В период с 29 июня по 26 июля 2018 года в Сантехнический отдел ОАО «Моспроект-2» имени М. В. Посохина для прохождения производственной практики были направлены пять студентов, обучающихся по направлению 08.03.01 «Строительство» третьего курса института ИИЭСМ ФГБОУ ВПО «НИУ МГСУ».

Прохождение производственной практики обучающимися ИИЭСМ в проектном институте. 1/2019. Фото 1

В проектном институте инженеры-специалисты выполняют проектную (стадия «П») и рабочую документацию (стадия «Р»), согласовывают её с техническим заказчиком, государственной экспертизой, Московской объединённой энергетической компанией (МОЭК), ведут авторский надзор за строительством зданий и сооружений, участвуют в совещаниях. По итогам прохождения практики в данной публикации хотелось бы обратить внимание на достоинства и недостатки профессиональной подготовки обучающихся.

В институте ИИЭСМ в первую очередь делается упор на формирование умений и навыков по выполнению рабочей стадии проектирования. Так, обучающиеся, в соответствии с учебным планом, выполняют курсовые проекты и работы по отдельным дисциплинам, начиная со строительной теплофизики и микроклимата зданий и заканчивая проектами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Однако стоит отметить, что до сих пор в рабочих программах отсутствуют мероприятия промежуточной аттестации по выполнению именно стадии «П». Нашим проектом является подраздел «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети» раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года №87-ПП «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Стадия «П» — это комплексный проект, который одновременно включает в себя данные из вышеперечисленных дисциплин и состоит из пояснительной записки с основными проектными решениями и расчётами, а также графической части. При его выполнении надо соблюдать требования ряда нормативных документов, таких как СП 60.13330.2016 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования противопожарной безопасности» (далее СП 7), СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий», СП 131.13330.2012 «Строительная климатология», СП 73.13330.2016 «Внутренние санитарно-технические системы зданий», СП 118.13330.2012* «Общественные здания и сооружения», СП 61.13330.2012 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов» и др.

Поэтому в первые дни практики обучающимся были выданы данные Своды Правил для ознакомления и изучения тех пунктов, которые Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 года №1521-ПП отнесены к таким, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений».

Что касается графической части, то на стадии «П» прикладываются принципиальные схемы систем теплоснабжения и отопления, систем холодоснабжения и холодильной станции, структурные схемы систем вентиляции, кондиционирования воздуха и противодымной вентиляции. К сожалению, обучающиеся не выполняют такие схемы в учебном процессе и впервые сталкиваются с ними при прохождении производственной практики или при устройстве на работу.

Ввиду отсутствия обязательного курса черчения в САПР для 2Dи 3D-проектирования на основе распространённой программы Autodesk AutoCAD, обучающиеся пользуются ею зачастую не на профессиональном, а на любительском уровне. Отсюда встречаются ошибки, разночтения и разногласия, падает скорость выполнения электронных чертежей. На графическую платформу AutoCAD можно установить программу для трёхмерного проектирования и осуществления необходимых расчётов MagiCAD, которая позволяет выполнять чертежи внутренних инженерных систем гораздо быстрее и ускоряет весь процесс проектирования. Отводы, повороты, тройники, крестовины вычерчиваются автоматически, легко можно менять сечение воздуховодов с круглого на прямоугольное и наоборот, корректировать габариты и отметки воздуховодов или трубопроводов, переключаться между двухмерным и трёхмерным видами изображения.

Поэтому хотелось бы обратить внимание, что в нашем развивающемся цифровом мире курс по обучению САПР следовало бы включать в учебный план на обязательной основе. Тогда при выпуске обучающихся из университета работодатель будет зачислять их в штат уже как квалифицированных работников.

Прохождение производственной практики обучающимися ИИЭСМ в проектном институте. 1/2019. Фото 2

Кроме того, представляется, что значительным недостатком учебного плана является отсутствие преподавания такой дисциплины, как «Противодымная вентиляция». Практически ни одно вновь возводимое, реконструируемое или уже построенное здание не обходится без систем дымоудаления и подпора воздуха. Раздел «Противодымная вентиляция» выполняется в соответствии с СП 7, который обеспечивает выполнение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Поэтому приходится уже на рабочем месте своими силами разъяснять правила выполнения данного раздела обучающимся или выпускникам.

Одновременно можно заметить, что обучающиеся мало осведомлены о противопожарных требованиях к инженерным системам. При проектировании систем общеобменной вентиляции и кондиционирования воздуха, в зависимости от особенностей прокладки воздуховодов и каналов в пределах обслуживаемого пожарного отсека или транзитных воздуховодов и шахт за пределами обслуживаемого пожарного отсека, они могут быть с пределом огнестойкости не менее EI 30, EI 45, EI 60, EI 120 или EI 150. Кроме того, в вентиляционных воздуховодах общеобменных систем, пересекающих противопожарные преграды, устанавливаются нормально-открытые противопожарные клапаны с соответствующим нормируемым пределом огнестойкости. При этом обучающимся также приходится разъяснять, в каких случаях применяется тот или иной клапан или воздуховод с соответствующим пределом огнестойкости.

Исходя из вышесказанного, дисциплину «Противодымная вентиляция» было бы весьма целесообразно ввести в учебный план.

Дополнительным недостатком представляется и то, что в курсовом проекте вентиляции и кондиционирования воздуха обучающиеся, как правило, прокладывают магистральные воздуховоды по коридорам без учёта смежных подразделов, таких как «Система электроснабжения» (СЭ), «Система водоснабжения», «Система водоотведения», «Сети связи» и других.

В практике проектирования приходится постоянно общаться со смежниками и согласовывать размещение разных инженерных систем. Особенно это актуально в коридорах при небольшой высоте этажей здания. Поэтому часто приходится применять воздуховоды с большой шириной или локально занижать подвесной потолок, поскольку там может проходить самотёчная канализация с уклоном или лоток СЭ, которому нужен доступ для обслуживания. Дополнительное ограничение на высоту от пола до уровня низа подвесного потолка накладывают нормы раздела СЭ: низ светильника не должен находиться на высоте менее 2,5 м без применения дополнительных технических мероприятий, и это обстоятельство также нужно учитывать.

Таким образом, в ходе прохождения практики обучающиеся получили новые и дополнили уже имеющиеся знания, приобретённые в НИУ МГСУ, получили представление о рабочем процессе в инженерном коллективе и об особенностях выполнения проектной и рабочей документации. На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что прохождение производственной практики является ценным и полезным опытом для будущего выпускника.