Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

Российским водоканалам нужны инвестиции

14157 0
Опубликовано в журнале СОК №6 | 2011

С 11 по 16 апреля 2011 г. в Сочи проходил Всероссийский съезд водоканалов. Его организатором выступила Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (РАВВ) при партнерской поддержке компании Grundfos (ведущий мировой производитель насосного оборудования), ГК «Росводоканал» и ряда других организаций.

 

Участники съезда говорили о тех проблемах, которые сегодня стоят перед отраслью. «Износ основных фондов по водопроводным сетям уже достиг 63 процента, канализационным сетям — 61,6 процента, очистным сооружениям водопровода — 59,8 процента, очистным канализации — 62,8 процента. В ряде муниципалитетов износ инфраструктуры уже 70–80 процентов. Около 30 процентов основных фондов полностью отслужили нормативные сроки», — заявил глава Минрегиона Виктор Басаргин.

Для модернизации отрасли необходимо 1,9 трлн руб. Привлечь инвестиции водоканалам непросто. Прежде всего, в силу устаревшего законодательства. «Мы сталкиваемся с проблемой секретности: многие данные по городским водоканалам в городах с населением свыше 100 тысяч человек защищены законом о государственной тайне. Эта норма давно устарела, ее надо отменять. Тогда проблем с привлечением иностранных инвесторов будет куда меньше», — считает Сергей Яшечкин, генеральный директор инвестиционной компании ОАО «Евразийский».

Необходимы отрасли ВКХ и более понятная тарифная политика. Сейчас в Госдуме находится законопроект «О водоснабжении и канализовании», в нем предусмотрен ряд важных новшеств. Вводится понятие регуляторных договоров. Эти соглашения определят объем и качество услуг водоснабжения и гарантируют их поставщикам неизменность установленных тарифов, что необходимо для реализации инвестиционных программ по модернизации сетей. Однако тарифы — не «панацея».

Как отметил в своем выступлении на съезде гендиректор ГУП «Водоканал СанктПетербурга» Феликс Кармазинов, «…простое увеличение тарифа, без увеличения эффективности использования финансовых средств, не приведет к успеху». По мнению специалиста, необходимо повышать энергоэффективность предприятий, снижать потребление электроэнергии. «Почти 20 процентов мирового потребления электроэнергии приходится на насосы, — рассказал Дмитрий Назаров, ведущий инженер ООО “Грундфос”. — При этом от 40 до 60 процентов этой энергии может быть сохранено. Необходимо только установить современное оборудование».

В качестве примера Дмитрий Назаров привел опыт сотрудничества с МУП «Водоканал Воронежа». Сегодня здесь работает более тридцати агрегатов Grundfos. Экономия электроэнергии в зависимости от объекта составляет от 30 до 75 % по сравнению с ранее эксплуатирующимся оборудованием. Специалисты водоканала подсчитали, что экономия электроэнергии от внедрения скважинных насосов составляет до 31 %, канализационных — до 40 %, повысительных — до 75 %.

Вот несколько показательных примеров. «На замену скважинного насоса, силового кабеля и системы управления воронежский водоканал затратил 425 тысяч рублей. Потребление электричества сократилось более чем на 30 процентов. Ежегодная экономия на платежах за электроэнергию — 510 тысяч рублей. Таким образом, весь комплекс оборудования и работ по реконструкции скважины окупил себя за 10 месяцев! А таких скважин, с морально устаревшим оборудованием, в городе более 50-ти! Давайте посчитаем экономию денег и энергоресурсов в масштабах города. В российских водоканалах наблюдается колоссальный дефицит средств на развитие, устаревшее, изношенное оборудование, пришедшее из прошлого века! А ведь деньги, сэкономленные на электроэнергии, можно направить на развитие предприятий», — подытожил Дмитрий.

Реконструкция объектов ВКХ с применением современного, энергоэффективного оборудования, как и реализация других энергосберегающих проектов, возможна за счет внедрения в России механизма энергосервисных контрактов. Они основаны на предоставлении специализированной компанией целого комплекса услуг по практическому энергосбережению с возмещением собственных расходов и получением финансовой прибыли из фактически достигаемой экономии.

«Суть энергосервисного контракта и заключается в том, что он открывает источник финансирования энергосберегающих программ. Мы спрашиваем клиента, хочет ли он заниматься энергосбережением и сэкономить на этом деньги? Если ответ “да”, то даем ему деньги в виде рассрочки на определенный срок, — рассказывает управляющий директор “Мосэнергосбыт” Петр Синютин. — Клиент может не платить за электроэнергию два месяца, а эти деньги тратить на энергосберегающую программу, которую мы вместе с ним разрабатываем. В счет этой программы он экономит свои средства. А деньги, которые были использованы на энергосбережение, возвращает нам с процентами, делясь той прибылью, которую заработал. То есть мы не скрываем, что хотим заработать на клиенте».

Затем, когда деньги будут возвращены энергосервисной компании в полном объеме, водоканал получит возможность полностью пользоваться результатами произведенной модернизации. За подобными пока еще инновационными схемами — будущее развития водоканалов в России.

Comments
  • В этой теме еще нет комментариев
Add a comment

Your name *

Your e-mail *

Your message