С просьбой рассказать о том, как организована работа в Академии и вообще предлицензионная подготовка в отраслях строительства и ЖКК России, мы обратились к проректору по научной работе и международному сотрудничеству, д.э.н., профессору кафедры экономической политики и бизнеса Румянцевой Елене Евгеньевне. — Первый вопрос, конечно, о лицензировании. Насколько отлажен механизм проведения предлицензионной подготовки в нашей стране? — Позвольте несколько слов сказать сначала об Академии. Она была создана путем слияния государственных образовательных учреждений — Института повышения квалификации и переподготовки кадров строительного комплекса (г. Москва) и Института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов строительной индустрии и промышленности строительных материалов строительного комплекса России (пос. Красково, Московская область) — на основе Распоряжения Правительства РФ (Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2001, 709-р «О создании государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального хозяйства»/Собрание законодательства РФ, 28.05.2001, 22, ст. 2264). Академия, по замыслу инициаторов ее создания, — головной учебный, научный, координационный, а также учебно-методический центр дополнительного профессионального образования в сфере деятельности, находящейся под юрисдикцией Госстроя России. Теперь о проблеме лицензирования. Даже больше не о том, как это организовано в Академии — она ведь часть более общей системы. Я бы хотела сказать в целом о проблеме лицензирования в России. Выдача лицензий — это сравнительно новый инструмент государственного регулирования отрасли, пользоваться которым государство только учится. Сразу скажу, что пока в нашей стране не сложилось системы, обеспечивающей соискателю лицензии возможность получить необходимые знания и навыки, а государству — минимизировать риски некачественного строительства на этапе выдачи лицензий. До недавнего времени получение лицензий, как и вообще выдача любых разрешительных и регистрационных документов, в большей степени было связано с затратами соискателя и соблюдением всех прочих формальностей. Но, с другой стороны, возлагать ответственность за формализацию процесса лицензирования только на государственные органы было бы неправильно. Ведь и сами соискатели ищут самые быстрые, простые, хоть и затратные пути получения лицензий. И тем самым опрокидывают не только рынок качественных образовательных услуг, но и сами от этого проигрывают. — Что Вы имеете в виду? — Интеграция производства, науки и образования — одна из ключевых проблем современной российской экономики. В полной мере она затрагивает работу и строительных предприятий, и жилищно-коммунального комплекса. Появляются новые строительные материалы, новые технологии — более экономичные, экологически безопасные, а строительный рынок и рынок жилищно-коммунальных услуг России очень медленно адаптируют какие-либо новшества. Предприятия работают по традиционным схемам, жалуются на нехватку заказов и финансирования. Результат отсутствия информации о последних научно-технических достижениях и недостаточной профессиональной подготовленности кадров в реальном секторе — высокая токсичность жилых и общественных зданий из-за применяемых строительных и отделочных материалов (в основном, по этой причине загрязнение воздуха внутри помещения может превышать уровень загрязнения наружного воздуха в 1,8–4,5 раза); отсутствие в течение 10 лет каких-либо позитивных шагов в проведении жилищно-коммунальной реформы, которая свелась к перекладыванию всех затрат на плечи населения без каких-либо работ по перевооружению предприятий ЖКК, повышению качества услуг, снижению ресурсопотребления и в конечном счете — снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Хотя, казалось бы, достаточно позаимствовать многие полезные элементы из зарубежного опыта. Например, в Германии за последний год построено 100 коттеджей, в которых не требуется специальная система отопления. Новая технология строительства позволяет самоотапливаться дому без дополнительного оборудования. Или другой пример — новые технологии санирования зданий. По подсчетам немецких специалистов, если не провести необходимое санирование здания через 25–30 лет, то через 40 лет стоимость этих работ увеличится в 4 раза. Эта технология позволила бы исключить трагедии, подобно разрушению здания в Санкт-Петербурге. Простые организационные решения не применяются пока и в системе управления жилищно-коммунальным комплексом России. Многие из них уже сегодня можно позаимствовать из зарубежного опыта: самоуправление в кондоминиумах, организация финансирования проектов перевооружения предприятий, оказание услуг на конкурсной основе, ряд проектов по ресурсосбережению, в первую очередь тепла. Много резервов накопилось и в прикладной экономической науке. Например, бизнес-планирование по-прежнему широко не применяется на практике, хотя ничего сложного для специалистов оно не представляет. Восполнить этот разрыв между возможностями, которые накапливает наука, и практическим состоянием дел как раз и призвана система повышения квалификации, которая за короткий срок может обеспечить передачу новых знаний в производство. Эффект от сотрудничества с профессионалами в области строительства и ЖКК для предприятий этой сферы многократно превышает затраты. К тому же в Российской Федерации разработан механизм финансирования мероприятий по повышению квалификации — эти затраты не облагаются НДС и включаются в себестоимость без ограничения, что уменьшает налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль в соответствии с новым Налоговым кодексом РФ. — Очевидно, что к программам повышения квалификации предприятия должны относиться с позиции соотнесения затрат и выгод? — Совершенно верно. Можно даже привести простую арифметику, не прибегая к высокопарным рассуждениям о проблемах интеграции науки и производства. В начале 90-х годов прошлого века Всемирный банк проводил обучение преподавателей проектного анализа (к слову сказать, прошло много и других учебных программ, по которым также для России были подготовлены специалисты и преподаватели). Это обучение стоило в расчете на одного слушателя 20 тысяч долларов. В результате в России образовался рынок услуг по подготовке инвестиционных проектов. Цена одного небольшого проекта начинается с 10 тысяч долларов. В результате дороговизны внешних услуг до сих пор на наших предприятиях не используется весь накопленный в мировой практике и чрезвычайно полезный не только для экономии инвестиций, но и вообще при проведении любых организационных изменений, аппарат бизнес-планирования. Потери предприятий только из-за их неэффективного управления колоссальны. Мы учим сегодня основам бизнес-планирования на предприятии примерно за 300-400 долларов. Вот и считайте. — Какие учебные программы Вы еще предлагаете для наших читателей? — Сегодня мы сформировали команды специалистов по следующим направлениям (помимо управления проектами): антикризисное управление — эффективное управление предприятием в условиях кризиса или неопределенности финансово-экономической политики государства; технологии строительного производства — энергосберегающие технологии в системах коммунального теплоснабжения (централизованное теплоснабжение, поквартирное и автономное отопление — сравнительный анализ); управление персоналом — психология коммуникаций, деловой этикет, протокол и корпоративный имидж (факультативно — помощь в формировании делового гардероба) как средство повышения конкурентоспособности фирмы; экономика строительства — резервы привлечения дополнительного финансирования в строительство и ЖКХ (вексельные расчеты, эффективные лизинговые схемы и др.). Это наша программа-минимум до конца этого года. Но на этом мы не останавливаемся. В начале следующего года мы планируем запуск совершенно новой программы: Информационные технологии в работе руководителя предприятия, в которой ставим задачу охватить все важнейшие сферы деятельности руководителя в рамках информатизации: требования и минимальные затраты в компьютеризации предприятия, использование компьютера в работе руководителя — программное обеспечение, справочные правовые системы, работа в интернете и др. Следующее направление — задействование специалистов Госстроя РФ, научных организаций для проведения актуальной сегодня учебной программы «Безопасность строительства и оценка качества строительных объектов». Новые программы будут также формироваться и по запросам от предприятий. — Зарубежные программы как-то отличаются от тех, что Вы проводите в Москве? — Конечно. Зарубежные программы отвечают несколько другим целям — изучить зарубежный опыт с позиции его использования у себя на предприятии. Поэтому мы считаем, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Выезд в страну полностью оправдан. Мы готовим для наших заказчиков комплексную поездку, которая бы предусматривала встречу с необходимыми зарубежными специалистами и работу с ними в диалоговом режиме, работу, если необходимо, на международных выставках, выезд на объекты (по запросу заказчика), установление необходимых деловых контактов с зарубежными партнерами (с подписанием протоколов о намерении, соглашений и пр.). Мне лично не известны организации, которые бы оказывали такую профессиональную услугу. В Москве по некоторым базам данных около 80 организаций, осуществляющих обучение за рубежом, но это либо посещение выставок, либо обучение по высоким ценам в бизнес-школах, где требуется знание иностранного языка. Мы же в любой поездке обязательно предоставляем переводчика. Кроме того, учебная программа может быть составлена практически в любой стране мира. И, пользуясь случаем, мы хотели бы проинформировать Ваших читателей об одной из программ, которые мы предлагаем в феврале-марте 2003 г. В I квартале 2003 г. производится набор группы по следующей программе «Организация управления строительством. Финансирование строительных проектов, организация подрядных торгов. Новые технологии строительства. Системы управления в строительной индустрии: менеджмент, маркетинг, логистика, контроллинг». Срок обучения с 24 февраля по 3 марта 2003 г. (Германия — Берлин — Потсдам, Дрезден, Лейпциг — 8 дней/7 ночей). Срок сдачи заявок — до 10 января 2003 г.