Лаборатория тепловой изоляции теплотехнических расчётов АО «НИИСТ» в рамках исследования поднимает такие вопросы, как соблюдение производителями норм производства и заинтересованность производителей в вопросе регулирования данных норм, а соответственно, и в качестве продукции. В этой публикации изложены цели, задачи и основные методы данного исследования.

Введение

Теплоизоляционные материалы (ТИМ) играют важную роль в общехозяйственной деятельности страны. Они позволяют значительно снизить расходы, связанные с выработкой, транспортировкой и использованием тепловой энергии. От качества теплоизоляционных материалов зависит эффективность деятельности как промышленных предприятий, так и использование данного продукта гражданами в быту. Качество теплоизоляционного материала подтверждается заводом-изготовителем средствами декларирования либо сертификацией материалов с указанием декларируемых параметров.

В случае, когда потребителем ТИМ для своих собственных нужд (например, для использования его в строительстве или для перепродаже) выступает юридическое лицо, подразумевается, что компания, которая совершает закупку, обладает соответствующими компетенциями для того, чтобы сделать выбор того или иного материала. Сделка купли-продажи происходит на основании информации, которая содержится в технической документации, предоставляемой заводом-изготовителем. Подразумевается, что информация верна, а если нет, то потребитель достаточно грамотен, чтобы это определить. Как правило, сопутствующей документации достаточно, чтобы техническая служба согласовала сделку.

Если покупателем теплоизоляционного материала является физическое лицо, то потребитель автоматически попадает под Федеральный закон от 7 февраля 1992 года №2300–1 (редакция от 18 марта 2019 года) «О защите прав потребителей». Данное положение дел объясняется тем, что гражданин, закупая технически сложный продукт, такой как ТИМ, не обладает специальными познаниями в области технических характеристик данного товара.

По Федеральному закону №2300–1 качество товара определяется статьёй 4 (выдержки приведены ниже):

1. Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

3. Если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, он обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

4. При продаже товара по образцу и описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и описанию.

5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.

В соответствии с законом, информация о продукте, которая предоставляется потребителю заводом-изготовителем, должна быть полноценной и достоверной, а сам продукт — качественным, то есть иметь совокупность свойств, обуславливающих его пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с его назначением.

 

Цели и задачи исследования

Лаборатория тепловой изоляции теплотехнических расчётов (ЛТИ) Научно-исследовательского института по строительству трубопроводов (АО «НИИСТ») занимается вопросами повышения и контроля качества теплоизоляционных материалов. С 1986 года Лаборатория тепловой изоляции является авторитетным центром в сегменте топливно-энергетического комплекса.

В рамках плана Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2019 год ЛТИ провела исследование на предмет качества продукции ТИМ в сегменте вспененного полиэтилена в форме трубок. Целью данного исследования является, во-первых, получение достоверной информации о соответствии декларируемых производителями характеристик теплоизоляционных материалов фактическим параметрам. Во-вторых, оценка степени заинтересованности производителей ТИМ в контроле качества собственной продукции. В-третьих, оценка защищённости рядового потребителя от недобросовестных производителей.

Данное исследование ставит перед собой следующие задачи:

  • приобретение теплоизоляционных материалов основных производителей, представленных в Центральном территориальном округе;
  • выбор единого метода оценки качества продукции;
  • проведение независимого испытания закупленных материалов;
  • обработка результатов испытаний;
  • анализ результатов испытаний;
  • составление рекомендации по повышению качества продукции.

Так как материалы, закупленные Лабораторией для испытания, производятся по разным нормативно-техническим документам (ГОСТ и ТУ), в целях повышения объективности результатов исследования было принято решение взять за основу методологию, регламентированную ГОСТ Р 56729–2015 (EN 14313:2009) «Изделия из пенополиэтилена теплоизоляционные заводского изготовления, применяемые для инженерного оборудования зданий и промышленных установок. Общие технические условия» (далее — ГОСТ).

При уведомлении производителей о проведении испытаний в соответствии с выбранным нами ГОСТ несколько производителей заявило о своём несогласии с тем, что исследование предполагает сравнение продукции, изготовленной по ТУ, с продукцией, изготовленной по ГОСТ. ЛТИ полагает, что это единственный способ объективного сравнения.

С учётом всех недостатков данного ГОСТ, его уровень детализации и степень проработки является более высокой, в отличие от ТУ, так как при его разработке участвовали несколько высококвалифицированных производителей от разных организаций. ГОСТ в обязательном порядке проходит процедуру нормировочного контроля, процедуру общественного слушания, что априори повышает его качество как документа, регламентирующего технические характеристики.

Авторы статьи присутствовали на утверждении данного ГОСТ и отметили, что производители теплоизоляционных материалов из вспененного полиэтилена не проявляют вовлечённость в процесс технического регулирования и стандартизации. Данный факт напрямую влияет на количество ошибок и недоработок в научно-технической документации и указывает на неорганизованность отрасли в целом. Отсюда следует вывод о том, что часть производителей не заинтересована в урегулировании проблем, связанных с реализацией норм стандартизации и качества производимой продукции.

Материалы для исследования закупались в Центральном федеральном и Северном административном округах, что обусловлено территориальной доступностью для ЛТИ. Приобретались марки «популярных» производителей теплоизоляционных материалов. Каждый материал закупался двух определённых геометрических параметров — 89×13 и 22×20 мм — при наличии таковых (табл. 1). Выбор размеров был обусловлен спецификой испытаний (номинальный диаметр × толщина стенки изоляции).

Закупка осуществлялась физическим лицом через тайного покупателя у дилеров ТИМ и в точках продаж ритейлеров. Каждый материал после закупки маркировался независимым образом, чтобы снизить вероятность необъективности результатов исследования при проведении испытаний. ЛТИ контролировалось единство условий для всех образцов. Испытания проходили на одних и тех же приборах (на одной и той же установке). Таким образом, если установка, на которой проводилось испытание, была «недостаточно точная», то данная неточность распространялась на все образцы.

Каждый производитель был проинформирован о возможности присутствовать при испытании. В ходе исследования несколько компаний-производителей материалов обратились с жалобами о том, что институт не имеет «морального права» проводить данное исследование.

Заявленное исследование предполагает поведение испытаний:

  • по стабильности линейных размеров, по геометрическим параметрам;
  • по степени пожарной опасности с определением группы горючести;
  • по основному критерию энергоэффективности, то есть теплопроводности;
  • по максимальной температуре применения материала.

Выводы

1. По своей ценовой политике материалы разделяются на две группы. Первая — это материалы в ритейле, чья стоимость (20×22 мм) составляет 20–45 руб., что в несколько раз ниже стоимости материалов второй группы, продающихся для строительно-монтажных организаций через дилеров — до 112 руб.

2. На рынке вспененного полиэтилена есть производители, заинтересованные в производстве качественной продукции.

3. Большинство производителей безразлично относятся к вопросу регулирования качества продукции.

4. Все точки продаж ритейлеров, где закупался нами материал для испытания, указывают не полностью достоверную информацию о продаваемой продукции.

О результатах исследования читайте в следующих статьях (№ 8–11 за 2019 год) в журнале С. О. К.