Сложно ли оборудовать дом теплосчетчиком? Когда документы собраны, проект согласован, а прибор учета куплен, дело за малым — непосредственно установкой. Не стоит недооценивать важность этого этапа: из-за ошибок монтажа даже самый хороший теплосчетчик может работать некорректно, и не будет допущен для коммерческих расчетов. От установки также зависят удобство дальнейшей эксплуатации узла учета, его безопасность и внешний вид. Несмотря на всевозможные «российские» сложности, с которыми сталкиваются специалисты по установке теплосчетчиков, качество должно быть обеспечено, а сроки выполнения работ соблюдены. Поделиться практическим опытом, открыть некоторые профессиональные секреты и рассказать о том, чего обычно не пишут в инструкциях и технических условиях, согласился Сергей Силенко, генеральный директор сервисной компании «Протос» (Тверь). А чтобы картина была более полной, нас пригласили присутствовать при работах в одном из жилых домов пригорода Твери (пос. Химинститута, д. 4, фото 1), где установка теплосчетчика проводилась в рамках капитального ремонта по программе «Фонда содействия реформированию ЖКХ». «Этот дом можно назвать показательным, — объяснил Сергей Силенко. — Чаще всего при проведении капитального ремонта стараются максимально сократить его сметную стоимость и закладывают самые дешевые материалы и оборудование, обычно в ущерб качеству. Приходится отказываться от таких подрядов, поскольку как официальные представители компании Kamstrup в регионе, мы принципиально работаем только с надежными приборами. А в данном случае заказчику (СФ “Ракурс”, генподрядчик по проведению ремонта) важен конечный результат: все должно быть сделано “на совесть”. Ему нас порекомендовали клиенты, знакомые с нашей командой и оборудованием Kamstrup, которое мы устанавливаем». На обследования будущего узла учета, подготовку и согласование проекта, заказ и доставку ушло около трех недель. И вот, наконец, наступил день установки теплосчетчика (фото 2). О подготовительных мероприятиях По указанному адресу мы приехали около 09:00. Монтажная группа компании «Протос» уже была на месте, однако дверь подвала оказалась заперта. «Обычная ситуация, — сетует Сергей Силенко. — Сантехники эксплуатирующих организаций привыкли работать в неспешном режиме, а для нас это часто оборачивается значительными трудностями. Монтаж узла учета силами двух специалистов занимает целый день. Если начать позже восьми-девяти часов, то велика вероятность, что работы закончатся только за полночь». Пока длилось ожидание, монтажники рассказали о некоторых аспектах подготовки. Например, если монтаж производится во время отопительного сезона, то можно столкнуться с необходимостью слива воды. «Конечно, по нормам в каждом доме должны быть установлены две пары задвижек, позволяющие отключить тепловой узел, как от подающей магистрали, так и от внутреннего контура, — объясняет Сергей Силенко. — Но часто бывает, что есть только одна пара: тогда приходится сливать теплоноситель из отопительной системы всего дома. Потом мы, конечно, ставим необходимую запорную арматуру, но сама подготовка занимает дополнительное время. Поэтому мы вынуждены контролировать, чтобы управляющая компания произвела слив своевременно. Иначе монтаж придется переносить на следующий день». В нашем случае отопительная система была оборудована двумя парами задвижек, как и положено. И, несмотря на то, что сантехник, который открыл подвал, опоздал примерно на час, в намеченный график мы все еще укладывались (фото 3).Часто работу специалистов осложняют грязь и беспорядок в подвалах, часто они бывают попросту затоплены или захламлены. Поэтому масса сил и времени уходит на организацию рабочего места: нужно не только заранее поставить в известность управляющую компанию о существующих проблемах, но и проконтролировать их решение. Случаются и вовсе курьезные ситуации (если это слово вообще применимо в данном контексте). «Один раз нас пригласили, чтобы оценить объем работ по монтажу узла учета в административном здании, — рассказывает директор “Протоса”. — Спустившись в подвал, мы увидели такую картину: огромное помещение было на полтора метра в высоту заполнено водой, так что не представлялось возможным даже приблизиться к теплоузлу. Как оказалось впоследствии, это рукотворное озеро питали настоящие подземные реки: в подвал постоянно стекала вода из магистральных каналов городской теплосети. К работам смогли приступить только после устранения утечек на всех городских теплотрассах». Монтаж, как он есть К 12:00 участки на прямом и обратном трубопроводах были вырезаны и специалисты приступили к монтажу. «Мы всегда изготавливаем все необходимые элементы трубопроводов, соединительные детали и монтажные узлы заранее, на производстве, — делится опытом Сергей Силенко. — Это гарантирует высокое качество монтажа, а также позволяет оптимизировать рабочее время. Никто не станет отрицать, что сварка деталей на стационарном станке всегда будет более аккуратной и качественной, чем выполненная “на коленке”». Кроме того, после этого производится предварительная опрессовка сварных деталей на стенде для контроля качества выполненных работ. Таким образом, на объекте остается смонтировать уже готовый узел учета и, если необходимо, провести сварочные работы на месте. «Только делать это нужно внимательно, — добавляет специалист, — чтобы чувствительный ультразвуковой расходомер ни в коем случае не оказался в цепи “электрод–клемма заземления”. Иногда по неопытности их именно так и выводят из строя, еще до начала эксплуатации. Но, пожалуй, эта единственная причина, по которой расходомеры Ultraflow могут не работать, по крайней мере, с другими мы не сталкивались. Даже грязная вода в наших системах теплоснабжения, ставшая бедствием для электромагнитных приборов, не влияет на стабильность и точность работы ультразвука» (фото 4). Несмотря на договоренность с управляющей компанией об электропитании для сварочного аппарата (даже для портативного агрегата требуется силовая линия, проложенная кабелем сечением не менее 2,5 мм2 и запитанная от автомата, рассчитанного на нагрузку по току в 25 A), в день монтажа в подвале имелся лишь 16амперный автомат. Время поджимало, и решено было начать сварку до прихода электрика. Но через 15 минут, как и следовало ожидать, слабенький автомат «выбило». Подключаться к общедомовому щитку специалисты «Протос» не стали. «Это частенько практикуется, но мы так не делаем, ведь можно оставить без света весь дом» — объясняет Сергей Силенко. На ожидание электрика и установку нового автомата ушло часа полтора. За это время мы успели пообщаться с жильцами, которые заинтересовались необычной активностью в подвале. Заглянула к нам и техниксмотритель из местной управляющей компании, чтобы проверить, кто и чем занимается на подконтрольной ей территории, а затем и проконсультироваться по вопросам дальнейшей эксплуатации теплосчетчика. Наконец, около 14:00, работа возобновилась (фото 5 и 6).Подробно описывать сам процесс монтажа отдельных элементов узла учета (фильтров, переходников, манометров и пр.), пожалуй, особого смысла нет: как правильно затянуть болты, знает любой специалист. Расскажем лишь о некоторых тонкостях. Например, паранитовые межфланцевые прокладки, вкладываемые между отдельными элементами конструкции в местах фланцевых соединений, рекомендуется с обеих сторон смазывать герметиком, для максимально надежного соединения и устранения вероятности протечек. Резьбовые соединения каждый монтажник герметизирует тем способом, который ему больше по душе: кто-то использует современные материалы, например, сантехническую нитку Tangit UniLock, которая уже содержит герметик, кто-то — старый добрый лен. Вот только «сажать» его лучше не на масляную краску, а на тот же герметик: качество соединения будет столь же высоким, а его разборка, при необходимости, не потребует особых усилий (фото 7). Есть еще такой нюанс: если гильзы, в которые устанавливаются термодатчики и термометры, заполнить маслом, то термоэлементы будут реагировать на изменения температуры теплоносителя практически мгновенно. Это особенно необходимо для сверки показаний термометра и термодатчиков инспекторами тепловых сетей. Последний этап монтажа, т.е. непосредственно установку вычислителя, мы начали в 19:00 (фото 8). Электромонтажные работы в нашем случае не нужны. Все подключение свелось к заведению проводов от первичных преобразователей в корпус вычислителя. «Приборы Multical имеют автономное питание, поэтому мы избавлены от электромонтажа, а жители в дальнейшем — от возможных сбоев в работе теплосчетчика в результате аварий в домовой или городской электросети, — говорит Сергей Силенко. — Причем батарейка работает до десяти лет».Особого внимания, по словам директора «Протос», заслуживает очередность действий по запуску узла учета. Если сперва включить вычислитель, а затем пустить в систему воду, то расходомер в прямом трубопроводе начнет считать сразу же, а установленный на «обратке» — только после того, как вся отопительная система заполнится водой. Таким образом, в дальнейшем прибор все время будет показывать постоянную разницу, что создает определенные неудобства. Именно поэтому батарейку в вычислитель устанавливаем в самую последнюю очередь. В 20:15 прибор включили и обнулили счетчик времени (фото 9). К этому времени подошел сантехник, который открыл задвижки и проконтролировал опрессовку уже смонтированного узла учета (фото 10). Работа монтажной группы на этом закончена. После завершения работ осталось сдать их заказчику. В этом качестве выступает обычно управляющая компания или ТСЖ, а когда, как в нашем случае, узел учета устанавливается в рамках капремонта, проводимого в соответствии с законом №185ФЗ, — генеральный подрядчик. Перед подписанием акта приемки работ узел учета должен пройти 72часовые испытания (фото 11 и 12). После этого производится окончательный расчет с исполнителем. «Предоплату за оборудование мы обычно получаем перед началом монтажа, а стоимость работ оплачивается по факту подписания акта, — завершает свой рассказ руководитель компании “Протоса”. — Если работы производятся в рамках федеральной программы капремонта, то все расчеты происходят после их завершения: 30 % суммы перечисляется сразу после подписания акта, остальная часть — в течение недели». Надеемся, рассказ тверских специалистов не только будет интересен читателям, но и задаст новую планку качества выполнения подобного рода работ. Тогда жилищно-коммунальное хозяйство станет действительно комфортным и современным, а работа в этой отрасли будет считаться престижной!