Вцелом ряде стран, например Италии, Испании, Греции, Японии и Китае львиная доля кондиционеров попадает именно в квартиры и частные дома. Но это на юге. В таких странах как Германия, Великобритания и даже Франция кондиционируются в основном офисы. Почему так происходит? Ответ на данный вопрос лежит на поверхности и вытекает из поведения основной массы покупателей. Спрос со стороны частных заказчиков резко возрастает после того, как становится жарко спать. Если быть более точным, когда ночные температуры переваливают за отметку +25°С. Для южных стран — это норма, для севера — событие относительно редкое, которое случается, если тридцатиградусная жара держится пять-шесть дней и более. На западе для такого явления даже придумали специальное название — «hot wave». Итак, это первое условие спроса. Второе необходимое условие спроса на кондиционеры — большие сезонные или суточные температурные колебания. Если постоянно жарко, как, например, на Бали или в Центральной Африке, потребность в кондиционерах невелика, так как местное население всю жизнь живет при +28°С ±2°С и для них такая температура — норма. Оборудование устанавливается в основном в местах, посещаемых непривычными к жаре иностранцами. Все регионы земного шара можно условно разделить на четыре группы, их характеристики подобно представлены в табл. I. Максимальный спрос на кондиционеры наблюдается в странах, для которых характерна летняя жара, и при этом большие сезонные перепады температур. Это север тропического пояса, субтропики и южная часть умеренного пояса. Именно в этом регионе находятся страны с максимальным душевым потреблением кондиционеров: США, Япония, Израиль, Греция, Корея, Арабские Эмираты. Но вернемся к России, которая очень неоднородна по своим климатическим характеристикам. На севере (средние дневные изотермы июля до +20°С) продажи кондиционеров в жилье практически отсутствуют. Южнее (между средними дневными изотермами июля +20 и +26°С) спрос на кондиционеры со стороны владельцев жилья невелик и плавно возрастает при движении к югу. При этом более половины кондиционеров, попадающих в квартиры, устанавливаются в элитном жилье. Припереходе через изотерму +25–26°С происходит скачкообразное увеличение спроса со стороны владельцев жилья. Это характерно для южной части умеренного пояса, где находится юг России. В европейской части страны граница проходит севернее линии Ростов-на-Дону–Волгоград, а на востоке захватывает Владивосток и Хабаровск. Рис. 1 и табл. 1 очень наглядно демонстрируют эту тенденцию. Таким образом, устойчивый спрос на кондиционеры со стороны владельцев квартир начинается за средней дневной июльской изотермой +26°С, где проживает менее 17 % населения страны. Причем, анализируя рынок жилья, необходимо разделить продажи в элитное и типовое жилье. В чем принципиальная разница между этими сегментами? Здесь необходимо оперировать не стоимостью квадратного метра, а подходом к отделке жилища и созданию климата. Владелец элитной квартиры обычно полностью поручает проведение ремонта дизайнеру или прорабу. На кондиционерах обычно не экономит. И самое главное — сроки установки оборудования привязаны не к наступлению жары, а к началу чистовой отделки. Поэтому, если принципиальное решение о покупке кондиционера принято, от него не отказываются даже при отсутствии тепла. В то же время владелец типового жилья в большинстве случаев начинает заниматься поиском кондиционера во время жары. Приходит за покупкой сам. В случае отсутствия жаркой погоды обычно откладывает приобретение техники до следующего года. Здесь мы наблюдаем сезонный спрос: с мая по середину июля, далее только при наличии устойчивой жаркой погоды. Таким образом, продажи кондиционеров в элитное и типовое жилье необходимо рассматривать отдельно. Это совершенно разные сегменты рынка. Элитное жилье Этот рынок начал развиваться параллельно с рынком корпоративных клиентов и в течение всех этих лет рос, не испытывая серьезных кризисов. В тоже время можно отметить сразу два заметных подъема. Первый с 1991 по 1996 гг.— это эпоха расселения коммуналок в центре столицы и ряде других крупных городов. Второй начался в 2000 г. с началом массового строительства элитных домов и продолжается по сей день. Необходимо отметить, что далеко не все элитное жилье кондиционируется. В средней полосе России некоторые даже очень богатые люди считают, что кондиционер дома — излишество. Статистика это подтверждает. В России порядка 7–10 млн граждан, имеющих доходы на европейском уровне, тем не менее, за все время существования рынка в элитное жилье попало немногим более 250 000 кондиционеров. А общий парк сплит-систем, установленных в элитном и типовом жилье, не превышает 600 000 ед. Продажи кондиционеров в элитное жилье в последние годы развиваются быстрыми темпами, причем, подчиняются вполне определенному закону. Если за точку отсчета принять 1999 г. (начало современного этапа развития рынка), то продажи кондиционеров в элитное жилье в зависимости от региона стабильно растут на 20–30 % в год. Интересно, что колебания от этого тренда происходят исключительно вверх. Это вполне логично. Если богатый человек запланировал покупку кондиционера, холодная погода не станет для этого препятствием. Поэтому рынок продаж в элитное жилье привязан не к погоде, а к срокам сдачи недвижимости и времени проведения отделочных работ. А вот в жаркие годы рынок элитного жилья может получить дополнительный импульс. Если богатый человек даже не планировал покупку кондиционеров, то жара может его к этому подтолкнуть. Типовое жилье Продажи кондиционеров в типовом жилье подчиняются совершенно другим законам. Из рис. 2 хорошо видно, что этот сегмент рынка впервые обозначился в 1998 г. и был вызван появлением на рынке дешевых оконных кондиционеров, мощностью 5000 BTU/ч. Одновременно в столице, где уровень доходов выше, наметился спрос на сплитсистемы. Далее, наступил кризис и долгое время сегмент продаж в типовое жилье был представлен практически одними оконными моноблоками мощностью 5000 BTU/ч на юге страны. Эта техника оставалась доступной все время после 1998 г. Рынок оживился только к 2001 г., когда кондиционер стал доступен широким кругам населения. Доходы среднего класса приблизились к докризисному уровню, а цены на оборудование упали. К 2002 г. практически по всей стране минимальная стоимость сплит-системы сравнялась со средним ежемесячным доходом представителя среднего класса. В сочетании с очень жарким летом это породило настоящий взрыв спроса. Далее, в 2003 и 2004 гг., несмотря на то, что доходы населения существенно выросли, а кондиционеры (особенно в нижнем ценовом ряду) подешевели, продажи в типовое жилье резко упали. Средний класс России пока не так богат, а потому в холодный год вместо покупки кондиционера находит другое применение своим деньгам, пуская их на более актуальные нужды. Это наглядно показывает, что рынок продаж оборудования в типовое жилье в большей степени зависит от погоды, нежели от экономической ситуации. Тем не менее, более чем 50 % рост доходов населения в 2003–2004 гг. и снижение цен на оборудование существенно расширили круг потенциальных заказчиков оборудования. В первое же жаркое лето объем продаж 2002 г. может быть перекрыт. Структура рынка по типам оборудования Интересно отследить и тип продаваемых в жилой сектор кондиционеров. Его наглядно отражает рис. 3. На заре развития рынка оборудование попадало в основном в элитные квартиры, и рынок был представлен большей частью сплит-системами и модными в то время мобильными кондиционерами. Постепенно популярность «мобильников» сошла на нет, а оборудование стало продаваться и в типовое жилье. С этим связан рост доли оконных моноблоков. Резкое увеличение их доли на российском рынке климатической техники произошло в 1998–1999 гг. В этот период «оконник» стал доступен широкому кругу покупателей на юге страны, в то время как в Москве и других крупных городах средней полосы спросом пользовались сплитсистемы. Начиная с 2001 г., сплит-системы становятся доступны представителям среднего класса и доля оконных кондиционеров в общих объемах продаж начинает падать. К 2003 г. большая часть «оконников» продается на юге страны, через магазины. Причем значительная часть этого оборудования оседает в сельской местности. Интересно, что последние два года даже там начинается постепенное вытеснение оконных кондиционеров сплитами. Благодаря политике торговых домов цены на них резко упали, провоцируя снижение спроса на «оконники» как в долевом, так и в количественном отношении. РИСУНКИ:1~1~; 2~2~; 3~3~; ТАБЛИЦЫ:1~4~; I~5~;