Энергетика— ключевой сектор экономики, имеющий стратегическое значение для страны. Россия обладает поистине неисчерпаемыми энергетическими ресурсами, однако в настоящее время рост производства энергосистемами электроэнергии и тепла, а также газоснабжение отстают от роста потребностей промышленности и населения. Строительство крупных энергоблоков РАО «ЕЭС России» — перспектива далекая и пока не подкреплена финансовыми ресурсами. Планы развития энергетики нашей страны до сих пор определялись принятой ранее «Энергетической стратегией России на период до 2020 г.», которая по содержанию напоминает документ советского периода: рыночные стимулы и регуляторы сбалансированного развития ТЭК в ней не предусмотрены. Развитие ТЭК по традиционному пути даже при массированных государственных инвестициях не успеет за планируемым ростом производства. Следовательно, не будут обеспечены объемы строительства жилья для реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье», а если и будут, то с существенной временной задержкой, и при этом в будущее потащат старые дорогостоящие технические решения, прежде всего, электрические и тепловые сети с неизбежными потерями энергии. Стоимость строительства и модернизации энергетического оборудования высока— ее величина сейчас выражается в «стоимости присоединения нового потребителя».Какова плата за присоединение к сетям энергосистемы? В Туле это может быть $500/кВт, а в Москве и 1000. Недостаток энергетических мощностей может быть с лихвой компенсирован за счет энергосбережения Как у производителей, так и у потребителей энергоресурсов в России есть большие резервы энергосбережения. Специалисты уже неоднократно отмечали, что эффективность использования энергии в нашей стране в 2–3 раза уступает аналогичному показателю в развитых зарубежных странах. В России достаточно широко внедряются энергосберегающие технологии. Проводятся энергетические аудиты, в регионах создаются центры и фонды энергосбережения, ряд комиссий добились реальных успехов в тарифной политике. Однако, несмотря на эти достижения ожидаемого быстрого сокращения удельных расходов топлива, тепла и электроэнергии в России не происходит. Действующий закон РФ «Об энергосбережении» является декларативным. Тем не менее его принятие вызвало заметную «волну» работ по энергосбережению в стране и породило новую энергетическую специализацию — энергоаудит. На множестве предприятий нашей страны разработаны программы энергосбережения и оформлены энергетические паспорта, но реализуются они едва ли на одном из десяти предприятий. Основные причины пренебрежения энергосбережением Первая — действительная нехватка средств, так как основные финансовые ресурсы направляются в основном на модернизацию технологий самого производства. Вторая — финансисты предприятия— не энергетики и не осознают, что надежность и качество энергоснабжения — это надежность основного производства и качество продукции. Проект нового закона об энергосбережении, подготовленный Комитетом Госдумы по энергетике и представленный для утверждения в 2003 г., был отклонен.В нем были предусмотрены финансовые стимулы, ответственность за энергорасточительность и др меры повышения энергоэффективности, в т.ч. административный и государственный контроль за их соблюдением. А нужно ли это государственным чиновникам? И зачем дополнительная отчетность бизнесу? Ответ очевиден. Государственное управление процессом развития энергосбережения необходимо, но опыт и нашей, и других стран показывает, что это долго, не всегда эффективно и только его недостаточно. Как стимулировать энергосбережение и помочь специалистам-энергетикам в продвижении программ по энергоэффективности? За счет каких дополнительных источников оплатить мероприятия по экономии энергоресурсов? Можно ли внести соревновательный стимул в этот процесс? В последнее время активно обсуждаются возможности рынков электроэнергии, тепла и природного газа. Но о каких рынках может идти речь, если растет дефицит мощностей и уже сейчас существуют ограничения по пропускной способности сетей?! Однако у нас есть «избыток» — это нереализованные ресурсы энергосбережения. По оценкам многих специалистов этот показатель достигает 40% от количества потребляемых ресурсов. Давайте торговать энергосбережениями! Если заменить лампочки накаливания в 2 кВт на энергосберегающие, то можно сэкономить 1 кВт мощности при сохранении или улучшении качества освещения. Стоить это мероприятие будет не более $100/кВт, а окупаемость составит около года. То есть на следующий год за освещение потребитель будет платить в два раза меньше. При этом снижение потребления энергии абонентом обернется энергосистеме в условиях дефицита энергетических мощностей дополнительным «доходом» за счет продажи по рыночной цене полученного от потребителя «подарка» — высвободившейся электроэнергии. Это так называемая «плата за присоединение» нового потребителя или увеличение договорной мощности для другого потребителя. (Плата за присоединение к сетям энергосистемы — $500–1000/ /кВт. Поблагодарит ли абонента за этот «подарок» энергосистема?) При этом другой абонент, который хочет увеличить свою присоединенную мощность или подключиться к энергосистеме, с удовольствием вернул бы деньги за лампочки первому, если бы тот отдал ему «свой кВт». Предлагается: ❏ Зафиксировать в 2007–2008 гг. существующие мощности и объемы энергоресурсов, получаемых потребителями от естественных монополий по существующим договорам, как установленные квоты. ❏ Разрешить торговлю на свободном рынке частью этих квот, равных объему уменьшения потребления энергоресурсов в результате энергосберегающих мероприятий. Приобретать квоты на свободном рынке смогут как энергосистемы, так и потребители, нуждающиеся в увеличении поставок энергии от энергосистемы, а также новые потребители. Это условие обеспечит создание рынка энергосбережений. Региональные рынки энергосбережений (могут быть организованы, например, в форме биржи) станут реальным стимулом к экономии энергоресурсов, потому что энергосберегающие мероприятия не только снизят затраты потребителей на энергопотребление, но и будут дополнительно, хотя бы частично, оплачены другими потребителями. Стоимость этой «рыночной» мощности будет ниже, чем безальтернативная стоимость затрат на присоединение к энергосистеме и дешевле строительства собственной электростанции . Новый потребитель, купив вашу «квоту» на сэкономленный 1 кВт, с удовольствием вернет вам деньги ($100) за новые лампочки, потому что в противном случае ему бы пришлось заплатить энергосистеме больше ($500 или1000). Принцип действия системы торговли энергосбережениями аналогичен идее Киотского Протокола внутри страны. Эта система будет саморегулируемой! Возможности участия в новых финансовых потоках, обеспеченных торговлей энергосбережением, должны привлечь к работе с потребителями и РАО«ЕЭС России» и «Газпром», которые смогут увеличивать объем экспорта. Работа по экономии энергии выгоднее, чем разработка новых дорогостоящих месторождений. Возможности продаж объемов энергосбережения повысят интерес энергетиков к такого рода работе, но, самое главное, они заинтересуют финансовых руководителей предприятий, что будет способствовать сокращению сроков принятия решений на реализацию энергосберегающих проектов, так как часть средств, затраченных предприятием на покупку энергосберегающего оборудования, вернется уже в первый год после их реализации. ❏ Представляется целесообразным связать увеличение объемов рынков электроэнергии, тепла и газа напрямую с объемами энергосбережения, ввода в эксплуатацию новых энергоэффективных источников энергии и сетей (что также относится к мероприятиям по энергосбережению). ❏ Предложение по введению «рынка энергосбережений» целесообразно внести как основное положение в новый Закон «Об энергосбережении». Это будет «пряник», а для «кнута» место всегда найдется… Решения по развитию энергетического рынка, включая рынок энергосбережений, должны заинтересовать российский бизнес. Поэтому новый закон «Об энергосбережении» может быть разработан и принят российским обществом. Системы установления «квот на присоединение» и «торговли энергосбережением» снимут в определенной степени головную боль региональных органов власти по определению «платы за присоединение» и доли инвестиционной составляющей на развитие сетей естественных монополий. Система «торговли энергосбережением» может быть реализована в регионах России, а также крупными производственными холдингами, как внутрикорпоративная система энергосбережения с использованием опыта торговли эмиссиями дымовых газов, наработанного в США, а также с учетом опыта ряда крупных зарубежных корпораций, реализующих эту систему.