Ассоциация производителей радиаторов отопления актуализировала проект Стратегии развития отрасли производства отопительных приборов в Российской Федерации на период до 2022 года с учетом результатов работы в 2019 году. По результатам анализа статистических данных и качественных факторов развития российского рынка отопительных приборов в Стратегии представлены следующие выводы и прогнозы:

1. Период «инвестиционного бума» в отрасли завершился, в связи с чем необходимо перейти от инвестиционно-экстенсивной модели развития с созданием значительного количества новых производств к модели интенсификации и обеспечения траектории устойчивого развития, связанной с многими факторами: повышением эффективности деятельности уже созданных предприятий, качества изготавливаемой ими продукции, уровня ценовой конкурентоспособности, загрузки производственных мощностей.

В свою очередь, инвестиционная привлекательность создания в России новых производств отопительных приборов уже существенно снизилась с учетом рисков затоваривания и перепроизводства, ставящих под сомнение перспективность новых проектов «нулевого цикла».

2. При реализации государственных планов по увеличению объемов нового строительства, капитального ремонта и обновления жилого фонда за счет увеличения объемов внутреннего спроса российские производители отопительных приборов в среднесрочной перспективе смогут сохранить набранные темпы роста в отрасли на уровне не менее чем на 10% в год.

3. Для сохранения траектории устойчивого развития отрасли и диверсификации рыночных рисков имеется потребность перехода отечественных производителей на качественно новый уровень конкурентоспособности путем значительного увеличения объемов и расширения географии экспортных поставок своей продукции.

4. Темпы снижения объемов импорта отопительных приборов в РФ из иностранных государств замедляются, а резервы их дальнейшего «вытеснения» с внутреннего рынка ограничены, в связи с чем в среднесрочной перспективе на российском рынке отопительных приборов будет ужесточаться конкуренция, как между внутренними производителями, так и с иностранной продукцией.

В этих условиях важное значение приобретает создание в отрасли добровольного саморегулируемого механизма добросовестного поведения и действенных инструментов отраслевого общественного контроля, что предполагается реализовать за счет перехода к работе по принципу «двух ключей»:

  • для продукции (отопительных приборов) — «прохождение обязательной сертификации + верификация достоверности результатов сертификационных испытаний = честный отопительный прибор»;
  • для испытательных лабораторий — «аккредитация + нотификация = лаборатория, признанная отраслевым сообществом».

5. Существенный прогресс достигнут в создании регуляторной базы для равных, открытых и прозрачных условий работы в отрасли, понятных «правил игры» на рынке для всех групп заинтересованных лиц, прежде всего за счет введения обязательной сертификации.

6. Важным фактором для дальнейшего развития регуляторной среды в отрасли и эффективного взаимодействия заводов с органами государственной власти остается формирование и представление консолидированной и согласованной позиции всех отечественных производителей отопительных приборов.

7. В условиях усиления конкуренции на внутреннем рынке будущее бизнеса производителей отопительных приборов находится прежде всего в их собственных руках и будет зависеть от способности обеспечить должный уровень эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции.