Круглый стол состоялся под председательством заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Валерия Васильева, отметившего обширный продуктивный опыт взаимодействия Комитета с отраслью в лице АПРО.

Председатель Наблюдательного совета АПРО, заместитель председателя Общественного совета при Ростехнадзоре Сергей Шатиров рассказал о достигнутых в отрасли результатах по созданию новых предприятий и увеличению объёмов отечественного производства, которые удалось обеспечить благодаря принятию эффективных мер государственного регулирования, в частности, по установлению обязательных требований к отопительным приборам в рамках введения процедуры их обязательной сертификации.

Сергей Шатиров также акцентировал внимание на том, что увеличение объёмов нового строительства в последние годы и планы по их дальнейшему наращиванию способствуют росту спроса на отопительные приборы, в том числе российского производства.

«Отрасль производства отопительных приборов является «лакмусовой бумажкой», которая показывает, как благодаря содействию государства можно в короткий срок обеспечить форсированное развитие импортозамещения по конкретным видам товаров на внутреннем рынке Российской Федерации», — отметил Сергей Шатиров.

Об актуальных для отрасли проблемных вопросах в рамках круглого стола рассказали руководители предприятий — членов АПРО: основатель АО «РИФАР» Александр Лобач и генеральный директор АО «Фирма Изотерм» Виктория Нестерова.

Руководитель испытательной лаборатории — заместитель генерального директора ОАО «Научно-исследовательский технологический институт «Прогресс»

Сергей Стыценко выступил с докладом о ходе и результатах работы по завершению подготовки проектов новых редакций стандартов на отопительные приборы — ГОСТ 31311 «Приборы отопительные. Общие технические условия» и ГОСТ Р 53583 «Приборы отопительные. Методы испытаний».

Представители Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Андрей Лоцманов и Алюминиевой Ассоциации Мария Смыкова в своих выступлениях отметили высокий уровень темпов роста отрасли отечественного производства и импортозамещения на российском рынке отопительных приборов и обозначили поддержку последовательного продвижения по данному направлению в целях дальнейшего промышленного развития и увеличения объёмов потребления российского алюминия.

Исполнительный директор АПРО Александр Квашнин обратил внимание участников круглого стола на перечень инициатив АПРО, включая меры по выявлению и пресечению нарушений при импорте отопительных приборов в Россию, введению запрета на госзакупки иностранных отопительных приборов при наличии российских аналогов, установлению минимальной доли закупок отопительных приборов отечественного производства компаниями с государственным участием, предоставлению российским отопительным приборам приоритетного права доступа к закупкам региональных операторов (фондов) капитального ремонта многоквартирных домов.

В целях обеспечения системного подхода также предложено проработать вопрос о создании при Минстрое России рабочей группы для выработки и обсуждения комплекса мер по повышению эффективности организации и функционирования систем отопления.

«Система отопления — это неразрывная совокупность приборов, соединительной арматуры, внутридомовых труб, магистральных теплосетей котельной инфраструктуры, качества водоподготовки, в связи с чем было бы правильно обсуждать все касающиеся систем отопления вопросы на единой площадке с привлечением всех компетентных и заинтересованных органов, организаций и экспертов», — подчеркнул Александр Квашнин.

В рамках круглого стола с комментариями по поставленным представителями отрасли вопросам выступили представители Минпромторга России, Минэкономразвития России, Росаккредитации, Федеральной таможенной службы России и Евразийской экономической комиссии.

По итогам проведённого мероприятия с учётом высказанных инициатив и результатов состоявшегося обсуждения будет подготовлен итоговый документ — рекомендации круглого стола.

В данные рекомендации по итогам круглого стола планируется включить предложения по проработке комплекса нормативно-правовых и организационно-распорядительных мер, направленных на обеспечение дальнейшего развития импортозамещения на российском рынке отопительных приборов, включая вопросы стимулирования внутреннего спроса, предоставления отечественным производителям отопительных приборов преференций при доступе к различным видам закупок, осуществления государственного контроля и надзора, противодействия неправомерным действиям при импорте отопительных приборов в Россию и многое другое.

Рекомендации по итогам круглого стола были запланированы к отправке Комитетом Совета Федерации по экономической политики в Правительство Российской Федерации и в профильные федеральные органы исполнительной власти для организации проработки предусмотренных ими предложений и инициатив, а также всем участникам мероприятия.

22 марта 2022 года Комитет на своём заседании утвердил рекомендации круглого стола. Рекомендации содержат комплексный и обширный перечень предложенных аппаратом и членами АПРО инициатив по поддержке отрасли отечественного производства отопительных приборов и дальнейшему развитию импортозамещения на российском рынке радиаторов отопления и конвекторов, а также приоритетные и первоочередные меры по защите интересов отрасли с учётом текущей экономической ситуации.

Содержащиеся в рекомендациях инициативы можно разделить на три основных блока.

Первый блок — меры по стимулированию внутреннего спроса на отопительные приборы отечественного производства на территории Российской Федерации, такие как:

  • установление полного запрета на осуществление государственных (муниципальных) закупок иностранных радиаторов отопления сегментов массового спроса (алюминиевых и биметаллических секционных, а также стальных панельных) при наличии предложения российской промышленной продукции;
  • установление перечня конкретных условий, производственных и технологических операций, выполнение которых необходимо для признания отопительного прибора каждого типа российской промышленной продукцией;
  • установление минимальных долей закупок отопительных приборов отечественного производства компаниями с государственным участием;
  • предоставление отопительным приборам отечественного производства приоритетного права доступа к закупкам региональных операторов (фондов), осуществляющих реализацию программ капитального ремонта многоквартирных домов в субъектах РФ.

Второй блок — предложения, направленные на дальнейшее упорядочение функционирования российского рынка отопительных приборов и организации систем отопления в целом, а именно:

  • восстановление государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к радиаторам отопления и конвекторам путём определения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление соответствующих контрольно-надзорных функций и проведение проверочных мероприятий;
  • установление в проекте технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности строительных материалов и изделий» обязательных требований к отопительным приборам, в частности, требования об обязательности соблюдения стандартов на отопительные приборы, а также необходимости проведения процедуры оценки (подтверждения) их соответствия исключительно в форме сертификации;
  • создание при Минстрое России рабочей группы для выработки и обсуждения комплекса мер по повышению эффективности организации и функционирования систем отопления, включая все элементы и процессы, связанные с обеспечением теплоснабжения;
  • установление обязательного требования по представлению сертификатов соответствия на отопительные приборы, установленные на строительном объекте, при проведении процедур сдачи, приёмки и ввода в эксплуатацию такого объекта;
  • принятие мер, направленных на повышение уровня обязательных требований, контроля и ответственности за обеспечение надлежащего качества подготовки воды, циркулирующей в тепловых сетях и поступающей в отопительные приборы;
  • усиление проведения таможенного контроля в целях выявления правонарушений при ввозе отопительных приборов на территорию Российской Федерации, в частности, таких как импорт несертифицированных и небезопасных отопительных приборов и занижение таможенной стоимости ввозимых товаров;
  • усиление контроля подтверждения фактического ввоза на территорию Российской Федерации образцов отопительных приборов для проведения их испытаний в рамках прохождения процедуры обязательной сертификации при последующем ввозе товарных партий отопительных приборов на территорию РФ из иностранных государств;
  • усиление осуществления контрольно-надзорных мероприятий за деятельностью аккредитованных лиц — органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), осуществляющих выполнение работ по оценке (подтверждению) соответствия радиаторов отопления и конвекторов отопительных установленным требованиям.

Третий блок — первоочередные меры по защите интересов отрасли в условиях текущей экономической ситуации и внешних вызовов, такие как:

  • установление запрета на ввоз стальных панельных, алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления, а также стальных конвекторов из стран — участниц Европейского союза;
  • оказание российским производителям отопительных приборов содействия в принятии мер, направленных на устранение негативных последствий, связанных с прекращением поставок комплектующих, материалов и сырья для изготовления отопительных приборов из стран — участниц Европейского союза, включая поиск альтернативных источников и выстраивание логистических цепочек поставок на приемлемых условиях;
  • ускорение и упрощение совершения таможенных процедур и проведения таможенного контроля при ввозе на территорию Российской Федерации комплектующих, сырья и материалов, используемых для изготовления отопительных приборов на территории РФ;
  • введение в отношении экспорта металлов мер таможенно-тарифного и (или) нетарифного регулирования, направленных на предотвращение возникновения дефицита и стабилизацию внутренних цен на металлургическое сырьё, используемое для изготовления отопительных приборов на территории РФ;
  • установление запрета на ввоз в РФ алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления из Украины;
  • организация мониторинга цен на металлы и продукты их первичной переработки на внутреннем рынке Российской Федерации, используемые для изготовления отопительных приборов, в том числе на предмет выявления и устранения нарушений законодательства РФ о защите конкуренции, включая установление монопольно высоких цен.

Рекомендации направлены Комитетом Совета Федерации по экономической политике руководителям профильных федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, служб и агентств) и уполномоченных организаций для обеспечения предметной проработки предусмотренных ими предложений, инициатив и мер.