени, можно воспользоваться некоторыми практическими советами: ? внимательно осмотрите маркировки на корпусе крана, если искажены название фирмы или графика логотипа, если указано только название страны вместо Made in …, если в дате производства обозначен еще не наступивший месяц или в маркировке отсутствуют элементы, обязательные для данной марки крана, это — подделка; ? если поверхность корпуса неровная, на ней имеются наплывы, микротрещины, увеличена толщина стенок, значит, кран изготовлен методом литья и это — подделка; ? если кран имеет стальной шаровой затвор, что можно определить с помощью магнита, это тоже подделка; ? если зеркало шарового затвора тусклое или мутное, это — подделка; ? если корпус крана изготовлен из цинка или силумина, это — подделка, убедиться в этом можно, слегка процарапав никелевое покрытие корпуса, если под ним проступит серебристый цвет, это — цинк, если белый — силумин, латунь имеет светло-желтый цвет. К сожалению, состав материала без сложного химического анализа определить невозможно. Как показали исследования, проведенные специалистами из МИСиС, из восьми случайно отобранных в торговых точках Москвы шаровых кранов — шесть оказались изготовленными из нестандартных сплавов с повышенным содержанием свинца, железа, алюминия, цинка. Повышенное содержание свинца в воде несет большую опасность для здоровья людей. Невозможно визуально обнаружить и другой опасный вид подделки — утонченные стенки корпуса. Только распилив кран, можно измерить их толщину. Если толщина стенок 1 мм и меньше, кран может разрушиться от небольших колебаний давления или механических напряжений. Определенной гарантией от подделок такого типа может быть наличие у продавца сертификата соответствия и гигиенического сертификата на изделие. Впрочем, как мы уже говорили, полную гарантию подлинности шарового крана может дать только официальный дистрибьютор известной фирмы-производителя. ?