Главная цель, подцели и основные задачи создания Фонда

Основной целью разработки Концепции является участие Фонда в определении и реализации путей и способов динамичного развития отраслей топливно-энергетического комплекса на период до 2030 года. Главной целью создания национального Фонда инновационного развития ТЭК является организация реализации перечисленных условий, необходимых для успешного развития энергетики. Реализация главной цели создания Фонда будет осуществляться при выполнении следующих подцелей и основных задач.

Первая подцель — участие в разработке единой идеологии, научно-технической и инновационной политики в топливно-энергетическом комплексе:

  • консолидация современных достижений и реализация приоритетных направлений фундаментальной и прикладной отечественной и мировой науки в энергетической сфере на базе структур Российской Академии Наук (РАН), российских ведущих энергетических и технических вузов и крупнейших энергетических компаний, на первом этапе в качестве основы такой консолидации предлагается экспертная секция «Кадровое обеспечение ТЭК» Научно-консультативного совета Государственной Думы ФС РФ (в состав секции входят около 140 экспертов, в том числе 35 ректоров ведущих университетов и 20 директоров научно-исследовательских и проектных институтов);
  • создание промышленных, энергетических кластеров согласно Постановлению Правительства РФ от 31.07.2015 №779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров», формирование и обеспечение кластерного подхода с учётом «Требований к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности» и «Правил подтверждения соответствия промышленного кластера и специализированной организации промышленного кластера требованиям к промышленным кластерам и специализированным организациям»;
  • создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности, направленной на модернизацию производственнотехнологической базы ТЭК, ресурсосбережение и улучшение потребительских свойств продукции топливно-энергетического комплекса на основе использования ГИС ТЭК и ГИС промышленности. В феврале 2015 года с целью повышения качества этой работы при председателе Комитета Государственной Думы по энергетике ФС РФ создана экспертная секция «Стандартизация и унификация информации в ТЭК». В состав секции вошли ведущие специалисты Росстандарта, ряда компаний ТЭК Национальной ассоциации институтов закупок, электронной торговой площадки «Фабрикант», предприятий-производителей продукции, включая заводы Республики Беларусь и Казахстана, специалисты по международному патентному праву, эксперты рынка товаров и услуг;
  • активное участие в реализации Комплексной программы ВП-П8-2322 развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года в сегменте разноотраслевой биоэнергетики;
  • повышение востребованности и эффективности использования научно-технических результатов по приоритетным направлениям деятельности на основе оценки экспертов Научно-консультативного Совета;
  • достижение целевых показателей, определённых Распоряжением Правительства РФ от 08.01.2009 №1-р (ред. от 28.07.2015) «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года»;
  • формирование российской системы «зелёных тарифов» распределённой энергетики;
  • решение проблем техприсоединения путём законодательного обеспечения возможностей включения в ЕЭС энергии, полученной в результате использования ВИЭ автономными объектами генерации;
  • разработка и обеспечение мер стимулирования обращения с отходами в сегменте использования топлива, являющегося отходами реального сектора экономики;
  • разработка дорожных карт повышения энергоэффективности и экологической безопасности для региональных энергопроектов;
  • расширение географии представительства Фонда до 50 % присутствия деятельности к 2020 году и 100 % — к 2030 году.

Основные положения концепции Нацфонда ТЭК (продолжение). 10/2015. Фото 1

Вторая подцель — это участие в создании и обеспечении доступа к единому информационно-аналитическому, нормативно-правовому и нормативно-техническому полю развития энергетики на основе использования возможностей ГИС ТЭК и ГИС промышленности. Она включает в себя следующие пункты.

1. Участие в разработке и реализации первоочередных мероприятий, направленных на создание дополнительных условий для внедрения интеллектуальных энергетических систем с использованием ресурсной нормативно-справочной базы ТЭК на основе ЕНН, прежде всего:

  • объединение на технологическом уровне систем генерации, электрических сетей, потребителей электроэнергии, тепла и топлив в единую автоматизированную систему;
  • управление (оптимизация) режимами работы и показателями качества всех звеньев централизованной интеллектуальной энергетической системы «различные виды топливазвенья системы генерации электроэнергии и теплазвенья системы передачи и распределения электроэнергии и теплазвенья системы потребления электроэнергии и тепла»;
  • сквозной энергетический контроль, количественная и качественная оценка энергетического процесса производства, передачи и потребления электроэнергии, тепла и моторных топлив в реальном масштабе времени;
  • мониторинг, контроль и оптимизация параметров и режимов работы энергосистем на территории Российской Федерации, на основе которых принимаются оптимальные управленческие решения по повышению эффективности работы отраслей ТЭК, а также на стадии проектирования в зависимости от местных условий эксплуатации энергоустановок;
  • принятие оптимального решения по стимулированию развития производства и потребления на существующих в России энергорынках и создания базы для импортозамещения в отраслях энергетики;
  • использование в составе математической модели, централизованной интеллектуальной энергетической системы различных характеристик, показателей и параметров её звеньев, полученных за счёт применения, в том числе ГИС ТЭК и ГИС промышленности.

2. Разработка базовых принципов формирования единой ресурсной базы ТЭК;

3. Разработка структуры и состава нормативно-справочной информации о продукции;

4. Опыт практического применения;

5. Разработка предложений по переводу проекта ЕНН на новый качественный статус;

6. Разработка общей организационной схемы проекта ЕНН.

Первая подцель — участие в разработке единой идеологии, научно-технической и инновационной политики. Вторая — участие в создании и обеспечении доступа к единому информационно-аналитическому, нормативно-правовому и нормативно-техническому полю развития энергетики

Третья подцель — участие в разработке единой комплексной «Программы развития энергетики в Российской Федерации на период до 2035 года». Разработка этой Программы должна осуществляться исходя из следующих концептуальных положений:

  • комплексность предлагаемых решений (системный подход при реализации комплекса первоочередных мероприятий на всех этапах развития энергетики, реализация комплекса организационных, нормативно-правовых, научно-технических, проектных, экономических, кадровых, финансовых, производственных и информационных решений);
  • повышение эффективности топливно-энергетического комплекса на основе оптимизации его экономико-математической модели с использованием единой ресурсной базы ТЭК, развитие распределённой энергетики на основе ЕНН для оборудования, материалов и конструкций;
  • опережающая качественная подготовка разработчиков, проектировщиков и эксплуатационников энергетического оборудования нового поколения;
  • эффективное использование человеческого капитала;
  • обоснование весомости и места подотраслей топливно-энергетического комплекса в развитии энергетики России на основе создаваемой единой ресурсной базы топливноэнергетического комплекса;
  • разработка приоритетных направлений развития энергетики в сочетании с развитием распределённой энергетики на основе использования ГИС топливно-энергетического комплекса и ГИС промышленности, реализация которых позволит осуществить прорыв в развитии не только отраслей ТЭК, но и экономики в целом.

Использование этих концептуальных положений позволит:

  • заложить системные основы комплексного развития энергетики с оптимальным использованием возможностей распределённой энергетики;
  • создать новые подотрасли промышленности в области энергетики, в том числе в торфяной, возобновляемой и малой энергетике с использованием биоресурсов и ТБО;
  • осуществлять мониторинг, контроль и оптимизировать параметры и режимы работы энергосистем на территории Российской Федерации и на основе этого принимать оптимальные управленческие решения по повышению эффективности работы отраслей ТЭК, а также на стадии проектирования в зависимости от местных условий эксплуатации энергоустановок;
  • стимулировать развитие производства и потребления на российских энергорынках и создавать базу для импортозамещения в отраслях энергетики;
  • активно использовать системы управления знаниями с целью повышения эффективности функционирования энергосистем, обоснования общих конструктивно-компоновочных решений и оптимизации режимов их работы;
  • внедрять обоснованные национальные и инфраструктурные проекты в отраслях ТЭК;
  • использовать в инновационной деятельности потенциал российских учебных, научноисследовательских и проектных институтов.

Основные положения концепции Нацфонда ТЭК (продолжение). 10/2015. Фото 2

Четвёртая подцель — участие в создании условий для объединения профессиональных энергетиков в рамках Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по энергетике ФС РФ и Национальном фонде инновационного развития ТЭК.

На сегодняшний день:

  • имеется готовность членов Консультативного совета (КС) при Комитете Государственной Думы по энергетике ФС РФ (МГТУ имени Н. Э. Баумана, ЮУрГУ, МЭИ, МГУ леса, МГЛУ, МАДИИ (ГТУ), ЧГЛИЛ, Таврический государственный университет, Сибирский федеральный университет, институт биохимической физики имени Н. М. Эмануэля РАН, Дальневосточный федеральный университет, МГСУ, Общественная палата РФ, РСПП, ТПП РФ, ОАО «ФСК», Совет Федерации ФС РФ, Комитет Госдумы по энергетике ФС РФ, Исполнительный комитет Электроэнергетического совета СНГ, Международное экологическое движение, Международный экологический телеканал, «Росстандарт», субъекты РФ [Орловская, Ярославская, Тульская, Московская, Новосибирская, Ивановская и Челябинская области, Республика Саха (Якутия), город Москва, Забайкальский, Алтайский и Красноярский края, Республика Ингушетия и мн. др.], профильные технологические платформы, Министерства науки и образования РФ, МСХ РФ, РАН, ВИЭСХ, ОИВТ РАН, ИрГТУ, ТГУ, КрГАУ, Институт Туро, МИРБИС, ОАО «Оборонпром», НП «Российское торфяное и биоэнергетическое общество», ГКУ «Энергетика», ОАО «ВТИ», Немецкое энергетическое агентство (ДЕНА), Датское энергетическое агентство (DEA), ФГУП «НПО имени С. А. Лавочкина», РКК «Энергия имени С. П. Королева», ЦНИИМАШ, ИРЭ имени В. А. Котельникова, АО «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева», ВНИИМАШ, ОАО «Якутскэнерго», ОАО «Сахаэнерго», СФУ, КНЦ СО РАН и мн. др.) участвовать в создании условий для объединения профессиональных энергетиков в рамках Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по энергетике ФС РФ;
  • в рамках КС созданы экспертные секции по направлениям функционирования энергетики, наиболее значимыми из которых являются следующие:

— «Биоэнергетика и утилизация отходов»;

— «Космическая энергетика»;

— ВИЭ с подсекциями «Ветроэнергетика»; «Малая гидроэнергетика»; «Солнечная энергетика»; «Приливная энергетика»; «Геотермальная энергетика»;

— «Малая атомная энергетика»;

— «Электротранспорт»;

— «Энергосбережение и энергоэффективность в дорожной отрасли»;

— «Качество и экономия электроэнергии»;

— «Экобезопасность на объектах ТЭК»;

— «Энергосбережение и энергоэффективность в АПК»;

— «Кадровое обеспечение ТЭК»;

— «Стандартизация и унификация информации в ТЭК» и др.

Такая совокупность секций может стать основой для создания независимой, постоянно действующей коммуникационной и аналитической площадки для объединения профессиональных энергетиков России.

Четвёртая подцель — участие в создании условий для объединения профессиональных энергетиков в рамках Экспертного совета при Комитете Госдумы по энергетике ФС РФ и Национальном фонде инновационного развития ТЭК

Пятая подцель — участие в консолидации финансовых средств государственных структур, крупных энергетических компаний, ведущих научно-исследовательских, проектных и учебных институтов для реализации национальных и инфраструктурных проектов в отраслях ТЭК, а именно:

  • создание действенных механизмов мотивации и финансирования разработок, служащих делу развития энергетики и кардинальное повышение инвестиционной привлекательности для этой деятельности;
  • участие в консолидации отраслевых источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • концентрация бюджетных и внебюджетных средств;
  • организация работы в регионах по сопровождению инновационных проектов, координации развития и внедрению технологий инновационной инфраструктуры;
  • создание условий для быстрого закрепления Фонда и распространения влияния на новом и стихийно растущем рынке распределённой энергетики.

Шестая подцель — участие в разработке механизмов стимулирования региональных властей в рамках единой комплексной «Программы развития энергетики в Российской Федерации» в решении собственных энергетических проблем при оптимальном сочетании возможностей централизованной и распределённой энергетики:

  • формирование целевых региональных научно-технических и инновационных программ, являющихся частью единой комплексной «Программы развития энергетики в Российской Федерации», при этом роль государства в части усиления финансовой поддержки и контроля над соблюдением государственных интересов при разработке и реализации таких программ увеличивается;
  • создание и развитие объектов региональной инновационной инфраструктуры;
  • создание условий для повышения региональной энергетической безопасности за счёт самоэнергообеспечения территорий;
  • организация региональных центров науки и высоких технологий, связанных с разработкой и внедрением перспективных технологий в области распределённой энергетики;
  • усиление роли распределённой энергетики в системе энергообеспечения регионов Российской Федерации.

Основные положения концепции Нацфонда ТЭК (продолжение). 10/2015. Фото 3

Седьмая подцель — участие в разработке дорожной карты по развитию энергетики в целом и распределённой энергетики с использованием местных биоресурсов, торфа и твердых бытовых отходов (ТБО):

  • стратегическая программа возрождения национальной экономики должна основываться на полной реализации единой комплексной «Программы развития энергетики в Российской Федерации», поэтому она напоминает по значимости, масштабам и глубине научного предвидения план Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО);
  • максимальное использование местных энергоресурсов и ВИЭ, в том числе биоресурсов, торфа и ТБО;
  • формирование состава мероприятий «дорожной карты» должно осуществляться с учётом положений «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённой распоряжением Правительства РФ от 08.12.201 1 №2227-р, «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», утверждённой распоряжением Правительства РФ от 13.1 1.2009 №1715-р, а также иных стратегических документов государственного планирования;
  • формирование набора системных межотраслевых национальных проектов и «прорывных» технологий путём реализации сквозного механизма поддержки их развития по принципу технологического коридора в области внедрения инновационных технологий и новых материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса;
  • участие в работе единой системы управления инновационной деятельностью в отраслях топливно-энергетического комплекса;
  • участие в реализации приоритетных проектов по внедрению инновационных технологий в отраслях ТЭК;
  • участие в создании национального испытательного центра в области распределённой энергетики.

Восьмая подцель — подготовка и представление в Правительство РФ предложений по определению пилотных регионов, на территории которых будут реализованы программы по развитию внутреннего рынка распределённой энергетики:

  • обеспечение интеграции результатов фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям развития ТЭК;
  • продвижение инновационных технологий и проектов в соответствии с единой комплексной «Программой развития энергетики в РФ»;
  • обеспечение высокого качества реализации проекта, исключение дублирования;
  • участие в формировании системных основ комплексного развития энергетики с оптимальным использованием возможностей распределённой энергетики;
  • участие в разработке эффективного механизма сопряжения научно-исследовательских работ, проводимых в ведущих научно-исследовательских институтах и вузах, с возможностями их крупномасштабной реализации в регионах на технологическом уровне;
  • участие в создании новых подотраслей промышленности в области энергетики, в т.ч. в торфяной, возобновляемой и малой энергетике с использованием биоресурсов и ТБО;
  • использование концептуальных положений развития отраслей ТЭК для стимулирования производства и потребления на энергорынках и создания базы для импортозамещения в отраслях энергетики;
  • обоснование инфраструктурных проектов, в том числе создание и внедрение единой ресурсной базы ТЭК путём формирования ЕНН для продукции (оборудования, материалов и конструкций);
  • северный завоз топлива (комплексное развитие распределённой энергетики удалённых регионов Российской Федерации с использованием МЭК);
  • создание торфяной отрасли нового поколения; комплексное снижение потерь энергии в энергосистемах различных уровней;
  • создание экологически чистого транспорта с использованием топливных элементов, современных аккумуляторов и накопителей энергии.

Девятая подцель — устранение ведомственной разобщённости по вопросам развития энергетики, а именно — создание на основе Экспертного совета при Комитете ГД по энергетике ФС РФ и Экспертного совета Фонда межотраслевого Комитета по разработке единой комплексной «Программы развития энергетики в Российской Федерации».

Десятая подцель — участие в разработке системы опережающей подготовки и повышения квалификации научных, инженернотехнических и управленческих кадров для ТЭК. А именно — участие в подготовке для перечня образовательных стандартов в области технологического инжиниринга в отраслях топливно-энергетического комплекса, а также создание независимой постоянно действующей коммуникационной и аналитической площадки на базе секции «Кадровое обеспечение ТЭК» Консультативного совета при Комитете ГД по энергетике ФС РФ, основными задачами которой являются:

Многофункциональные энерготехнологические комплексы на основе гибридных энергоустановок модульного типа — это новая индустрия производства моторных топлив, электрической энергии, тепла, продуктов питания и т.п.

  • формирование условий для создания опережающей системы подготовки кадров для нужд ТЭК на основе консолидации усилий ведущих учебных, академических и научноисследовательских институтов и энергетических компаний по кадровому, учебно-методическому, научно-техническому и информационному обеспечению образовательной деятельности;
  • разработка современных образовательных стандартов и учебных программ по перспективным направлениям развития энергетики;
  • формирование условий для создания новых межвузовских кафедр, полигонов и демонстрационных площадок, учебных и научно-исследовательских лабораторий по всем направлениям развития ТЭК на основе объединения потенциала ведущих учебных, научно-исследовательских институтов и энергетических компаний с использованием новейших разработок в области науки и техники;
  • создание условий для опережающей высококачественной подготовки разработчиков, проектировщиков и эксплуатационников современного энергетического оборудования нового поколения;
  • обеспечение чёткого планирования потребностей разных специалистов для нужд ТЭК;
  • усиление связи подготовки кадров для ТЭК с профессиональными компетенциями работодателей;
  • обеспечение гарантии трудоустройства выпускников вузов в отраслях ТЭК;
  • создание условий для обеспечения воспроизводства научных кадров для нужд топливно-энергетического комплекса;
  • разработка технологии и инструментов опережающей качественной подготовки кадров для отраслей ТЭК;
  • разработка нормативно-правовых и организационных механизмов реализации мер по повышению качества подготовки кадров для отраслей ТЭК;
  • создание условий для осуществления подготовки элитных кадров для отраслей топливно-энергетического комплекса — магистров-инженеров и магистров-исследователей по всем основным специальностям ТЭК.

Одиннадцатая подцель — участие в создании условий по жёсткому контролю выполнения целевых показателей единой комплексной «Программы развития энергетики в Российской Федерации», в том числе существующей комплексной ФЦП «Развитие биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года» и Распоряжения Правительства РФ от 08.01.2009 №1-р «ВИЭ»:

Данная работа подразумевает осуществление жёсткого контроля выполнения целевых показателей единой комплексной Программы развития энергетики со стороны Минэнерго России с участием Экспертного совета при Комитете ГД по энергетике ФС РФ, а также участие в разработке квалификационных требований к работникам ТЭК.

Основные положения концепции Нацфонда ТЭК (продолжение). 10/2015. Фото 4

Основные направления деятельности Нацфонда ТЭК. Национальные и инфраструктурные проекты

Основные направления деятельности Национального фонда инновационного развития ТЭК, национальные и инфраструктурные проекты для реализации в отраслях ТЭК на период до 2020 года — анализ состояния и тенденций развития энергетики в России показал, что к его основным направлениям относятся: повышение эффективности использования энергии; децентрализация с учётом демографии и размещения производственных сил; экология; распределённая энергетика.

В соответствии с этими направлениями предлагается перечень наиболее значимых национальных и инфраструктурных проектов, реализация которых позволит осуществить прорыв в энергетике в части повышения эффективности использования энергоресурсов:

  • формирование ресурсной базы топливноэнергетического комплекса на основе ЕНН продукции с использованием ГИС ТЭК и ГИС промышленности;
  • повышение энергетической эффективности энергосистем за счёт компенсации реактивной мощности и улучшения показателей качества электрической энергии;
  • снижение бюджетной нагрузки на «северный завоз топлива»;
  • создание торфяной промышленности нового поколения;
  • создание и развитие российского производства сверхпроводниковых изделий и устройств для инновационного развития электроэнергетики;
  • промышленная добыча природного газа из метангидратов;
  • импульсно-детонационное горение как новый метод использования топлив;
  • новые поколения фотовольтаических преобразователей солнечной энергии;
  • технологии, использующие низкопотенциальное тепло;
  • технологии аккумулирования тепловой энергии;
  • технологии получения топлив из органических отходов, включая обращение их в производственные технологические цепочки на этапе проектирования разноотраслевых инновационных проектов;
  • системы хранения и накопления электрической энергии для транспорта и специальных целей;
  • МЭК на основе гибридных энергоустановок модульного типа — новая индустрия производства моторных топлив, электрической энергии, тепла, продуктов питания и т.п.;
  • транспортная логистика;
  • инфраструктурные проекты в Республиках Татарстан, Башкортостан, Ингушетия, Крым, Чувашия, Удмуртия, Коми, Саха (Якутия), в Красноярском, Алтайском,Хабаровском и Забайкальском краях, в Кировской, Ленинградской, Московской, Иркутской, Новосибирской, Челябинской и Ярославской областях, на Сахалине и Камчатке.

Для реализации этих проектов предлагается схема управления национальным фондом инновационного развития топливно-энергетического комплекса, соответствующая следующим направлениям его деятельности:

  • организационная;
  • инновационная;
  • энергоэффективность, энергосбережение и экология;
  • научно-исследовательская и проектная;
  • распределённая энергетика, в том числе малая энергетика с использованием многофункциональных энерготехнологических комплексов и энергии возобновляемых ресурсов;
  • нормативно-правовая, в том числе стандартизация и унификация информации в топливно-энергетическом комплексе;
  • образовательная;
  • производственная, в том числе реализация национальных и инфраструктурных проектов в отраслях ТЭК;
  • международная;
  • информационно-аналитическая.

Организационная деятельность

Организационная деятельность подразумевает следующее:

  • участие в создании новых подотраслей промышленности в области энергетики, в том числе в торфяной нового поколения, малой энергетики с использованием возобновляемых ресурсов, включая биоресурсы и ТБО, для чего необходимо разрабатывать меры стимулирования обращения с отходами в сегменте использования топлива, являющегося отходами реального сектора экономики;
  • повышение эффективности механизмов коммерциализации научных результатов и разработок в области энергетики;
  • создание и эксплуатация пилотных, опытно-промышленных и промышленных предприятий в области энергетики;
  • участие в разработке региональных энергетических программ;
  • участие в разработке Транспортной стратегии с учётом увеличения доли электромобилей в автомобильном парке России;
  • содействие реализации региональных инициатив, включая региональные программы, по развитию биотехнологий на базе государственно-частного партнёрства;
  • развитие партнёрских взаимоотношений российских и зарубежных компаний, которые специализируются на предоставлении услуг в области энергетики, а также осуществляют производство и поставку энергоэффективного оборудования;
  • проработка вопросов активизации участия российских исследовательских организаций и компаний в международных научно-технических программах многостороннего сотрудничества в области биотехнологий, включая рамочные программы ЕС по исследованиям, технологическому развитию и демонстрационной деятельности;
  • анализ и пропаганда лучшего мирового и отечественного опыта применения новейших технических и организационных решений и подготовка рекомендаций по их тиражированию;
  • исследование и адаптация международного опыта в области повышения энергоэффективности;
  • разработка экономических, правовых и организационных механизмов реализации мер по повышению энергоэффективности и энергосбережения объектов энергетики;
  • объединение усилий властных, законодательных, научных и информационных структур различных уровней при решении проблем энергетики;
  • разработка мер, направленных на создание технологий использования ВИЭ для широкого спектра природно-климатических условий России, в том числе биоЭС, МГЭС, ВЭС, геотермальных установок и приливных мини-ЭС (мощностной ряд сетевых ВЭУ от 500 кВт до 5 МВт, разработка мощностного ряда МЭК с использованием энергоустановок единичной мощностью от 50 кВт до 0,5 МВт);
  • формирование современной научно-производственной и опытно-конструкторской инфраструктуры;
  • обеспечение оптимальных удельных технико-экономических и энергетических показателей проектируемых объектов энергетики;
  • осуществление мониторинга состояния топливо-, электро- и теплоснабжения в изолированных энергосистемах страны.

Основные положения концепции Нацфонда ТЭК (продолжение). 10/2015. Фото 5

Инновационная деятельность

Инновационная деятельность включает в себя следующее:

  • развитие инновационной инфраструктуры;
  • финансирование перспективных разработок;
  • трансфер технологий;
  • моделирование процесса повышения энергоэффективности и развития распределённой энергетики;
  • коммерциализации достижений науки и технологий;
  • актуализация и разработка стандартов.
  • запуск инструментов по поддержке инновационных компаний на территории Российской Федерации;
  • стимулирование и популяризация инновационной деятельности;
  • привлечение ведущих центров НИОКР зарубежных компаний на территорию России;
  • запуск процесса по масштабированию практики инновационного энергоэффективного парка на территории субъектов РФ;
  • запуск инновационного портала Комитета Государственной Думы по энергетике ФС РФ; Современная система управления инновациями в Фонде позволит:
  • значительно снижать затраты;
  • уменьшать сроки разработок;
  • нестандартно решать самые сложные задачи;
  • активизировать процесс использования интеллектуального потенциала молодых специалистов и повысить их занятость;
  • актуализировать лучшие советские разработки;
  • создавать грантовый, кластерный и инжиниринговые центры;
  • обеспечивать открытость задач для конкурентов
  • заключать соглашения с региональными инновационными структурами;

Инновационная политика Фонда сориентирована на повышение качества жизни и конкурентоспособности субъектов РФ через создание благоприятных условий для инновационной деятельности. Это подразумевает:

Развёртывание инновационной деятельности Фонда планируется осуществлять в два следующих этапа:

  • выход России на лидирующие позиции в области распределённой энергетики;
  • создание конкурентоспособного сектора биоэкономики, который наряду с наноиндустрией и информационными технологиями должен стать основой модернизации и построения постиндустриальной экономики;
  • увеличение числа занятых инновационной деятельностью на территории России;
  • рост доли инновационной продукции в валовом внутреннем продукте (ВВП);
  • повышение эффективности работы инновационных структур субъектов РФ;
  • снижение материало- и капиталоёмкости современного отечественного энергетического оборудования;
  • импортозамещение;
  • повышение экологичности генерации энергии;
  • выполнение распоряжений и постановлений Правительства РФ и Президента РФ в энергетическом сегменте экономики.
  • активизация инновационной среды и запуск реализации инновационных заказов;
  • создание федеральной и региональных площадок для взаимодействия всех участников инновационного процесса и запуск программ по реализации инновационных проектов на территории Российской Федерации.

Реализация первого этапа предусматривает следующую последовательность осуществления деятельности Фонда:

Второй этап включает в себя следующий набор основных мероприятий:

  • анализ потребностей субъектов Российской Федерации в инновационной продукции и предложений инновационных компаний;
  • формирование политики инновационного заказа;
  • запуск программ по популяризации инноваций;
  • создание и реализация инновационных энергетических и образовательных кластеров на территории Российской Федерации.
  • организация процесса взаимодействия инновационных компаний с крупным бизнесом;
  • запуск научно-образовательных программ по инновациям;
  • запуск инструментов по финансированию инновационных проектов.

Основные положения концепции Нацфонда ТЭК (продолжение). 10/2015. Фото 6

Энергоэффективность, энергосбережение и экология

Данное направление деятельности подразумевает следующее:

— развитие электрических сетей;

— развитие теплофикации;

— вытеснение органического топлива;

— снижение расходов на собственные нужды и потерь при транспортировке;

— тиражирование линейки типовых решений применительно к конкретным условиям;

— создание российской системы «зелёных тарифов» в распределённой энергетике;

  • повышение технического уровня энергетики (техперевооружение, реконструкция и строительство новых объектов на базе современных технологий):
  • комплексные энергетические обследования объектов субъектов Российской Федерации с целью выявления реального потенциала и обоснования тарифов;
  • инновационная деятельность в сфере энергоэффективных и энергосберегающих, быстроокупаемых возобновляемых источников энергии и биотехнологий;
  • отработка методологии и технологии подготовки и реализации комплексных региональных энергоэффективных проектов;
  • предпроектные исследования, бизнеспланирование и разработка инновационных проектов;
  • участие в создании и внедрении энергоэффективных технологий для решения взаимосвязанных проблем энергобезопасности удалённых регионов и воздействия объектов энергетики на окружающую среду с одновременным снижением северного завоза топлива.

Научно-исследовательская и проектная деятельность

Научно-исследовательская и проектная деятельность включает в себя:

  • разработку Концепции и «Программы комплексного развития энергетики Российской Федерации» с использованием распределённых источников энергии;
  • участие в разработке программ комплексного развития энергетики субъектов Российской Федерации с использованием распределённых источников энергии;
  • анализ передовых российских и зарубежных технических решений в области энергетической отрасли;
  • участие в разработке инновационных технических решений в области энергетики в соответствии с потребностями рынка;
  • подготовка базовых энергоэффективных технологий в области энергетики для широкого внедрения в субъектах Российской Федерации;
  • организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытноконструкторских работ в энергетике, а также в сфере повышения энергетической эффективности объектов энергетики;
  • участие в разработке конструкторской документации на опытные образцы новой техники для объектов малой энергетики; проектирование стендового оборудования для испытания новой техники;разработка технических заданий на новые виды техники и технических условий на новые материалы, продукцию и изделия;
  • участие в разработке технологий низкотемпературных и высокотемпературных сверхпроводников;
  • участие в реализации проектов атомных электростанций нового поколения с естественной безопасностью;
  • разработка теории общих конструктивнокомпоновочных решений автономных систем энергоснабжения;
  • разработка новых технических решений, создание и реализация опытных образцов различных источников распределённой энергии, проведение испытаний.

Основные положения концепции Нацфонда ТЭК (продолжение). 10/2015. Фото 7

Получение и использование био-, а также смесевого и модифицированного топлива позволит пополнить энергетический баланс сельских предприятий и регионов и в значительной мере снизить зависимость от централизованных закупок ископаемого топлива и электрической энергии

Распределённая энергетика

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 №1-р поставлена цель по увеличению доли использования ВИЭ в общем производстве электроэнергии с 0,9 % в 2008 году с установленной мощностью 2,07 млн кВт до 4,5 % (около 60 млрд кВт-ч) в 2020 году с установленной мощностью 14,0 млн кВт.

По оценкам ведущих экспертов в области возобновляемой энергетики, установленная мощность по видам ВИЭ распределяется следующим образом:

  • ВЭС — 7,0 млн кВт;
  • тепловые электростанции на биомассе — 4.0 млн кВт;
  • малые ГЭС — 2,0 млн кВт;
  • геоЭС — 0,5 млн кВт;
  • СЭС — 2,0 млн кВт;
  • приливные и волновые электростанции — 10.0 МВт.

Возобновляемая энергетика

Анализ состояния и тенденции развития возобновляемой энергетики показал, что приоритетным для Российской Федерации является развитие биоэнергетики, малой гидроэнергетики и ветроэнергетики. Экономический потенциал генерации и приведённая полная себестоимость электроэнергии в центах США на 1 кВт-ч (в ценах 2010 года) к 2020 году сведены в табл. 4.1.

Биоэнергетика

Энергетические установки, использующие биомассу и отходы, могут дать столько же энергии, сколько все атомные станции в России, имеют почти нулевые выбросы диоксида углерода и серы, то есть являются экологически безопасными. Получение и использование этого топлива, а также смесевого и модифицированного топлива позволит пополнить энергобаланс сельских предприятий и регионов и в значительной мере снизить зависимость от централизованных закупок ископаемого топлива и электроэнергии.

«Энергетическая стратегия сельского хозяйства Российской Федерации до 2020 года» показана в табл. 4.2.

В связи с недостаточным развитием ряда отечественных технологий создания электростанций на биомассе, первоочередной задачей являются разработка опытно-промышленных станций и установок для апробации и отработки основных инновационных технических решений по их сооружению, эксплуатации и выбор эффективного оборудования. К инновационным технологиям создания электростанций на биомассе относятся:

  • освоение технологий производства электрической и тепловой энергии на основе прямого сжигания или газификации древесных отходов;
  • создание конкурентоспособного топочного устройства для отечественных паровых котлов на древесных отходах;
  • освоение технологий и оборудования для заготовки, производства, подготовки, транспортирования и хранения древесного топлива;
  • определение возможности применения в условиях России ТЭС на основе органического цикла Ренкина, ТЭС с паропоршневыми двигателями, ТЭС с двигателями Стирлинга, исследование оптимальных схем и технологий комбинированного производства энергии с использованием биомассы древесины и других видов возобновляемых источников энергии, освоение технологий производства оборудования для одновременного производства электрической и тепловой энергии (когенерации) на основе прямого сжигания древесной биомассы;
  • промышленное освоение и совершенствование оборудования биогазовых технологий с использованием биогаза для производства электрической энергии;

Также важны такие мероприятия, как:

  • развитие инновационной инфраструктуры в части биотехнологий за счёт создания пилотных предприятий и центров прототипирования, нацеленных на малотоннажное производство, отработку промышленных регламентов производства биотехнологической продукции, а также для наработки небольших партий продукта с целью проведения производственных испытаний и наработки партий продукции для тестовых продаж;
  • реализация биотехнологических комплексов по глубокой переработке древесной биомассы;
  • производство биотоплива на основе древесных отходов;
  • производство биотоплива на основе масличных и технических культур;
  • производство биотоплива на основе отходов аграрного сектора;
  • энергетическая утилизация отходов аграрного сектора;
  • энергетическая утилизация ТБО;
  • производство биотоплива и его компонентов из биомассы с заданными химмотологическими свойствами.

Малая энергетика и автономные системы энергоснабжения на базе МЭИ

Для обеспечения многофункциональности и многотопливности в состав МЭК в зависимости от конкретных местных условий предусматриваются следующие системы и агрегаты модульного типа:

  • газогенераторная установка;
  • малогабаритная установка по производству моторных топлив из нефти или газового конденсата;
  • электростанция с приводом от многотопливного поршневого ДВС;
  • комплексная система утилизации тепла двигателя и газогенераторной установки;
  • возобновляемые источники электроэнергии (ВЭС, биоТЭС, малые ГЭС, солнечные электростанции и т.д.);
  • статический преобразователь частоты;
  • всережимный генератор;
  • аккумулятор тепловой энергии для накопления и хранения излишней теплоты, выработанной гибридной электростанцией;
  • накопитель электрической энергии (аккумулятор, электролизёр высокого давления с системой хранения газов и т.д.);
  • система автоматического и ручного управления.

Модулями МЭК могут быть: двигатели для энергетических установок: газотурбинные энергетические установки, микротурбины, газопоршневые, новые энергоустановки на основе двигателей внешнего сгорания и другие; энергоустановки со сжиганием твёрдого топлива в кипящем слое; топливные элементы, водородные двигатели.

Основные положения концепции Нацфонда ТЭК (продолжение). 10/2015. Фото 8

Нормативно-правовая деятельность

Необходимо привести в соответствие с современными требованиями нормативно-техническую документацию в области распределённой энергетики. В России существенным тормозящим фактором являлось отсутствие нормативной базы для всех электростанций на ВИЭ, МЭК, кроме малых ГЭС. В большей части для них нормативно-методическая база разработана. Сейчас пока отсутствует нормативно-методическая база, регламентирующая проектирование, строительство и эксплуатацию ПЭС. ОАО «НИИЭС» готово начать разработку первоочередных сводов правил. Документы в ранге сводов правил позволяют при отсутствии утверждённых технических регламентов по безопасности ПЭС и национальных стандартов подтвердить (оценить) соответствие созданных сооружений ПЭС требованиям технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации.

Для электростанций на биотопливе должен быть принят и утверждён план-график разработки и введения в действие необходимых стандартов и регламентов: стандарты на древесное сырье для производства измельчённого древесного топлива, на топливную щепу, методы измерения и учёта их количества и др.

Кроме того, необходимы:

  • анализ и обобщение зарубежного законодательства в области возобновляемой энергетики и её совершенствование, разработка предложений по государственной поддержке развития малой и возобновляемой энергетики в России;
  • участие в разработке и внедрении технических регламентов стандартов в области повышения энергоэффективности;
  • формирование нормативно-правовой базы для активного развития энергоэффективности и энергосбережения;
  • участие в работе Международного энергетического агентства (International Energy Agency, IEA);
  • участие в разработке нормативно-правовых актов, направленных на поддержку использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
  • разработка программы модернизации и технического перевооружения объектов распределённой энергетики;
  • участие в разработке научно-технического комплекса стандартов в области распределённой энергетики;
  • ускорение процесса принятия новых стандартов и гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации, ЕврАзЭс, Европейского союза и других стран в сфере регулирования производства и обращения биотехнологических продуктов с внедрением механизмов взаимного признания результатов сертификации лабораториями и сертификационными центрами.

Для электростанций на биотопливе должен быть принят и утверждён план-график разработки и введения в действие необходимых стандартов и регламентов: стандарты на древесное сырье для производства измельчённого древесного топлива, на топливную щепу, методы измерения и учёта их количества и др.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 №184-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2014) «О техническом регулировании» одной из целей стандартизации является обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг).

Стандартизация является одним из инструментов реализации стратегических целей Минэнерго России, в том числе устойчивого развития производства электроэнергии на базе возобновляемых источников энергии. Основными принципами стандартизации являются следующие:

  • применение единых правил установления требований к объектам технического регулирования Российской Федерации;
  • адаптация технических норм к современному уровню развития технологий при «неснижении» существующего уровня безопасности и надёжности;
  • актуализация нормативно-технических документов общества, обусловленная изменением нормативно-правовых актов Российской Федерации и стандартов международных организаций, а также практического применения стандартов в деятельности субъектов Российской Федерации.

Основные положения концепции Нацфонда ТЭК (продолжение). 10/2015. Фото 9

Образовательная деятельность

Наиболее важными проблемами кадрового обеспечения современной электроэнергетики являются:

  • дефицит квалифицированных рабочих кадров, инженерно-технического персонала и недостаточный уровень их профессионализма для работы в современных условиях;
  • серьёзные проблемы в подготовке рабочих в системе начального профессионального образования;
  • отсутствие системной переподготовки кадров в части овладения новыми технологиями;
  • нехватка подготовленных специалистов среднего и высшего звена в области кадрового обеспечения ввода новой генерации, инновационного и инвестиционного менеджмента, управления проектами, маркетинга, энерготрейдинга, юридического обеспечения и других областей знаний, связанных с работой электроэнергетических компаний в условиях рынка;
  • повышение квалификации специалистов в области энергетики;

Необходимо провести работы по:

  • созданию международного научно-образовательного и энергетического кластера;
  • разработке новых и модификация существующих образовательных стандартов для различных категорий специалистов разных отраслей ТЭК, АПК и биоэкономики;
  • созданию новых образовательных программ в соответствии с кадровыми потребностями энергетического и биотехнологического бизнеса;
  • использованию современных образовательных методик с обязательным приглашением специалистов высокого уровня из-за рубежа, представляющих ведущие компании и университетские энергетические и биотехнологические центры;
  • разработке новых эффективных форм и совершенствование методов подготовки кадров в области энергетики;
  • установлению связей с международными организациями системы подготовки кадров по приоритетным направлениям развития энергетики;
  • организации и проведению международных семинаров, конференций и симпозиумов по проблемам науки и образования в области энергетики;
  • участию совместно со специалистами учебно-методического объединения вузов по энергетическому образованию в разработке государственных образовательных стандартов и учебных планов по специальностям подготовки кадров в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и распределённой энергетики;
  • разработке и изданию справочной, нормативно-технической и учебно-методической литературы по приоритетным направлениям развития энергетики;
  • оказанию помощи учебным заведениям в организации производственной практики студентов;
  • привлечению студентов и аспирантов к проведению научных исследований.

Производственная деятельность

Для достижения поставленных целей в данной Программе необходимо осуществить следующие этапы: «проектно-исследовательский», «пилотных проектов» и «комплексных преобразований».

Проектно-исследовательский этап (20152016 годы):

  • разработка совместно с регионами программы повышения энергоэффективности, развития распределённой энергетики на основе МЭК (в составе ДЭС, ВЭУ, СЭС, а также биоЭС и водородных электростанций, системы управления и т.д.);
  • обоснование для каждого региона энергоэффективных технологий и проектов (состав энергетического оборудования в зависимости от природных ресурсов, обеспечивающих максимальную экономическую эффективность);
  • формирование портфеля энергоэффективных технологий и проектов и обеспечение включения данных проектов в программы развития распределённой энергетики субъектов Российской Федерации.

В ходе первого этапа должны быть определены регионы для реализации проектов МЭК, стандартизированы технические решения, разработаны их технико-экономические обоснования, совместно с заказчиками структурировано финансирование для реализации проектов.

Этап пилотных проектов (2015-2016 годы):

  • апробирование внедряемых новых технических решений;
  • совершенствование схемы привлечения инвестиций и структурирование проектов;
  • организация на отечественных предприятиях производства энергоэффективного оборудования и технологий с высоким уровнем типизации и унификации оборудования;
  • развитие компетенций по управлению большим количеством мелких проектов на территории выбранных регионов.

Этап комплексных преобразований (20172020 годы):

— многотопливной ДВС-электростанции;

— комплексной системы утилизации тепла дизеля;

— современных источников возобновляемой энергии, работающих совместно с дизель-генераторными установками (ДГУ);

— малогабаритной установки для получения из сырой нефти или газового конденсата моторных топлив;

— системы по газификации местных видов топлива;

— преобразователя частоты для стабилизации режима работы ДГУ в зависимости от нагрузки потребителей;

— аккумулятора тепловой энергии для накопления и хранения излишней теплоты, выработанной гибридной электростанцией;

— накопителя электрической энергии;

— системы автоматизированного управления МЭК.

  • реализация принятых региональных программ, в соответствии с которыми осуществляется внедрение энергоэффективных технологий и проектов МЭК [результатом данного этапа является не только серийное производство отдельных его модулей (ВЭУ, СЭС, водородные энергомодули, ПЧ, всережимные генераторы, САУ и т.п.), но и строительство и эксплуатация АСЭС на базе многофункциональных энерготехнологических комплексов на всей территории Российской Федерации, а также подготовка промышленности к серийному производству оборудования и крупных энергоустановок для строительства ВИЭ-парков];
  • создание типовых вариантных технологий для массовой модернизации ЖКХ, развития энергетической инфраструктуры в сельской местности, энергетической инфраструктуры в изолированных районах, устранения диспропорций территориального развития, вызванных затруднением доступа к энергии;
  • разработка и создание опытных образцов многофункциональных энерготехнологических комплексов различных типов на базе:
  • разработка и создание опытных образцов паропоршневых электростанций;
  • разработка и создание опытных образцов электростанций с использованием водородных двигателей;
  • формирование предпосылок создания интеллектуальной энергетической системы России (ИЭС) путём создания и стандартизации локальных «умных сетей» (микрогрид) в рамках энергосистем как отдельных элементов будущей ИЭС в целях их резервирования и повышения устойчивости ЕЭС России в целом;
  • деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности объектов малой и возобновляемой энергетики.

Основные положения концепции Нацфонда ТЭК (продолжение). 10/2015. Фото 10

Международная деятельность

Международная деятельность Фонда полностью подчинена его основным задачам и имеет два направления:

  • во-первых, привлечение в Российскую Федерацию наиболее эффективных технических, технологических и экономико-организационных решений в области энергетики;
  • во-вторых, создание отвечающих задачам фонда совместных предприятий.

В своей международной деятельности Фонд соблюдает все протокольные нормы, строго ориентируется на международные обязательства Российской Федерации, опирается в текущей деятельности на структуры, аккредитованные в Консульском департаменте МИД РФ.

По ряду направлений в энергетике развитие науки и техники в Российской Федерации не полностью соответствует современному мировому уровню. Наиболее перспективные инновационные решения и разработки России энергетические компании вынуждены импортировать из-за рубежа, косвенно финансируя тем самым развитие науки и технологий иностранных компаний.

Одним из обязательных условий сотрудничества при заключении долгосрочных договоров на поставку современного инновационного оборудования от зарубежных производителей является одновременный перенос технологий его производства в Россию. Такой подход позволяет получить наиболее выгодные условия сделок для российских компаний за счёт фиксирования долгосрочных обязательств, обеспечивает дополнительные удобства планирования и, с другой стороны, способствует технологическому развитию отечественной производственной базы.

Заключение широкого спектра международных и межрегиональных соглашений о сотрудничестве и кооперации с целью создания машиностроительного сегмента биоэкономики позволяет создавать на территории Российской Федерации совместные предприятия по производству современного энергетического оборудования, где зарубежный партнёр передаёт технологии и организует производство, а наши компании выступают в качестве заказчика.

При рассмотрении вариантов сотрудничества с малыми и средними инновационными зарубежными предприятиями в некоторых случаях рассматривается возможность приобретения или участия в капитале такого предприятия для продолжения разработок на его базе по актуальным для России тематикам.

Информационно-аналитическая деятельность

Информационно-аналитическая деятельность включает в себя:

  • участие в создании сети в области распределённой энергетики, объединяющей научно-исследовательские центры, центры коллективного пользования, учреждения РАН, Россельхозакадемии и РАМН, вузы, исследовательские лаборатории по прикладным тематическим направлениям развития распределённой энергетики;
  • разработку методики анализа и составления прогнозов повышения энергоэффективности, развития распределённой энергетики удалённых регионов в новых условиях;
  • разработку автоматизированной системы по оптимизации технико-экономических, эксплуатационных и экологических параметров энергоэффективного оборудования, автономных систем энергоснабжения;
  • предоставление консультационных, информационных и других услуг.

По ряду направлений в энергетике развитие науки и техники в Российской Федерации не полностью соответствует современному мировому уровню. Наиболее перспективные инновационные решения и разработки России энергетические компании вынуждены импортировать из-за рубежа, косвенно финансируя тем самым развитие науки и технологий иностранных компаний

Реализация указанной Программы по перечисленным направлениям деятельности способна обеспечить развитие и освоение всей совокупности сегментов энергорынка бизнес-направления в области распределённой энергетики (МЭК, ВЭС, СЭС, электростанции на биотопливе, водороде и т.д.).

Создание и развитие ресурсной нормативно-справочной базы ТЭК на основе Единого номенклатурного номера (ЕНН) продукции

Данная работа сопряжена со следующими мероприятиями:

  • декларация целей создания единой ресурсной нормативно-справочной базы топливно-энергетического комплекса;
  • обеспечение нормативно-правовой базы развития проекта ЕНН;
  • анализ состояния стандартизации и унификации данных о продукции в топливноэнергетическом комплексе;
  • формулировка базовых принципов формирования единой ресурсной базы топливноэнергетического комплекса;
  • определение структуры и состава нормативно-справочной информации о продукции;
  • создание модели организации данных о продукции — выгоды потребителей продукции в компаниях ТЭК;
  • демонстрация выгод производителей продукции;
  • демонстрация опыта практического применения;
  • формирование предложений по переводу проекта Единого номенклатурного номера на новый качественный статус;
  • описание общей организационной схемы проекта ЕНН.

Основные положения концепции Нацфонда ТЭК (продолжение). 10/2015. Фото 11

Предпосылки эффективной работы национального фонда инновационного развития ТЭК

Консультативным советом при председателе Комитета Государственной Думы по энергетике ФС РФ была проделана в части экспертной нормативно-правовой деятельности конкретная работа, прежде всего, в создании системных основ развития энергетики, в том числе распределённой энергетики как самостоятельной отрасли в ТЭК, планомерном формировании базы для индустриального развития энергетики, создании условий для масштабирования региональных проектов, в том числе по внедрению многофункциональных энерготехнологических комплексов как основы автономных систем энергоснабжения удалённых регионов России.

Ниже представлена часть научно-технического и производственного задела, который может стать основой для успешной реализации предлагаемой Концепции только в привязке к развитию распределённой энергетики.

Производственный блок

  • разработка и полевые испытания многофункционального энерготехнологического комплекса на базе ДВС-электростанции и ВЭС в Республике Коми;
  • разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) и экологическая оценка сооружения ветроэлектростанции установленной суммарной мощностью 50 МВт в морской прибрежной зоне Калининградской области;
  • газогенераторная установка, использующая местные твёрдые виды топлива (уголь, торф, дрова, отходы деревообработки);
  • многотопливная ДВС-электростанция;
  • комплексная система утилизации тепла дизеля и многое другое.

Научный блок

  • разработка основных положений теории общих конструктивно-компоновочных решений автономных систем энергоснабжения (АСЭС);
  • разработка многофункциональных энерготехнологических комплексов модульного типа на базе гибридных энергоустановок (ДВС-электростанций, возобновляемых источников энергии и устройств водородной энергетики, малогабаритной установки для получения из сырой нефти или газового конденсата моторных топлив и т.д.).

Нормативно-правовой блок

Во исполнение Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2014) «О техническом регулировании», Распоряжения Правительства РФ от 24.09.2012 №1762-р об одобрении «Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года» необходимо формирование среднесрочной программы разработки национальных стандартов.

Национальная система стандартизации включает в себя комплекс общетехнических стандартов и стандартов по отраслям экономики, стандарты безопасности труда и охраны здоровья, стандарты безопасности при чрезвычайных ситуациях и другие подсистемы стандартизации. Стандартизация позволяет сформировать требования к стартовой эффективности проектов в разных отраслях (закрепление лучших зарубежных практик).

В настоящее время в информационный фонд международных стандартов включено более 24 тыс. стандартов.

За период с 2006 по 2012 годы:

  • принято и введено в действие более 3000 документов по стандартизации, уровень их гармонизации с международными стандартами составляет 70 %;
  • разработаны группы стандартов по ВЭС, дизельным и газопоршневым электростанциям и мн. др.;
  • создан технический комитет «Процессы, оборудование и энергетические системы на основе возобновляемых источников энергии» (ОАО «РусГидро» передало функции ТК 330 «ВИЭ» в ведение ТК 16 «Электроэнергетика»);
  • созданы экспертные секции в рамках Консультативного совета при Комитете Государственной Думы по энергетике ФС РФ.

Результатами работы этих секций являются системные решения региональных проблем подготовки кадров для нужд ТЭК, повышения энергоэффективности, создания условий для повышения качества и экономии электроэнергии в энергосистемах различных уровней, развития распределённой энергетики, использования биомассы и торфа, утилизации отходов и т.п. на территории Российской Федерации, прежде всего, на основе нормативно-правого и законодательного обеспечения и мн. др.

Учебно-методический блок

В рамках учебно-методического блока были проделаны следующие работы:

  • совместно с Куликовской ВЭС, ОАО «Янтарьэнерго» и КГТУ на основе обобщения опыта эксплуатации был сформирован учебный центр ветроэнергетики РАО «ЕЭС России»;
  • изданы учебники и учебные пособия для студентов вузов, в том числе в области малой энергетики;
  • создан международный научно-образовательный Консорциум ведущих российских и зарубежных учебных и научно-исследовательских институтов по подготовке кадров высокой и высшей квалификации для нужд ТЭК России.

Взаимодействие с госорганами, научным и бизнес-сообществами по формированию идеологии распределённой энергетики

Налажена работа с государственными структурами, профильными министерствами, Государственной Думой ФС РФ, РСПП, ТПП, Общественной палатой РФ, правительствами многих субъектов Российской Федерации, крупными&