Строительная отрасль — как лакмусовая бумажка экономики государства. Какова ситуация сейчас? Н.П.: Ситуация очень сложная. После того как в сентябре 2008го года рухнул строительный рынок, появилось несколько тенденций. Перед представителями строительных компаний захлопнулись двери банков, средства массовой информации призывали граждан не вкладывать деньги в недвижимость, обещая резкое снижение цен, прекратились инвестиции — то есть фактически отрасль осталась наедине с собой. Естественно, в этих условиях все компании вынуждены были сворачивать стройки, завершенные менее чем на 50 процентов, сосредоточившись на объектах, близких к стадии завершения. По стране появились десятки и сотни строительных площадок, на которых отрыт котлован, сделана обноска, но никакие работы не ведутся. Сейчас отрасль начинает потихоньку оживать, и банки в последние месяцы начали движение навстречу застройщикам, хотя процент по кредитам стал очень высоким. Какова же позиция государства в этой ситуации? Н.П.: По моему мнению, государство с большим опозданием начинает поворачиваться лицом к застройщику. Мы уже давно поднимаем вопрос ценообразования в строительстве: полторадва года назад в Российском союзе промышленников и предпринимателей говорили об этом на комиссии по строительству, которую я возглавляю; рассматриваем вопрос двух идеологий ценообразования. Если инвестируются коммерческие средства, конечную стоимость легко определить исходя из показателей основной прибыли. Когда используются бюджетные деньги, картина в корне меняется: из исходных данных есть только смета и объем строительства. При любом строительстве расходы на материалы составляют 55–60 процентов всех затрат, любое изменение марки материала или его цены порождает неразбериху: происходит перераспределение средств, путаница. Тем не менее, изменение сметы невозможно. Если за время строительства стоимость материалов возрастет, покрытие возникших расходов будет происходить за счет прибыли застройщика, а это не совсем корректно. Естественно, в этом вопросе нас поддержали департаменты ценообразования и сметного нормирования Москвы и других городов России. Кроме этого, мы серьезно говорим о вопросах государственной экспертизы: в нынешней ситуации она является тормозом для строительства, а по ряду объектов и вовсе не может дать заключения либо затягивается на годы. В декабре 2009го года вышло постановление правительства, разрешающее негосударственную экспертизу, но оно было воспринято неоднозначно — в частности, согласно этому постановлению результаты негосударственной экспертизы должны направляться в государственную экспертизу для проверки, что сводит на ноль все достоинства независимой экспертизы. Неоднократно поднимался вопрос о бесплатном предоставлении земли для социального строительства, о выдаче средств на инженерное оборудование участков и прокладку внутренних автомобильных дорог. Стоимость материалов нужно взять под строгий контроль государства, если строительство идет на бюджетные деньги. Расходы на электроэнергию при существующей системе лимитов уже много лет являются одной из весомых статей затрат: для физических лиц (при потреблении до 15 кВт включительно) один киловатт стоит 585 рублей, а для всех остальных — уже 20–90 тысяч рублей. Разве можно в такой ситуации говорить о низкой стоимости недвижимости? Если сегодня будут учтены все предложения и приняты меры для их реализации, то, по моему мнению, цена 30 тысяч рублей за один квадратный метр, о которой говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов, станет реальностью. Ассоциация строителей России также участвует в создании правового поля в сфере строительства? Н.П.: Правовой департамент Ассоциации строителей России постоянно держит в центре внимания ряд самых насущных вопросов, тесно работает с Государственной Думой, Советом Федерации и Правительством России по вопросам внесения изменений в законодательство. Все, что касается строительства, мы стараемся держать под контролем. Многое сделано по Федеральному закону №214ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве…», сейчас серьезно работаем по Федеральному закону №184ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании» и по Федеральному закону №94ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», к которому со стороны строителей есть множество претензий. Ассоциация строителей России ведет постоянную работу и всегда в курсе событий. Насколько активно в строительстве внедряются и используются современные материалы? Не тормозится ли их внедрение из-за экономии? Н.П.: Должны применяться те материалы, которые обеспечат лучшее качество и безопасность. Даже если это вызовет некоторое удорожание, в эксплуатации они будут в несколько раз выгоднее, надежнее и безопаснее. Я считаю, что мы должны брать самое лучшее из мирового опыта строительства и производства. Китай 15 лет назад покупал патенты и технологии, а сегодня он по строительным материалам и технологиям опередил Россию на десятки лет. В мостостроении они ушли далеко вперед, в высотном строительстве — и того дальше. При строительстве башни «Федерация» в Москва-Сити работали две иностранные компании: одна лила монолит, вторая монтировала ограждающие конструкции. Наши специалисты активно перенимали опыт восточных специалистов, осваивали технологии, и сейчас на всех площадках работают наши профессионалы. Очень важно не бояться идти вперед и приобретать опыт, не надо выдумывать то, что уже есть в мире: нужно перенимать или покупать технологии и внедрять их. С 2010 г. отрасль перешла на саморегулирование. Каковы первые итоги? Н.П.: Институт саморегулирования призван решить две главные задачи: отсев компаний-однодневок и обеспечение коллективной ответственности, включая имущественную. Предложенные правила достаточно жесткие: в саморегулирующейся организации должно быть не менее ста компаний, компенсационный взнос один миллион рублей, затем еще членский взнос, годовой взнос и т.д. — деньги достаточно большие не только для мелких и средних, но и для некоторых крупных компаний. Сейчас заканчивается первый этап создания саморегулирующихся организаций: первого июля те, кто не успел, останутся за бортом, дальше начнется работа института саморегулирования. Многие строительные компании используют труд мигрантов. Насколько это сказывается на качестве труда и культуре строительства? Н.П.: По моему субъективному мнению, в Москве в последние пятьшесть лет на улицах и во дворах чистота, особенно это заметно зимой. Куда ни глянешь, везде за чистотой следят приезжие, мигранты. Тяжело заинтересовать такой работой местных жителей и добиться от них высокого качества труда. Что касается строительства, я считаю, что из-за рубежа нужно привлекать высший инженерный состав, тех, кто владеет знаниями и может научить современным методикам ведения работы. Благодаря специалистам из Азии мы уже освоили технологии монолитного литья бетона Б90, применения трехэтажной несъемной опалубки и многих других передовых методов строительства. Этот вопрос неотделим от задачи подготовки кадров в России. Нужно уделять серьезное внимание специалистам, которых готовят ВУЗы и техникумы, организовывать стажировки за рубежом. Нужно, чтобы в Россию пришло все новое и лучшее, что есть в мире.