Руслан Петрович, расскажите, с чего все начиналось? Что побудило жителей Зубцова и городскую администрацию начать активные действия по внедрению учета тепловой энергии? Р.П.: Традиционно в нашем городе, как и по стране в целом, оплата за теплоснабжение всегда производилась по фиксированному тарифу, в пересчете на площадь жилья. Причем тариф этот сегодня достаточно высок — 21 рубль 64 копеек за квадратный метр площади. Поэтому средняя семья в Зубцове платит за отопление не меньше 1500– 2000 рублей в месяц. Согласитесь, сумма немаленькая. И это при том, что зимы в последние годы трудно назвать суровыми. Тепловая энергия — это товар. Люди хотят потреблять столько тепла, сколько им нужно, и оплачивать то его количество, которое они израсходовали на самом деле. Это и есть путь экономии, на которую сегодня направлена политика государства. Вместо этого жителям приходится оплачивать фактически навязанную услугу. Причем они видят, что состояние теплосетей часто далеко от идеального: из коллекторов парит, снег над теплотрассами всегда растоплен, часто происходят аварии с разливом горячей воды. Считать свои деньги сегодня умеют все, и никто не хочет оплачивать обогрев улиц. Единственный способ решения проблемы — установка теплосчетчиков. В законе, регламентирующем реформу ЖКХ, прописано, что все дома должны быть оборудованы приборами учета. На это могут быть выделены бюджетные средства. Однако получение государственных дотаций требует времени, а люди решили начать экономить уже сейчас и самостоятельно приобретать приборы учета. Инициатива исходит от самих горожан, а мы, как городская администрация, обязаны защищать их интересы — это наша работа. Какие технические решения, на ваш взгляд, необходимы для успешного внедрения приборного учета тепла в масштабах города? Р.П.: Сегодня необходимы качественные и современные решения. Отрицательный опыт у нас уже есть, и мы хотели бы избежать его повторения. Первый, экспериментальный для нашего города, узел учета, смонтированный теплоснабжающей организацией в доме №37 по улице Победы, был оборудован отечественным теплосчетчиком, питающимся от электросети. В январе вокруг этого узла учета разгорелся конфликт. У обслуживающей организации не было квалифицированного специалиста, и прибор случайно отключили от сети. В результате показания в течение месяца вообще не снимались. Платить по фиксированному тарифу жильцы отказались, дело чуть не дошло до суда. Урегулирование конфликта потребовало значительных усилий от городской администрации. Тогда мы стали искать приборы с автономным питанием и не требующие регулярного технического обслуживания. Кроме того, мы хотим иметь такое оборудование, которое будет работать долго, чтобы, по крайней мере, в течение нескольких лет не возникало необходимости в его замене. Какой смысл делать так, чтобы через год переделывать снова? Люди хотят понимать, что они получают за свои деньги. Один из подрядчиков, компания «Протос», смог предложить устраивающий нас вариант — приборы учета датского производителя Kamstrup с автономным питанием. Мы получили положительные отзывы об ультразвуковом теплосчетчике Multical, свидетельствующие, что он служит не меньше 10–15 лет. Безусловно, вопрос стоимости играет далеко не последнюю роль. К сожалению, в результате финансовых потрясений последнего года цена датских приборов в рублях значительно возросла. Возможно, люди предпочли бы более дешевый вариант, но проблема состоит в том, что мы не получаем равнозначных по качеству предложений по приборам отечественного производства. К тому же «Протос», являясь представителем производителя в Тверской области, берет на себя обязательства по обслуживанию оборудования, что тоже немаловажно. Тем не менее настаивать мы не вправе, мы можем лишь рекомендовать жителям приобретать качественное оборудование. Последнее слово всегда за жильцами каждого конкретного дома. Однако, как показывает практика, чаще всего люди выбирают качество. Мы слышали о том, что администрация города оказывает жителям поддержку в установке теплосчетчиков. Как это происходит на практике? Р.П.: Да, мы оказываем помощь, в том числе и материальную. К сожалению, возможности городского бюджета ограничены: профинансировать установку теплосчетчиков мы не можем, это горожане делают на свои средства. Но в чем-то помочь можем. Монтаж узла учета, как правило, требует некоторого ремонта системы теплоснабжения в домах: замены запорной арматуры, ремонта трубопроводов и прочее. Жители собирают деньги на теплосчетчик, а на ремонт средств часто не хватает, и мы выделяем их из городского бюджета как безвозмездную дотацию. Кроме того, мы оказываем организационную и юридическую помощь в сборе необходимых документов, подписании договоров на установку и обслуживание приборов учета и так далее. Берем на себя решение всех спорных вопросов с теплоснабжающей организацией. Также мы создали при мэрии координирующий информационный центр: собираем всю информацию по установке и эксплуатации приборов учета, аккумулируем накопленный опыт и делаем его доступным для всех горожан. С какими трудностями вам приходится сталкиваться в ходе реализации планов по внедрению приборного учета тепла? Существует ли противодействие этому процессу? Р.П.: Сейчас мы еще в самом начале пути, однако все перипетии перехода на приборный учет уже изучили. Со стороны горожан противодействия нет, ведь инициатива исходит именно от них. Здесь у нас полное взаимопонимание. А вот с теплоснабжающей организацией у жильцов возникают конфликты. К примеру, жители 36-го дома не смогли договориться с теплосетью об отключении отопления в день монтажа. Поэтому специалистам пришлось приезжать еще раз. Естественно, дополнительные расходы легли на плечи потребителей. Такие случаи затрудняют процесс перехода на приборный учет. Чтобы добиться большей согласованности в действиях, монтажная организация решает многие вопросы с тепловой компанией напрямую. Как показывает практика, это эффективней. Ведь для «Тверьэнергогаз» установка теплосчетчиков в конечном итоге тоже выгодна. Она позволит им модернизировать городскую теплосеть Зубцова (в частности, создать сеть диспетчеризации) и повысить эффективность своей работы. Я очень надеюсь, что со временем мы с ними придем к общему знаменателю. Кроме того, мы рассчитываем на государственную поддержку в рамках федеральной программы реформирования ЖКХ. Этот вопрос находится в ведении департамента коммунального хозяйства Тверской области. У нас уже запросили данные о количестве домов и планах по капитальному ремонту. Теперь ожидаем решения. Жителям на примере успешного опыта их соседей объясняем, что они смогут добиться большей экономии, если сами установят приборы учета уже сейчас, не дожидаясь госдотации. А деньги, выделенные государством, можно будет потратить на утепление домов, балансировку систем теплоснабжения и другие мероприятия, которые обеспечат еще большую экономию. Можно ли уже сегодня говорить о конкретных результатах? Р.П.: Да, у меня есть данные по жилому дому №4 по улице Победы, где был введен в строй и сейчас успешно эксплуатируется узел учета тепла на базе оборудования Kamstrup. После перехода к расчетам по показаниям теплосчетчика сумма счетов за отопление в этом доме снизилась вдвое. Поэтому люди смогут вернуть деньги, затраченные на установку прибора учета, к маю. В следующем сезоне у них пойдет чистая экономия. Каковы ваши планы на ближайшее будущее? Р.П.: Сейчас будем производить установку теплосчетчиков еще в нескольких домах, жители которых приняли решение о немедленном переходе на приборный учет. К следующему отопительному сезону планируем охватить целый микрорайон, это около двадцати домов. Конечно, нам бы хотелось, чтобы теплосчетчики были установлены во всех многоэтажках. Поэтому мы очень рассчитываем на федеральную поддержку. Планируете ли вы еще какие-либо энергосберегающие мероприятия? Р.П.: Безусловно. Мы вступили в программу капитального ремонта, будем утеплять дома, ремонтировать отопительные системы, менять оборудование, устанавливать в квартирах радиаторные терморегуляторы, регуляторы расхода на дома и прочее. Но для этого необходимо сделать первый шаг — перейти к приборному учету тепла. Иначе как мы сможем оценить эффективность последующих действий? Кроме того, повсеместная установка домовых теплосчетчиков должна побудить теплоснабжающую организацию провести ремонт и теплоизоляцию магистральных трубопроводов, установить более качественное распределительное оборудование и запорную арматуру. Что может дать городу приборный учет, помимо экономии личных средств граждан на оплате коммунальных услуг? Р.П.: Как я уже говорил, это необходимое условие для реализации комплекса энергосберегающих мероприятий и эффективной реализации программы капитального ремонта. Кроме того, переход на приборный учет избавит городскую администрацию от необходимости согласования и утверждения тарифов. Это не такой простой вопрос, как может показаться на первый взгляд. Сейчас приходится следить, где было отопление, а где не работало, где произошли аварии или перебои. Это многочисленные разбирательства, иногда даже судебные, одним словом — очень кропотливая работа, которая отнимает уйму времени. Установка приборов позволит нам избавиться от всего этого и переключить свое внимание на другие проблемы, которые также требуют решения. Очевидно, что сегодня в городе Зубцове существуют условия, необходимые для успешного завершения начатых преобразований: инициатива жителей при активной поддержке городских властей. Реформа может быть успешной только в том случае, когда муниципальные органы не насаждают ее, а планируют исходя из реальных потребностей горожан. Именно такой подход позволяет надеяться, что приоритетные задачи, стоящие сегодня перед российской экономикой, в частности, модернизация ЖКХ и выход на европейские показатели энергоэффективности, действительно могут быть реализованы на практике. ❏