Средний предельный рост тарифов на теплоснабжение с 1 июля прошлого года в РФ фиксировался на уровне 4,2 %. В предшествующих прогнозах развития российской экономики Минэкономразвития России прописывало рост цен на тепловую энергию на 2015-й год в пределах 6 %. Если мы обратимся к «архивным» показателям за авторством того же министерства, то увидим, что там планировалось учесть скидку в 30 % к уровню инфляции предыдущего года, и было показано значение 3,3 %.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев отметил, что планы по использованию понижающего коэффициента при расчёте тарифов на услуги естественных монополий для промышленных предприятий в размере 0,8 относительно инфляции с 2017-го года остаются неизменными. Министр также ещё раз повторил, что в наступившем и следующем годах индексация тарифов, как для промпредприятий, так и населения будет производиться относительно уровня инфляции, заложенного в прогнозах на предшествующий год. Из этого следует, что в планах на текущий год — повышение регулируемых тарифов на 7,5 %, что соответствует уровню инфляции, заложенной в прогноз на прошлый год.

Министр Алексей Улюкаев констатирует, что начиная с 2017-го года Министерство экономического развития учитывает в прогнозе уменьшение уровня перекрёстного субсидирования за счёт того, что для услуг сетевого хозяйства и прочих инфраструктурных компаний будет в ходу понижающий коэффициент 0,8 относительно инфляции предыдущего года. Отметим, что это всё сухие цифры, отражающие процессы, происходящие в отечественной экономике и на рынке тепла. Вместе с тем, есть подходы, которые могут позволить изменить ситуацию в сегменте теплоснабжения в лучшую сторону, оздоровить его. Для большинства профессионалов сегодня не является секретом, что поставщикам тепла сегодня работать попросту невыгодно, а всё из-за того, что у них нет отношений с потребителями энергии, свободных от посредничества. Последнее же не лучшим образом влияет на процесс формирования цены.

Но, перефразируя известную народную поговорку, можно сказать: «рыба ищет, где глубже, а энергетиккак лучше». И в этом стремлении к лучшему и родилась у энергетиков идея так называемой «альтернативной котельной».

При правильном подходе ЖКХ мог бы стать прибыльным делом. Да, у него есть минус (небольшие доходы), но есть и плюс, этот минус перекрывающий — покупатель услуги, который никуда не денется, особенно в России

Тарифы на тепло, которые совсем не греют…. 1/2015. Фото 1

Сегодня - или никогда!

В платёжках ЖКХ среднестатистического россиянина приблизительно 50 % занимают немалые суммы за горячую воду и тепло. И при этом неуклонно растёт число плательщиков, недовольных качеством оказания упомянутых услуг. И, надо признать, негодование наших с вами сограждан вполне справедливо и имеет под собой твёрдую и аргументированную «почву». Кому, скажите, понравится, что в мае в квартирах стоит тропическая жара, а, например, в зимний холод по батареям центрального отопления течёт такая вода, что, прижмись к радиатору, простите, любой частью тела — и даже что-то похожего на дискомфорт не ощутишь? А паузы в поставках горячей воды вследствие пресловутых «опрессовок»? Что уж тут сказать...

Если же разобраться как следует, то с натяжкой можно сказать, что ЖКХ у нас работает удовлетворительно. Но это если не брать в расчёт тепловые проблемы! Ведь это именно из-за них на головы представителей отечественной коммунальной службы сыплется основная масса упрёков потребителей. Однако не посыпать же голову пеплом — нужно что-то делать. Так решили энергетики и засучили рукава. Настоящего русского человека трудности не пугают, и именно поэтому находятся отдельные креативные эксперты, которые пытаются решить тепловые проблемы. И это несмотря на то, что отечественная отрасль поставок тепла практически деградирует, не имеет денег на осуществление модернизации и внедрение более энергоэффективного оборудования. Да и вообще — доведена до состояния апатии и почти тотального нежелания что-либо оптимизировать и развивать, вследствие, мягко говоря, своеобразного метода регулирования сегмента. Особенно в последнее время всё громче и чаще передовые представители теплоэнергетического сегмента заявляют, что он уже реально «дошёл до ручки», и настало время его срочного и радикального реформирования.

Однако обратимся к конкретике. В настоящее время, тарифы в теплоснабжающем сегменте рассчитываются по методу, в основе которого лежат затраты генерирующей компании. То есть, чем большее количество она использовала ресурсов в предшествующем году, тем больший их объём будет предоставлен ей в последующий годовой период. Скажите, может ли это стимулировать «генератора» работать эффективнее? Вряд ли. Описанная проблема — нешуточная. А ещё — многогранная. Одной из прочих её неприятных граней является та, которую видит непосредственный потребитель тепла и горячей воды. Дело в том, что объявляемая регулирующими органами цена на последующий период является результатом своеобразной игры, в которой принимают участие две стороны — производитель тепла и, собственно, сам регулятор. И цена порой зависит от того, насколько виртуозно «нечистый на руку» «генератор», якобы несущий «колоссальные» затраты, докажет регулятору необходимость установления той или иной цены.

И беда в том, что если регулятор в той или иной местности — игрок неважнецкий, а производитель тепла — Мастер, то проигрывает кто? Не регулятор, нет. Конечно же — потребитель, несущий бремя тарифа, оказывающегося подчас несравнимо более высоким, чем тот, что объявлен потребителям, например, в одной из соседних областей.

Тарифы на тепло, которые совсем не греют…. 1/2015. Фото 2

Деньги «не идут»

По имеющейся официальной информации, в настоящее время для того, чтобы «поднять с колен» инфраструктуру ЖКХ, нужны денежные вливания в размере ориентировочно девять триллионов рублей! На слух звучит ужасающе. И чтобы ещё лучше «почувствовать» эту цифру, для сравнения напомним, что данная сумма примерно равна 2/3 доходной составляющей бюджета всей России за год. А чтобы ощутить степень недостаточности выделяемых средств, приведём цифру вложений в 2012-м году. Она составила всего лишь немногим больше. 290 млрд рублей.

В принципе, при подходе к ЖКХ, как к источнику дохода, можно было бы его сделать весьма прибыльным делом, как это и происходит в развитых странах. Да, у него есть минус — небольшие доходы, но есть и плюс, этот минус перекрывающий — покупатель услуги, который никуда не денется (тепло и горячая вода, а особенно в нашей стране, нужна всем и всегда). В нашей стране ЖКХ никак не станет прибыльным бизнесом по причине нестабильности регулятора, который никак не может определиться со своими подходами к управлению — раз и навсегда.

Должна «больше, чем земля колхозу»

Очень большая беда отрасли теплоснабжения заключается в сумасшедшем долге, который только увеличивается. Если по статистике 2012-го года эта сумма оставляла 120 млрд рублей, то сегодня она уже превысила отметку 140 млрд! И, вопреки модной тенденции обвинять в этой беде только потребителя, нежелающего платить, справедливости ради отметим, что сейчас не уникальна ситуация, когда деньги потребителей «прилипают к карманам» представителей управляющих компаний, условно говоря, передающих друг другу «хлебное место» как эстафетную палочку.

Перекрыть эту «финансовую течь» несложно — разработчики предлагают для начала отнять у управляющей компании возможность произвольно оперировать деньгами потребителей. Для этого индивидуальные расчётные счета заводятся для каждого дома. И тогда этими финансами уже нельзя будет расплачиваться за какую-либо другую услугу, фигурирующую в «жировках» потребителей, да и вообще — банально распоряжаться дензнаками по своему произволу. При этом должна появиться прозрачность счёта — для того, что плательщики всегда могли увидеть, на что тратятся их деньги, как и регуляторы, и управляющие компании — отследить перемещения денежных средств по данным счетам. Что произойдёт в случае, если одна УК вдруг сменит другую? Да ничего: был домовой счёт с деньгами, и им с теми же финансами и останется.

Тарифы на тепло, которые совсем не греют…. 1/2015. Фото 3

Как может быть иначе

Чтобы как-то изменить ситуацию, светлые головы рынка теплоснабжения призывают сделать теплосегмент действительно рыночным, выяснив, наконец, какая же цена на услуги будет приемлема, как для «генераторов», так и для клиентов, тепло потребляющих. По мнению экспертов, для начала нужно устранить зарегулированность рынка государством — пусть оно не мешает здоровой и прозрачной конкуренции. Никто не говорит о том, что государство должно устраниться от контроля вовсе, но его влияние должно быть сведено к минимуму. Сейчас регулятор похож на судью на хоккейном поле, который наряду с игроками бегает по полю и активно орудует клюшкой, раздавая направо и налево противоречивые инструкции как играть, вместо того, чтобы просто стоять и наблюдать за тем, чтобы игра шла по (понятным и стабильным!) правилам.

Чтобы как-то изменить ситуацию, светлые головы рынка теплоснабжения призывают сделать теплосегмент действительно рыночным, выяснив, наконец, какая же цена на услуги будет приемлема, как для «генераторов», так и для клиентов, тепло потребляющих

И, действительно, чем, собственно, тепло отличается от какого-либо иного товара? Торговля теплом должна быть сродни магазинной: покупатель приходит, видит приемлемые цены и выкладывает свои кровные за тот товар, который ему нравится — и никак иначе.

Для того чтобы декларируемое стало действующим механизмом, предлагается в структуру, обеспечивающую доведение тепла до потребителя, «инсталлировать» рыночный сектор. Дело в том, что теплосети — это не что иное, как монопольное образование, и никуда от этого не деться. Именно поэтому данная часть структуры должна подвергнуться нормированию. А вот «генераторы», напротив, должны идти путём конкурентной борьбы за получение шанса реализовать свой товар (тепло). При этом к моменту подхода тепла непосредственно к потребителю должен быть установлен «потолок», выше которого «прыжки» цены за тепло запрещены. В определениях инноваторов этот максимальный уровень и называется ценой «альтернативной котельной». И наличие верхней границы признается идеологами новой модели рынка её основополагающим элементом. Второй, также довольно важный элемент — перенос дополнительного груза ответственности на игроков рынка тепла взамен на упразднение немыслимого количества надзорных механизмов. Роль последних будут выполнять значительно увеличенные штрафные санкции. Таким образом, по мнению разработчиков метода «альтернативной котельной», можно добиться реального учёта интересов всех заинтересованных сторон рынка теплоснабжения, и, наконец, заложить фундамент перевооружения и появления мотивации к повышению эффективности работы.

Тарифы на тепло, которые совсем не греют…. 1/2015. Фото 4

Суть названия

Название «метод альтернативной котельной» было взято идеологами новой модели рынка «не с потолка». Альтернативная котельная — абстрактное строение, которое в теории может быть возведено на деньги жителей того или иного городского района и обладать наилучшими технологиями производства энергии. Просто сначала рассчитывается стоимость такого строительства, исходя из специфики места и потребителей, а потом сама цена, по которой этот источник тепла мог бы обеспечивать отопление и ГВС жителям района (с учётом затрат на строительство). Данная цена и призвана стать «потолком», выше которой потребителю не может предложить платить за оказываемые услуги ни один «генератор». Всё, что ниже её — область конкурентной борьбы среди поставщиков. По некоторым данным, в настоящее время двое из трёх потребителей тепла в России платят больше цены, определяемой методом «альтернативной котельной».

Планы регуляторов

А что же власть? Как она намерена на практике проводить в жизнь передовой метод «альтернативной котельной»? Обратимся к официальным документам. Поскольку предлагаемые изменения имеют более чем серьёзное значение для рынка теплоснабжения, рассмотрим подробно, что же сказано в планах «спущенных» Правительством Российской Федерации регуляторам.

В плане мероприятий («дорожной карте») «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии», утверждённом распоряжением Правительства РФ от 02.10.2014 №1949-р, описаны действия государства по претворению вышеописанной идеи в жизнь в самое ближайшее время. В частности, в подразделе II «Внедрение новой системы ценообразования во всех системах централизованного теплоснабжения Российской Федерации», сказано, что в первый квартал 2015-го года (и далее ежегодно), Минэкономразвития, Минэнерго, Минстрой и Федеральная служба по тарифам (ФСТ) России обязаны разработать предложения по учёту в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации (а также внести предложения по учёту в индексах роста платежа граждан за коммунальные услуги) перехода на целевую модель рынка тепловой энергии, причём с темпами, необходимыми для доведения тарифов до уровня цены «альтернативной котельной».

Результатом этих работ должно стать повышение инвестиционной привлекательности сферы теплоснабжения, а также приведение индексов изменения размера платы граждан в соответствие с показателями прогноза социально-экономического развития России.

Начиная с первого квартала 2015-го года Минэнерго, Минэкономразвития, ФСТ, ФАС и Минстрой России должны начать осуществление перехода на систему свободного ценообразования в сфере теплоснабжения.

Тарифы на тепло, которые совсем не греют…. 1/2015. Фото 5

Согласно той же «дорожной карте» предполагается определение особенностей функционирования систем теплоснабжения, в которых тариф на тепловую энергию до перехода на целевую модель рынка тепловой энергии превышает уровень цены «альтернативной котельной»

Данный переход предполагает следующие обязательные пункты: либерализация цен для конечных потребителей тепловой энергии из общей тепловой сети в рамках цены «альтернативной котельной»; отмена ценового регулирования услуг субъектов естественных монополий (теплосетевых организаций) с определением стоимости указанных услуг по соглашению сторон, исходя из нормативов расходов на строительство, содержание и эксплуатацию тепловых сетей в системах централизованного теплоснабжения (далее — референтные расценки), а также возможность применения таковых расценок при расчёте тарифов в течение переходного периода.

При достижении цены «альтернативной котельной» отменяется плата за подключение к системам теплоснабжения, с обязательством единой теплоснабжающей организации по выполнению всех необходимых мероприятий по подключению теплопотребляющих установок потребителей в её зоне деятельности и запретом установления каких-либо обременений для потребителя, связанных с подключением объекта к системе теплоснабжения (с сохранением платы для случаев, установленных федеральным законом). Утверждение цены «альтернативной котельной» и референтных расценок на услуги теплосетевых организаций осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

При этом для поселений, городских посёлков с общей численностью населения 500 тыс. человек и более и административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации утверждение цены «альтернативной котельной» осуществляется на основании расчёта, представленного некоммерческим партнёрством «Совет рынка» и проведённого с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), в соответствии с утверждённой на федеральном уровне методологией (формулами расчёта, параметрами, используемыми в формулах, и правилами их применения). Государственный контроль за правильностью расчёта цены «альтернативной котельной» и референтных расценок на услуги теплосетевых организаций осуществляется ФСТ России.

В первом квартале 2015-го года всё это должно найти отражение в федеральном законе, в течение шести месяцев с даты принятия федерального закона — в актах Правительства Российской Федерации, а в течение девяти месяцев с даты принятия федерального закона — в ведомственных актах. Данными работами предполагается добиться создания условий для привлечения инвестиций, повышения эффективности функционирования отрасли, снижения износа тепловых сетей и источников тепловой энергии, роста валового внутреннего продукта, увеличения налоговых поступлений, создания новых рабочих мест без потери контроля со стороны государства. Кроме того — устранения ценовых перекосов между теплоэлектростанциями и котельными, ликвидации перекрёстного субсидирования между тепловой и электрической энергией. А также создания индикатора эффективности развития и функционирования тепловых сетей в виде референтных расценок, снижения административного регуляторного давления на бизнес и расширения зоны централизованного теплоснабжения.

Согласно той же «дорожной карте» предполагается определение особенностей функционирования систем теплоснабжения, в которых тариф на тепловую энергию до перехода на целевую модель рынка тепловой энергии превышает уровень цены «альтернативной котельной». Ответственными за реализацию данного пункта являются Минэнерго, Минэкономразвития, Минстрой, ФСТ и ФАС Российской Федерации. В течение первого квартала 2015-го года это направление должно найти отражение в федеральном законе, а в течение шести месяцев с даты принятия федерального закона — в актах Правительства РФ.

Ожидаемым результатом проводимой работы названо создание условий для привлечения инвестиций, повышения эффективности функционирования отрасли без дополнительного повышения тарифов. По стратегической же оценке заместителя министра энергетики РФ Вячеслава Кравченко, переход на метод «альтернативной котельной» займёт порядка пяти лет. •

Тарифы на тепло, которые совсем не греют…. 1/2015. Фото 6

ИТП - ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Довольно неплохим инструментом, позволяющим сделать систему поставок услуг и их оплаты справедливой, является использование индивидуальных тепловых пунктов. Благодаря им происходит разграничение тепловой сети и сети (контура) дома. Это важно, так как ИТП позволяет настраивать домовую теплосеть в соответствии с пожеланиями жильцов, а не смиренно принимать тепло, которое централизованно «гонит» по трубам поставщик. Не говоря уже о том, что централизованная вода по многим показателям бывает далека от совершенства с точки зрения пригодности для питья.

По мнению специалистов, такой энергоэффективный инструмент, как ИТП, позволяет снизить потребление тепла в среднем на 25 %. Происходит это за счёт разделения контуров, которое позволяет не только прекратить практику произвольной регулировки тепловой системы, но и пресечь «форточное выветривание» ощутимых денежных средств потребителя вследствие «перетопов».