Отечественные заводы имеют на нем лишь небольшую долю. Это связано, в первую очередь, с низкой конкурентоспособностью российской сантехники, ее невысоким качеством и плохим дизайном. Отечественных производителей спасает лишь то, что большая часть строящегося жилищного фонда укомплектовывается именно отечественной сантехникой. Это дает гарантированную долю на рынке, но уже явно не относится к элитным домам и правильно рассчитанным коммерческим проектам. Импорт: структура и новшества Сегодня бытовые смесители импортируются из целого ряда зарубежных стран. Среди них — Китай, Италия, Испания, Финляндия, Франция, Германия, Швеция, Турция и т.д. Мировой рынок сантехники фактически поделен между пятью основными компаниями: American Standard (США), Roca (Испания), Sanitec (Финляндия), Villeroy & Boch (Германия) и Kohler (США). На рынке их продукция представлена различными брендами. Дилерская сеть России насчитывает более 300 крупных коммерческих фирм-поставщиков сантехнической арматуры. В каждом областном центре России как минимум 10–15 фирм занимаются как розничной торговлей сантехнической арматурой через сеть торговых домов и магазинов, так и оптовыми поставками. Модели импортных смесителей низшей ценовой категории (до $50–70) представлены изделиями заводов бывших социалистических стран — Чехии, Польши, Венгрии и Болгарии, а также наиболее дешевыми смесителями из Италии и Испании (Pafoni, Roca и др.). Самые непритязательные модели Oras, Ideal Standard и Gustavsberg стоят ненамного дороже. Так, у модели Oras Solina для умывальника латунный корпус снаружи покрыт хромированным пластиком, который, естественно, стоит дешевле металла, но по прочности ему не уступает. Такая модель стоит $50. В средний ценовой сегмент ($80– 250) входят более современные модельные серии Ideal Standard, Hansgrohe, Mondaro, Ceraplan, Idyll, Agos, Tilo, Kalea, Gustavsberg и др. Например, Gustavsberg Skandic — одноручковые смесители с корпусом из латуни и различными покрытиями: хром, хром/золото, белая эмаль, белая эмаль/золото. Все они оснащены керамическим картриджем, который обеспечивает полную изоляцию без использования уплотнительных резиновых колец. Эти модели продаются по цене от $80. К классу «люкс», т.е. высшему ценовому сегменту, характеризующемуся дорогостоящей отделкой и авторским дизайном, специалисты относят отдельные серии марок Dornbracht, Jado, Jorger, Rapsel Vola, Grohe, Hansgrohe, Ideal Standard и др. К примеру, немецкая фирма Grohe предлагает коллекции смесителей марки Groheart под названиями Atrio и Ectos. В коллекцию входят двух- и одноручковые бытовые смесители для умывальника, биде, душа и ванны (настенная и скрытая установка), а также смесители-термостаты для душа с ручкой регулировки температуры воды. Корпусы изделий выполнены из латуни, покрыты хромом или специальным напылением sterling «под золото», а также «под шелковый металл». Рычаги некоторых приборов выполнены из белого или синего закаленного противоударного стекла. Приобретая смеситель, покупатель может сам подобрать к нему ручки. В коллекции они представлены в трех вариантах: Atrio Jota — в форме элегантного рычага, Atrio Delta — в виде треугольника (ультрамодное решение) и Atrio Ypsilon — традиционный с трехлучевой звездой. Ассортимент коллекции дополняют аксессуары для ванной комнаты и туалета в том же дизайне: зеркала, держатели для туалетной бумаги, крючки, кольца для полотенец и т.д. Стоимость таких моделей — от $250 до $400 и выше. Верхнюю ценовую планку в этом классе занимают смесители с фильтрами. Например, в одноручковом смесителе Ideal Standard ClearTap для фильтрации используются два шланга (для поступления холодной воды на очистку и подачи уже очищенной воды) и кожух со сменным фильтром. Сменный фильтр представляет собой стержень из активированного угля, полученного в результате сжигания скорлупы кокосового ореха (размер пор этого фильтра — один микрон). В уголь добавлены специальные вещества для удержания тяжелых металлов, а также полиэтилен для гибкости. ClearTap способен осуществлять как грубую (механическую), так и глубокую (химическую) очистку воды, а уголь адсорбирует соли тяжелых металлов, хлорсодержащие вещества и устраняет неприятный запах. Фильтр необходимо заменять через 90 дней работы или после очистки 1000 л воды. Стоит такой смеситель $360–380. Одним из последних достижений на рынке бытовых смесителей является термостатический смеситель — еще одно звено в обеспечении комфорта современной ванной комнаты. Его задача — избавить покупателя от необходимости каждый раз регулировать подачу холодной и горячей воды, чтобы обеспечить наиболее комфортную температуру. Достаточно один раз настроить температуру выходящей воды, а потом менять только ее напор. При уменьшении напора горячей или холодной воды в водопроводе почувствуется только изменение напора, температура воды при этом не изменится. Этого не случится и при включении подачи воды — смеситель сразу выдаст воду комфортной температуры. Не так давно на рынке появились бесконтактные электронные смесители. Они «выдают» воду, как только руки подносят к крану. Если не программировать какую-либо определенную температуру, вода из крана будет идти самой комфортной для человека температуры — 38°С. Система дистанционного управления смесителем позволяет отрегулировать расстояние, с которого будет срабатывать электронный датчик, а также время «протечки» воды. Стоимость смесителей такого типа — от $400 до $650. Отдельную ценовую нишу занимают смесители именитых дизайнеров и модели, украшенные драгоценными камнями. Допустим, смеситель Hans-grohe Axor из коллекции Mondaro, украшенный сапфирами, рубинами или цирконами, стоит $850. Стоимость некоторых моделей может доходить до $1000 и более. Например, отдельные «смесительные шедевры» компании Inter-median напоминают флаконы дорогой парфюмерии или удивительные шкатулки с вентилями в виде двух золотых лебедей. Кризису способствуют китайцы Что касается российского сегмента рынка бытовых смесителей, то закупочная цена на дешевые модели составляет примерно $7–10, смесители средней ценовой категории закупаются по цене $10–25, более $25 стоят дорогие российские смесители. В процессе исследования было выявлено, что на цены российского рынка бытовых смесителей сильно влияют китайские производители. Именно они и вытесняют российского производителя с рынка, поставляя в Россию продукцию по ценам порой даже ниже себестоимости. Издержки китайских производителей возмещает правительство Китая. Такая политика ведется с расчетом будущей выгоды: не выдержав конкурентной борьбы, российские производители либо окончательно обанкротятся, либо перейдут на выпуск другой продукции, тогда китайцы смогут поднять цены на свои смесители. Слишком низкая цена на китайские смесители также объясняется материалом их изготовления: в большинстве своем сплавы, из которых они изготавливаются, не соответствуют российским ГОСТам. Это снижает и без того низкую степень защиты россиян от продукции из экологически неблагоприятных материалов, которые вредят здоровью. Множество посреднических китайских компаний-однодневок, получающих быструю прибыль и не отвечающих за качество предлагаемой продукции, подрывают российский рынок смесителей, «ломают» цены и усугубляют кризис российских производителей. Другой причиной вытеснения российских производителей бытовых смесителей является их чрезвычайная инертность. Российские заводы до сих пор выпускают модели, которые были введены в производство еще в советские времена. Эти модели проигрывают по сравнению со смесителями китайских производителей, которые, в отличие от российских заводов, моментально реагируют на малейшие изменения в потребительских предпочтениях. Несмотря на разногласия опрошенных экспертов на счет развития отечественного рынка бытовых смесителей, можно сделать следующие выводы. Для России характерны две основные тенденции: устойчиво высокий, растущий спрос на китайские смесители, а также рост спроса на смесители среднего ценового сегмента, который объясняется ростом уровня жизни и повышением «разборчивости». Объем продаж бытовых смесителей в России, по оценкам экспертов, ориентировочно равен 1,2 млн штук в месяц. Это относится и к импортным, и к отечественным моделям. Импортные смесители занимают примерно 80% российского рынка, следовательно, продажа смесителей российского производства составляет 250 тыс. штук в месяц. На рис. 1–4 представлены данные, полученные путем опроса 411 человек в местах продаж бытовых смесителей в г. Екатеринбурге.