Для начала необходимо определить понятия. Было бы более корректно, на наш взгляд, предмет данной статьи называть мотивационным пакетом, поскольку речь пойдет не только о государственных гарантиях трудящемуся человеку. Далее, по нашему глубокому убеждению, следует разграничить собственно социальный пакет, конкурентный пакет и пакет компенсационный. Данное разграничение мы вводим на основании принципа добровольности/ обязательности предоставлений их работнику помимо зарплаты, а также по признаку дополнения к зарплате либо возмещения личных расходов. К обязательному социальному пакету относится то, что работодатель обязан предоставлять своему работнику по законам Российской Федерации: сюда включаются нормы Трудового и Налогового Кодекса, такие как ежегодный оплачиваемый отпуск, оплата листков временной нетрудоспособности (больничных), отчисления в пенсионный и другие фонды, обязательное медицинское страхование. Несмотря на то, что называть социальным пакетом принято блага и гарантии населению со стороны государства, считаем правомерным этим же термином обозначить добровольные внезарплатные затраты работодателей на сотрудников, поскольку они так же направлены на обеспечение комфортного существования человека на рабочем месте. Итак, к конкурентному социальному пакету относится все то, что компания-работодатель добавляет к зарплате по собственному желанию помимо того, к чему его обязывает государство: льготное или бесплатное питание, добровольное медицинское страхование, оплата спортивных мероприятий, предоставление корпоративного автомобиля, льготные путевки и т.д. Под компенсационным социальным пакетом мы понимаем меры, направленные на возврат работнику личных средств, затрачиваемых им в процессе исполнения работы. Это, например, такие возвратные выплаты, как оплата мобильной связи, компенсация бензина и амортизации при использовании личного автомобиля, оплата/покупка жилья для работника, место работы которого находится в другом населенном пункте, возврат части или 100 % затрат на обучение и т.д. — в зависимости от уровня компании. Как правило, в компаниях с иностранным капиталом, представительствах западных фирм социальный пакет соответствует европейскому уровню. И конкурентный социальный, и компенсационный пакет в равной степени являются одним из важных факторов при выборе места работы, при удержании сотрудника на рабочем месте при необходимости стимулировать его на более эффективный труд, на карьерные устремления. Но, к сожалению, рынок не пестрит предложениями типа «компенсация всего», «корпоративный автомобиль, полная медицинская страховка для всех членов семьи». А ситуация такова, что при двух равноценных предложениях о работе соискатель скорее выберет компанию, предлагающую наиболее привлекательный мотивационный пакет. Чего же хотят люди получать за свою работу кроме зарплаты? Нами было разработано и проведено социологическое исследование мнений работающего населения о социальном пакете. Оно проводилось среди соискателей на заявленные вакансии на территории рекрутингово-тренинговой компании PRIME PERSONNEL (Санкт-Петербург). Из опрошенных соискателей 50 % человек находятся в возрасте 22–30 лет, 29,17%— в возрасте 31–40 лет, 20,83%— от 41 до 47 лет. Среди названных соискателей 29,17 % мужчин, 70,83 % женщин, 87,5 % человек с законченным высшим образованием, 8,33%— со средним техническим, 4,16%— с неполным высшим образованием. Соискатели претендовали на вакансии менеджеров среднего звена в продажах/закупках, творческих и административных работников, юристов, рекламистов, экономистов, главных бухгалтеров, топ-позиции в сферах логистики, управления персоналом, управления предприятием. Наши соискатели претендовали на вакансии с окладом в диапазоне от 450 до 1500 у.е. В ходе проведенного исследования выяснилось, что соискатели по-разному понимают определение и содержание социального пакета. Так, ровно треть опрошенных — 33,33 % считают, что социальный пакет — это «это забота о сотруднике со стороны фирмы», 25%— что это «инструмент привлечения, удержания и мотивирования сотрудника», 20,83% полагают, что это «социальные гарантии государства, такие как оплата больничных листков, отпусков, выплаты в социальные фонды и т.д., переложенные на плечи работодателя», 16,67%— что социальныйпакет —«льготы и услуги, предоставляемые фирмой сотруднику» и, наконец, что он является тем, «что компания предоставляет работнику по собственному желанию, чтобы стимулировать его на более эффективный труд», думают 4,17 % опрошенных. Причем ответы мужчин распределились почти поровну между указанными вариантами, а вот женщины больше всего (35,3 %) склонялись к варианту «забота о сотруднике». 45,83 % респондентов считают, что социальный пакет нужен работнику для ощущения социальной защищенности. Еще 29,16 % полагают, что работнику он необходим для получения более комфортных условий труда, и 20,76%— для дополнительной стимуляции к работе. А 4,16%— для компенсации расходов личных средств в рабочих целях. Компаниям, по мнениям отвечавших на вопросы нашей анкеты, социальный пакет необходим, чтобы показать внимательное отношение фирмы к сотруднику (54,16 %), чтобы соответствовать законодательной базе государства (20,8 %), чтобы не платить большую зарплату (16,16 %), а также чтобы создать положительный имидж компании на рынке (4,16 %). На предыдущих/текущих местах работы социальный пакет предоставлялся частично 41,16 % наших соискателей, ответивших на вопросы исследования, не предоставлялся — 29,16 %, предоставлялся в полном объеме только пятой части опрошенных — 20,13 %. Предлагаемая диаграмма с очевидностью демонстрирует преобладание тенденции предоставления работникам неполного социального пакета. А что же включает в себя «половина пакета»? Чаще всего бывшие работодатели наших соискателей были готовы оплачивать отпуск (45,32 %), больничный лист (45,83 %), полностью или частично питание (29,16 %), дополнительную медицинскую страховку и отчисления в фонды (по 24,49 %), обязательную медицинскую страховку 12,49 %, оплачивали мобильную связь и компенсировали проезд по 16,66 %. Прочие «блага» не набрали скольколибо существенного процента в ответах наших респондентов. Среди близких и знакомых людей опрошенных нами претендентов на вакансии социальный пакет предоставляется некоторым в 54,16 % случаев, многим— в 37,49 % и никому— 8,33 %. По мнению наших соискателей, существует некий минимум, который всегда и на всех предприятиях должен предоставляться работникам в рамках социального пакета: ? 54,16 % набрали оплачиваемый отпуск и оплата больничных листов; ? 41,66 % добровольное медицинское страхование; ? по 29,16%— отчисления в пенсионные и другие фонды, обязательное медицинское страхование; ? 25 % бесплатное/льготное питание в течение рабочего дня; ? 20,83 % затруднились с ответом; ? по 8,32 % получили ответы «оплата расходов на мобильную связь» и «компенсация расходов при использовании личного автотранспорта»; ? по 4,16 % ответивших заинтересованы в получении подарков к праздникам, льготных путевках, компенсации проезда. Посетители нашего агентства, участвовавшие в данном опросе, считают, что хороший социальный пакет лишь отчасти способен повлиять на выбор места работы — 50 %, способен в полной мере — 29,16 %, в незначительной степени — 16,7 %. Также хороший социальный пакет незначительно повлияет на повышение производительности труда у 8,32 % опрошенных, отчасти — у25 %, целиком и полностью —у62,5 %. Наконец, хороший социальный пакет удержит от увольнения только 29,16% респондентов, заставит задуматься 45,82 % решивших сменить место работы, не удержит 16,64 %, отвечавших на вопросы нашей анкеты. И напоследок. Представляется интересным список приоритетных позиций социального пакета с точки зрения ищущих работу. ? 1–3 места разделяют медицинская страховка (добровольное мед. страхование) и оплачиваемый отпуск. ? 4-е место — бесплатное/льготное питание в течение рабочего дня, оплата больничных листков. ? 5-е— отчисления в пенсионный и другие фонды. ? 6 и 7-е места — оплата расходов на мобильную связь и обучение. На 8 месте оплата занятий в спортивных залах/клубах/бассейне. Далее следуют предоставление корпоративного мобильного телефона, подарки к праздникам, предоставление кредитов на дорогостоящие покупки, предоставление корпоративного автомобиля. И последние места занимают оплата культурно-массовых мероприятий и компенсация расходов при использовании личного автотранспорта. Такие результаты исследования отношения трудящихся к социальному пакету приводят к вполне очевидным выводам. Во-первых, люди не вполне ориентируются в определениях социального пакета, относя к этому названию все, что не является зарплатой. Во-вторых, большая часть опрошенных хотела бы в качестве соцпакета получать тот самый гарантированный государством минимум (отпуск, больничные листы, отчисления в фонды и обязательное медицинское страхование), однако не получала его в полной мере на предыдущих местах работы. В-третьих, интересы ищущих работу не ограничиваются государственными «повинностями» предприятий. Немаловажным представляется то, что люди высказали пожелание получать не только это, но и, например, горячее питание, льготные путевки, подарки к праздникам, компенсацию их личных расходов по работе. Иначе говоря, люди хотели бы, чтобы о них позаботились. И в современных условиях, когда работа длится не «от звонка до звонка», а «столько, сколько нужно», это не только было бы справедливо, но и полезно самим компаниям для сохранения работоспособности их сотрудников. Содержание мотивационного (по выражению большинства наших соискателей «социального пакета») — важный аспект мотивации на этапе найма и удержания персонала.Современный работодатель в условиях жесткой конкуренции и борьбы за высококвалифицированный персонал вынужден создавать комфортные условия для сотрудников, а для этого крайне важно ориентироваться в зарплатных предложениях на рынке труда, знать мотивационные схемы компаний-конкурентов.