— Как давно Вы занимаетесь проблемами разработки охлаждающих жидкостей и теплоносителей? — Разработкой охлаждающих жидкостей и теплоносителей я занимаюсь более 20 лет. Работу по этой тематике начинала еще в ГСНИИОХТ, в отделе ТОС — родоначальника охлаждающих жидкостей тосол. Кстати, слово “тосол” произошло от названия отдела ТОС и суффикса -ол, что по систематической номенклатуре означает название “Спирт” (этиленгликоль, составляющий основную часть тосола, является двухатомным спиртом). — Каков должен быть теплоноситель в реальных условиях российских зим? Какими качествами он должен обладать? — Суровость российских зим диктует необходимость использовать в автономных системах отопления и в системах кондиционирования воздуха низкозамерзающие теплоносители. Антифриз страхует системы отопления от “размораживания”, т.е. от разрушения, связанного с расширением замерзающей воды при аварийном отключении электричества. Антифриз сокращает затраты на энергию в случае, когда нет необходимости отапливать помещение постоянно. Прерывистый режим отопления в условиях роста цен на энергоносители получает сегодня все большее распространение. В системах кондиционирования воздуха (чиллерах) режим работы установки может охватывать область отрицательных температур. В таких системах, а также в случаях, когда возникает угроза замерзания воды зимой, рабочей охлаждающей жидкостью должен быть антифриз. Раньше в качестве низкозамерзающей жидкости пытались использовать солевые растворы типа “Арктика” и “Асол”, но они обладали повышенной коррозионной активностью и со временем “высаливались” на поверхности теплообменников. Наибольшее распространение как в России, так и за рубежом, получили антифризы на основе этиленгликоля, в настоящее время считающиеся наиболее оптимальными. Часто под понятием “антифриз” понимают жидкость, состоящую из воды и этиленгликоля. Действительно, такой раствор будет обеспечивать низкую температуру замерзания, если правильно соблюдено соотношение воды и этиленгликоля. Но такой жидкостью нельзя пользоваться в теплосистемах. Дело в том, что водный раствор этиленгликоля является чрезвычайно коррозионно-агрессивной жидкостью и его можно использовать в качестве теплоносителя (охлаждающей жидкости) только после введения в этот раствор ингибиторов коррозии, антивспенивающих, антинакипных и других присадок. Попытка использовать автожидкость “Тосол” в качестве теплоносителя так же не увенчалась успехом. Даже качественный “Тосол” не рассчитан на работу в теплосистемах, имеющих алюминиевый радиатор, особенно, если алюминиевые радиаторы собраны в сочетании с трубами из черного металла. Достаточно низкий уровень резерва щелочности “Тосола”, обеспечивающий стабильность антифризов, и отсутствие ингибиторов солеотложений не позволяют использовать его длительное время в условиях высоких температур. На протяжении ряда лет, начиная с 1994 года, на российском рынке время от времени появляются все новые и новые низкозамерзающие теплоносители, такие как “Аргус-Хатдип”, “Хот Блад”, его идентичный вариант “Диксис”, “Нордикс”, “Теплый дом”. Все они в той или иной мере решают проблему систем отопления. Теплоноситель “Аргус-Хатдип” не зарекомендовал себя на рынке, как высококачественный антифриз, на него не раз были нарекания. Многие заказчики, использовавшие его в своих теплосистемах , обращались в нашу фирму за разъяснениями, почему теплоноситель “сгорал”. Оказалось, что в нем был практически нулевой резерв щелочности, что указывает на отсутствие каких-либо присадок, обеспечивающих стабильность продукта и его антикоррозионные свойства. Антифриз “Теплый дом” только что появился на рынке и еще должен пройти испытания в режиме реальной эксплуатации. Антифриз “Хот Блад”, производимый фирмой “Тэкс”, уже в течение 5 лет успешно эксплуатируется в системах отопления как в России, так и в странах СНГ и Балтии. На III Европейском симпозиуме “Современное энергоэффективное оборудование для теплоснабжения и климатизации зданий”, проходившем в г. Москве в мае 1999 года, теплоноситель “Хот Блад” был признан наиболее качественным российским антифризом. Антифриз “Хот Блад” был рекомендован НИИсантехники к применению в системах отопления и кондиционирования жилых и производственных помещений. — Вокруг истории теплоносителя или антифриза для систем отопления “Хот Блад” сложилась какая-то запутанная ситуация. Как это происходило в действительности? — В 1998 году на базе фирмы “Гелис Инт”, где я работала в то время, помимо ряда других разработок, лично мною, без чьей-либо помощи со стороны сотрудников фирмы, была создана рецептура бытового антифриза “Хот Блад” для систем отопления и кондиционирования. Разработанная технология получения антифриза оказалась простой и легко воспроизводимой — конечный продукт можно получать как непосредственно из составляющих компонентов, так и из суперконцентрата присадок, “законцентрированных” в 20 раз, что является уникальной возможностью получения высококачественного теплоносителя. В силу некоторых обстоятельств, я была вынуждена перейти на фирму “Тэкс” вместе со своей разработкой, где продолжила работу по усовершенствованию рецептуры теплоносителя “Хот Блад”; при этом технология получения антифриза “Хот Блад” была оставлена “в наследство” на фирме “Гелис Инт”. В последствии, при смене руководства этой фирмы, теплоноситель, получаемый по моей рецептуре, был переименован в “Dixis”. Вообщем-то обычная история, если бы не одно но. На страницах журнала “Аква-Терм” в своей статье бывший коммерческий директор “Гелис Инт” А. Некрасов, теперь являющийся сотрудником журнала, в сентябрьском номере прошлого года (стр. 47–48) утверждал, что в процессе эксплуатации антифриза “Хот Блад” “выпадал осадок” и “забивались трубки, пригорали ТЭНы, снижалась теплопередача”, что, мягко говоря, не является правдой, но правильнее сказать — банальной ложной информацией, вводящей потребителя в заблуждение. Указанные в статье “преимущества” “Dixis” не подтверждены и не могут быть подтверждены, потому что его технические характеристики идентичны антифризу “Хот Блад”, так как состав обоих теплоносителей одинаков. Антифриз “Dixis” — это фактически “клон” теплоносителя “Хот Блад”. Но в диких условиях российской экономики, безусловно, производители “Dixis” всегда найдут “бумажный” вариант разработки этого антифриза. — И все-таки — оставим эмоции в покое. К сожалению, в нашей стране интеллектуальную собственность удержать и защитить очень трудно. Совершенно очевидно, что только разработчик может обеспечивать дальнейшее улучшение и модернизацию продукции. Каков сегодняшний день теплоносителя “Хот Блад”? — Наша фирма не останавливается на достигнутых результатах. В настоящее время на фирме “Тэкс” путем научного подхода к проблемам эксплуатации антифризов в системах отопления и кондиционирования создана новая модифицированная формула антифриза “Хот Блад М”, отличающаяся от аналогичных теплоносителей принципиально новыми, улучшенными эксплуатационными свойствами. Следует сразу отметить, что сегодня “Хот Блад М” успешно эксплуатируется в системах кондиционирования таких крупных сооружений, как Храм Христа Спасителя, в торговых центрах “Гранд” и “Три Кита”. В этой ситуации очевидно — потребитель голосует за качественный “Хот Блад”. В связи с тем, что в Европе и США и в некоторых других странах начался переход на нетоксичные пропиленгликолевые антифризы, на фирме “Тэкс” была разработана рецептура экологически безопасного низкозамерзающего теплоносителя “Хот Блад Эко”. Замена этиленгликоля на нетоксичный пропиленгликоль позволяет использовать антифриз в двухконтурных системах отопления, где при возможных протечках не произойдет выброса этиленгликолевого раствора в питьевую воду. Кроме того, антифриз “Хот Блад Эко” можно применять в качестве хладоносителя на установках, соприкасаемых с продуктами питания. В настоящее время “Хот Блад Эко” эксплуатируется на поточных линиях фирмы “Данон”, а также в системах вентиляции и кондиционирования жилых и административных зданий г. Москвы и в регионах России.