Существующие в настоящее время требования нормативно-правовых документов к внутренним инженерным системам многоквартирных домов (МКД) в полном объёме не реализованы в нормативно-технических документах. Так, Федеральным законом от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» установлено, что с 1 января 2016 года внутренние инженерные системы объектов капитального строительства являются элементами системы коммунальной инфраструктуры, которая предназначена для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения (п. 24 ст. 1), а эксплуатация инженерных систем МКД должна осуществляться с учётом требований жилищного законодательства (п. 10 ст. 55.24), которые изложены в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года №188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации» и других нормативно-правовых документах. Однако такой специальный правовой (технико-юридический) режим не конкретизирован в подзаконных нормативно-технических документах (своды правил и др.), применение которых при проектировании должно обеспечить безопасное использование и содержание внутренних инженерных систем МКД в соответствии с обязательным требованиям безопасности, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В этой связи рассмотрение и анализ новых требований Градостроительного и Жилищного кодексов во взаимосвязи с требованиями федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с целью совершенствования методологических основ проектирования внутренних инженерных систем МКД и создания легитимного методического инструментария являются своевременной и актуальной задачей.

Пути практической реализации указанных новаций нормативно-правовых документов (№№190-ФЗ, 188-ФЗ, 384-ФЗ) применительно к внутренним системам хозяйственно-питьевого водоснабжения многоквартирных домов разработаны сотрудниками Академии строительства и архитектуры Самарского государственного технического университета (АСА СамГТУ) под руководством д.т.н., профессора А. К. Стрелкова.

Анализ новых требований Федерального закона №190-ФЗ показал, что внутренние системы хозяйственно-питьевого водоснабжения МКД принадлежит к нескольким областям регулирования. В соответствие с общим принципом формирования обязательных требований, закреплённым в Федеральном законе от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании», взаимосвязь технического регулирования с другими областями регулирования должна быть обеспечена путём соподчинённости требований жилищного законодательства и требований законодательства в области технического регулирования. В части внутренних централизованных систем водоснабжения МКД общими требованиями безопасности зданий и сооружений, которые установлены федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», являются: требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; требования энергетической эффективности зданий и сооружений.

При этом, с точки зрения иерархии правовых актов, нормы Федерального закона №188-ФЗ имеют приоритет перед нормами законов и иных правовых актов в области технического регулирования [1]. Основными источниками жилищного законодательства являются: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года); Жилищный кодекс Российской Федерации; Градостроительный Кодекс Российской Федерации; Гражданский Кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29 ноября 1994 года №51-ФЗ) и другие правовые документы.

Предметом правового регулирования жилищных отношений, которые содержатся в различных отраслях права, является совокупность общественных отношений, стандартов и норм предоставления жилищных и коммунальных услуг.

Методом нормативно-правового регулирования жилищных отношений, который включает в себя черты методов, присущих гражданскому, административному и другим отраслям права, являются приёмы и способы воздействия юридических норм на общественные отношения. Стандарты и нормы предоставления жилищных и коммунальных услуг, выраженные в количественных измерителях, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Требования к методическому обеспечению деятельности регулирующей функционирование системы коммунальной инфраструктуры и её составной части — системы хозяйственно-питьевого водоснабжения многоквартиных домов — содержатся в Постановлениях Правительства Российской Федерации (ПП РФ):

  • от 23 мая 2006 года №306-ПП («Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме»);
  • от 13 августа 2006 года №491-ПП («Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказании услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»);
  • от 6 мая 2011 года №354-ПП («Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»);
  • от 14 февраля 2012 года №124-ПП («О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами»);
  • от 29 июля 2013 года №644-ПП («Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»);
  • и Приказах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ Р 51617–2014 от 11 июля 2014 года «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования», ГОСТ Р 56501–2015 от 30 июня 2015 года «Услуги жилищнокоммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», ГОСТ Р 56533–2015 от 29 июля 2015 года «Услуги жилищнокоммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем холодного водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования»).

По совокупности положений Постановлений Правительства РФ №№306, 491, 354, 124, 644 и национальных стандартов ГОСТ Р, вошедших во всю серию «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами», следует, что:

  • водоснабжение является регулируемым видом деятельности по предоставлению коммунального ресурса и оказанию коммунальной услуги потребителям в многоквартирных домах;
  • предоставление коммунального ресурса и оказание коммунальной услуг осуществляется на основании договоров между ресурсоснабжающей организацией, исполнителем услуг и потребителем или между ресурсоснабжающей организацией и потребителем;
  • для заключения договоров требуется в совокупном (интегральном) объёме коммунального ресурса выделять дифференцированные по времени суток и по другим критериям объёмы, используемые для предоставления коммунальной услуги потребителям, а также устанавливать границы ответственности между частями внутренней системы водоснабжения;
  • коммунальной услугой водоснабжения является деятельность, осуществляемая с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов;
  • коммунальной услугой гарантированного качества считается деятельность по подаче холодной и горячей воды потребителям в МКД не ниже установленных нормативов с параметрами, установленными №354-ПП;
  • нормативы потребления в МКД устанавливаются вне зависимости от наличия в них приборов учёта;
  • для МКД используются три норматива — внутри жилых помещений, на общедомовые нужды и при использовании земельных участков;
  • нормативы потребления определяются в расчёте на месяц потребления коммунального ресурса, при этом дифференцирование по месяцам предоставления услуги не предусматривается;
  • предоставление коммунальной услуги холодного и горячего водоснабжения должно осуществляться бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальной услуги;
  • конструкция внутренних систем водоснабжения МКД и её параметры должны обеспечивать возможность транспортировки коммунального ресурса и потребления коммунальных услуг гарантированного качества.

Однако во введённом в действие с 17 июня 2017 года СП 30.13330.2016 «Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01–85*» (утверждён приказом Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации от 16 декабря 2016 года №951/пр) не учтены некоторые нормы Федеральных законов №188-ФЗ, №190-ФЗ и от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», что не позволяет однозначно провести оценку соответствия проектных решений внутренних систем хозяйственно-питьевого водоснабжения МКД обязательным требованиям технических регламентов. Поэтому приведённые в СП 30.13330.2016 порядок определения расчётных расходов воды и порядок расчёта водопроводных сетей холодной и горячей воды не обладают правовой легитимностью, а их применение при проектировании повышает вероятность проектных ошибок при определении параметров систем водоснабжения МКД и усложнит процедуру доказательства соответствия проектных характеристик систем водоснабжения обязательным требованиям безопасности, которые установлены Федеральным законом от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ.

Для устранения указанных нерешённых научных и практических задач сотрудниками Академии строительства и архитектуры СамГТУ разработаны общие рекомендации, дополняющие существующие нормативно-технические документы:

  • при проектировании и расчёте внутренних инженерных систем МКД их необходимо разделять на части — внутридомовые и внутриквартирные;
  • в совокупном (интегральном) объёме коммунального ресурса, поставляемого за расчётный период в МКД, необходимо выделять дифференцированные объёмы коммунального ресурса, поставляемые потребителям в жилых и нежилых помещениях, а также используемого в целях содержания общего имущества;
  • исходные данные, необходимые для расчёта внутренних инженерных систем, следует определять на границе централизованной системы водоснабжения и МКД и на границах внутридомовой части и жилых и нежилых помещений;
  • объёмы коммунальных ресурсов, поставляемых потребителям в многоквартирном доме за расчётный период, необходимо определять исходя из нормативов их потребления [2];
  • определение величин диаметров и выбор оборудования необходимо проводить для пиковых (предельных) режимов потребления коммунальных ресурсов [3].

Кроме того, при выборе конструктивного решения внутренних систем горячего хозяйственно-питьевого водоснабжения многоквартирного дома следует учитывать, что с 1 января 2013 года не допускается подключение объектов капитального строительства потребителей к централизованным открытым системам горячего водоснабжения, осуществляемого на нужды горячего водоснабжения, а с 1 января 2022 года такой отбор запрещён (ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Разработанные рекомендации использованы при выполнении договора от 17 декабря 2013 года №40 на выполнение работ на тему «Разработка технической политики по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» между некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта» города Самары и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением профессионального образования «Самарский государственный архитектурно-строительный университет».

Михайлова И. Ю., автор работы «Определение расчётных расходов воды во внутренних системах хозяйственно-питьевого водоснабжения многоквартирных домов», участвовавшая в XVIII конкурсе «Инженер года — 2017» по версии «Инженерное искусство молодых» в номинации «Строительство и стройиндустрия», который проводил Российский Союз научных и инженерных общественных объединений, была признана лауреатом конкурса.

В заключение следует отметить, что разработанная в АСА СамГТУ система методов проектирования инженерных систем МКД является достаточной научной и практической базой для осуществления перехода при предоставлении услуг управления на национальные стандарты ГОСТ Р и может быть использована при разработке Программ «Совершенствование системы управления, содержания общего имущества и эксплуатации МКД» для различных регионов России.