Однако мало поставить прибор: нужно, чтобы он правильно работал, т.е. достоверно считал потребляемое тепло. Иначе использование теплосчетчика теряет всякий смысл. Что и происходит зачастую на практике. В результате доверие к самой идее приборного учета снижается, а конфликты потребителей с теплосетями приобретают все большую остроту. А виной всему — непродуманный выбор оборудования. На данный момент в Госреестре средств измерений зарегистрировано несколько сотен моделей теплосчетчиков: по этому показателю Россия лидирует в мире. Однако при таком многообразии качество учета оставляет желать лучшего. Как показывает практика (и это хорошо известно специалистам), потребители склонны выбирать те теплосчетчики, что подешевле. Логика проста: раз Госэнергонадзор дал разрешение на применение трех сотен приборов, значит, можно использовать любой. Но, экономия на стоимости, а следовательно, и на качестве оборудования выходит боком его владельцам. Проблема заключается в том, что при первоначальных (тестовых) испытаниях, т.е. первичной поверке, все допущенные к эксплуатации приборы показывают удовлетворительные результаты. А вот в ходе эксплуатации ведут себя совершенно поразному. Так, по словам Олега Пирожкова, инженера ФГУ «Пермский Центр стандартизации и метрологии», вторичную поверку выдерживает далеко не каждый теплосчетчик. Количество отказов электромагнитных приборов в среднем составляет 70 % (до калибровки). Причем продукция некоторых российских производителей выбраковывается на 90 % (!), в других случаях непригодным к использованию признается каждый второй прибор (мы решили не указывать конкретные марки, хотя они и были названы. — Прим. ред.). Приводят подобную статистику и другие специалисты. Например, в ходе испытаний, проведенных ГУП «Мосгортепло», не прошли первоначальную поверку при минимальном расходе 40 % электромагнитных теплосчетчиков [1]. А значит, собственникам этих приборов придется оплачивать ремонт и повторную поверку оборудования, возможно, приобретать новое — и так каждые четыре года (стандартный межповерочный интервал).В то же время, согласно результатам испытаний, представленным компанией Kamstrup, 99 % ультразвуковых теплосчетчиков проходят вторичную поверку без каких-либо проблем, при этом погрешность более чем 94 % расходомеров остается в пределах, допустимых для нового оборудования, которое вообще не эксплуатировалось. Подтверждает это и российский опыт. Например, недавно в одну из лабораторий Санкт-Петербурга из города Ломоносов прислали для поверки расходомер Ultrafl ow первой серии, выпущенный еще в конце 1980х гг. Он проработал более 20 лет и продолжает исправно служить до сих пор. Поскольку в российском теплоснабжении на сегодняшний день преобладают электромагнитные расходомеры*2, низкое качество коммерческого учета тепла вполне объяснимо. Возникает резонный вопрос: почему же оборудование, дающее в целом удовлетворительные результаты при первичной поверке, после недолгой эксплуатации становится совершенно непригодным? Почему электромагнитные теплосчетчики… боятся воды Как оказалось, реальные условия, в которых приходится работать приборам учета в нашей стране, вполне можно назвать экстремальными. И выдержать их способно не любое устройство. Вернее — не любого типа. Вопрос эксплуатации теплосчетчиков неразрывно связан с качеством теплоносителя. «Если вода плохая (жесткая, имеющая примеси. — Прим. ред.) — а это обычная ситуация для многих наших регионов, установка электромагнитных приборов учета, несмотря на их более низкую цену, оборачивается в итоге убытком, — считает Виталий Долгополов, специалист УК “Жилсервис” (город Ноябрьск Тюменской области). — Дело в том, что при высоких температурах теплоносителя*3 содержащиеся в нем соли и примеси начинают разлагаться под действием электромагнитного поля, создаваемого расходомером, и образовывать новые химические соединения. Не углубляясь в детали процесса, скажу о его результате: на перемычке, изолирующей друг от друга электроды расходомера, образуется токопроводящая пленка, которая их замыкает. В результате измеряемый прибором расход начинает падать. Чем выше температура воды, тем быстрее происходит этот процесс. Разница между данными по прямому и обратному (где температура воды ниже. — Прим. ред.) трубопроводам может доходить до 15 процентов». По словам специалиста, загрязнение может достигнуть критичного предела всего за месяц, а для очистки расходомера нередко приходится останавливать всю систему отопления и сливать из нее воду. По нынешним расценкам каждая такая процедура обойдется собственникам в 5 тыс. руб. И это не считая стоимости профилактических работ — удалить отложения не так-то просто, причем их приходится буквально соскабливать, т.к. никакие химические растворители, кроме «царской водки» (смесь концентрированной азотной и соляной кислоты), пленку «не берут». Но дело не только в этом. «Систему нельзя останавливать при уличной температуре ниже минус 20 градусов. А у нас прошлой зимой она целый месяц выше минус 30 градусов не поднималась, — рассказывает Виталий Долгополов. — Если же расходомеры вовремя не почистить, то теплосеть отказывается принимать данные учета и выставляет счета по нормативу, а это существенное увеличение расходов на отопление. Чтобы избежать подобных неприятностей, приходится осматривать узлы учета по нескольку раз в неделю. Это дополнительные затраты на персонал и лишнее рабочее время. К тому же у нас есть удаленные объекты, например, до одного такого на машине нужно добираться порядка четырех часов в один конец. А если на улице холоднее минус 30 градусов, то одной машиной ехать туда нельзя, приходится гнать две. Вот и считайте, во что это все обходится».Неудивительно, что с электромагнитными теплосчетчиками (независимо от их происхождения и качества) в Ноябрьске предпочитают дела не иметь. «За последние несколько лет мы убедились, что с нашей водой способны работать только ультразвуковые расходомеры Ultrafl ow, которые идут в комплекте теплосчетчика Multical, и стараемся рекомендовать их клиенту. Метрологическая точность этого оборудования практически не зависит от качества теплоносителя», — резюмирует Виталий Долгополов. И еще «по мелочи» О том, что ультразвуковые теплосчетчики значительно надежнее электромагнитных, уже было сказано в начале статьи. И дело здесь не только в жестких условиях эксплуатации. «Для ультразвукового оборудования в силу его конструктивных особенностей характерен гораздо меньший поток отказов*4, чем для любого электромагнитного, — считает Виталий Долгополов. — Например, за все время моей работы в УК “Жилсервис”, а это около десяти лет, ультразвуковые расходомеры не выходили из строя, не считая единичных случаев, когда их попросту жгли электросваркой по неаккуратности. Кстати, электромагнитные приборы и к таким вещам очень чувствительны».Очень важен и вопрос электропитания. Как известно, все электромагнитные приборы учета требуют постоянного подключения к электросети. В отчете рабочей группы Департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы эта особенность данного типа теплосчетчиков была названа в числе их основных недостатков [2]. Действительно, любые перебои в электроснабжении объекта выключают прибор на какое-то время. И понять, сколько воды утекло (в буквальном смысле), пока счетчик не работал, не представляется возможным. Тогда как ультразвуковые приборы могут долгие годы работать на батарейке. «Первый, экспериментальный для нашего города узел учета, смонтированный теплоснабжающей организацией в доме № 37 по улице Победы, был оборудован теплосчетчиком, питающимся от электросети, — рассказывает Руслан Васильев, глава города Зубцов Тверской области. — Прошлой зимой вокруг этого узла учета разгорелся нешуточный конфликт. У обслуживающей организации не было квалифицированного специалиста, и прибор случайно отключили от сети. В результате измерения в течение месяца вообще не велись. Платить по фиксированному тарифу жильцы отказались, дело чуть не дошло до суда. Урегулирование конфликта потребовало значительных усилий от городской администрации. Теперь мы стараемся ставить приборы только с автономным питанием». Не стоит забывать и о некоторых неудобствах, связанных с монтажом и обслуживанием электромагнитных теплосчетчиков. «Чтобы эти приборы работали нормально и давали точные показания, при монтаже перед ними и после них необходимо оставлять довольно длинные участки прямого трубопровода*5. Это бывает трудновыполнимо, особенно в небольших подвальных клетушках, где в полный рост и стоять-то не получается, — говорит Сергей Силенко, генеральный директор тверской компании “Протос”, специализирующейся на продаже, установке и обслуживании теплосчетчиков. — Тогда как для ряда типоразмеров ультразвуковых теплосчетчиков, например, Kamstrup, наличие прямых участков не обязательно».Все вышеперечисленные особенности электромагнитных расходомеров на практике сильно затрудняют объективный учет тепла, а иногда и вовсе делают его невозможным. Итак, правильный выбор теплосчетчика должен быть основан на выборе принципа измерения расхода теплоносителя, оценке надежности и точности измерений на протяжении всего срока службы. Это имеет огромное значение не только для отдельного потребителя, но в конечном итоге и для отрасли в целом. Некачественное или недостаточно надежное оборудование дискредитирует саму идею учета, а для собственников и эксплуатирующих организаций становится источником не только многих технических и организационных проблем, но и дополнительных эксплуатационных расходов, а иногда даже прямых убытков. Так не лучше ли сразу принять правильное решение и избавить себя от неизбежных потерь? 1. http://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=2191 2. www.teplovizor.ru/myarticles/print.php?storyid=6