Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

Российский рынок конвекторов – инновационный и высокотехнологичный сектор отрасли отопительных приборов

4609 0
Опубликовано в журнале СОК №7 | 2016
Rubric:
Тэги:

В данной статье хотелось бы коротко рассказать о текущем состоянии, перспективах развития и возможных мерах поддержки такого сегмента отрасли отопительных приборов как рынок конвекторов.

Вначале необходимо сказать несколько слов об основных отличиях конвекторов от других отопительных приборов, прежде всего, от радиаторов отопления.

Во-первых, в соответствии с ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия» основным отличием конвектора от радиатора отопления является то, что теплоотдача осуществляется им преимущественно путем свободной конвекции, за счет чего этот прибор собственно и получил свое название.

В свою очередь, под конвекцией (от латинского слова convectio -  «перенесение») понимается вид теплообмена, при котором внутренняя энергия отопительного прибора передается помещению струями и потоками. Этим конвекция и отличается от радиации как вида теплового излучения отопительного прибора, которое имеет сплошной спектр. 

Во-вторых, важным отличием конвекторов, или, как их называют в статистике (в общероссийском классификаторе продукции), конвекторов отопительных, согласно ГОСТ также является наличие у конвекторов не только собственно нагревательного элемента, но и кожуха, образующего необогреваемый канал для естественной конвекции. При этом согласно тому же ГОСТ конвекторы могут быть как оснащены кожухом, так и не иметь его.

В-третьих, важным отличием конвекторов от радиаторов отопления является то, что конвекторы по составу материалов (количеству видов используемых при их изготовлении металлов) являются более «сложносочиненной» продукцией.

Так, если при изготовлении радиаторов отопления используется металл одного (алюминиевые секционные, стальные панельные радиаторы) или двух видов (биметаллические радиаторы), то при производстве конвекторов в качестве материалов используется большее количество видов металлов. Например, при производстве конвекторов для изготовления теплообменника могут использоваться медь и алюминий, короба – оцинкованный металл, а в качестве соединительных элементов – латунь. Такая ситуация делает сборочный процесс изготовления конвекторов более сложным по сравнению с литьем или экструзией (формованием) и последующим окрашиванием, которые характерны для алюминиевых радиаторов отопления.

Сложная технология изготовления объективно предопределяет более высокую стоимость конвектора по сравнению с усредненным радиатором отопления, в связи с чем их процентная доля на рынке отопительных приборов в денежном выражении традиционно превышает процентную долю их рынка по количеству продукции (в штуках).

Доля конвекторов на общем рынке отопительных приборов в последние пять лет оставалась достаточно стабильной и в количественном выражении составляла порядка 6-7%, а в денежном выражении – 12-15%.

При этом сами конвекторы обычно классифицируются по двум критериям: по способу установки и по видам металлов, из которых они изготавливаются (стальные и медно-алюминиевые конвекторы). 

По способу установки конвекторы подразделяются на настенные, напольные и встраиваемые в пол. При этом показатели доли рынка по количеству продукции и цене в рамках данной классификации существенно различаются.

Так, доля настенных конвекторов на рынке превышает 80% по количеству продукции, но в связи с их сравнительно более низкой стоимостью их доля на рынке в денежном выражении примерно в два раза меньше.

В свою очередь, конвекторы, встраиваемые в пол, стабильно имеют долю на рынке по стоимости продукции, которая превышает 35%, в то время как их доля на рынке в натуральном выражении не достигает и 10%. Напольные конвекторы также имеют долю на рынке не более 10% по количеству продукции, но за счет более высокой стоимости по сравнению с настенными конвекторами, их доля на рынке в денежном выражении более чем в два раза выше (порядка 21-23%).

В целом по рынку конвекторов доля отечественной и импортной продукции в последние пять лет в денежном выражении была примерно равной, а в прошлом году российским товарам данной категории удалось даже опередить иностранные по финансовой доле на рынке (примерно на 5%). При этом в натуральном выражении (по количеству произведенной продукции в штуках) российские конвекторы в последние пять лет доминируют над импортной продукцией, превышая ее число в 8-10 раз. Такая ситуация обусловлена тем, что сам сектор конвекторов внутренне четко сегрегирован по классификации конвектора в зависимости от способа установки и по каждому виду конвекторов российской или импортной продукции удалось занять свою господствующую нишу.

Так, на рынке наиболее дорогих конвекторов, встраиваемых в пол, и просто более дорогих напольных конвекторов доминируют иностранные производители: из Бельгии, Польши, Германии, Чехии.

При этом отечественные производители господствуют в эконом-сегменте настенных конвекторов.

Так, в данном сегменте в настоящее время в наибольшем объеме представлены четыре российских производителя:

ОАО «Фирма Изотерм» (город Санкт-Петербург), которая имеет более чем 25-летний опыт выпуска конвекторов, положительно отличается широким ассортиментом продукции (производит конвекторы всех типов – недорогие настенные, также напольные и наиболее дорогостоящие конвекторы, встраиваемые в пол), а также имеет весьма обширную географию поставок (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия) при преобладающей доле сбыта в Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе;

ОАО «Сантехпром» (город Москва), которое имеет значительную долю на рынке, прежде всего, благодаря налаженным поставкам крупных партий конвекторов для строительных объектов города Москвы и Московской области; для данного завода также характерен очень высокий уровень производственного контроля и даже наличие собственной хорошо оснащенной испытательной лаборатории;

ОАО «Завод «Универсал» (город Новокузнецк Кемеровской области), имеющий наиболее длительный опыт производства конвекторов (с 1970-х годов) и крайне широкую географию поставок своей продукции практически по всей России (от Московского региона, северо-запада и юга России, до Приволжья, Урала, Сибири и даже Хабаровска);

Тольяттинский завод приборов отопления (ТЗПО; Самарская область), производящий конвекторы сравнительно недавно (с 2007 года),
но уже имеющий и весьма приличные производственные мощности, и достаточно широкую географию поставок своей продукции, охватывающую Приволжский, Центральный, Уральский, Северо-Западный, Сибирский и Южный федеральные округа.

 

Среди наиболее интересных тенденций и перспектив развития российского рынка конвекторов хотелось бы отметить следующие.

Первое. Рынок конвекторов в меньшей степени, чем рынок радиаторов отопления, подвержен сезонности и более зависим от темпов развития строительства, в связи с чем замедление (снижение) этих темпов, прогнозируемое в ближайшие два года, может стать негативным фактором для развития отечественного производства конвекторов, а также привести к ужесточению ценовой конкуренции в данном сегменте.

Второе. Крайне амбициозной задачей для российских производителей конвекторов в части увеличения их доли на рынке не только по количеству, но и по стоимости продукции, могло бы стать расширение ассортимента выпускаемых конвекторов за счет более дорогостоящих ценовых категорий: напольных конвекторов и, особенно, конвекторов, встраиваемых в пол.

В то же время на данном рынке свою нишу уверенно занимают крупные европейские производители, конкурировать с которыми по цене и качественным параметрам российским предприятиям будет непросто.

Третье. Сегмент конвекторов, как высокотехнологичный сектор рынка отопительных приборов, в меньшей степени подвержен рискам недобросовестной конкуренции и демпингового импорта со стороны китайских производителей в сравнении с тем же сегментом алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления.

Вместе с тем для российского рынка конвекторов также актуальны задачи повышения качества продукции, обеспечения ее сертификации, достоверного информирования потребителей о качественных характеристиках товара, совершенствования стандартизации и развития испытательной базы.

Четвертое. В числе тенденций развития отечественного производства конвекторов в текущем 2016 году хотелось бы отметить, что объем производства у предприятий, специализирующихся в традиционной нише настенных конвекторов, несколько сокращается, в то время как предприятиям, претендующим на расширение ассортимента продукции за счет конвекторов более дорогостоящих типов, удалось увеличить объемы производства в первом полугодии на 40-45%.

Таким образом, сегмент конвекторов занимает устойчивую долю и стабильные позиции на рынке отопительных приборов, имеет собственную внутреннюю структуру по классификационному критерию способа монтажа, корреспондирующуюся с ценовой категорией, а также благодаря более высокой технологичности и конструктивной сложности прибора в большей степени защищен от ценовой конкуренции со стороны продукции из КНР.

В этой связи рынок производства российских конвекторов имеет достаточно надежные рыночные позиции и неплохие перспективы для роста в рамках развития импортозамещения в нашей стране.

 

Среди возможных первоочередных мер поддержки российских производителей конвекторов можно выделить следующие.

  1. Включение конвекторов отопительных чугунных, стальных и из прочих металлов в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации. Данная инициатива в настоящее время прорабатывается Ассоциацией производителей радиаторов отопления (АПРО) с Минпромторгом России.
  2. Предоставление заводам-изготовителям конвекторов специальных (льготных) условий поставок металлургического сырья из черных и цветных металлов. По данному вопросу до конца 2016 года планируется организовать парламентские слушания на площадке Комитета по экономической политике Совета Федерации под председательством сенатора Сергея Шатирова.
  3. Включение позиции «Конвекторы отопительные чугунные, стальные и из прочих металлов» в перечень товаров, по которым поставщикам продукции российского производства предоставляется 15-процентное ценовое преимущество при участии в государственных и муниципальных закупках. Данную инициативу АПРО в настоящее время прорабатывает с Минэкономразвития России.
  4. Предлагается распространить на конвекторы систему добровольной верификации (подтверждения соответствия) отопительных приборов, которая будет внедрена в текущем году в рамках реализации совместного проекта АПРО и Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ). 
Comments
  • В этой теме еще нет комментариев
Add a comment

Your name *

Your e-mail *

Your message