Юрий Нечепаев: Новинки — гарант сохранения и умножения числа клиентов. 7/2018. Фото 1

Юрий Викторович, каков в настоящее время процент локализации производств бытового и промышленного оборудования компании «Бош Термотехника», и будет ли он увеличиваться?

Ю.Н.: Уровень локализации промышленных котлов на нашем заводе в городе Энгельс Саратовской области очень высок. К сожалению, ещё не сто процентов, но уже больше восьмидесяти. То есть в Российской Федерации мы производим уже практически всё. Определённые компоненты котлов поставляются из Германии, но их доля в общей комплектации ежегодно неуклонно сокращается. К концу текущего года уровень локализации производства промышленных котлов превысит девятносто процентов. Нелокализованные элементы — это автоматика и определённые элементы дверей. Что касается бытового оборудования в сегменте настенных котлов, где металлоёмкость не такая высокая, как в промышленном, то в настоящее время локализация там составляет порядка тридцати процентов. При этом за прошлый год она выросла ориентировочно на восемь.

За счёт чего удалось добиться такого результата?

Ю.Н.: Мы начали производить в России элементы теплообменников. Уже самостоятельно изготавливаются жгуты — электрика настенных котлов. К сожалению, основные компоненты — сам теплообменник, горелка, газовая арматура, автоматика — пока ещё зарубежные. Но у нас по плану — углубление уровня локализации, и мы этому плану следуем.

В 2017 году производственная площадка «Бош Термотехники» получила особую награду за увеличение объёма производства, который по сравнению с 2016 годом вырос на 11,3 процента. Какой рост показали отдельные направления, а именно — производства котлов и радиаторов?

Ю.Н.: При принятии решения о присвоении награды использовался комплексный подход. Это номинация, отражающая, помимо объёма производства, его эффективность, степень реальной заинтересованности компаний в защите окружающей среды, обеспечении безопасности и здоровья сотрудников. Вообще, производственные предприятия группы Bosch участвуют в конкурсах по целому ряду номинаций. Конкурсы проводятся ежегодно.

А та награда, о которой вы упомянули, — это своеобразный «Оскар» в области термотехники. И мне очень приятно, что впервые её получил наш завод в Энгельсе. Точных показателей по росту отдельных производственных направлений нет, но все они внесли значительный вклад в формирование достигнутого результата.

Юрий Викторович, можете ли вы назвать размер инвестиций в отопительные направления в прошлом году? В каком соотношении они находятся с инвестициями в 2016-м?

Ю.Н.: Естественно, самые большие инвестиции были сделаны группой Bosch в строительство предприятий — двадцать миллионов евро в завод по производству котлов и десять миллионов — в производство радиаторов. Дальнейшие инвестиции в основном идут на расширение производственной программы и рассчитываются соразмерно запросам рынка и окупаемости в рамках всего производственного кластера Bosch в Энгельсе.

Расскажите, пожалуйста, о планах выпуска новых продуктов.

Ю.Н.: Компания «Бош Термотехника» не снижает темпов запуска производств нового оборудования. Новинки — гарант сохранения и умножения числа клиентов. Например, в прошлом году мы расширили линейку производимого промышленного оборудования, работающего как на горячей (тип UT-L — до 110 градусов Цельсия), так и на перегретой воде (тип UT-M — до 170 градусов), до 20 мегаватт единичной мощности котлов.

Кстати, линейку бытовой техники вы планируете расширять?

Ю.Н.: Да, это мы тоже планируем. Будем продолжать увеличивать мощностной ряд котлов. Сейчас в производстве — настенные котлы мощностью 12, 18, 24 и 28 киловатт. В начале осени с конвейера в городе Энгельсе сойдут первые 35-киловаттники. Есть в планах и производство в России конденсационной техники.

А собираетесь ли вы открывать производство бойлеров?

Ю.Н.: Пока нет. Наш приоритет — котлы.

Обратимся к другому производственному сегменту — радиаторам. Эксперты считают, что в ближайшие годы рынок ждёт перепроизводство стальных панельных радиаторов. Что вы думаете на этот счёт как производитель данного продукта?

Ю.Н.: В Энгельсе, в производственном кластере Bosch, работает наш завод стальных панельных радиаторов, и мы анализируем назревающую проблему, о которой вы упомянули. Наши аналитики тоже считают, что до 2020 года производственные мощности отечественных производителей радиаторов позволят полностью «закрыть» потребности рынка, не говоря уже о том, что в Россию поступает иностранный товар. Однако в среднесрочной перспективе на рынке будут работать в основном отечественные производители.

Чем аргументировано такое мнение?

Ю.Н.: Во-первых, региональным изготовителям на руку играет пониженная себестоимость локализованного производства продукции — радиаторы нет необходимости транспортировать. Но не только это. Неискушённый человек, говоря о радиаторах, может сказать, что это продукт у разных производителей мало чем отличается. Но, как профессионалы, мы отлично знаем, что долговечность и надёжность радиатора напрямую и значительно зависят, например, от толщины стального листа, из которого этот товар изготовлен. По этому параметру от бренда к бренду существует довольно большой разброс — от одного или даже меньше миллиметра толщины и до 1,2–1,25 миллиметров. «Бош Термотехника» производит радиаторы из листа толщиной 1,2 миллиметра, что полностью отвечает отечественным ГОСТам и требованиям российского рынка. Особую важность этот нюанс приобретает, если вспомнить о довольно низком качестве (а значит — о высокой коррозионной активности) воды в наших сетях водоснабжения. Если зарубежные производители приведут свои радиаторы в соответствие новым нормативным требованиям, принятым в России, то их продукция не будет дешевле российской. Одним словом, в итоге на рынке будет не так много игроков, как некоторые предполагают. Тем более что есть такой замечательный бизнес-инструмент, как маркетинг, который при профессиональном использовании даёт значительные конкурентные преимущества.

Действительно, «правильное» продвижение товара на рынке дорогого стоит. И не только на российском. Каковы программы развития экспортного потенциала отечественных производственных площадок «Бош Термотехника»?

Ю.Н.: В настоящий момент всё, что производится в городе Энгельсе, поставляется в близлежащие страны, в том числе в Казахстан, Белоруссию и Армению. То есть, в первую очередь, в страны Евроазиатского экономического союза. Других планов пока нет.

Тогда вернёмся к теме развития компании на территории России. Уже прошло четыре года с момента запуска здесь линии по производству котлов. Какие достижения в области изготовления данного оборудования за прошедшее время вы можете назвать основными? 

Ю.Н.: Основным достижением является открытие производств трёх основных типов оборудования: настенных, промышленных котлов и радиаторов — это три самых востребованных продуктовых позиции в сегменте отопительной техники на российском рынке. «Бош Термотехника» выпускает котлы, специально разработанные, адаптированные под условия российского рынка и имеющие высокие характеристики. Это делает продукцию очень востребованной. В сегменте промышленных котлов есть, конечно же, много отечественных производителей. Но мы стали первым иностранным. Теперь в Россию пришёл и Viessmann — коллеги оценили ситуацию и приняли разумное решение производить промышленное оборудование здесь. И действительно — возить промышленный котёл из-за рубежа можно назвать безумием: цена на такую продукцию означает для компании «выпадение из рынка».

Будем надеяться на то, что уровень локализации производств под брендами Bosch и Buderus будет неуклонно углубляться, а объёмы производимой продукции — расширяться, и отечественные производители получат ещё более широкие возможности и выгодные условия для приобретения качественного отопительного оборудования.

Ю.Н.: Мы тоже на это надеемся. Более того — мы в этом уверены. Дорогу осилит идущий. А мы не останавливаемся ни на миг.