Недавно первый вицепремьер России Игорь Шувалов проводил совещание по теплоснабжению с представителями Минэкономразвития, Минэнерго, Минрегионразвития и ФСТ. Обсуждались вопросы повышения экономической эффективности, экономичности и создания стимулов для технической модернизации теплосетей — фактически целый план реформ в этой сфере. Участники встречи отмечали, что прежде всего следует установить счетчики тепла, а также акционировать муниципальные унитарные предприятия (МУП). Новый взгляд на старые теплосети Власти уже не в первый раз пытаются в корне изменить подход к решению проблем теплоснабжения. И это обоснованно — даже обывателям давно ясно, что тактика вечного латания дыр в ЖКХ себя не оправдывает: коммунальное хозяйство нуждается не только в модернизации, но и в структурных преобразованиях, смене самой экономической модели управления жилым фондом. Однако комплексная реформа год от года откладывалась из-за нехватки средств. Цель предложенных правительством новаций в следующем: сделать систему теплоснабжения эффективной, самоокупаемой и, конечно же, доступной и комфортной для потребителя. Благодаря повышению эффективности работы, властям более не придется оплачивать потери в сетях, которые пока закладываются в тариф, установленный федеральной службой, что позволит снизить бюджетные расходы. Если перейти к конкретным шагам, то сами тарифы на тепло и горячее водоснабжение станут двухставочными: одна ставка — плата за доступ к услуге, вторая — за объем потребляемых калорий. Средства из первой части тарифа должны пойти на оплату труда персонала и поддержание тепловых сетей в рабочем состоянии. «Главным условием применения двухставочного тарифа станет всеобщее внедрение приборов учета, — отмечают эксперты компании Kamstrup, мирового лидера по производству ультразвуковых приборов учета тепловой энергии. — При этом распространение теплосчетчиков в перспективе должно способствовать и уменьшению постоянной составляющей тарифа за счет более эффективной организации работы предприятий — поставщиков тепла». Разумеется, внедрить двухставочную систему оплаты одновременно по всей стране не удастся: для этого вначале надо найти средства на покупку и установку теплосчетчиков, а без них новации невозможны. Также еще предстоит принять закон о теплоснабжении — он ожидается лишь к осени следующего года. Впрочем, ряд регионов (в частности Москва) войдут в пилотный проект. Власти столицы и сами хотят перейти на двухставочный тариф уже с 1 апреля 2009 г., чтобы отрегулировать его к отопительному сезону следующего года. Чтобы ускорить ход реформы, руководители холдинга «Комплексные энергетические системы» (КЭС), контролирующего энергетические мощности в ряде регионов России, в основном на Урале и в Сибири, фактически предложили прописать установку счетчиков в законе, как это уже сделано в европейских странах: те, кто не установит прибор, будут подвергаться штрафу. Инвесторы не будут опасаться В среде инвесторов вложения в тепловые активы все еще оцениваются как более рискованные, чем электроэнергетические. И это связано как раз с тем, что теплоснабжение (в отличие от электроснабжения) до сих пор не реформировано! Специалисты считают, что столь необходимые отрасли инвестиции начнут подтягиваться лишь тогда, когда в ней сформируются четкие правила игры, а муниципальная собственность станет рыночным активом. Наведение порядка в вопросах коммерческого учета создаст предпосылки для привлечения денежных активов в сферу теплоснабжения. В частности, предлагается акционировать муниципальные унитарные предприятия (МУПы), которые сейчас владеют тепловыми сетями. В перспективе управление ими на концессионных условиях получат частные инвесторы, которые отыщут недостающие у муниципалов средства на ремонт для устранения утечек и профилактику аварий. Впрочем, после установки прибора потребитель не обязательно будет платить меньше. Бывали ситуации, когда расходы лишь возрастали по сравнению с расчетной составляющей: ведь счетчики не экономят, они лишь отражают истинное потребление энергии. А оно особенно высоко в домах с плохим утеплением, со старыми окнами: за их замену так или иначе придется платить самим собственникам жилья или организациям, которые согласятся поддержать малоимущих граждан. В перспективе все капиталовложения окупаются: практика показывает, что тотальное введение системы энергосбережения приводит к уменьшению потребления и, соответственно, даже к сокращению фактических доходов поставщиков тепла. «Однако в целом выстраивание правильной системы теплоснабжения и на нас отразится позитивно, — отмечает президент КЭС Михаил Слободин. — Спустя 3–5 лет мы сможем повысить свою эффективность».Пока на правительственном уровне обсуждаются только предложения по учету тепла в обязательном порядке для юридических лиц. Однако и для них установка счетчика стоимостью в несколько тысяч рублей — нередко немалые деньги, особенно для предприятий малого бизнеса в провинции. Кто будет платить? В ряде регионов уже накоплен опыт реализации основных задач реформы — отдельные города даже стали позитивным примером для всей страны. В частности, наиболее острый вопрос финансирования повсеместной организации учета может быть решен по-разному. Понятно, что в подавляющем большинстве случаев установку приборов учета оплачивает потребитель. Например, согласно требованиям законодательства в новостройках домовой теплосчетчик устанавливает застройщик — тогда его стоимость входит в стоимость 1 м2 и практически незаметна для покупателя. Что же касается зданий, построенных давно, то в них установка прибора носит рекомендательный характер. Пока любой потребитель может оплачивать услугу отопления как по фиксированному тарифу, так и по показаниям теплосчетчика, установив его даже в квартире (если позволяют технические условия). «Добровольный» учет уже принес определенный эффект: по оценкам специалистов АВОК, с 1991 г. потребление тепла в Москве удалось сократить на 18 % [1].Однако до момента, когда все потребители придут к мысли о необходимости считать тепло, может пройти немало времени. Поэтому уже сейчас во многих регионах местные власти находят пути ускорения процесса повсеместной установки теплосчетчиков. В Новосибирске, к примеру, жильцам выдается кредит от муниципалитета на техническое переоснащение. Это позволяет сделать покупку прибора учета необременительной в финансовом плане, особенно для потребителей, дома которых хорошо утеплены.В европейских странах проблему перехода «на счетчик» решили просто: стоимость приборов оплачивают сами теплосетевые компании, закладывая потом понесенные расходы в тариф. Приборы учета остаются их собственностью, а сами потребители отвечают за сохранность оборудования. Правда, и здесь возникают определенные трудности. «Мы тоже могли бы включить эти затраты в тариф, — комментирует Вячеслав Янков, директор филиала ОАО «Волжская ТГК», — но тогда получится, что за установку приборов будут платить и те потребители, которые уже потратили деньги и установили себе счетчики: тариф же один для всех. А тот, кто игнорировал проблему, окажется в выигрыше. Так что по крайней мере в расчете тарифа на 2009 год подобные расходы не планируются». Передовой опыт Примером, когда задачу переоборудования жилых домов берет на себя муниципалитет, может служить проект «Передача ведомственного жилищного фонда», реализованный в 6 городах России, в частности в Череповце. На кредит Международного банка реконструкции и развития в размере $ 32,2 млн в Череповце было реконструировано 677 жилых многоквартирных домов города (57 % от общего их количества).«Мы отдали приоритет широкому внедрению приборного учета, а также автоматизации систем отопления и горячего водоснабжения, — говорит начальник отдела аналитической работы департамента ЖКХ череповецкой мэрии Татьяна Тасенко, — мерам по утеплению трубопроводов, подвалов и подъездов. И время показало: наш подход был самым удачным и взвешенным». В результате удалось избежать и повышения тарифов на коммунальные услуги, и переноса выплат по кредиту на плечи потребителей. Погашение кредита осуществляется за счет экономии средств, которые ранее уходили на аварийные ремонты и плановую замену оборудования. В частности, ультразвуковые приборы Multical, установленные в череповецких домах, не требуют затрат на обслуживание: даже спустя 10 лет в них нужно будет лишь заменить батарейки.Также остался в прошлом целый пласт других проблем: «С прибором учета нам не надо проверять нагрузки потребителей, считать квадратные метры и количество зарегистрированных жильцов, — говорит Вячеслав Степин, директор МУП «Теплоэнергия», тепловой сети Череповца, — не надо перепроверять каждый документ, не надо держать специалистов, которые бы этим занимались. Со счетчиками куда проще: сколько тепла израсходовал — за столько и заплатил».Таким образом, в рамках отдельного города удалось создать предпосылки для современных коммерческих отношений в отрасли. До конца года руководство «Теплоэнергии» намерено добиться установки приборов учета тепла во всех домах, где они еще отсутствуют. Важность стандартизации Централизованная установка приборов учета позволяет решить еще одну немаловажную проблему. Согласно российскому законодательству потребитель вправе сам выбирать из более чем 300 различных марок сертифицированных счетчиков — от морально устаревших механических до надежных и современных ультразвуковых.«Согласитесь, сложно представить ситуацию, когда покупатель приходит в супермаркет со своим безменом, — отмечает Татьяна Кислякова, директор по продажам и маркетингу российского представительства Kamstrup. — Очевидно, все весы нормальной торгующей организации должны быть одного типа, одинаково откалиброваны, проверены и т.д. Иначе не сойдется баланс, и магазин прогорит. Та же ситуация и с теплом, которое является таким же товаром».Поэтому многие тепловые компании, имеющие дело с наличием у потребителей множества разных приборов учета, нацелены на установку однотипных приборов учета. «Для нас идеальный вариант, если все наши потребители будут иметь приборы одной марки. Тогда мы используем одно программное обеспечение, одно устройство для снятия показаний и архивов, — говорит Геннадий Малинов, главный инженер МУП «Теплоэнергия». — И когда возникнет неизбежная необходимость диспетчеризации, гораздо проще будет объединить одинаковые приборы, чем десятки разных моделей». На сегодняшний момент большинство регионов России находятся еще в начале пути к современному и экономичному теплоснабжению. Повсеместный расчет по приборам учета тепла и акционирование муниципальных предприятий создадут предпосылки для цивилизованных рыночных отношений в этой сфере.


1. Тихоненко Ю.Ф., Гашо Е.Г. Энергосбережение в Москве: от принятия Концепции — к системе мер в Городской целевой программе // Энергосбережение, №6/2008.